Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Психическая болезнь и личность

что «от Других, истинных Других, субъекта отделяет стена языка» (Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55) / Пер. с фр. А. Черноглазова. М., 1999. С. 350). Именно на этом различии, по мнению Лакана, и основывается диалектика бреда. Однако его трактовка «большого» Другого здесь еще достаточно противоречива.

В более поздней работе «Психоз и Другой» он напишет, что «Другой» — это абсолютный Другой, утрированный, Другой бредовый. «Абсолютный — значит признанный, но не познанный» (Лакан Ж. Психоз и Другой / Пер. с фр. А. К. Черноглазова // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. СПб., 2000. С. 211), этот большой Другой относится к Символическому, маленький другой — это продукт Воображаемого. Лакан указывает: «Различие между Другим с большой буквы (А), то есть другого поскольку он не познан, от другого с маленькой буквы, который совпадает с моим „собственным я“ (moi), источником всякого знания, является фундаментальным» (Там же. С. 214).

Не следует забывать, что настоящая книга вышла в 1954 г., упоминаний же о «большом Другом», датированных ранее 1954 г., в семинарах, статьях и опубликованных тогда выступлениях Лакана нам найти не удалось. Известно, что Фуко в начале пятидесятых иногда ходил на семинары в госпитале Св. Анны, хотя впоследствии признавался, что был знаком с идеями Лакана лишь поверхностно. Здесь же, в Св. Анне, лабораторией электроэнцефалографии руководил муж Жаклин Вер-до — Жорж, как мы помним, писавший диссертацию у Лакана. И наконец, Жан Ипполит, оказавший на Фуко огромное влияние, в то время был активным участником семинаров Лакана Возможно, от кого-то из них Фуко и услышал о «большом Другом». В любом случае, на наш взгляд, это «псевдопризнание» и связь Другого с бредовыми состояниями четко указывает на почерк Лакана.

(88) Проприоцепция — мышечно-суставная чувствительность, на основании которой выстраивается опыт телесных ощущений и осознание собственного тела.

(89) Eigenwelt (нем.) — в Dasein-анализе мир самосознания, самоотношения, базис взаимоотношений с реальным миром.

(90) Случай Эллен Вест является не только самым известным клиническим случаем Людвига Бинсвангера, но и одним из самых знаменитых и противоречивых случаев в психиатрии начала XX века. Эту пациентку до Бинсвангера консультировали Э. Крепелин и Ю. Блейлер. В частном санатории Бинсвангера Бельвью в Кройцлингере она принимает смертельную дозу яда (подробнее об этом случае см.: Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиническое исследование / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М, 2001. С. 361–511).

(91) Рудольф К., молодой человек двадцати одного года, помощник мясника, совершил преднамеренное убийство проститутки. Мысль об убийстве пришла ему в голову ровно за день до преступления, когда после бессонной ночи он, не контролируя себя, вышел из дома и бродил по улицам в состоянии сексуального возбуждения. В результате опроса родственников Рудольфа выяснилось, что в возрасти шести лет он пережил смерть матери, которая до этого долго болела. Во время ее болезни в течение пяти месяцев Рудольф спал вместе с ней в ее постели. После смерти тело матери перенесли в другую комнату, но Рудольфа оставили одного спать в той комнате, где она умерла. Вот как Кун описывает дальнейшие события: «Утром он проснулся и стал искать мать в измятой грязной постели. Ее одели и сказали, что мама умерла. От переноса тела на полу остались пятна крови. Очевидно, по этим следам Рудольф нашел комнату, куда перенесли мать. Он подвинул к кровати стул, влез на него и перебрался к матери. Он дотронулся до ее лица и спросил: „Мама, ты ведь не умерла? Мори говорит, что ты умерла. Ты ведь спишь, правда?“ Одна из старших сестер нашла мальчика и увела его. Он не плакал и не проявлял признаков страха. (Кажется, эта сцена повторилась и на следующий день.)» (Кун Р. Покушение на убийство проститутки // Экзистенциальная психология. Экзистенция. С. 523).

