Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Психическая болезнь и личность

пищеварения.

(114) Контаминациясоединение частей нескольких слов в одно, приводящее к образованию неологизмов.

(115) В этом разделе Фуко обозначает работы и события, ставшие, по его мнению, ключевыми для развития психиатрии последних двух столетий.

(116) Бейарже Жюль Габриэль Франсуа (1809–1890) — французский невропатолог и психиатр, ученик Эскироля, основатель Медико-психологического общества и один из учредителей журнала «Annales medico-psychologiques du systeme nerveux». Журнал «Медико-психологические анналы» издается до сих пор и является старейшим журналом по психиатрии.

(117) Мониц Эгаш (1874–1955) — португальский невролог и психиатр, ученик Ж. Бабинского. Предположил, что психические расстройства могут возникать из-за наличия в головном мозге патологически устойчивых межнейронных связей. По его настоянию нейрохирург А. Лима провел операцию по рассечению белых волокон, связывающих лобные доли с центральными структурами головного мозга, названную им лейкотомией. Результаты этой операции Мониц представил 5 марта 1936 г. на заседании Парижского общества неврологии, а также в своей работе «Попытки операций в лечении некоторых психозов». За это научное открытие в 1949 г. ему была присуждена Нобелевская премия по медицине. После Второй мировой войны метод лоботомии (автор термина — Уолтер Джей Фримен) начали повсеместно использовать в Европе и Америке.

(118) Черлетти Уго (1877–1963) — итальянский психиатр, родоначальник метода электросудорожной терапии. В 1930-х гг. начал экспериментальное исследование электрошока на животных. В 1938 г. в Римской Академии медицины изложил свои идеи в докладе «Новый метод шоковой терапии. Электрошок», где сообщил о результатах лечения этим методом первого больного.

(119) Вейер Йоган (1515–1588) — голландский врач, оккультист; в 1550–1575 гг. — придворный врач герцога Клевского. Являлся активным противником «охоты на ведьм», настаивал на том, что преследуемые женщины есть лишь жертвы дьявола, поэтому невиновны и не заслуживают наказания.

(120) Пляска смерти как синтетический жанр возникает в европейской культуре в середине XIV в. в Германии и объединяет в большинстве случаев иконографический сюжет пляски скелетов и полуразложившихся трупов с вновь умершими, сопровождаемый стихотворным комментарием. В третьей четверти XIV в. миниатюры с подобным сюжетом проникают во Францию. Здесь новый вариант пляски смерти в 1375 г. создает член Парижского парламента, поэт и переводчик Жан Ле Февр. Хотя исходного варианта рукописной миниатюры этого произведения не сохранилось, его текстовой ряд был воспроизведен на фресках кладбища францисканского монастыря невинноубиенных младенцев в Париже (1424–1425 гг.), которые были уничтожены в XVI в. Эти фрески во время английской оккупации Парижа перерисовал монах Джон Литгейт. Благодаря его гравюрным копиям они и известны в настоящее время.

(121) «Триумф смерти» — большая настенная фреска в галерее кладбища Кампо-Санто в Пизе. Предположительно датируется 13 50-1360 гг. Автор неизвестен. Сам сюжет «Триумфа смерти» пользовался в Италии гораздо большей популярностью, чем сюжет Пляски смерти.

(122) Здесь Фуко имеет в виду полотно Брейгеля, больше известное как «Безумная Грета» (1562).

(123) Брант Себастьян (1457–1521) — немецкий политический деятель, писатель, сатирик. Наибольшую известность Бранту принесло сочинение «Корабль дураков» (Das Narrenschifi), написанное в 1494 г. «Stultifera Navis» — название латинского перевода, опубликованного в 1497 г.; именно на нем основывалось французское переложение (см.: Брант С. Корабль дураков / Пер. с нем. Л. Пеньковского. М, 1989).

(124) Блюэ д’Арбер Бернар (1566–1606) — сначала пастух, затем граф де Пермиссион. Известен как автор брошюр, названных «Livres de professie», якобы написанных им при помощи ангела по внушению Бога. Сам д’Арбер не умел ни писать, ни читать. Брошюры содержали описание видений д’Арбера и пользовались большой популярностью.

(125) Общий госпиталь был учрежден указом от 26 апреля 1656 г. и предназначался для бедняков Парижа в независимости от пола, возраста и занятия. Общий госпиталь являлся скорее не медицинским, а «полуюридическим» учреждением, был неподвластен церкви и находился в непосредственном подчинении королю. Именно с организации Общего госпиталя, по мнению Фуко, начинается эпоха «великого заточения» безумцев (см.: Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С. 63–93).

(126) Сальпетриер — лечебница вблизи Парижа. В 1656 г., как и Бисетр, была включена в состав Общего госпиталя. Именно здесь в отделении неврологии 25 июня 1984 г. Фуко скончался.

(127) Приют Сен-Лазар был основан в IX в. монахами-госпитальерами и был предназначен для прокаженных. В 1632 г. Винсент де Поль преобразовал его в лечебницу для осужденных и умалишенных. В 1794 г. Сен-Лазар становится тюрьмой для публичных девиц, а душевнобольных переводят в Бисетр.

