Скачать:TXTPDF
Введение в православную аскетику. Сергий Дергалев

такой беседы решался не один вопрос, в это время о. Амвросий вмещал в своем сердце всего человека — со всеми его привязанностями, желаниями, всем миром внутренним и внешним. Из его слов и его указаний было видно, что он любит не одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, его жизнь, все, что ему дорого. Предлагая свое решение, о. Амвросий имел в виду не просто одно само по себе дело, независимо от могущих возникнуть от него последствий, как для лица, так и для других, но имея в виду все стороны жизни, с которыми это дело сколько-нибудь соприкасалось. Каково же должно быть умственное напряжение, чтобы разрешить такие задачи? А такие вопросы предлагали ему десятки человек мирян, не считая монахов и полсотни писем, приходивших и отсылавшихся ежедневно. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение»136.

Прощение врагов

Приведем случай из жития святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая была старшей сестрой императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II.

В 1905 г. ее муж убит террористом Иваном Каляевым. На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна находит в себе силы и мужество, любовь и сострадание и едет в тюрьму, где содержали пойманного убийцу. Она сообщает ему, что он убил не только ее мужа, но ее саму, но и тем не менее она прощает его и дарит ему Евангелие и маленькую икону, надеясь на его раскаяние. Позже просит у императора помиловать убийцу, на деле исполнив заповедь Христову о любви к врагам, побеждая злобу мира добром.

На месте убийства мужа Елизавета Федоровна ставит памятниккрест со словами Спасителя: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

Смирение

Приведем еще один случай из жития святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой: «Однажды Великая княгиня должна была приехать в приют для маленьких девочек-сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали, что приедет Великая Княгиня: нужно будет поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда Елизавета Федоровна приехала, ее встретили малютки в белых платьицах. Они дружно поздоровались и все протянули свои ручки Великой Княгине со словами: «Целуйте ручки». Воспитательницы ужаснулись: что же будет? Но Великая Княгиня, прослезившись, подошла к каждой из девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при этом все — такое умиление и благоговение было на лицах и в сердцах»137.

Авва Дорофей пишет о себе следующее: «И поверьте, я очень помню, как один брат, идя вслед за мною от больницы до самой церкви, поносил меня, а я (шел) впереди его, не говоря ни слова. Когда же авва узнал это, — не знаю, кто сказал ему о сем, — и хотел наказать брата, я пошел и пал ему в ноги, говоря: “Ради Господа, не наказывай его, я согрешил, брат нисколько не виноват”. И другой также, по искушению ли, или от простоты, Бог знает почему, не малое время каждую ночь пускал свою воду (ходил по малой нужде) над моею головою, так что и самая постель моя бывала смочена ею. Также и некоторые другие из братий приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей кельей, и я видел, что множество клопов набиралось в моей кельи, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жара. Потом же, когда я ложился спать, все они собирались на меня и я засыпал (только) от сильного утомления, когда же вставал от сна, находил, что все тело мое было изъедено, однако же я никогда не сказал кому-нибудь из них: не делай этого, или зачем ты это делаешь? И я не помню, чтобы я когда-либо произнес слово, (могущее) смутить или оскорбить брата»138.

Удивительнейшее смирение известно из жизни прп. Сергия Радонежского. Его житие повествует следующее. Однажды в Троицкую обитель пришел крестьянин, желавший видеть знаменитого игумена. Братия монастыря предложила подождать, пока преподобный работал в огороде. Крестьянин, взглянув на монастырский огород через щель в заборе и увидев там смиренного старца в одежде с заплатами, не смог поверить, что это тот самый Сергий, которого он желал видеть. Он говорил: «Я шел посмотреть на пророка, а вы мне показываете какого-то нищего». Когда старец вышел, и ему указали на крестьянина, он подошел к нему, и, не дождавшись от него приветствия, сам поклонился ему, поцеловал его и пригласил с собой на трапезу.

Простодушный крестьянин начал жаловаться преподобному Сергию, что никак не может увидеть игумена Сергия. Преподобный утешил его, сказав, что скоро он увидит того, кого ищет.

В это время в обитель прибыл князь, окруженный свитой бояр и челяди. Князь до земли поклонился игумену, а угодник Божий поцеловал и благословил его. Потом они сели и начали беседовать, в то время как братия и бояре почтительно стояли возле них. Оказавшийся в результате этих событий в стороне, смущенный простец ходил около этой свиты, желая увидеть знаменитого Сергия. По подсказке одного из иноков, он вдруг осознал свою ошибку и после отъезда князя, бросился в ноги смиренному игумену, прося прощение за свое невежество и неверие. На что в ответ преподобный Сергий сказал поразительнейшие слова: «Не скорби чадо, один ты справедливо рассудил обо мне, они же все ошибаются».

