Скачать:TXTPDF
Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов

обширном смысле: Они оба — ???????но это должно лишь смягчить, сгладить различие между Ними, а не уничтожить его окончательно: факт зависимости Св. Духа по бытию от Сына постулирует к подчинению первого второму. Это предположение, по–видимому, опровергается фактически: в том самом месте, где Ориген так решительно подчиняет Сына Отцу 3), Св. Дух, видимо, ставится на одной степени с Сыном, так что расстояние между Отцом и Сыном, с одной стороны, и Отцом и Духом — с другой совершенно тождественно, и Дух Святой, подчиненный Отцу вместе с Сыном, не ставится в отношение подчинения Сыну. Но достаточно обратить внимание на греческий текст этого места, чтобы усомниться в его неповрежденности. Видимо, позднейшая рука дважды вставила слова «?? ????? ??????» в текст Оригена, не дав себе труда даже сгладить воз-

1) См. стр. 263 пр. 2.

2) in Genes, p. 1 ( стр. 343 пр. 2), in Joh. t. 13, 36 ( стр. 309 пр. 1). Есть еще нечтоаналогичное в in Joh. t. 32, 18 ( стр. 234 пр. 2); далее читается: ?? ???????? ??? ?? ?????? ?? ?????,?????? ??? ?? ??????????? ??? ?????????. Но де ла Рю замечает: in codice bodlejano est tantum observatio marginalis scribae in Origenem animadvertentis.

3) in Joh. t. 13, 25 ( стр. 259 пр.).

348

никшие от этого грамматические несообразности, т. е. изменить, где следует, единственное число во множественное. Заметим еще, что ни прежде, ни — что гораздо важнее — после этого нет речи о Св. Духе; говорится только о Сыне.

Положительное свидетельство о подчинении Св. Духа и Сыну Ориген дает в том же месте, где высказывает мысль о происхождении Св. Духа чрез Сына. Сын не только посредник в акте происхождения Св. Духа, но и мера всех Его определений 1). Дух Св. нуждается (??????? ?????) в Сыне, в Его посредстве, не только для Своего существования, но и для того, чтобы быть мудрым, разумным и т. n. Всеми Своими качествами Он обладает по причастию соответственным определениям Сына. Так, например, Св. Духу, как и Сыну, приписывается ведение всех представлений Отца о Самом Себе 2); но трудно допустить, чтобы это ведение в Св. Духе было непосредственное 3), вероятнее, что и Духу открывает Отца Сын. От Него научается Дух Святой, и Ориген задается вопросом даже о том, нет ли в Сыне, Премудрости Божией, таких представлений, которые никому из рожденных недоступны, кроме Самого Сына, и Сам Дух все ли вмещает, что постигает Сын, непрестанно созерцающий Отца 4). Этот последний вопрос у Оригена оставлен не-

1) in Joh. 2, 6 (стр. 345 пр.). ?? ??????? ????? ?? ????? ??????, ???????????? ????? ?? ?????????, ?? ????? ??? ?? ?????, ???? ??? ????? ?????, ??? ???????, ??? ???????, ??? ??? ????????? ??? ???? ????? ?????????, ???? ??????? ??? ???????????? ???? ??????? ????????.

2) Стр. 314 пр. 1.

3) de princ. 1, 3, 4 p. 62; 149. neque enim putandum est quod etiam Spiritus Filio revelante cognoscit. Si enim revelante Filio cognoscit Patrem Spiritus s., ergo ex ignorantia ad scientiam venit; quod utique et impium pariter et stultum est, Spiritum sanctum confiteri et ignorantiam ei ascribere. Non enim cum aliud aliquid esset antequam Spiritus s., per profectum venit in hoc ut esset Spiritus s.; ut quis audeat dicere, quia tunc quidem, cum nondum esset Spiritus s. ignorabat Patrem, postea vero quam recepit scientiam, Spiritus s., effectus est; quod si esset nunquam utique in unitate Trinitatis, i. e. Dei Patris inconvetibilis et Filii ejus, etiam Spiritus s. haberetur nisi, quia et ipse semper erat Spiritus sanctus. Если первое предложение отрицает лишь прогрессивное развитие ведения в Св. Духе, то его можно признать верным воспроизведением мысли Оригена; но насколько оно имеет тенденцию приписать Св. Духу непосредственное ведение Отца, оно сомнительно.

