Сущность философии, Вильгельм Дильтей
Работа Вильгельма Дильтея «Сущность философии» впервые была опубликована в 1907 году в
томе «Систематическая философия», который составляет VI отделение I части сводного труда «Культура
современности». На русском языке впервые издана в
составе книги «Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда и др.»
(СПб., 1909), переведенной с немецкого И. В. Постманом и И. В. Яшунским. Текст этого перевода,
положенный в основу настоящего издания, сверен
M. E. Цельтером по новому критическому изданию
работы Дильтея: Dilthey W. Das Wesen der Philosophie.
Hrsg. von Otto Pöggeler. — Hamburg: Felix Meiner Verlag,
1984. (Philosophische Bibliothek, Band 370). В текст перевода внесены значительные изменения, уточнен и
приведен в соответствие с современными представлениями перевод терминологии Дильтея.
Книга Дильтея — классический пример применения исторического метода в области «наук о
духе». Попытка выявить «сущность философии» с
систематической точки зрения предпринимается
Дильтеем лишь для того, чтобы стала ясна несостоятельность такого подхода; лишь историческая точка
зрения открывает подлинную сущность философии
как изначального и неустранимого «духовного стремления», заложенного в самой структуре человека —
исторического существа, «порождения времени».
Только осознание духа как мира по преимуществу
исторического позволяет увидеть, что различные исторические формы философии и в самом деле образуют духовное единство.
Дильтей отбрасывает попытки немецкой спекулятивной школы определить философию как «науку
об общих истинах». Требование общезначимости в
философии сочетается с ее укорененностью в мире
жизненных целей и ценностей, и если философия —
это «стремление духа выйти за связанность определенными, конечными и ограниченными интересами и
подчинить все происшедшие из ограниченной потребности теории одной общей идее», то все же этими
«ограниченными интересами» не может пренебречь
тот, кто хочет понять движения философской мысли с
исторической точки зрения. Философия по Дильтею
— уже не наука о вечном, ибо вечное — лишь иллюзия духа, посредством которой он пытается укоренить
себя во всё уносящем потоке времени.
Редакция
Введение
Мы привыкли охватывать одним
Методы
общим понятием философии известные определения
СУЩНОСТИ
духовные произведения, возникающие
на протяжении истории в большом числе у различных народов. Выразив абстрактной формулой все то, что является общим в отдельных фактах, именуемых в общежитии философией
или философскими, мы получим понятие философии.
Высшее совершенство понятия будет достигнуто, если
сущность философии найдет в нем свое адекватное выражение. Такое понятие о сущности выражало бы и тот
общий закон образования, который наблюдается при
возникновении каждой отдельной философской системы, и из него же выяснились бы и родственные черты,
существующие между подчиненными ему отдельными
фактами.
Решение этой идеальной задачи
Задача,
возможно лишь в том случае, если все
те явления, которые мы называем философией или философскими, действительно обладают общностью, т. е.
если во всех отдельных случаях действует один закон
образования и что вся область этого наименования объединена внутренней связью. Поскольку мы говорим о
8
сущности философии, мы уже делаем это допущение.
Под названием философии мы тогда разумеем общий
предмет, за отдельными фактами мы предполагаем духовную связь в виде единого и необходимого основания
отдельных опытных фактов философии или в виде правила их изменения и принципа, упорядочивающего их
многообразие.
Многообразие
Может ли идти речь о сущности
значении слова фИЛОсофии в этом точном значении
философия
ова? Это отнюдь не само собой разукак аргумент СЛ
,.
r j
против этой
меется. Название философии или
предпосылки,
«философского» имеет такие различные
значения, в зависимости от времени и
места, и так многоотличны духовные образования, обозначавшиеся их авторами этим именем, что можно думать, что в различные времена прекрасное, придуманное греками слово «философия» применялось к различным духовным образованиям. Дело в том, что одни
понимают под философией основоположение отдельных наук; другие расширяют это понятие философии,
присовокупляя к понятию об основоположении отдельных наук еще и задачу нахождения при ее помощи связи между отдельными науками; третьи сужают понятие
философии до простой связи между отдельными науками; далее, философия определяется как наука о духе,
как наука внутреннего опыта; наконец, под ней еще
разумеют соглашение, касающееся образа жизни, или
науку об общезначимых ценностях. Где же внутренняя
связь, объединяющая столь различные оттенки понятия
философии, столь различные представления о ней, если
мы, очевидно, будем иметь дело лишь с различными
проявлениями культуры, лишь внешне, благодаря исторически случайному наименованию, оказавшимися свя-
занными общим названием, — если мы будем иметь
различные философии, но не философию? Тогда и история философии не будет иметь никакого внутренненеобходимого единства. Каждый из ее историков будет
в нее вкладывать различное содержание и придавать ей
различные объемы, в зависимости от того понятия философии, которое он выработает на основании общей
связи ее собственных систем. Один будет излагать эту
историю как поступательное движение по пути все более и более глубокого обоснования отдельных наук,
другой — как увеличивающееся самоуразумение духа,
третий, наконец — как растущее научное соглашение
относительно жизненного опыта или жизненных ценностей. Чтобы решить, в какой мере можно говорить о
сущности философии, мы должны обратиться от определений этого понятия у отдельных философов к историческим данным самой философии; в них заключается
материал, необходимый для понимания того, что такое
философия. Результаты этого индуктивного исследования могут быть затем глубже поняты в их закономерностях.
Спрашивается теперь, какой меМетод,
тод позволит решить задачу определения сущности философии на основании исторических
данных? Вопрос сводится к более общей методологической
проблеме
наук
о
духе
(Geisteswissenschaften).
