Скачать:TXTPDF
Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов

?? ??????, ??? ?????? ?? ?????, ???? ???, ?? ????? ????? ??? ? ??? ??????? ? ?? ?? ???? ???? ??? ??? ?? ????????? ??? ?????? ?????, ??? ?? ????????? ?? ?? ???????’ ??? ????? ?? ?????? ???????? ???? ??? ???? ??? ?? ???? ??? ?????… ? ?? ??????, ? ?? ???? ???? ??? ????;

1) 6. 9. 2; 1,81. ??? ???? ?????? ?? ?? ????? ????? ???… ????? ?? ??? ?????- ??? ?????? ??? ??????????, ??? ????? ??????????, ??? ?? ??? ????? ?? ????? ??? ?? ?????????, ??????? ????? ??? ??? ?????? ???? ?? ??. ?? ?? ???? ?????? ??????, ?????? ???? ?? ???????? ??? ??? ?????, ?? ?? ??? ???? ????? ??? ???? ?? ????????, ??? ???? ????????, ??? ??? ??? ???? ???????? ????????, ???? ???????? ??? ?? ????? ??? ?? ????? ??? ??????? ??? ??????, ???????? ?? ??? ????? ????? ?? ?????? ???? ?? ?????.

2) 5. 4. 2; 1, 73. ???? ?? ??? ?? ??????.

3) 5. 3. 5; 2, 358. ?? ??? ????? ?????, ????, ??????, ?? ??????… ? ?????? ????? ?? ??????… ???’ ???????? ??? ?????? ??????, ???’ ? ?? ??? ? ?????? ????? ?? ??? ???’ ? ?? ?? ?????? ?????, ???? ????? ?? ??????, ? ?? ?????.

4) См. выше 5. 1. 4; 1, 99.

5) 6. 4. 4; 1, 165. ???? ????? ?????????, ?? ????, ???? ?? ???… ?? ?? ?????… ??? ?? ??. 6. 7. 39; 2, 142. ?????.

6) 6. 3. 11; 2, 367. ??????.

7) 6. 9. 2; 1,81. ??????? ????? ??? ??? ?????? ???? ?? ?? (?. 5; 1,85. ????????).

8) 5. 4. 2; 1, 72. ?? ??? ???????? ?????? ??? ??? ???? ?? ????… ????? ??? ? ????. 6.,6. 8; 2, 106. ???? ? ?????-

9) 5. 4. 2; 1, 72. ??? ?????? (? ????), ???? ?????, ???????? ?? ????????, ?????? ??????. 5. 3. 15; 3, 371. ?? ??? ?????. 6. 7. 14; 2, 144. ?? ?????. 6. 2. 22; 2, 247. ??? ?????. 6. 7. 8; 2, 106. ????? ??? ????? ?? ?? ????? ?? ???? ?? ????? ??.

10) 5. 6. 1; 1, 195. ?? ??? ???… ?? ??? ?? ?????… ???? ??? ??????? ?? ??.

11) 5. 6. 1; 1, 195. ?????? ??? ??? ??? ?????? ??? ?????.

32

ренняя множественность его природы отражается и на всем содержании его мышления: когда он созерцает единое благое, он видит его не как единое, но как неединое, как многое; это созерцание — так сказать — отлагается в уме в виде множества представлений. 1 Содержание ума — идеи, разнообразное множество представлений, целый идеальный мир. 2 Каждая из идей сохраняет некоторую самостоятельность, но все они объединяются в уме, как в центре, относятся к нему как виды к роду, как части к целому. 3 Идеи различаются одна от другой, но вместе и тождественны, потому что объединяются в уме, своем носителе; 4 он, в отношении к ним, больше, чем простое их вместилище: каждая идея есть ум; идеи не отличны от самого существа его. 5 Поэтому Плотин имеет полное основание сказать, что ум не один только, но один и многие, один и все. 6

Так как благо тождественно с единым, то естественно, что ум отличается от первого начала и в этом отношении: он только подобен благу (??????????), потому что мыслит благо; он разнообразное благо, благой между благоподобными. 7

Такое же различие между единым и умом можно заметить и с другой точки зрения. Единое не есть ни существо, ни энергия,

1) См. выше стр. 31. пр. 1.