4) in Joh. t. 2, 12 p. 71; 145. ???????? ?? ?? ?????????? ?????????? ????? ?? ????, ???? ????? ?????, ???? ???? ????????? ??????? ?? ????? ???’ ?????

349

решенным, и нельзя сказать, чтобы его решение в смысле безусловного равенства ведения Сына и Св. Духа было вне всякого сомнения 1).

В видах того же субординационизма Ориген позаботился объяснить те места св. писания, в которых «Св. Дух как бы ставится выше (??????????) Христа». Таковы следующие: «И ныне послал Меня (Христа) Господь и Дух Его» 2). «Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему: но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» 3).

Но из этого последнего места еще вовсе не следует, что Св. Дух «славнее Сына»4). Оно имеет лишь тот смысл, что Сыну- Слову причастны все разумные существа, тогда как Св. Духа удостоиваются лишь некоторые из них, и нет ничего удивительного, если грех этих избранников, удостоившихся преимущественного воздействия на них благодати 5), вменяется им гораздо строже.

Что касается первого места, то, во–первых, здесь имеется в виду вочеловечение Сына Божия, а по человечеству Сын «немного был унижен» даже «пред ангелами», следовательно, нет ничего удивительного в том, что Он унижен и пред Св. Духом 6). С другой стороны 7), это послание Сына Св. Духом, мо-

??????? ?????, ????? ????? ?????. ??? ??? ??????????? ????? ?????? ??? ??? ???? ??? ????? ????????? ????????? ??? ??? ??? ??? ???? ???? ???????????, ????? ?? ??? ????????? ???? ?????????? ??? ????? ?????????, ??? « ?? ??? ???? ???????, ??? ????????? ???? » ( Joh. 16, 16). ?? ?? ????????????? ????? ????? ? ?????????? ?? ????? ????????? ? ???? ????????, ????????????? ????????.

1) Сын, как и Св. Дух, — по Оригену, — знает все представления Отца о Себе (стр. 314 пр. 1); однако же «Отец познает Сам Себя яснее, чем Сын». Такое же ограничение Ориген мог сделать и относительно ведения Св. Духа, хотя бы и допустил наперед, что все представления Сына вмещает и Св. Дух.

2) Ис. 48, 27.

3) Мф. 12, 32. Мр. 3, 29.

4) in Joh. t. 6, 62; 129. ??? ?????? ?? ?????? ??? ?? ?????????? ????? ?? ?????? ?? ????? ??? ???????, ?? ??????? ?????? ?. ?. ?.

5) ibid, ???? ?????????? ??? ???????? ?????????.

6) ibid, ???? ??? ????????????? ??? ??????? ????????? ????????????? (????), ??? ?? ????? ???????????, ???? ??? ??? ????????? ?????????? ??? ????????????? ??? ???? ??? ????, ???????????? ???’ ???? ??? ???????.

7) ibid. p. 63; 132. ? ???? ???? ??? ????? ??????, ??? ?????? ? ?????? ???? ??? ????????????? ??? ??? ???????? ??? ??????, ???? ??? ???????? ????? ????????

350

жет быть, даже возвышает первого над вторым. Человечество имело нужду в восстановлении чрез воплощение божественной силы. Воплотиться предстояло Св. Духу, но Он не мог совершить дела искупления и потому избрал (???????????) Спасителя как единственное Лицо, которое может совершить такой подвиг, и вместе с Отцом послал Его, обещаясь и Сам содействовать спасению человечества. Таким образом, акт послания со стороны Св. Духа имеет другой смысл, чем послание Сына Отцом: в Св. Духе он предполагает не преимущество Его пред Сыном, а признание как бы Своей слабости для столь великого подвига 1).

