6 p. 51; 126. Deum vero, qui omnium est principium, compositum esse non est putandum; ne forte priora ipso principio inveniantur elementa esse, ex quibus compositum est omne, quidquid illud est, quod compositum dicitur.
3) c. Cels. 1, 23 p. 341; 701. ????? ??? ???? ??????, ????? ?? ????? ???? ????. ??? ??? ????? ??? ???? ?? ?????, ????? ???? ??, ????? ??????. ???? ?? ????????? ????? ??????, ??? ?????? ???? ????? ??? ???? ?????, ????? ???? ????, ???? ?? ???? ?? ????? ????’ ??? ??? ???? ????? ???????????? ??? ??? ???? ???? ??????? ?????, ?? ??????? ?? ??????? ???? ?? ???? ????. Clement, alex. Strom. 5, 12, 695 (см. ???. 74 пр. 3).
4) de princ. 1,1,6 (см. пр. 2).
181
своей деятельности, — предстоит выбор между двумя альтернативами: Бог есть или материальное тело или бестелесен. 1) Но материальное тело, — будь это даже самая тончайшая материя, — как пространственно протяженное, не может быть неделимым и несложным; следовательно, Бог по существу Своему бестелесен. 2) До сих пор в решении вопроса о существе Божием Ориген не выступает из той колеи, которая проложена еще языческой философией; Плотин рассуждал точно так же; Климент александрийский высказал много сродного. Но на данном пункте Ориген расходится с тем направлением, которому следовал Плотин. В словах:»Бог бестелесен»заключается у Оригена больше, чем простое отрицание материальности: в них дано положительное и весьма содержательное понятие о Боге: как бестелесный, Он может быть только духом, существом интеллектуальным, абсолютным умом. 3) Для Оригена эти определения имеют конкретный
1) de princ. praef. n. 9 (см. стр. 130 пр. 1).
2) de princ. 4, 27 p. 189; 401. ilia vero substantia Trinitatis, quae principium est et causa omnium, — neque corpus, neque in corpore esse credenda est (cfr. de orat. 23 p. 234; 488. ?? ??? ???? ?? ???????? ???? (= ???????, ???????) ????? ??? ???? ???? ????? ????????? ???? ??? ???? ????? ????? ??????’ ? ?????? ??????? ??????????, ?? ?????????, ??? ??????, ??? ??????? ????? ????? ????????????), sed ex toto incorporea.
В других местах Ориген отвергает предположение о материальности существа Божия на том основании, что в таком случае приходилось бы мыслить Бога подлежащим не только изменению (???????, ??? ??’ ???? ?????????, ??? ??????????), но и разрушению (????????? ????????? ????????). с Cels. 1,21 p. 339; 697. de orat. 23 p. 234; 488. in Joh. t. 13, 21 p. 231; 433. in Rom. 3, 1 p. 503; 927. Первою посылкою в этой аргументации служит общее всем понятие о Боге (с. Cels. 3, 40 р. 473; 972. ???’ ? ????? ?????? ??????? ???????, ??? ???? ??????? ????? ??? ??????) или широкий признак совершенства, но никак не определение Бога как principium, — ясное доказательство, что Ориген не всегда видел в последнем понятие основное и первоначальное.
3) de princ. 1, 1, 6 p. 51; 125. nоn ergo aut corpus aliquod, aut in corpore esse putandus est Deus, sed intellectualis (cfr. ibid. 1, 1, 5 p. 51; 124. omnia intellectualia, id est incorporea) natura simplex, nihil omnino in se adjunctionis admittens; uti ne majus aliquid et inferius in se habere credatur (cfr. c. Cels. 1, 23. стр. 181 пр. 3), sed ut sit ex omni parte ?????, et ut ita dicam ????, et mens, ac fons ex quo initium totius intellectualis naturae vel mentis est… Natura ilia simplex et tota mens ut moveatur vel operetur aliquid, nihil dilationis aut cunctationis habere potest, ne per hujusmodi adjunctionem circumscribi vel inhiberi aliquatenus videatur divinae naturae simplicitas, uti ne quod est principium omnium compositum inveniatur et diversum, et sit multa, non unum… Quia autem mens non indigeat loco, ut secundum naturam suam moveatur, certum est etiam ex nostrae mentis contemplatione.