2) 5. 5. 4; 2, 21. ? ??? ?????? ?????? ??? ? ????. 5. 3. 16; 2, 372.

3) 5. 9. 6; 1, 54. ????? ?? ???? ???? ??? ????? ????? ????????????… ???? ?????? ? ???? ????? ???? ????? ??? ?? ??? ????, ??? ??????? ??????? ????. ? ?? ??? ???? ???????? ????? ????? ???? ??? ????? ???? ?????.

4) 5. 1.4; 1, 100. ??? ?? ??? ???? ????????? ??????? ???? ?????? ?????, ?????? ??, ???? ?? ?????, ??? ?????? ?? ?? ?? ????.

5) 5. 9.6; 1, 54. ???? ??? ?? ???? ?? ???? ??? ????? ?? ???? ??? ?? ?? ???? ????, ???’ ?? ????? ???? ??? ?? ?? ??????. ?. 8; 1, 55. ???? ??? ? ????? ?????, ??? ????? ??? ??? ?????? ????, ???’ ?????? ????. ??? ???? ??? ? ???? ?? ????? ????, ??????? ?? ????? ???? ???????, n. 5; 1, 52. ?? ?? ???’ ????? ??? ?? ????? ????, ????? ????? ? ????. ?? ??? ? ??? ????? ????? ????, ? ?? ???? ????? ?????, ???? ? ????? ????? ??????? ?????. 3.2. 1; 2, 320. ? ??? ??? ??? ??? ????? ????? ?????? ????? ? ???????? ??? ??????, ?? ??????? ??’ ??????.

6) 4. 8. 3; 1, 64. ?? ??? ??? ???? ?????, ???’ ??? ??? ??????. 6. 7. 8; 2, 106. ?? ?????? ??? ?? ???? ???, ???? ???.

7) 5. 6. 4; 1, 197. ??? ???? ???? ??? ??????’ ?????????? ??? ?? ?? ?????? ?????. 6. 7. 15; 2, 116. ?????????? ?? ??? ????? ?????? ?? ??????????, ?????? ????????.

33

ум — и то и другое. 1 Единое можно рассматривать скорее как первую силу, совершеннейшую потенциальность (???????), ум есть первая энергия. Если для примера мы позволим себе называть первое начало существом, то ум будет не энергиею существа, а энергиею из существа. Энергия существа есть интегрирующая часть его; такова, например, та теплота, вследствие которой сам огонь горяч, энергия из существа есть теплота, развивающаяся вследствие того, что огонь производит действие, сообразное с его природою. Так и единое, рождая ум, сохранило в целости свою природу, так как ум есть энергия, родившаяся из энергии, присущей природе единого, и развившаяся до бытия и существа. 2

Плотин старается дать возможно высокое представление об уме и его отношении к единому. Ум обладает совершеннейшим мышлением без усилий и искания; 3 он мыслит только единое и самого себя, 4 и его мышление отличается совершеннейшею реальностью; он есть истина. 5 Его рождение — не во времени (вечно совершенное единое может рождать только вечное 6) и сам он выше всякого времени: для него нет ни прошедшего, ни будущего, он существует в вечном настоя-

1) 6. 9. 3; 1, 82. ?? ??? ??? ????? ????? ?????, ?????? ?? ?? ??. 5. 1.7; 1, 103. ?? ??????? (??? ????) ? ????? (??? ???) ??? ???????? ???’ ??????? ??? ?????????? ??? ?????? ???’ ??????? ??? ?? ???????.

2) 5. 4. 1; 1, 71. ?? ?????? ??? ?????? ??????????? ??? ??????? ? ?????. 1. 7. 1; 2, 431. ???????? ??????, ???????? ??? ?????????. 5. 3. 12; 2, 368. ? ????? ???????? ? ????. 5. 4. 2; 1, 72. ???? ????????… ???? ??? ???????? ??????? ??????? ????????; ? ? ??? ???? ??? ??????, ? ?’ ?? ??? ?????? ???????’ ???? ??? ??? ??? ????? ? ??? ??? ???? ??????????? ??? ?????? ????????, ? ?? ??’ ??????? ??? ???????? ??????????? ??????? ??? ???????? ?? ????? ????????? ?? ?? ?????? ???’ ???? ?? ?????… ???????? ????? ?? ?? ?????? ???? ?? ??? ?? ???? ??????????? ??? ???????? ????????? ? ?????????? ???????? ????????? ???????, ??? ?? ??????? ???????? (?????? ??? ‘??????? ??????) ??? ?? ????? ??? ?????? ?????.

