Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сущность философии
хозяйство, право.
Научное мышление опирается на заключающийся в этих общих представлениях схематизм. Но правильность последнего должна быть, однако, предварительно подвергнута проверке. Дело в том, что наукам о
духе опасно принимать на веру эти общие представления, ибо нахождение единообразия и расчленение зависят от того, действительно ли в этих общих представлениях выражено некое общее, единообразное положение
вещей. Таким образом, цель образования понятия в
этой области сводится к тому, чтобы найти ту сущность
предмета, которая уже была определяющим моментом
в образовании общего представления о нем и его названия, и на основании этой найденной сущности исправить и возвысить до однозначимой определенности
расплывчатое и, может быть, даже ошибочное общее
представление. Такова, стало быть, и та задача, кото-

14

рую мы себе ставим по отношению к понятию и сущности философии.
Заключение о сущноЗдесь перед нами вознисти философии на кает вопрос: как точнее опредеосновании отдельных дить м
помощи которого
г
г
фактов
невозможно

без решения, какие из возможен уверенный переход от
этих отдельных фак- общего представления и наименотов следует принимать вания к сущности предмета? Обво внимание.
разование понятия попадает как
бы в круг. Понятие философии,
как и понятия искусства, религиозности или права, может быть найдено нами лишь тогда, когда мы из данных, образующих философию, извлечем взаимоотношения тех признаков, которые и конструируют понятие. При этом предполагается, что уже решен вопрос о
том, какие психические данные относятся к философии.
Между тем такое решение может быть вынесено мышлением лишь в том случае, когда оно уже обладает признаками, достаточными для установления характера
философии в данных фактах. Таким образом оказывается, что, приступая к образованию этого понятия из
фактов, мы уже должны знать, что таДедуктивный
кое философия.
метод
Правда, вопрос о методе был бы
исключен.
немедленно разрешен, если бы эти понятия могли быть выведены из более
общих истин: выводы из отдельных фактов служили бы
тогда простыми дополнениями. Таково, действительно,
было мнение многих философов, в особенности в немецкой спекулятивной школе. Но до тех пор, пока философы не придут к соглашению относительно общеобязательного вывода или не добьются общего признания интуиции — мы необходимо должны будем дер-

15

жаться лишь тех выводов, которые, исходя из наличности данных, пытаются, по эмпирическому методу, найти единое соотношение вещей, генетическую закономерность, проявляющуюся в феноменах
философии.
Сравнительный
Подобный метод должен исхометод,
дить из той предпосылки, что за обозначением, которое он находит, действительно кроется
единомерная сущность, так что мышление, исходя из
круга явлений, обозначаемых философией или философскими, не протекает совершенно бесплодно. Правильность этой предпосылки должна быть проверена
исследованием. Из фактов, обозначенных именем философии или философских, мы получаем понятие сущности философии, но это понятие должно затем дать
нам возможность объяснить применение этого имени к
этим же фактам. Но дело в том, что в сфере таких понятий, как философия, религия, искусство, наука, везде
даны две исходные точки: сродство отдельных фактов
и связь, в которую они же объединены между собой. И
так как особая природа каждого из этих общих определений субъекта может пригодиться нам при дифференциации методов, то и в нашем случае мы находим своеобразную выгоду в том, что философия рано сама возвысилась до сознания своего назначения. Существует
множество разнообразных попыток определить (к чему
стремится и наш метод) понятие философии; все они
являются выражением того, как философы в соответствии со своим культурным горизонтом и своей собственной системой понимали философию; поэтому все эти
определения являются аббревиатурой того, что характерно для данной исторической формы философии: они
позволяют нам заглянуть во внутреннюю диалектику

16

движения философии по своим возможным позициям в
общем целом культуры. Каждая из этих возможных
позиций должна быть использована при определении
понятия философии.
План
Круг, лежащий в основе метода
исследования, определения понятия философии, неизбежен. И действительно, существует
большая неуверенность относительно границ, в рамках
которых системы могут быть названы философией, а
труды — философскими. Эта неуверенность может
быть устранена лишь тогда, когда мы установим прочные, хотя и не полные определения философии и затем,
исходя из них, при помощи новых приемов, получим
новые определения, которые постепенно исчерпают
содержание понятия философии. Итак, наш метод сведется, стало быть, к тому, что мы, при помощи отдельных приемов, из которых каждый в отдельности не
обеспечивает нам общеобязательного и полного решения задачи, будем шаг за шагом все точнее и точнее
ограничивать признаки сущности философии и все точнее описывать сферу входящих в нее явлений, чтобы
затем из жизненности самой философии вывести объяснение, почему все еще остаются пограничные области, не допускающие безукоризненного установления
объема философии. Сначала мы должны попытаться
установить общие моменты в тех системах, при мысли о
которых у каждого человека возникает общее представление философии. Затем мы сможем воспользоваться другой стороной понятия — принадлежностью
систем к одной цепи, — чтобы исследовать полученный результат и дополнить его углубленным проникновением в него. Таким образом мы получим основание,
на котором мы исследуем отношение полученных нами

признаков, составляющих сущность философии, к
структурной связи индивида и общества, поймем философию как живую функцию в индивиде и обществе и
свяжем все эти признаки в одно понятие сущности философии; с его точки зрения мы затем поймем отношение отдельных систем к функции философии, распределим по местам систематические понятия о философии и
яснее определим текучие границы ее пределов. Таков
путь, который нам предстоит пройти.