(128) Св. Винсент де Поль (1581–1660) — католический святой, основатель конгрегации лазористов и дочерей милосердия, множества семинарий и школ, разработчик стройной системы подготовки священников.

(129) Приют Шарантон — основан в сентябре 1641 г., в 1944 г. был передан ордену госпитальеров Св. Иоанна Божьего. В 1797 г. в этот приют были переведены пациенты отделения душевнобольных из лечебницы Отель-Дье. В начале XIX в. директор Шарантона организовывает знаменитые — вызывавшие многочисленные протесты — спектакли, где безумцы выступали то актерами, то зрителями. В XIX в. именно в Шарантоне умирает Маркиз де Сад.

(130) Сущность этой тревоги Фуко разъясняет в «Истории безумия»: «В середине XVIII в. внезапно, всего за несколько лет, родилась эпидемия страха. Страх этот нашел выражение в понятиях медицины, однако в глубине своей зиждился на целой моральной мифологии. <…> Зло, которое общество попыталось исторгнуть из себя с помощью изоляции, вновь выходит на поверхность, приняв, к величайшему ужасу публики, фантастический облик. На наших глазах зарождается и ветвится во всех направлениях тематика некоего пагубного недуга, физического и нравственного одновременно; вследствие своей неоднозначности он соединяет в себе все смутные силы порчи и страха» (Фуко М. Исто рия безумия в классическую эпоху. С. 355).

(131) «Племянник Рамо» (ок. 1762) — философская повесть Дени Дидро.

(132) Райль Иоганн Христиан (1759–1813) — немецкий анатом, психиатр. В своей книге «Рапсодии» (1803) настаивает на реформировании системы психиатрических учреждений. Он предлагает отказаться от термина «дом для умалишенных», заменив его понятием «госпиталь для психической терапии», и рисует картину функционирования такого госпиталя.

(133) Ср.: «Освобожденный от оков, он силою молчания прикован к провинности и стыду. Прежде он чувствовал себя наказанным и видел в наказании знак своей невиновности; избавленный от физической кары, он не может не чувствовать себя виноватым. Мученичество несло ему славу; освобождение должно его унизить» (Фуко М. История безумия. С. 486).

(134) Нравственный синтез выступал основой взаимодействия мира разума и мира безумия. В «Истории безумия» Фуко поясняет: «Операция, произведенная Пинелем, довольно сложна: ее цельдобиться нравственного синтеза, обеспечить последовательное перенесение этических норм из мира разума в мир безумия, причем проделать это путем общественной сегрегации, гарантирующей буржуазной морали фактически универсальный статус и позволяющей ей стать как бы правовой нормой, обязательной для любых форм сумасшествия» (Там же. С. 485).

(135) Приливы — чувство жара, возникающее в коже лица, шеи, груди и вызываемое резким расширением сосудов.

(136) Лёре и его методам «морального лечения» впоследствии (19 декабря 1973 г.) Фуко посвятит целую лекцию (см.: Фуко М. Психиатрическая власть. С. 170–202).

(137) Эту мысль Фуко развивает в «Рождении клиники», перенося ее теперь на более широкое пространство медицины в целом. Он пишет: «Именно потому, что западный человек не мог существовать в собственных глазах как объект науки, он не включался внутрь своего языка и образовывал в нем и через него дискурсивное существование лишь по отношению к своей деструкции: опыт „безумия“ дал начало всем видам психологии, и даже самой возможности существования психологии; от выделения места для смерти в медицинском мышлении родилась медицина, которая представляет собой науку об индивиде» (Фуко М. Рождение клиники. С 293).

(138) Проблема нищеты психологии и психиатрии широко дискутировалась в 1950-е годы. 109).

(139) Имеется в виду описанное выше критическое, практическое, энонсиативное и аналитическое сознание безумия. Более четко Фуко выделяет эти уровни в «Истории безумия» (Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С. 176–180).

(140) Бейль Антуан Лауре Жес (1799–1858) — французский анатом и психиатр, ученик Эскироля. В своей диссертации на степень доктора медицины «Исследования о душевных болезнях», представленной в 1822 г., впервые описал прогрессивный паралич как отдельную болезнь и установил, что в его течении наблюдается параллелизм между параличом и помешательством. Анатомически общий паралич, на его взгляд, был связан с хроническим воспалением паутинной оболочки головного мозга. Эта болезнь, по мнению Бейля, отмечалась специфической психопатологической динамикой — от идей величия через состояние общего возбуждения (мании) к необратимому слабоумию. Бред величия и экзальтация разной степени выраженности при этом являются начальной точкой заболевания. В работе «Рождение клиники» Фуко упоминает Бейля уже в несколько ином контексте (см.: Фуко М. Рождение клиники. С. 9).

(141) В «Истории безумия» Фуко характеризует это отношение как отношение к своей собственной истине. Безумие при этом трактуется как первичная форма процесса, благодаря которому истина человека становится доступной научному познанию. Он пишет: «Таким образом, то, что отныне будет обозначаться как „психологическая истина человека“, берет на себя функции и смысл, которыми издавна наделялось неразумие…».

Скачать:TXTPDF

Психическая болезнь и личность Фуко читать, Психическая болезнь и личность Фуко читать бесплатно, Психическая болезнь и личность Фуко читать онлайн