Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сущность философии
наше знание остается гипотезой:
предметом ее являются неизменные сущности, реализованные в действительности, но никогда ей не дано

24

постигнуть причинной связи, простирающейся от высшего Добра к отдельным вещам, в которых мы созерцаем Вечное. В этой великой тоске, которую никогда
не может успокоить наше знание, и лежала исходная
точка внутреннего взаимоотношения между философией и религиозностью, живущей в полноте Божественного.
Позитивная
Второй момент, который содерсторона.
жится в философии, согласно сократоплатоновскому понятию о ней, характеризует ее положительную сторону. Выяснение этого
момента имело еще более общее влияние. Философия
означает стремление к знанию — к знанию в его строжайшей форме, науке. Впервые подчеркиваются требования, предъявляемые ко всякому знанию: общезначимость, определенность, сведение к обоснованным положениям всех допущений. Нужно было положить конец беспокойной мечтательной игре метафизических
гипотез, равно как и скептицизму просвещения. Как у
Сократа, так и в первых диалогах Платона философское сознание простирается на знание во всем его объеме, причем оно сознательно противополагается знанию, ограниченному познанием действительности. Оно
охватывает также и определение ценностей, правил и
целей. В этом понимании скрыто поразительное глубокомыслие: философия — это рассудительность, возвышающая все человеческие действия до сознания, а
именно, на ступень общеобязательного знания. Она —
самоуразумение духа в форме понятийного мышления.
Действия воина, государственного деятеля, поэта или
жреца могут найти свое завершение лишь тогда, когда
практикой управляет знание этих действий. Так как
всякое действие нуждается в определении цели, а по-

25

следняя цель лежит в эвдемонии, то знание об эвдемонии, заложенных в ней целях и средствах самое сильное
в нас, и никакая сила темных инстинктов и страстей не
может проложить себе дорогу, если знание нам показывает, что эти темные силы мешают эвдемонии. Таким образом, только господство знания может возвысить индивидуум к свободе и общество — к свойственной ему эвдемонии. На основании этого сократовского
понятия философии сократовские диалоги Платона
производят анализ жизненных проблем. И именно потому, что жизнь с ее стремлением к эвдемонии, с ее
господством добродетелей, в которых реализуется последняя, не могла быть возвышена до общезначимого
знания, эти диалоги и должны были закончиться отрицательно. Раздвоение в рамках сократовской школы
оказалось неразрешимым. В образе Сократа апология
Платона правильно и глубокомысленно подмечает и то,
и другое: и то, как он приступает к разрешению задачи
общезначимости знания, и то, как он в результате все
же приходит к незнанию. Это понятие философии, согласно которому философия стремится поднять на уровень знания бытие, ценности, цели, добродетели, и
имеет, таким образом, предметом своего знания истинное, прекрасное и хорошее, — это понятие, говорим
мы, было первым плодом размышлений философии о
самой себе; его дальнейшее влияние неизмеримо, оно
содержит основное ядро истинного понятия сущности
философии.
Следы
влияния
сократо- Следы сократоплатоновского понятия философии мы платоновского
наблюдаем и в разделении философии у
понятия
A
r*<
° философии
Аристотеля. Философия распадается у в ее ра3делении
него на теоретическую, поэтическую и у Аристотеля.

