??????????? ???? ??????? ???????· ??? ????, ??? ????· ??? ?????, ??? ????. ?????????? ? ???? ????????? ?? ???, ????????, ?????????????· ???’ ???????, ???’ ????? ???? ??????? ? ???? ??? ????… ?? ????? ??? ????
375
ность Сына Отцу — без малейшего оттенка отрицания причинной зависимости Сына от Отца, — и рождение Сына из самого существа Отца — без всякой примеси каких?либо эманатических представлений 1). Арий неправильно понял первую мысль и посредством тенденциозных выводов извратил смысл второй. Александр учит, что Отец ни на мгновенье не предшествует Сыну: не то, — думал Арий, — проповедуют все восточные богословы: те говорят, что Отец безначально предшествует Сыну 2). В учении о вечности Сына Арий усматривает признание Его безначальным, а это ведет к предположению, что Сын есть нерожденный. С этой точки зрения учение Александра представилось Арию в весьма странном свете: оно вело или к предположению двух нерожденных, т. е. двух начал 3), или, — если нерожденным исповедуется только один Бог–Отец, — к отрицанию действительности рождения Сына, а вместе и отличия Его от Отца. В первом случае это было отрицание монархии, во втором — модификация савеллианского представления о Сыне–Отце 4). Не менее ошибочною казалась Арию и та мысль, что Сын — из Самого Отца, т. е., как он понял совершено правильно, — из существа Отца. Если Сын — из Самого Бога, то до Сво-
? ????. ????????? и ????????????? едва ли действительно принадлежат Александру. Dorner, I, 813. das ist natiirlich arianische Consequenzmacherei.
1) Alex, ad Alex. ер. ??????? ????, ?????? ?? ?????… ???? ?? ???????? ?????????? ???????… ??? ?? ??? ????? ??? ???? ?? ??? ?????? ??????????… ???? ?? ??? ?? ??? ???? ???????? ????????? ????????? ???? ??? ?? ??, ???? ?? ???… ?????? ???? ?? ????????… ?????? ?? ??? ???????? ????? ??????? ?????? (=?? ????????? ?????) ?????????, ?????? ??? ????? ???? ??? ?????? ????????· ?? ?? ??? ???… ??????? ???? ???? ??? ?????? ???????? ???????????… ??? ????????, ?????????? ??? ?? ??? ?? ?????, ???’ ?? ??? ????? ?????? ?? ???? ??? ??? ??????? ?????????? ???? ?????? ? ???? ?? ?????????? ??????????.
2) Arii ad Euseb. ер. ?????? ?? ???? ??? ???????? ????????, ??? ?????????? ? ???? ??? ???? ???????…
3) ibid, ???? ???????, ???? ??????, ???? ??????, ??? ?????????, ??? ??· ????????? ??? ??? ??. ????????? ??, ??? ??????? ????? ???? ? ????, ? ?? ???? ??????? ????. Ar. ер. ad Alex, ?? ?? ??? ????? ?????? ? ?????????, ? ???????????? ?? ?????· ?? ?? ??? ?? ????? ?? ????? ????, ?? ??????? ?? ???? ??, ??? ?????????? ????? ????????????.
4) Ar. ер. ad ?l. ?????????? ?? ?? ???????, ???’ ???????… ???’ ?? ??????????? ???????? ?? ??????? ??? ?????? ???????????… ???’ ?? ????????? ? ??? ?????? ??????? ????????? ?????.
376
его рождения Он входил в состав существа Отца, или сливаясь с Ним до безразличия, как часть с целым, или же и в момент, предшествующий рождению, сохраняя некоторые специфические особенности, отличающие Его от Отца, т. е. существуя прежде Своего рождения. В том и в другом случае простейшее существо Божие представляется сложным, делимым при рождении Сына, а при первом предположении, кроме того, и изменяемым. Словом, учение о рождении из существа несвободно от эманатического оттенка и ведет к представлению о материальности существа Божия 1).
