нее делали недействительным весь акт. Сама по себе подробность описа ния в Правдах процедур — свидетельство большой важности, которую им придавали. Вспомним хотя бы описания в «Салической Правде» бросания горсти земли человеком, не имеющим средств для уплаты вергельда 16 , или обряда отказа от родства при посредстве разбрасывания сломанных ветвей «мерою в локоть» 17 , или порядка уплаты reipus ‘ a 18 , отпуска на волю рабов и литов «через денарий» 19 , процедуры «аффатомии»; в последнем случае предусматривался целый комплекс символических актов: здесь и вчине-ние в судебном собрании трех исков тремя людьми (возможно, это были иски символического значения), и бросание в полу стебля, и приглашение в дом гостей, которых в присутствии свидетелей угощали овсянкой, и произнесение клятв, и наличие щита, вообще игравшего важную роль во многих процедурах 20 . В норвежских судебниках со всеми деталями изобра жены порядок «введения в род» незаконнорожденного сына, передачи зе мельной собственности, вызова истцом ответчика в суд 21 и т.п. Вот, напри мер, описание устройства третейского суда в норвежских «Законах Гула- тинга»: «Участники посреднического суда должны расположиться перед дверью защищающегося, но не позади его дома. Он (истец) должен поса дить своих судей на таком расстоянии от дома, чтобы ответчик мог помес тить своих судей между дверью и судьями другого человека (исца) и чтобы оставалось достаточно места для проезда повозки с дровами между судья ми и дверью… » 22 . В ряде Правд приводятся формулы, которые нужно было произносить в публичных собраниях для очищения от обвинений и по другим поводам. Так, при введении в род незаконнорожденного сына отец произносил формулу: «Я ввожу этого человека в права на имущество, кото рое я ему даю, на деньги и подарки, на сидение и поселение, на возмеще ние и вергельд и во все личные права, как если бы его мать была куплена за мунд» (т. е. если бы он был законнорожденным) 23 .
Во всех этих случаях (и во множестве других) составители судебников придают огромное значение всем мельчайшим деталям; предусмотрены движения, слова и поступки участников процедур, даже их местоположе ние относительно друг друга, — короче, в записях права с точностью по дробного сценария расписаны все действия, необходимые для успешного осуществления каждого из актов, регулировавших различнейшие стороны общественной жизни варваров.
255
Как выше упоминалось, в записях народного права встречаются упо минания об обычаях, которые уже утратили силу, были заменены новыми постановлениями. Тем не менее память о старинных обычаях бережно со храняется в Правдах: отмененный на практике обычай сохраняется в па мяти. В этом отношении судебники варваров подобны их сказаниям и ми фам, повествованиям о древних временах. В неотдифференцированности правового обычая от мифа и от религиозного ритуала состоит еще одна особенность варварских Правд, связанная со спецификой «примитивно го» мышления. Но эта неотдифференцированность того, что для нас представляет право, литературу, религию, а для варваров составляло нерасчлс- ненное единство, в свою очередь есть частный случай нерасчлененности мышления и разных сфер социальной деятельности. Производство, се мейные отношения, религия, различные формы духовной культуры нахо дились в первоначальном синтезе. Не этим ли нужно объяснять сакраль ный характер юридических процедур, формул, имущественных, семейных и иных сделок?
В своем беглом обзоре некоторых особенностей варварских Правд мы обращали внимание не на содержание их постановлений, проливающих свет на социально-правовые и экономические отношения в варварском обществе, а преимущественно на «формальные» моменты: «казуистат- ность» постановлений, крайнюю формализованность правоотношений, роль ритуалов и сакральных формул при осуществлении права, привер женность традиции, «старине». Все процедуры и обряды, формулы, клят вы, а также детализированные представления о преступлениях и пе нях-возмещениях, сведения о которых дошли к нам подчас в виде бессис темных и несвязных фрагментов, в варварском обществе, несомненно, составляли единство, выполнявшее роль своеобразной устойчивой формы, наполнявшейся каждый раз конкретным социальным содержанием. Указанные специфические черты варварских Правд, обычно оставляемые без внимания при их исследовании, более, нежели что-либо другое, дают возможность проникнуть в систему мышления варваров. Не принимая п полной мере в расчет особенности их духовной структуры, мы лишаемся возможности познать с должной глубиной и социальную структуру вар варского общества, ибо мышление — в его исторически конкретном свое образии — составляет неотъемлемую и важную составную часть общественной структуры.
Вот этот стиль мышления варваров можно обнаружить (нередко под чуждыми ему построениями или позднейшими наслоениями) во всех за писях обычного права. Он чрезвычайно устойчив и консервативен. Имен но в указанном аспекте варварские Правды нас сейчас и интересуют. «Ар хаическое» сознание варваров нашло свое выражение не только в Правдах, — мы обнаружим его и в народной поэзии и литературе, и в орнаментальном искусстве раннего средневековья, и во многом другом. Следы этого стиля мышления нетрудно найти и в гораздо более позднее время. Однако судебники должны быть рассмотрены особо, ибо, как уже было отмечено, в них иначе, чем в памятниках литературы и искусства, вы ступает отношение субъективного и объективного моментов: второй явно преобладает над первым, что делает исследование записей обычного права
256
особенно перспективным для знакомства с общественным сознанием «дофеодального» общества, следовательно, и для выявления отношения меж ду индивидом и обществом, для характеристики формируемого этим об ществом индивида.
