4 ( стр. 166 пр.).
2) in Luc. h. 34 p. 972; 1887. porro duos denarios Patrem et Filium intelligi, stabularium ecclesiae praesidem, cui dispensatio credita est.
3) См. стр. 280.
4) См. Стр. 327.
5) Ср. также с. Cels. 7, 49 p. 730; 1492. ??? ‘ ??? ( ???? ??????????? ) ???? ? ??? ???? ?????????? ???? ???????? ????????? ????? ??? ???? ( о Св. Духе нет упоминания). Ср. стр. 340 пр. 1. Далее (с. Cels. 8, 13 р. 751; 1536) речь идет о почитании ангелов, следовательно, никак нельзя сказать, что Ориген умалчивает здесь о Св. Духе потому лишь, что касаться всех предметов религиозного поклонения в данном месте он не имел никакого повода. Точно так же с. Cels. 5, 12 р. 587; 1200. 7, 70 р. 744; 1520. ???????????? (?? ??????????) ???? ?? ?????? ???? ??? ??? ???? ???? ???… ???????? ????? ??? ????. 8, 67, ?. 792; 1617. ?????? ??? ??? ????? ??? ??? ???? ???? ??????? ??? ??? ???????? ?????… ??? ???????? ?? ???? ??? ??? ???????? ?????, ?? ??? ????? ??? ??????… ??? ???? ? ??????? ???????… ?????? ?????, ????? ????? ?????.
6) in Joh. t. 2, 6 p. 60. 61; 125. 128. ?? ????? ??? ??? ????? ???????, ??? ??? ??? ????? ???????, ???’ ??? ?????????? ??? ???????? ???? ??? ?????. ??? ?’ ?? ????? ????? ??????? ? ? ??????????????? ??, ??????? ????? ???, ????? ??’ ????? ??????? (Joh. 1, 3), ?? ??? ?? ?????? ?? ????? ??’ ????? ???????. ????? ???, ??? ?? ??? ???????? ??????? ???? ?????, ??? ????????? ??· ????? ??’ ????? ???????, ????????? ????????????, ??? ?? ????? ?????? ??? ??? ????? ??????? ??????????? ???’ ???? ??? ????? ???????????. ?? ?? ?? ????????? ?? ????? ??????
344
Заметив, что предлог «чрез» (??’ ?????) указывает на вторую причину, посредствующую, которая сама собою предполагает существование высшей, первой причины (означаемой предлогом ???), что, следовательно, все произошло только чрез Сына, но не есть от Сына, а от Отца, — Ориген задается вопросом об объеме подлежащего «все». «Так как изречение: „все произошло чрез Него»истинно, то нужно расследовать, не чрез Него ли произошел и Дух Святой. Ибо я думаю, что тому, кто признает Его происшедшим и принижает слова: „все произошло чрез Него», — тому необходимо допустить, что Св. Дух произошел чрез Слово, так что Слово выше Его (логически предшествует Ему, ??????????? ???’ ????). А кто не хочет допустить, что Св. Дух произошел чрез Христа, тому следует называть Его нерожденным, коль скоро он признает за истину сказанное в этом евангелии. А кто?нибудь третий, кроме этих двух, — того, кто признает, что Св. Дух произошел чрез Слово, и того, кто почитает Его нерожденным, — станет учить, что особого существа Св. Духа, отличного от Отца и Сына, не существует. Но коль скоро он признает Сына отличным от Отца, то, может быть, он предпочтет то мнение (????????????? ??????… ??), что Св. Дух тождествен с Отцом, потому что различие Св. Духа от Сына указывается, со всею очевидностью, в словах: „если кто скажет слово на Сына человеческого; простится ему: но кто будет хулить Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в буду-
??? ??? ??????? ?????????, ?????? ?? ????????? ???? ??????, ????? ?? ?? ?? ????????? ????? ????? ????????. ????? ?? ??? ??? ?????? ???? ???? ???, ??? ?? ??? ??? ????? ????????????? ?? ?????? ?? ????? ?????????, ??? ??? ????????? ????? ????? ?????????????, ?????????? ???? ?????? ???? ????? ????????? ??? ????? ????????? ?????? ???? ??? ?????? ??? ??? ????. ‘???? ???? ????????????? ?????? ??? (leg. ??) ?????? ?????? ????? ??? ???? ???? ??? ??????, ?? ?? ???? ???? ????????? ?? ?????, ????????????? ?????????? ?????????? ??? ????? ????????? ???? ??? ???? ?? ??· Matth. 12, ?. 32. Marc. 3, ?. 29. ????? ?????? ?? ????? ?????????? ?????????? ????????? ??? ?????? ??? ??? ???? ??? ?? ????? ??????, ??? ????????? ????? ?????? ??? ?????? ????? ???????????, ?? ???????????? ??? ??????, ?????????? ??, ?????? ??? ??? ????? ?????????, ?? ????? ?????? ?????? ????? ??????????, ??? ????? ?????? ??? ??? ??? ?????? ??? ??????? ???????????. ??? ???? ???? ????? ? ????? ??? ?? ??? ???????? [lego: ???? ????] ??????????? ??? ????, ????? ??? ?????????? ????? ???? ??????? ???????????, ?? ??????? ?. ?. ?.
345
щем». Мы же, убежденные в том, что Отец, Сын и Св. Дух существуют как три ипостаси, и веруя, что кроме Отца нет ничего нерожденного, — мы принимаем как истинное и более благочестивое, что (хотя) Св. Дух славнее всех, (но) так как все произошло чрез Слово, то и Он (находится) в порядке всех, получивших бытие (???????????) от Отца чрез Христа. И может быть, это и есть причина того, что Дух Святой не называется Сыном Божиим, так что один Единородный искони есть Сын по естеству».
