Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Психическая болезнь и личность

ядро индивидуальной истории человека. В «Истории безумия» он также обратится к истории. «Безумие же обретает в XIX в. абсолютно иной смысл: по природе своей и по всему, в чем оно противоположно природе, оно вплотную приблизится к истории», — напишет он (Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С. 375). Но история станет для него уже не индивидуальной, а социальной, хотя безумие в ней по-прежнему останется одной из центральных тем.

(51) Импульсивность в психиатрии — болезненная форма поведения, связанная с непреодолимыми насильственными, автоматизированными и бесконтрольными влечениями и побуждениями

(52) Валлон Анри (1879–1962) — французский психолог и педагог. На основании материалистической философии и клинических данных разработал схему эмоционального и познавательного развития личности ребенка. Исследования Валлона по детскому развитию использовал Жак Лакан при формулировании идеи о стадии зеркала.

(53) Келер Эльза (1879–1940) — австрийский педагог-реформатор, психолог. Известна своими работами по психологии и педагогике, исследованиями речевого развития детей. Под руководством Карла Бюлера в Вене защитила кандидатскую диссертацию, посвященную особенностям личности трехлетних детей (см.: Kohler E. Die Personlichkeit des dreijahrigen Kindes (Annchen). Leipzig, 1926). Случай из этой работы и приводит Валлон в своей книге.

(54) Валлон отмечает, что возникновение ревности сопровождается у ребенка борьбой активной враждебности и переживания, причем, последнее всегда побеждает. Ревнивец замыкается в установке созерцателя и вызывает в своем воображении обидные образы. Валлон пишет: «Его собственное существование опустошено, разрушено успехами другого; он не может отделиться от его образа; он смешивает его со своей собственной сущностью; он чувствует себя как бы лишенным важной части себя самого. Это упорное смешение себя и другого, которое не уничтожается и не замещается враждебностью» (см.: Валлон А Истоки характера у детей (Часть III. Самосознание) / Пер. с фр. М. Р. Гинзбурга // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 129–140).

(55) Эксплозивность (взрывчатость) в психиатрии — недержание аффекта, импульсивность. Может совмещаться на фоне инертности и тугоподвижности.

(56) В русском переводе — «борьба Я с самим собой».

(57) Анестезияутрата чувствительности.

(58) Нервный параличпаралич, вызываемый или излечиваемый внушением.

(59) Итерация патологическая — эпизодическое повторение воспоминаний, действий, фраз.

(60) Фрейд приводит этот случай в семнадцатой лекции под названием «Смысл симптомов»: девятнадцатилетняя девушка, единственный ребенок в семье, в течение последних лет «без видимых внешних причин превратилась в нервнобольную». Она стала раздражительной, удрученной, склонной к нерешительности и сомнениям. У девушки также развился особенный церемониал отхода ко сну, который и упоминает Фуко: она останавливает или выносит из комнаты все часы. В качестве мотива такого поведения сама она называет устранение всех источников шума и обеспечение покоя для лучшего сна. Проведя долгий анализ, Фрейд устанавливает, что его пациентка удаляла часы как символ женских гениталий: тиканье часов он сравнивает с периодичностью физиологических процессов у женщины и пульсацией клитора во время возбуждения, а страх перед часами со страхом перед уже возникавшим у нее ночью возбуждением (Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции/Пер. с нем. Г. В. Барышниковой. М., 1989. С 168–169).

(61) Natur wissen schaften (нем.) — естественные науки.

(62) В настоящее время термином «феноменологическая психология» иногда обозначают круг мюнхенской феноменологии. В этой работе Фуко употребляет его синонимично другому термину — «феноменологическая психиатрия».

(63) Здесь Фуко поднимает два весьма актуальных в свое время вопроса: 1) о непонимании как критерии патологичности и 2) о границах и возможностях понимания в психиатрии. Первый вопрос был одним из отправных в теоретических построениях Э. Штрауса и В. Э. фон Гебзаттеля, второй — центральным для К. Ясперса.