Нужно рассмотреть несколько ближе и подробнее упомянутые сейчас особенности варварских Правд как исторических памятников. При этом можно констатировать некоторые общие положения.
Во-первых, варварское право насквозь символично. Его отправление сопровождается применением всякого рода символов. В качестве подоб ных символов могут употребляться самые разнообразные предметы: щит, ветвь, разламываемая палка, выбиваемый из рук денарий, гривна, кусок дерна, горсть земли, столбы, поддерживающие хозяйское сидение в гор нице, боевое оружие, обувь, напитки, пища, кровь, огонь, волосы и многое другое. Необходимо сразу же оговориться, что символ в народном праве — не отвлеченный знак или условность и не простая замена действительного предмета его подобием. Так, передача куска дерна владельцем в руки дру гого лица означала отчуждение земельного владения. Но дерн не был толь ко знаком владения, это и было самое владение. Показательно, что у мно гих народов, в том числе у англосаксов и скандинавов, обычай передачи дерна сохранялся даже тогда, когда дарение или продажа земли оформлялись грамотой: последняя рассматривалась как свидетельство о соверше нии акта, но для реального отчуждения владения нужно было буквально передать его из рук в руки. Норвежский skeyting (шведский skotning , от skaut — «пола») представлял собой обряд бросания в полу земли, собранной «из четырех углов очага, и из-под почетного сидения [хозяина в доме] и с того места, где пахотная земля встречается с лугом и где лесистый холм соприкасается с выгоном. И пусть он (владелец земли) представит тингу свидетелей того, что прах был взят как положено, наряду с другими, кото рые удостоверят покупку земли. Затем, если показания этих свидетелей бу дут сочтены удовлетворительными, участники тинга должны передать ему землю посредством поднятия оружия ( vapnatac ). В каждом случае, когда покупающий и продающий согласны в том, что прах был взят должным об разом, сделка считается состоявшейся, а равно и skeyting 24 ». Дерн играл в сознании и, соответственно, в кругу символов варваров очень большую роль. У скандинавов был распространен языческий обряд очистительного испытания jardarmenn : от земли отделяли полоску дерна и поднимали ее так, чтобы концы были прикреплены к земле, а под полосой мог бы пройти человек, подвергавшийся испытанию; он считался очистившимся от об винения, если дерн на него не обрушивался. Совместное прохождение под дерном и смешивание крови с землей делали людей побратимами.
Земля, дерн и некоторые другие подобные же символы представляли собой часть, идентифицировавшуюся с целым. Другие символы (ветвь и т.п.) были связаны ассоциациями с теми явлениями, которые они симво лизировали (например, имущество). В любом случае мы имеем здесь дело с особым, отличающимся от современного типом символизации и, следова тельно, с иным типом мышления, нуждавшегося в наглядном, чувствен но-осязаемом воплощении абстрактных понятий и способного их заме нять самыми разнообразными реалиями 25 .
Ч Зак. 3463 257
Можно высказать предположение: не была ли связана склонность вар варского сознания идентифицировать часть с целым, заменять общее ча стным и наглядным, с положением личности в «дофеодальном» обществе, а именно — с неотдифференцированностью ее от коллектива, более того, с поглощенностью ее родом, общиной, большой семьей; вследствие этого индивид не мыслил себя отдельно от группы, его личный статус растворял ся в статусе группы, к которой он принадлежал (см. ниже).
Эта черта мышления варваров постоянно проявляется в записях обыч ного права. В высшей степени показательно, что германские термины (ча стью латинизированные), нередко встречающиеся в латинских текстах Правд, по большей части обозначают правовые символы и процедуры: включение их в судебники диктовалось, по-видимому, как сознанием не возможности адекватно их перевести, так и нуждой дать всем понятное их обозначение 26 .
Нормы права обычно связаны с определенными процедурами и как бы воплощаются в них: с действием, жестами, формулой и т.п. Процедура имеет не меньшее значение, чем сама норма. Именно в этом смысле и можно говорить о крайнем формализме или о ритуальности варварского права. Нарушение предписанного ритуала, отход от раз навсегда установ ленного процедурного шаблона сводит на нет действенность правовой нормы. В абстрактном виде, вне этой процедуры такая правовая норма не мыслится в варварском обществе. Более того, мы испытываем побуждение сказать, что процедура играет даже ббльшую роль, чем сама норма. В са мом деле, можно представить себе случай, когда акт установленного риту ала, влекущего определенные правовые последствия, приводит к этим последствиям несмотря на их противозаконность и нарушение нормы, кото рую акт должен был «оформлять». Именно это наблюдается при анализе титула XXVI «Салической Правды» «О вольноотпущенниках». Речь идет об отпуске на волю чужого лита или раба: злоумышленник освободил «через денарий, в присутствии короля» не принадлежавшего ему зависимого че ловека. Акт явно незаконный, уличенный преступник карается уплатой большого штрафа и возмещения. Но тем не менее отпущенный им лит или раб не может быть возвращен в свое прежнее состояние, и вопрос о возвра те его «законному господину» даже не возникает; возвращаются ему лишь вещи лита и взыскивается возмещение за причиненный ущерб. Очевидно, процедура отпуска, сопровождавшаяся всеми формальностями и произведенная к тому же перед лицом главы племени, не может быть отменена, и ее последствия для статуса отпущенного на волю лита (или раба) неуп- разднимы 27 , хотя налицо — злостное нарушение права собственности гос подина на принадлежавшего ему