«Это мы расследовали подробно, — заключает Ориген, — для желающих яснее понять, почему из того, что все произошло чрез Слово, следует заключить, что и Сам Дух произошел чрез Слово и мыслится как один из всех, которые ниже (???????????) Того, чрез кого они произошли, — несмотря на то, что некоторые изречения ведут нас, по–видимому, к противоположному заключению» 2).

??? ????? ???????? ?????????????, ???? ??????????? ??? ?? ??? ??? ???· ??? ??????? ???????? ??? ?? ???? ???????? ? ?????? ????, ?????? ????????? ?? ????????? ??????????? ??? ??????, ?? ???????????? ????? ????? ???????? ?????????, ??? ??? ?????? ?? ????????? ????????????? ??? ???? ????????????? ?? ????? ?????? ?????, ?? ????? ????????????? ????????? ???? ??? ???? ??? ????, ??? ?????????? ?? ??? ???????? ???????.

1) Небезынтересно, что Д. Пр. Маран пытается оправдать даже и эту мысль Оригена. (Migne. s. g. t. 17. col. 796). Duplicem hie errorem castigat Huetius [именно, 1) мысль, что воплотиться надлежало бы Св. Духу, и 2) что Он не мог принять на Себя этого подвига]. Sed vir doctissimus minus animadvertit illud ???????, quod Origenem figura quadam orationis uti demonstrat, ac nequaquam dicere incarnationem Spiritui s. potissimum convenisse, eumque hoc munus sustinere non potuisse; sed quasi conveniret, ac sustinere non posset, ita Salvatori detulisse [но это не изменяет положения Оригена по самой его сущности]. Nam cum certo teneret Origenes Filium Spiritu s. majorem esse ratione originis, nec ab eo mitti posse, quippe cum Spiritus s. per Filium exsistat, sic Isaiae locum explicandum putavit, ut Filius non a majore, sed ut persona ex ipso procedente et hoc munus honoris causa deferente missus est. [Ho, спрашивается, почему же Сын не посылает, honoris causa, Отца, от которого Он имеет бытие?]. Per absurdum ergo foret id quod Origenes a se fingi declarat, ut gernjanissimam ejus sententiam accipere.

2) in Joh. t. 2, 6 p. 63; 132. ????? ?? ??????? ????????? ?????????? ????? ??????????? ???, ?? ??????? ‘ ????? ???????, ??? ?? ?????? ??? ??? ????? ???????, ??

351

В Троице откровения значение Св. Духа определяется тем, что Он есть носитель святости 1), «доставляет причастным Ему, так сказать, материю благодатных даров Божиих» 2). Поэтому сфера действия Св. Духа теснее сфер деятельности Отца и Сына, заключена в них как в двух концентрических кругах и предполагает их существующими: святым может быть только тот, кто существует и одарен разумом. Но и в области специальной деятельности Св. Духа Ему принадлежит лишь окончательный момент: благодатный дар совершается действием Отца, посредствуется Сыном и осуществляется Св. Духом. О других деятельностях Св. Духа у Оригена нет ясных данных 3).

В заключение остается заметить, что «о божестве Св. Духа Ориген нигде определенно не высказывается» 4). Это, конечно, вовсе не показывает того, будто он не признает Св. Духа Богом;

??? ?????? ???????? ???????????? ??? ??’ ?? ??????? ?????????, ?? ??? ?????? ????? ???????? ???? ??? ?? ???????? ????????.

1) de princ. 1, 3, 5 ( стр. 334).

2) in Joh. t. 2, 6 p. 62; 129. ( см. стр. 349 пр. 1) ????? ?? ?? ????? ?????? ???, ?? ‘ ????? ????,???? ??? ??? ???? ?????????? ???????? ???? ?? ‘ ???? ??? ??? ??????? ????? ????????????? ??????, ???????????? ???? ??? ?????????? ???????????? ??? ??? ??? ????, ????????????? ?? ??? ??? ???????,?????????

Скачать:TXTPDF

Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать, Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать бесплатно, Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать онлайн