В противоположность такому учению, каким воззрение Александра казалось Арию, он развил и свое собственное 2). Бог есть существо, безусловно, простое и духовное, единый безначальный виновник всего существующего, неизменный и непреложный. Сын действительно родился от Отца, а не мнимым только образом; Отец действительно есть начало Сына, а потому Он не есть нерожденный; Он не безначален и, следовательно, не со–вечен Отцу. Правда, Он до–временно рожден от Отца, прежде веков создан и основан, но прежде чем родился, не существовал. Нельзя сказать ни того, что до Своего рождения Он
1) ibid, ???? ??? ???? ???????? ??????? ?????????? ? ???????????? ??? ????… ??? ?? ?? ?? ?????? ??????? (Joh. 15, 28), ?? ????? ??? ????????? [supra: ?? ????????? ????? ????????? ??? ?????? ?? ??????? ??????????] ??? ?? ??????? ??? ????? ???????, ???????? ????? ? ????? ??? ?????????, ??? ???????, ??? ???? ???’ ??????… ?? ???????? ?????? ?????? ? ???????? ????. Ср. стр. 199 пр. 2.
2) ibid, ???? ????? ????? ??????????, ?????, ????, ??? ????? ??????. ??? ? ??? ???? [?? ????? ??? ???? ??? ??????] ?????? ??? ?????? ???????? ????? ???????, ????????? [supra: ????? ?????????, ????? ????????]· ? ?? ????, ??????? ????????? ??? ??? ??????… ????? ??? ?????. Ar. ер. ad Eus. ??? ? ???? ??? ????? ?????????, ???? ????? ?????????, ???’ ?????? ?????? [Eus. ad Paulin. ер. ?? ??? ?? ??? ????????? ???????, ??????? ??? ??’ ?????? ? ??’ ????? ? ?????????? ??? ?? ???, ?? ????? ????????? ???????]· ???’ ???? ?? ??????????? ?????· ???’ ??? ???????? ??? ????? ?????? ??? ?????? ??? ??? ??????, ?????? ???? ?????????, ???????????… ??? ??????? ?? ??? ????? ?????. ????? ?? ???????, ?????? ???? ????? ???? ?????, ???? ?? ??????????? ?????. Ar. ер. ad ??. ??????????? ?? ???? ????????, ???????? ??? ???????????, ?????? ??? ???? ???????, ???’ ??? ?? ?? ??? ?????????, ???????, ???’ ??? ?? ?? ??? ??????????… ?? ??? ??? ?? ????? ???? ??? ?????? ????????, ??? ??? ????? ??????????????? ???? ??? ??????· ?? ??? ? ????? ???? ???? ?????? ??? ??????????? ????????? ?????? ??? ????????? ????? ?? ?????· ???? ??? ???? ??????.
377
существовал в Отце и потом родился, ни того, что Он произошел чрез видоизменение части существа Отца, ни наконец того, что Он произошел из какого?нибудь другого готового материала. Следовательно, Его рождение есть первый момент бытия Его: Он родился, прежде не существуя, родился не из существа Отца, произошел из ничего.
При таком представлении, естественно, если Арий предпочитает акт, вследствие которого Сын имеет Свое бытие, называть не рождением, — это слово весьма легко могло вызывать эманатические представления, — а творением. «Прежде всех времен и веков Бог привел в бытие единый единого, сотворив собственною волею неизменного и непреложного, творение Божие совершенное, но не как одно из творений, рождение, но не как одно из рождений, и при самом сообщении Ему бытия, сообщил Ему и всю божественную славу. Но дав Ему в обладание все, Отец не лишил Себя Своей нерожденности: Он имеет ее в Себе, ибо Он источник всего. Но Сын есть совершенный (полный) Бог единородный».