Таким образом, вопрос о бытии, или об образе происхождения Св. Духа у Оригена предрешался двумя догматическими положениями с характером аксиом:
а) Св. Дух есть ?????????, ???? ?????, отличная от Отца и Сына.
б) Есть только один нерожденный, именно Бог–Отец. Следовательно, Дух Святой не ?????????, и, тем самым, Он — ????????или ???????. Но здесь возможны были две альтернативы: Он имеет бытие от Отца или непосредственно, или посредственно, чрез Сына. И этот новый вопрос был уже предрешен, хотя, видимо, не столь аподиктически, как предшествующий. Акт рождения Сына, мыслимый отрешенно от всех конкретных черт, которые угрожают низвести его до степени материального процесса, возбуждают представление лишь о том, что Сын имеет бытие от Отца и есть Его собственный, природный Сын в отличие от сынов не рожденных, а усыновленных, и потому ????????для Оригена то же, что ???????. Непосредственность получения бытия от Отца — вот черта, составляющая если не единственное, то более других заметное для мысли различие акта рождения от акта творения, генезиса Сына от генезиса других существ. Но Сын называется единородным, т. е. единственным Сыном Отца. Следовательно, перенести на генезис Св. Духи черту непосредственности для Оригена значило превратить Его ???????в ????????, признать Его Сыном, допустить некоторым образом, что у Отца два Сына. Поэтому, опираясь к тому же ??? текст, который так легко было расширить до значения всеобщего суждения (грамматический смысл не представляет к этому никаких препятствий), Ориген признал Св. Духа имеющим бытие от Отца чрез Сына, поставил Его (Св. Духа) в ряд??? ???????
346
в более тесном смысле этого слова, чем тот, в каком оно приложимо к Сыну.
Н? прямого ответа на вопрос, не принадлежит ли Св. Дух к числу тварей, мы напрасно стали бы искать у самого Оригена 1). Слишком понятные религиозные побуждения заставили его уклониться от всякого решительного положения по отношению к данному пункту. Во всем св. писании Ориген не находил ни одною места, где Дух Святой назывался бы тварью хотя бы в таком же смысле, в каком называется созданною Премудрость 2). И в настоящем случае Ориген выражается о Св. Духе осторожно до уклончивости: с одной стороны, Он — в порядке всех происшедших чрез Христа, и к этому заключению необходимо приводила Оригена логическая связь допущенных им посылок; но, с другой стороны, Св. Дух славнее чем все, ?????????? ??????, а не только славнейший между всеми, ?????????? ??????, т. е. не только возвышается над всеми сотворенными существами, но
1) Древние писатели высказываются в этом отношении слишком решительно (стр. 207 пр. 1). Redepenning, II, 311. Er ist im eigentlichen Sinne Geschopf, erstes Geschopf vom Vater durch den Sohn. Kahnis, I, 336. Allerdings ist hier nur von mein graduellen Unterschiede von der ubrigen Schopfung die Rede. Allein dieser Unterschied graduelle ist doch ebenso ein specifischer, wie beim Sohne. Bohringer, V, 202.. dass er geschaften sei. (Swete, Hist. of the doctr. of the process. of the H. Spirit, p. 64) находит, чтосвидетельства греческого текста таковы, что трудно уклониться от предположения, что воззрениеОригена на Лицо Св. Духа было невысоко, что Его происхождение от Отца он разрешил впроизведение Его чрез Сына (it would be hard to acquit Origen of having held an unworthy view of the Person of the H. Spirit, and thus having been led to resolve His procession from the Father into и production by the Son); но так как он решительно отказывается (distinctly refuses) называть Св. Духа тварью и приписывает Ему вышевременное (timeless) происхождение от Отца, то нужно думать, что под произведением Св. Духа Ориген разумеет происхождение Его из существа Отца, так что его учение почти только выражением разнится от современного учения западной Церкви (it in fair to suppose that in this place by the ??????? of the Spirit he means no more than His ??????????, the derivation of His Essence from an ????????? ????. On the whole we conclude that Origen held substantially the eternal procession of the H. Spirit from the Father through the Son; a view… which differs in little more than expression from the present doctrine of the Western Church).
2) de princ. 1, 3, 3 p. 61; 148. Deus… omnia creavit… Verumtamen usque ad praesens nullum sermonem in s. scriptis invenire potuimus per quem Spiritus s. factura [= ??????? ????????????] esse vel creatura [= ???????] diceretur, ne eo quidem modo quo de Sapientia referre Salomonem supra edocuimus.
347
как бы исключается из их порядка и противополагается им. То бесспорный факт, что общее отношение Слова ко всему, что произошло чрез Него, есть отношение творца (??????????) 1) к твари, и мы не знаем, чем отличается акт, вследствие которого имеет бытие Св. Дух, от творения в тесном смысле; но несомненно и то, что Ориген расположен распространять божественные преимущества Сына на Св. Духа 2). Может быть, момент различия между происхождением Св. Духа и происхождением тварей состоит в том, что первое если и было творением, то не было творением из ничего.
Факт происхождения Св. Духа от Отца чрез Сына определяет положение Св. Духа в Троице и Его отношение к Сыну. Если факт происхождения Сына от Отца стал для Оригена основою для подчинения Сына Отцу, то было бы невероятно, если бы не произвел подобных же следствий и факт происхождения Св. Духа чрез Сына. Правда, Сына и Духа объединяет одна общая черта, это — Их производность в