26

практическую науки; теоретической она является тогда,
когда ее целью и принципом служит познание; поэтической — когда ее принцип кроется в художественной
способности, а цель — в имеющем быть созданным
творении; практической, наконец, тогда, когда ее принципом является воля, а целью — действие как таковое.
При этом поэтическая наука охватывает не только теорию искусства, но и всякое техническое знание, цель
которого не в энергии личности, а в создании внешнего
произведения.
Новое понятие
В действительности Аристофилософии ^ тель, однако, не расчленил свою фив аристотелевской лософию в соответствии с этим разшколе.
^
,-, ^
делением, основанным на 11латоне.
Понятие философии у него выступает в несколько измененном виде. Философия уже
больше не развитие личности и человеческого общества
при посредстве знания; она ищет знания ради него самого: философское поведение характеризуется, согласно этому, теоретической сознательностью. Подобно
тому, как изменчивая, но разумная действительность
обоснована в неизменном и блаженном мышлении божества, не имеющем никакой цели и никакого объекта
вне себя, так и высшая из всех изменчивых действительностей, человеческий разум, свою высшую функцию находит в чисто теоретическом поведении как самом совершенном и счастливом для человека. Таким
поведением, по мнению Аристотеля, может быть одна
лишь философия, ибо она обосновывает и охватывает
все науки. Она создает теорию знания как основу всякого научного труда, ее центральный пункт — универсальная наука бытия. Это была первая философия, для
которой
школа
выработала
наименование

27

«метафизика»; на сформированном в этой первой философии телеологическом миропонимании основывается
связь между науками, которая, начиная с познания
природы и проходя через учение о человеке, простирается до определения последних целей индивидуума и
общества. Новый аристотелевский принцип причинно
действующей цели открывает отныне возможность
подчинить мышлению и изменчивость эмпирически
данной действительности. Так возникает новое понятие
философии: будучи единством наук, она отображает в
понятиях объективную связь действительности, связь,
простирающуюся от познания Бога до познания целеустановления в человеке.
Этому подчинению отдельных Философские
наук философии соответствовала и оршколы,
ганизация философских школ в Греции.
Эти школы были не только средоточиями споров о
принципах, но и очагами позитивного исследования. На
протяжении нескольких поколений в этих школах успел
сформироваться целый ряд естественных и гуманитарных наук. Существуют основания, позволяющие допустить, что еще до Платона пифагорейцы и ученики старейших мыслителей были связаны между собой известным порядком и постоянством общей работы. В ясном
свете достоверной истории пред нами встают Академия
и школа перипатетиков в качестве правоупорядоченных
союзов, в которых отдельные науки объединены единством философской основной мысли, а страсть чистого
познания истины придает жизнь всякой позитивной
работе и отводит ее в круг целого, являя собой недостижимый образец творческой мощи подобной организации. Школа Платона была одно время средоточием
математических и астрономических исследований, но

28

наиболее могучий научный труд, когда-либо исполненный на протяжении столь ограниченного времени и в
одном месте, был осуществлен группой, собравшейся
вокруг Аристотеля. Основные идеи телеологической
структуры и эволюции, методы описания, расчленения
и сравнительный метод привели в этой школе к созданию описательных и аналитических естественных наук,
а также к образованию политики и учения об искусстве.
В этой организации философских школ греческое понятие философии как универсальной науки нашло свое высшее выражение. Произошло это благодаря упрочению той стороны сущности философии, в силу
которой общие задачи связывают занимающихся философией и побуждают их к общим действиям. Ибо всегда, когда одно и то же понимание цели повторяется у
известного числа лиц, оно связывает индивидуумов
между собой. К этому еще присовокупляется специальное связующее начало философии, заключающееся в
стремлении к всеобщности и общеЭмансипация
обязательности,
отдельных наук
Единое руководство научным
и проблема
местоположения

философии
срединих.

трудом, достигшее своего высшего

rj

развития в школеА Аристотеля, распалось так же, как и империя
Александра Великого. Отдельные
науки, развиваясь, достигли самостоятельности. Связь
между ними порвалась. Преемники Александра основали вне философских школ учреждения, в которых
происходили занятия отдельными специальными науками. Таков был первый момент, внесший изменения в
положение философии. Отдельные науки постепенно
завладели всей областью действительности, причем
этот процесс, усилившийся за последнее время, еще и