A.
Исторический подход
к определению
сущности философии.

19

I. Первые определения
общего соотношения вещей.
Существуют философские системы, особенно
сильно запечатлевшиеся в сознании человечества, к
которым всегда обращались, чтобы ориентироваться в
том, что такое философия. Демокрит, Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Юм, Кант,
Фихте, Гегель, Конт создали системы подобного рода.
Все они отмечены общими признаками, и наше мышление может отыскать в них масштаб для выяснения того,
насколько и другие системы могут быть включены в
область философии.
Прежде всего мы замечаем в
Формальные
них признаки формального свойства.
признаки
Независимо от предмета отдельных
философии,
систем или их метода, все они, в отличие от отдельных наук, основываются на всей совокупности эмпирического сознания — жизни, опыте, опытных науках — и стремятся таким путем к решению своей задачи. Они носят характер универсальности. Этому
соответствует стремление объединить разрозненное,
создать связь и распространить ее, не считаясь с границами отдельных наук. Вторая формальная черта философии заключается в требовании общезначимого
знания. С этим связано стремление идти в аргументации до того последнего пункта, в котором достигается
обоснование философии.

20

Содержательные
Но перед тем, кто углуопределения.
бился в целях сравнения в классические системы философии, скоро
выплывает, сначала хотя бы и в туманных очертаниях,
картина их объединенное™ и в смысле содержания.
Собственные свидетельства философов о своем творчестве, заслуживающие быть собранными, прежде всего
показывают нам юность всех мыслителей, исполненную
борьбы с загадкой жизни и мира; их отношение к мировой проблеме так или иначе проявляется в системе каждого из них, да и внешние, формальные особенности
философов обличают в них внутреннюю устремленность к укреплению и развитию личности, к утверждению суверенитета духа, такой интеллектуальный склад,
который стремится все поступки возвысить до сознания
и не желает ничего оставить в темноте слепого поведения, не ведающего, что творится вокруг.

21

II. Историческое выведение черт,
составляющих сущность философии,
из общей связи систем.
Теперь перед нами открывается метод, при помощи которого мы можем глубже заглянуть во внутреннюю связь этих признаков, объяснить себе разницу
в определениях понятия философии, отвести каждой из
этих формул ее историческое место и, наконец, точнее
определить объем понятия.
В понятии философии заключен не только общий момент, но и связь ее — историческая преемственность. Взор философов направлен прежде всего на
мировую и жизненную загадки, отсюда вытекают и
понятия, которые они образуют о философии; всякая
позиция, которую занимает философский дух, сводится
к этой основной проблеме; всякий живой философский
труд возникает в этой непрерывности; прошлое философии сказывается в каждом отдельном мыслителе, так
что, когда он даже отчаивается в решении великой загадки, его новая позиция все же определяется этим
прошлым. Таким образом, все позиции философского
сознания и все определения понятия философии, в которых находят себе выражение эти позиции, образуют
одну историческую цепь.

22

1. Возникновение названия
в Греции;
что там обозначалось этим названием.
Название
философии.

Глубокомысленный и яркий синрелигиозности, искусства и философии, пронизавший жизнь Востока,
распался у греков на дифференцированные проявления
этих трех форм человеческого творчества. Ясный и
радостный дух греков освободил философию от религиозной связанности и от визионерской символики поэтических творений, родственных философии или религиозности. Их пластическая сила созерцания благоприятствовала выделению и выработке различных родов духовного творчества. Так, у греков одновременно
возникли философия, ее понятие и выражение
φιλοσοφία. Геродот называет σοφός всякого выделяющегося высшей духовной деятельностью. Название
σοφιστής он применяет к Сократу, Пифагору и другим
старейшим философам, а Ксенофонт обозначает им
философов природы. Сложное слово φιλοσοφείν означает в эпоху Геродота и Фукидида вообще любовь к
мудрости и стремление к ней: так в Греции возникает
новый духовный феномен, поскольку этим словом грек
обозначает искание истины ради самой истины — искание ценности независимо от практического ее применения. Так, у Геродота обращение Креза к Солону
дает типичную иллюстрацию противопоставления восточного властолюбия новому греческому этосу; он,
Крез, слышал, что Солон прошел многие страны
тез

23

φιλοσοφέων (философствуя), θεωρίης εϊνεκεν (ради
наблюдений, исследований) — объяснение слова
«философствуя». То же выражение употребляет и Фукидид в надгробной речи над Периклом, желая нарисовать основную черту афинского духа того времени. В
техническое выражение определенного круга духовных
занятий слово «философия» превращается позже, в сократовской школе. Предание, приписывающее это
Пифагору, приписывает ему, вероятно, то, что принадлежит Сократу-Платону. В сократо-платоновской
школе понятие философии обладает характерной двусторонностью.
Философия, согласно Сократу,
Негативная
есть не мудрость, а любовь к мудрости
сторона
п0шт я
и искание ее; ибо саму мудрость боги
!
Л
„т/
философии
сохранили за собой, Критическое созв сократо.
нание, которое в лице Сократа и, еще платоновской
глубже, в лице Платона обосновывает
школе,
знание, очерчивает вместе с тем и его
границы. Согласно старым указаниям, особенно указаниям Гераклита, Платон первым возвысил сущность
философствования до сознания. Исходя из опыта своего собственного философского гения, он рисует философский инстинкт и процесс его развития в философское знание. Всякая великая жизнь вытекает из восторга, заложенного в высшей природе человека. А так
как мы запутаны в мире чувств, то эта высшая природа
сказывается в бесконечной тоске. Философский Эрос
переходит от любви к прекрасным образам и, через ряд
различных ступеней, доходит до знания идей. Но и на
этой высшей ступени

Скачать:TXTPDF

хозяйство, право.Научное мышление опирается на заключающийся в этих общих представлениях схематизм. Но правильность последнего должна быть, однако, предварительно подвергнута проверке. Дело в том, что наукам одухе опасно принимать на веру