(92) В настоящей работе Фуко не касается идеи феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа о свойственной самой патологии норме. В «Словах и вещах» он впоследствии напишет, что «когда анализ начал осуществляться с точки зрения нормы, правила и системы, когда каждый ансамбль приобрел свою собственную связность и значимость, стало уже не возможно говорить о „патологическом сознании“ даже по поводу больных, о „примитивных умственных способностях“ даже по поводу забытых» (Фуко М. Слова и вещи. С. 379).

(93) Verweltlichung (нем.) — омирение, падение в мир.

(94) Бугру Этьен Эмиль Мари (1845–1921) — французский философ, историк философии, последователь спиритуализма. В работах «Новые исследования по истории философии», «Исследования по истории немецкой философии» и др. предложил авторский подход к осмыслению историко-философского процесса.

(95) Здесь Фуко имеет в виду случай Мадлен, о котором писал не только Жане, но и католические теологи. Эта пациентка страдала галлюцинациями мистического характера, считала, что отмечена печатью божественного откровения и способна летать. Во время пребывания в Сальпетриере время от времени на тыльной стороне рук, ногах и левой стороне грудной клетки у нее возникали кровоточащие раны-стигматы.

(96) См.: Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М., 1995.

(97) В 1934 г. в статье «Антропология и анормальное» Рут Бенедикт отмечает, что критерием нормальности является соответствие взглядам социальной среды, в которую погружен индивид (см.: Benedict R. Anthropology and abnormal // Journal of General Psychology. 1934. Vol. 10. P. 59–80).

(98) Лоуи Роберт Генрих (1883–1957) — американский антрополог, этнограф, редактор журнала «Американская антропология», представитель антиэволюционной исторической школы в этнографии. Исследовал социальную организацию, обычаи и религиозные верования раз личных индейских племен (см.: Lowie R. Primitive society. N. Y, 1920; Lowie R Primitive religion. N. Y, 1924; Lowie R. Social organization. L., 1950).

(99) Бердачес — у индейцев мальчики, воспитывающиеся как девочки, усваивающие культурные и символические атрибуты женщин и некоторые культурные и социальные признаки мужчин. Феномен бердачес зафиксирован у племен Северной Америки, чукчей, алеутов, в африканском племени баконго и др. Такой андрогинизм выступает отражением целостности человека, его мистической и духовной одаренности, поэтому бердачес часто становятся шаманами.

(100) Каллауэй Генри (1817–1890) — английский врач, член «Общества друзей» (квакеров), миссионер и епископ Англиканской церкви в Южной Африке. Именно там с 1858 г. он начал свои исследования религиозных верований и обычаев зулусов (см.: Callaway K. Nursery Tales, Traditions and Histories of the Zulus. L., 1868).

(101) nostris corporibus illabuntur(лат.) — «овладевают нашими телами».

(102) Сурин Жан-Жозеф (1600–1665) — религиозный деятель, представитель ордена иезуитов, один из самых знаменитых экзорцистов своего времени.

(103) В «Истории безумия» Фуко закрепляет заслугу определения безумия как заблуждения ума за Декартом. «Декарт, — пишет он, — следуя путем сомнения, обнаруживает, что безумие сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах. Нет ли в возможности оказаться безумным опасности лишиться собственного тела — подобно тому как окружающий мир может исчезнуть в заблуждении ума, а сознаниезабыться сном?» (Фуко М. История безумия в классическую эпоху С. 63). Впоследствии Фуко сохраняет такую трактовку статуса безумия. В кратком содержании курса «Психиатрическая болезнь и власть» он пишет: «…до XVIII века безумие не подвергалось систематической госпитализации; оно рассматривалось преимущественно как разновидность заблуждения или иллюзии» (Фуко М. Психиатрическая власть. С. 400).

(104) Бисетр — госпиталь и приют вблизи Парижа. При Людовике XIII в здании старинного рыцарского замка был организован приют для раненых офицеров и солдат. Впоследствии, в 1656 г., Бисетр вошел в состав Общего госпиталя.