29

ныне не достиг своего завершения. Как только какойнибудь круг научного исследования достигал зрелости в
философии, он немедленно эмансипировался от союза с
ней. Так обстояло вначале дело с науками естественными; в последнее время процесс дифференциации пошел дальше: со времени Гуго Гроция самостоятельности добилась общая наука о праве, со времени Монтескье датируется самостоятельность сравнительного государствоведения. В настоящее время среди психологов замечается стремление эмансипировать свою науку,
и если принять во внимание, как тесно сплетены науки
о религии и искусстве, педагогика, науки социальные с
изучением исторических фактов и психологии, то и их
отношения к философии станет весьма сомнительным.
Это беспрерывно увеличивающееся перемещение соотношений сил в рамках знания как бы извне ставило
философию перед задачей новых отграничений своей
области. Но и в ее внутреннем развитии содержались
моменты, которые оказывали еще большее влияние в
этом же направлении.
Дело в том, что только совместФилософия
ному влиянию указанного внешнего
жизни,
фактора и изнутри действующих сил
философия обязана теми изменениями в своем положении, которые, начиная с появления скептиков, эпикурейцев и стоиков, развивались вплоть до писательской
деятельности Цицерона, Лукреция, Сенеки, Эпиктета
и Марка Аврелия. Отныне в рамках нового соотношения сил в области знания наблюдается крушение метафизического миропознания, распространение скептицизма и характерный для стареющих наций поворот к
самоуглублению: начинается развитие философии жизни. В последней мы сталкиваемся с таким положением

30

философского духа, которому отныне суждено иметь
величайшее значение навсегда. Проблема великих систем еще ставится во всем ее объеме. Но требования
обязательных решений становятся все слабее. Центр
тяжести в рамках отдельных задач перемещается; проблема мировой связи подчиняется проблеме ценности и
цели жизни; в лице римско-стоической системы, одной
из наиболее влиятельных, какую только когда-либо
создавал мир, на первый план выступает способность
философии образовывать личность. Изменяются также
и структура философии, порядок и отношение ее частей. Этим изменениям в положении философии соответствует появление новых определений понятия философии. Согласно Цицерону, философия является
«учительницей жизни, изобретательницей законов,
побудительницей ко всяческой добродетели», а Сенека
определяет философию как теорию и искусство правильного образа жизни. Это предполагает, что она не
•просто теория, а законодательница жизни, и поэтому
охотно пользуются для ее обозначения словом
«мудрость». Но если мы вернемся от нового понятия
философии к тому ее положению, которое этим понятием выражается, то мы тотчас же заметим, что эта новая
философия развивалась из великих метафизических
систем вполне плавно и непрерывно и что лишь изменились обстоятельства, при которых проблема является
нам.
Вслед за этим философия на протяжении длинного ряда столетий, после того как тяготение к неисследованным глубинам вещей привело стареющий мир к
религии, пребывала в подчинении у религии, потеряв
свою истинную сущность. Позиция, которую она в это
время заняла применительно к задаче всеобщего уни-

31

версального познания, и понятия о философии, возникшие на этом пути, не лежат на линии чистого развития ее сущности; в теории о промежуточных звеньях
между философией и религией мы будем иметь возможность поговорить об этом подробно.

2. Формы философии в новейшее время,
как они выражены в понятиях о ней.
После эпохи Возрождения, когда надо всей
культурой господствовало светское искусство, литература и родственная ей свободная философия жизни,
когда, наконец, определенно сконструировались естественные науки, а науки об обществе впервые приняли
характер проникнутого единой идеей звена в общей
естественной системе, когда, таким образом, опытные
науки начали осуществлять познание вселенной по своим методам — тогда в XVII веке намечается новое
соотношение сил в духовной культуре. Мужественная
жажда общезначимого знания и преобразования мира
при его помощи проникает все передовые народы, она
же объединяет и отдельные

Скачать:TXTPDF

наше знание остается гипотезой:предметом ее являются неизменные сущности, реализованные в действительности, но никогда ей не дано 24 постигнуть причинной связи, простирающейся от высшего Добра к отдельным вещам, в которых мы