Образование
Субъектами всякого высказывапонятии
ния в них являются индивидуальные в яаУках ° дУхе·
жизненные единства (Lebenseinheiten),
связанные между собой социально. Таковы прежде
всего отдельные личности. Движения, слова, действия
— таковы их проявления. Задача наук о духе сводится
10
к тому, чтобы их заново пережить и понять. Душевная
связь, выражающаяся в этих проявлениях, позволяет
отыскать в них нечто типически возвращающееся и
показать, как отдельные жизненные моменты складываются в жизненные фазисы и, в конечном счете, в
связность (Zusammenhang) жизненного единства. Но
индивидуумы существуют не изолированно, а связаны
между собой отношениями семьи, более сложных союзов, нации, века и, наконец, самого человечества. Целесообразность, наблюдаемая в этих единичных организациях, создает возможность типичных воззрений в
науках о духе. Ни одно понятие не исчерпывает, однако, содержания этих индивидуальных единиц: многообразие данного в них может быть только пережито,
понято и описано. Их претворение в исторические процессы также остается единственным в своем роде и не
может быть исчерпано мыслью. Формации и объединения единичностей между тем отнюдь не произвольны. Между ними нет ни одной, которая не являлась бы
выражением пережитого структурного единства индивидуальной и общественной жизни. Нет ни одного рассказа, хотя бы о самом простом факте, который вместе
с тем не стремился бы сделать его понятным при помощи подчинения его общим представлениям или понятиям о психических проявлениях; нет ни одного человека,
который не связывал бы отдельные факты, попадающие в зону его восприятия, на основании доступных
ему общих представлений или понятий, как то позволяет ему опыт лично пережитого; и нет, наконец, ни одного индивидуума, который на основе доступного ему
опыта жизненных ценностей и целей не стремился бы
объединять, выбирая и связывая, единичности в одно
значимое, осмысленное целое. В гуманитарно-научном
11
методе заключено постоянное взаимодействие переживания (Erlebnis) и понятия (Begriff). В переживании
индивидуальных и коллективных связей гуманитарно научные понятия находят свое воплощение, подобно
тому как, с другой стороны, непосредственное повторное переживание само возвышается до степени научного познания при посредстве общих форм мышления.
Когда обе эти функции гуманитарно-научного сознания
покрывают друг друга, тогда мы познаем то, что является существенным в человеческом развитии. В этом
сознании не должно быть ни одного понятия, которое
не оформилось бы в полноте исторического переживания, оно не должно также заключать ничего общего,
что не являлось бы существенным выражением исторической реальности. Нации, века, исторические ряды
развития — во всех этих формациях не господствует
свободный произвол: связанные необходимостью переживания, мы постоянно стремимся отыскать в них то,
что составляет сущность людей и народов. Поэтому
рассматривать образование понятий как вспомогательное средство изложения единичного — значит совершенно не понимать того интереса, которым преисполнен мыслящий человек к историческому миру: минуя
отражение и стилизацию фактического и единичного,
мышление стремится познать существенное и необходимое; оно стремится постигнуть структурную связь
между индивидуальной и общественной жизнью, ибо
мы лишь постольку приобретаем власть над жизнью
общественной, поскольку мы постигаем и используем
моменты закономерности и связи. Логической формой
выражения подобных закономерностей являются положения, в которых субъекты будут столь же общими,
как и предикаты.
12
Особенности
класса общих
К числу разнообразных общих
понятий субъекта, служащих этой цели
ПОНЯТИИ
в науках
о духе, принадлежат такие
J
к которому
j
г
принадлежит понятия, как философия, искусство,
понятие
религия, право, хозяйство. Их характер
философии. обусловливается тем, что они не только
выражают соотношение вещей, повторяющееся во множественности субъектов, т. е. нечто
однообразное, общее, но и внутреннюю взаимную
связь, в которую вступают различные лица благодаря
этому соотношению вещей. Так, например, слово религия обозначает не только общую наличность данных,
скажем, живое отношение душевного уклада к невидимым силам; оно указывает вместе с тем и на общинную
связь, в которую объединены индивиды в религиозных
целях и в рамках которой каждый из них занимает
дифференцированное место на предмет религиозных
отправлений. Поэтому факты в тех индивидах, с которые ассоциируется религия, философия или искусство,
вступают в двойные отношения: эти факты подчинены
общему как частное, как отдельные случаи правилу, и
вместе с тем они, как части, объединены между собой в
одно целое, согласно этому правилу. Причина этого
положения вещей выяснится нами впоследствии, при
вскрытии двоякого направления психологического образования понятий.
Функции
Функции этих общих понятий в
общих понятии науках о духе весьма значительны. Дев науках о духе. до ß TQM^ 4TQ ß последниХ( как и в нау.
ках естественных, возможно установить закономерность лишь благодаря тому, что мы из
сложно запутанной ткани, каким представляется человеческий социально-исторический мир, извлекаем от-
13
дельные сочетания, на которых могут быть вскрыты и
обнаружены его единообразие, внутреннее строение и
развитие. Анализ эмпирически данной сложной действительности является первым шагом к великим открытиям и в науках о духе. Решению этой задачи помогают
общие представления, в которых подобные сочетания,
характеризуемые при каждом повторении общими признаками, уже обособлены, извлечены из сложной действительности и поставлены рядом. В зависимости от
того, насколько правильно проведены данные разграничения при помощи общих представлений, возникающие таким путем общие субъекты высказываний могут
быть носителями замкнутого в себе строя плодотворных истин. И уже на этой ступени вырабатываются для
выраженного в этих общих представлениях такие названия, как религия, искусство, философия, наука,