(105) Этот эпизод, как мы помним, во всех подробностях описан в «Истории безумия» (Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С. 459–462).

(106) Кабанис Пьер Жан (1757–1808) — французский психиатр, виднейший деятель эпохи Просвещения. В своей работе «Об общественной помощи» он подробно разбирает технику госпитализации и подчеркивает необходимость смягчения режима больниц. Там же он как раз и указывает, что психиатрия может принести большую пользу учению о человеке, исследованию нормальных механизмов психической деятельности. В настоящей работе Фуко Кабанис еще не играет той роли, что в «Истории безумия» или «Рождении клиники», где он предстанет как центральная фигурав процессе становления больничной системы изоляции XVIII в. (см.: Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С. 430–441; Фуко М. Рождение клиники / Пер. с фр. А. Ш. Тхостова. М., 1998. С. 76–78,127–134).

(107) Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772–1840) — французский психиатр, ученик Пинеля. В 1818 г. Эскироль посещает провинциальные города и знакомится с условиями содержания душевнобольных, после чего в сентябре представляет министерству доклад о своей поездке. В результате созывается специальная комиссия, выделяются средства на сооружение специализированных больниц и вызволение душевнобольных из тюрем и приютов. Более подробно Фуко останавливается на заслугах Эскироля в «Истории безумия»: «„Они не постыдились сажать сумасшедших в тюрьму!“ Эскироль упоминает форт А в Бордо, смирительные дома в Тулузе и в Ренне, „Бисетры“, до сих пор существующие в Пуатье, в Кане, в Амьене, „Крепость“ в Анжере; „короче говоря, мало найдется тюрем, где бы нельзя было встретить буйных сумасшедших; эти несчастные закованы в цепи и содержатся в камерах наряду с преступниками. Какое чудовищное соседство! С мирными сумасшедшими обращаются хуже, чем со злодеями!“» (Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С. 391). Итогом деятельности Эскироля стал «Закон о душевнобольных» от 30 июня 1838 г.

(108) Здесь и в следующем по тексту случае употребления термина alieene, это слово несет двойную коннотацию — «безумный» и «отчужденый».

(109) Случай маркиза д’Эспар мы встречаем и в «Истории безумия», где Фуко говорит о новом типе социальной чувствительности, в центре которого стоит семья, а все, что противоречит установленному в ней порядку и ее интересам, начинает исключаться как неразумие. «…в один прекрасный день, — пишет Фуко, — маркиза д’Эспар потребует, чтобы ее мужа признали недееспособным — на основании одного только подозрения, что он вступил в связь, противоречащую имущественным интересам семьи; с точки зрения правосудия это явный признак умопомешательства. Разврат, мотовство, скандальная связь, позорный брак — все это самые распространенные мотивы изоляции. Ее репрессивная власть, не вполне совпадающая ни с правосудием, ни с авторитетом религии» (Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С. 105–106).

(110) Песталоцци Иоганн Генрих (1746–1827) — швейцарский педагог, общественный деятель, основоположник дидактики начального обучения. Основываясь на идее природосообразности воспитания, настаивал на том, что оно должно осуществляться путем последовательного обучения — сначала в семье, а затем в школе. Разработал методики начального обучения детей.

(111) Реципрокный (от лат. reciprocus) — возвращающийся, обратный, взаимный.

(112) Истерический раптус — приступы острого возбуждения, главным образом психомоторного, протекающие при одновременной суженности сознания, при которых больной может метаться, причитать и т. д.

(113) Разенков Иван Павлович (1888–1954) — советский физиолог, ученик И. П. Павлова, академик АМН СССР. С 1948 по 1950 гг. — вице-президент АМН СССР. Развивал учение Павлова, занимался изучением физиологии высшей нервной деятельности, физиологии и патологии

Скачать:TXTPDF

Психическая болезнь и личность Фуко читать, Психическая болезнь и личность Фуко читать бесплатно, Психическая болезнь и личность Фуко читать онлайн