Великий подвижник почитал себя за ничто, и этими словами раскрыл всю глубину своего непостижимого смирения»139.

Любовь

Преподобный Исаак Сирин так описывает действие любви: «возгорание сердца человека о всем творении — о человеках, о птицах, о животных, о демонах даже и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого горения умиляется сердце его, и не может он вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины нашей и учиняющих вред ежечасно со слезами приносит молитву, какая без меры возбуждается в сердце по уподоблению во всем Богу»140.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Дайте определение святости.

Как проявляется святость в человеке?

Какая самая главная добродетель святого человека?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курс закончен. В нем последовательно изучались элементы православной онтологии, антропологии и мистики. Был дан систематический срез православной аскетики. Все это необходимо было сделать еще и потому, что молодой человек, либо сам столкнется в своей самостоятельной жизни с освещенными в курсе темами, либо перед ним вопросы по изученному материалу поставят другие люди, либо сама жизнь. Хотелось бы быть уверенным, что данный курс будет способствовать каждому, ознакомившемуся с ним, лучше понимать учение Церкви и окажет помощь в трудных жизненных ситуациях. Этот курс можно использовать как основу для внутреннего самопознания и созидания сильной и цельной личности.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Афоризмы. Век XIX. Век XX. М.: Рипол Классик. 1999.

2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1997.

3. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.1–3.

4. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002.

5. Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996.

6. Великие русские старцы. М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 2001.

7. Галкин Д., свящ. К таинствам исповеди и причастия пояснения. Спб.: Сатис. 2002.

8. Гармаев А., свящ. Пути и ошибки новоначальных. Волгоград: ИПК «Царицын». 2001.

9. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТБИ. 1997. ч.3.

10. Давыденков О., иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998.

11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рус. язык. Т.1. 1989.

12. Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994.

13. Дмитрий Ростовский, епмскоп. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993.

14. Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 1–5.

15. Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995.

16. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт — М. 1996).

17. Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. тт.1–2.

18. Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры. 1993. т.4.

19. Игнатий Брянчанинов, епископ. Приношение современному монашеству. М.: Правило веры. 1993. т.5.

20. Игнатий Брянчанинов, епископ. Письма о подвижнической жизни. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995.

21. Илья Шугаев, свящ. Брак, семья, дети. М.: Издательский совет РПЦ. 2004.

22. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Пpавославной веpы. Репpинт. Ростов-на-Донy. 1992.

23. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993.

24. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Правило веры. 1996.

25. Катехизис. Киев: Издание УПЦ. 1991.

26. Книга Правил. М.: Православный паломник. 2000.

27. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1995.

28. Кураев А., дьяк. Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? // Фома № 1(9) М.: Изд. «Фома Центр». 2000.

29. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1990. т.1.

30. Лосский В.H. Очеpк мистического богословия восточной Церкви М.: Центр «СЭИ». 1991.

31. Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996.

32. Меркурий, монах. В горах Кавказа. М.: Паломник. 1996.

33. Мосх Иоанн. Луг Духовный. Сергиев Посад: ТСЛ. 1915. репринт. Введенская Оптина пустынь. 1991.

34. Невидимая брань. Православный сборник. М.: Изд. Апс-«Весы». 1991.

35. Никон, епископ. Житие прп. Сергия Радонежского. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1904. (репринт 1991).

36. Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, католичестве и протестантизме. М.: Лепта. 2003.

37. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Изд. Сретенского монастыря. 2002.

38. Паисий Святогорец. Духовная борьба. М.: Изд. дом «Святая гора». 2003. т.3.

39. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Спб.: Сатис. 2001. т.1.

40. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1994.

41. Савва, схиигумен. О главных христианских добродетелях и гордости. Йошкар-Ола: МПИК. 1991.

42. Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. М.: Лествица. 1999.

43. Седых М. Что играет мною? Страсти и борьба с ними. М.: Лепта. 2001.

44. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: «Прав. паломник». 1998.

45. Слободской С., прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1993.

46. Трофимов А. Святая преподобномученица Елизавета. Житие и акафист. М.: Русский хронограф. 1990.

47. Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Правило веры. 1996.

48. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. 1994. М.: Паломник. 1994. т.1.

49. Филарет, святитель. Пространный христианский катехизис. Белосток. 1990 (репринт).

50. Флоренский П., свящ. Освящение реальности // Богословские труды. № 17. М. 1977.

51. Флоренский. П., свящ. Столп и утверждение истины. М.: Лепта. 2002.

52. Христианская жизнь по Добротолюбию. М.:Свято-Данилов монастырь. 1991.

53. Яннарас Х. Вера

Скачать:TXTPDF

Введение в православную аскетику. Сергий Дергалев Христианство читать, Введение в православную аскетику. Сергий Дергалев Христианство читать бесплатно, Введение в православную аскетику. Сергий Дергалев Христианство читать онлайн