182
смысл: Бог есть дух, т. е. существо, действительно мыслящее и самосознающее, что весьма близко отвечает современному понятию»личный дух». 1) Тех затруднений, которые заставили Плотина отрицать мышление в едином, Ориген или не сознавал или не признавал и благодаря этому составил понятие о Боге, значительно отличающееся от неоплатонического учения о едином. 2)
На таком определении существа Божия Ориген в ранних своих сочинениях и останавливался; но впоследствии он при-
1) До какой степени мышление и самосознание, как действительный факт, тесно соединено с представлением Оригена о Боге, это видно и из сопоставления ума Божия с умом человека, личного духа, но всего полнее обнаруживается и том, что, исходя именно из этого представления о мышлении как необходимом признаке божественной природы, Ориген стал в весьма своеобразное отношение к понятию о бесконечном, или — точнее — безграничном (???????). Философия того времени смело полагала, что первое начало безгранично (см. стр. 26 пр. 3); Климент александрийский также приписывал Богу это определение. Ориген отнесся к нему отрицательно. По самой, природе мышления, — думал он, — все безграничное, как заключающее в себе элемент неопределенности, непознаваемо; следовательно, и Бог, если бы Он был безграничен по Своему существу и силе, не мог бы познавать Самого Себя, равно как и Его дела остались бы вне сферы Его ведения, если бы они были безграничны, бесчисленны. Напротив, Бог все сотворил по числу и мере. Just. ер. ad Menam (Migne, s. gr. t. 86 col. 981. cfr. de princ. 4, 35). ?????? ?? ??????????? ?? ????, ?? ????? ?????????? ??? ?? ??? ???? ???????. ?????? ??? ?????????? ?? ????? ???????? ????????. ???? ?? ???????????? ?????, ?? ????????????? ????? ? ????, ?????? ???? ????? ????? ????? ???????????? ???????, de princ. 2, 9, 1 p. 97; 225 (ex Justin, ер.), ???????????? ??? ????? ??? ??? ??????? ??? ???? ???????, ??? ?? ???????? ???????? ??? ?????????? ????? ????????????. ??? ??? ? ??????? ? ???? ???????, ?????? ????? ???? ?????? ?????’ ?? ??? ????? ?? ??????? ???????????. ???????? ?????? ??????? ?? ??????? ?????????????, ??? ?????????? ??? ??? ????? ????????. in Matth. t. 13, 1 p. 569; 1089. ?? ?? ????????? ? ??????, ???’ ??’ ??????? ?????, ??? ????? ? ???? ????? ?? ????? ???? ???????? ?????’ ???’ ?? ??? ??? ?????, ???? ??????? ??????? ???? ??–?????? ?????, ? ????, ??? ???? ????? ????? ?????’ ?????? ??? ?? ????? ??? ???? ?? ??????????????? ?? ???????? ???????? ?? ??????????? ??????, ????? ?? ????????? ???? ?????????? ???????? ???????? ???? ?????? ??????????, ??? ??????? ????? ??? ??????, in Matth. comm. sen и p. 874; 1687. unumquodque autem eorum quae (Deus) praefinit, non ab experibili [=?? ??? ????????] praefinit: non possibile est enim hoc. Таким образом, Ориген остался во всю жизнь верен этому воззрению, сложившемуся исключительно пол влиянием убеждения, что Бог есть существо действительно мыслящее.
2) В едином Плотина нет ни мысли, ни движения, ни энергии (см. стр. 26. 30. 34); живой и личный Бог Оригена есть ум и производит движения и действия (operatur = ???????) сообразные со Своею природою (см. стр. 182 пр. 3).
183
шел к мысли, что при решении этого вопроса возможна третья альтернатива; дилемма развилась в трилемму, радикально изменяющую самую постановку вопроса: Ориген задавал себе вопрос уже не о том только, материален ли Бог по существу Своему или бестелесен, — он спрашивал: можно ли вообще говорить о существе Божием? Бог не выше ли всякого существа? В позднейших своих трудах Ориген заметно склоняется к этой третьей альтернативе, к мысли, что Бог выше существа и ума. В этом случае Ориген руководится не опасением только, что с понятием»существо»(?????) некоторые, может быть, соединяют представление о чем?то телесном, но, главным образом, желанием — остаться верным определению Бога как монады–энады, которое ставило Его вне ряда других существ. Приписать Богу существо значило бы подвести Его под одну категорию с другими, включить Его как часть в высшее логическое целое. Отрицание Оригена направляется, таким образом, не против понятия о существе, а против идеи участия в существе.»И в существе Бог не имеет участия: ибо скорее Ему причастны другие, чем Он причастен чему?нибудь. И Спаситель наш не участвует в правде, но есть правда, и Ему, как правде, причастны праведные. Вообще вопрос о существе, особенно же о существе в соб-
1) В сочинении «О началах» (1. 4, 36 р. 194; 411 ex vers. Hieron.) Ориген позволяет себе даже сказать, что «intellectualem rationabilemque naturam sentit Deus, et unigenitus Filius ejus et Spiritus s.: sentiunt angeli… sentit interior homo. Ex quo concluditur Deum et haec quodammodo unius essesubstantias. Ho в in Joh. t. 13, 21 p. 230; 432 Ориген ставит вопрос о существе Божием уже в форме трилеммы (?????? ????? ???? ??? ???? ????????????, ??? ??? ?????? ?????, ???? ????? ??? ????????? ??? ????? ????????? ?????? ??????????? ??? ??????????, ? ? ? ? ? ? ? ????????, ??? ???????????????? ?????? ???????? ??? ???????, ????? ???? ????? ?? ?????? ??????? ??? ??? ????? ?????? ???? ?? ?????? ?? ???? ?????? ????), но сам останавливается на втором мнении: Бог есть существо духовное. А в in Joh. 19, 1 p. 287; 536 он говорит: ?? ?????, ? ?? ?????????? ??? ?????? ??????? ??? ????? ??? ????. С. Cels. 7, 38, ?. 720; 1473. ???? ??????, ? ???????? ??? ??? ?????? ???????? ????? ??????, ??? ???????, ??? ???????? ??? ??? ???? ????. Cfr. exhort, ad mart. 47 p. 307; 629 ???? ?? ????? ??? ??? ???????? ??? ?????? ????. Вероятно, подобная же мысль заключается и в предшествующих словах: «???????? ???»; во всяком случае, едва ли возможно допустить, что ими Ориген отрицает мышление в Боге, так как в комментарии на ев. от Матфея, написанном незадолго до книг против Цельса, Ориген считает мышление несомненной принадлежностью существа Божия.
184
ственном смысле, т. е. существе нематериальном и неизменном, — есть вопрос сложный и трудный. Нелегко решить, выше ли существа по достоинству и силе Бог, подающий существо тем, которым Он подает его чрез Слово, а также и самому Слову, или и Сам Он — существо, хотя по природе невидим и бестелесен. Нужно также расследовать и то, не следует ли называть существом существ, идеею идей и началом Единородного, а Отца Его и Бога считать выше всего этого.» 1)
Таким образом, в позднейший период своей деятельности Ориген приходит к определению существа Божия 2) настолько утонченному, что можно опасаться, как бы оно не представило серьезного препятствия для правильной постановки