3) 5. 1. 4; 1, 99. ???? ?? ?? ?????, ???’ ????. 5. 3. 9; 2, 363. ???? ?? ????? (??????) ????? ?? ?????????????? ???? ?????- ??????? ??? ??? ????.

4) См. выше стр. 32. пр. 1.

5) 5. 5. 1; 2, 17. ??? ????, ??? ????? ???? ??? ?????, ??’ ?? ??? ???? ????????? ???? ??? ?? ?? ???? ????????; ???????… ??? ??? ????? ??? ???????… ???? ??’ ??????????, n. 3; 2, 20. ????, ?? ???? ?????, ? ???????.

6) 5. 1.6; 1, 101. ??????? ?? ???? ???? ??????? ? ?? ????? ??? ????? ???? ??? ??? ????? ???????????… ?? ?? ??? ??????? ??? ??? ?????? ?????.

34

щем. 1 Ум есть самое возвышенное существо между сущими 2 и лучше всего 3; он более единое, чем все прочее, и ближе всего стоит к первому началу 4 и только в нем одном и нуждается. 5 Ум есть образ единого, сохраняющий в себе многие черты своего прототипа, подобный единому так же, как свет подобен солнцу. Он так же неразделен от единого, как нераздельно от солнца всегда рождающееся от него и разливаемое им вокруг себя светлое сияние. 6 Ум и единое ничто не разделяет, кроме некоторой разности (????????). 7 Ум есть божественная природа, второй Бог. 8 Но, несмотря на все эти совершенства, ум, несомненно, ниже единого. 9 Плотин возводит даже в принцип то положение, что рождающееся не может быть ни лучше рождающего, ни тождественно с ним; рождающееся всегда более сложно и потому всегда должно быть ниже, чем рождающее. 10 Таким образом, этот философ сознательно устанавливает решительное, принципиальное подчинение второго начала первому.

1) 5. 1. 4; 1, 99. ? ????… ? ????? ????… ???? ?? ?? ???? ????? ?????? ?? ?? ???? ??? ???? ????? ??? ?? ????? ??? ??? ??????? ?? ?????? ???? ??? ??? ???? ???? ?? ???????????.

2) 6. 9. 5; 1, 85. ?? ?? ???? ???? ??????????. 5. 1. 4; 1, 99. ???? ????? ????? ??????????? ??.

3) 5. 1.6; 1, 102. ???????? ??????? ????… ???????? ?? ???’ ???? (?? ??) ???? ??? ????????.

4) 5. 5. 4; 2, 21. ? ???? ?????? ?? ??? ????? ??? ????? ???????? ????? ??? ????, ?? ??? ?? ??????? ??.

5) 5. 1. 6; 2, 102. ??? ??? ??? ? ???? ?????? ??? ?????? ????? ?????’ ?????? ???????? ?????.

6) 5. 1.7; 1, 102. ?????? ?? ??????? ????? ??????? ??? ????… ??? ??? ????? ?????? ?? ?????????? ??? ????????? ????? ????? ??? ????? ????????? ???? ????, ????? ??? ?? ??? ??? ?????. n. 6. ?????????? ?? ?????… ???? ????? ?? ???? ????? ??????? ??? ????????, ?? ????? ??? ?????????? ????????.

7) 5. 1.6; 1, 102. ??? ?? ???? ?? ?????????… ????? ?? ??? ?? ???????? ??? ????? ?????, ??? ??????? ???? ??? ????? ?? ???????? ??? ?? ???????????? ???? ?? ??? ?? ??????? ? ?? ????????, ?? ??????? ???????? ????,

Скачать:TXTPDF

Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать, Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать бесплатно, Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать онлайн