Таково было первоначальное содержание арианского воззрения. И в своей полемической части, и в положительной оно наполовину повторяет воззрение Оригена и наполовину отрицает его. Вся полемика Ария против рождения из существа представляется лишь дальнейшим развитием и усовершенствованием возражения, сделанного против этого учения в свое время Оригеном. Как и этот последний, Арий в идее рождения из существа не усматривает ничего кроме самого грубого эманатизма и полемизирует против нее теми же средствами, как Ориген, дополняя его аргументацию лишь еще одним абсурдом, мыслию, что Сын родился уже существуя до Своего рождения. Положительным результатом этой полемики у Ария, как и у Оригена, является представление о рождении Сына, сближающее этот акт с творением, однако не до полного отождествления их: Сын рождается не из существа Отца, Отец приводит Его в бытие по Своей воле, но творит Его единый единого; вследствие этого божественного акта рождается тварь, несходная с прочими тварями: Сын — творение Божие совершенное, по самой природе Своей неподлежащее изменению, совершенный Бог, вместе с жизнью получивший от Отца всю божественную славу,
378
кроме того определения, которое составляет неотъемлемое свойство Отца, никому другому несообщимое, — кроме Его нерожденности: Отец не мог сообщить Сыну этого Своего свойства, как не мог перестать быть первопричиною всего сущего.
Но по другой своей стороне арианство представляет полное отрицание оригенизма. Арий не мог понять двойственного смысла в представлении о начале — различия между началом как принципом, как причиною, и началом как первым мгновением бытия, как точкою отправления, — и, отрицая безначальность Сына в смысле независимости от причины, или нерожденности, пришел к мысли о том, что Сын не со–вечен Отцу, что существует — так сказать — хронологическое различие по бытию между Отцом и Сыном. Вместо возвышенного учения о безначальном и всегда настоящем рождении Сына, Арий предлагает учение о рождении Сына только довременном. Сын рожден прежде мира, прежде всех веков и времен, но не от вечности; Его не было, прежде чем Он родился, и, следовательно, было некогда, когда Его не было. По–видимому, сходя с почвы оригенизма, Арий здесь примыкает к воззрению древнейших христианских писателей, которые полагали, что Сын родился от Отца пред сотворением мира, а высказывая мысль, что некогда не было Сына, Арий имеет вполне удовлетворительный прецедент в подобном же выражении Дионисия александрийского или даже Тертуллиана. Но в действительности он расходится со всеми древнейшими писателями. Ни один из них не сказал бы, что Сын не существовал, прежде чем родился, — не существовал в том смысле, в каком это полагал Арий. На известный арианский вопрос: Бог родил Сына уже существующего или несуществующего? 1) Древние писатели ответили бы: да, существующего; потому что прежде Сына в Отце существует Слово, и рождение не есть первый момент бытия второго Лица. Напротив, Арий отрицает это различие между Словом и Сыном, между ????? ?????????? и ????? ??????????, не менее решительно, чем и Ориген, и, как этот последний, полагает, что бытие Сына открывается Его рождением от Отца; по Арию, Сын в
1) Athan. с. ar. or. 1, 22… ??????????? ????? (??? ?????????)· ? ?? ??? ?? ???? ?? ??? ????? ?????????, ? ??? ???????? ??? ????? ????????? ? ?? ????
379
данный момент не только рожден или создан, но и основан: до этого в строгом смысле первичного мгновения не было никакого залога существования Сына: Бог родил Его несуществующего 1). Мало того: Он произошел в полнейшем, абсолютном смысле из не–сущих, ?? ??? ?????. Современники с замечательным пониманием существа дела обратили это выражение в название для строгих ариан «???????????»2). Это выражение не только отрицает предсуществование Слова Сыну, не только вносит момент небытия в Его существование, но — что всего важнее — показывает на различие во всем строе воззрения, в самой почве, на которой стоят, с одной стороны, ариане, с другой — все их противники, а с ними и все древние писатели. Сравним, например,