(64) В работе «Сгриндберг и Ван Гог», описывая самое начало шизофрении, Ясперс пишет: «Само проживание жизни становится более страстным, безоглядным, аффектированным, безудержным и естественным, но в то же время и более непредсказуемым, демоническим. Словно какой-то метеор появляется в этом мире с зауженным человеческим горизонтом…» (Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог / Пер. с нем. Г. Ноткина. СПб., 1999. С. 152).

(65) В 1937 г. в своей статье «К вопросу о деперсонализации» психиатр В. Э. фон Гебзатгель писал: «При попытках предотвратить болезнь она вновь появляется и раскрывается. Или: реакция на болезнь является частью болезни» (GebsattelV. К, von. Zur Frage der Depersonalisation (Ein Beitrag zur Theorie der Melan cholic) // Prolegomena einer medizinischen Anthropologie. В., 1954. S. 39).

(66) Здесь понятие «органический процесс» употребляется Фуко в значении объективного заболевания, возникшего вследствие нарушений функционирования центральной нервной системы.

(67) Параличпоражение двигательной функции в виде полного отсутствия произвольных движений, возникающее вследствие нарушения иннервации мышц. В случае истерии параличи носят психогенный характер и не обнаруживают объективных признаков поражения центральной и периферической нервной системы.

(68) Психогенная анестезияутрата чувствительности, не связанная с патологией нервной системы.

(69) Психосоматические симптомы — симптомы, возникающие вследствие расстройства функций органов и систем под воздействием психогенно-травмирующих факторов.

(70) Ипохондрия — тревожная мнительность, постоянное и необоснованное беспокойство по поводу мнимого заболевания. Встречается при различных психических заболеваниях.

(71) В своем исследовании великих шизофреников Ясперс говорит, что примечательным фактом шизофренического процесса является то, что в самом его начале человеку словно открываются «метафизические глубины», вскоре оборачивающиеся полным крахом существования.

(72) Исследуя феномен пространства-качества, Минковски приходит к выводу о том, что в патологических, в частности галлюцинаторных, состояниях происходит изменение отношений между четким пространством нормальности и недифференцированным пространством патологии. Эти два пространственных мира накладываются друг на друга, что и приводит к сосуществованию в жизни больного двух различных миров — мира галлюцинаторной патологической реальности и мира нормального сосуществования с окружающими (Minkowski E. Le temps vecu. P., 1933. P. 392–398).

(73) Одновременно с настоящей работой, как мы помним, Фуко писал «Введение» к статье «Сон и существование» швейцарского психиатра, основателя Dasein-анализа Людвига Бинсвангера (см. подробнее с. 9–10, 37–45 наст. изд.).

(74) Помрачение сознания — расстройство восприятия окружающей действительности, сопровождающееся дезориентацией в окружающем мире, пространстве и времени, нарушениями мышления и амнезией после выхода из данного состояния. Объединяет синдромы расстройства сознания (сумеречное состояние, делирий, онейроид) и выключения сознания (кома, сопор, оглушение). Та или иная степень расстройства сознания часто сопровождает психические заболевания.

(75) Возможно, отсылка к феноменологической психиатрии Минковски, которую сам он обозначает как «феноменологически-структурный анализ». В его работах термины «структура», «структурный» являются одним из центральных связующих звеньев между онтологическим порядком мира и антропологическим порядком существования конкретного человека. Поэтому Лакан называл Минковски человеком, который ввел понятие «структура» во французскую психиатрию (Lacan J. Sous le titre Psychologie et esthetique (l’ouvrage de E. Minkowski, Le temps vecu. Etudes phenomenologiques et psychopathologiques, Paris, Coll. de l’Evolution psychiatrique) // Recherches philosophiques. 1935. № 4. P. 424–431). По мнению Лакана, структура проявляется в той формальной связанности, которая выступает в различных формах болезненного сознания, объединяющего сознание «я», предмет и личность. Эта трактовка структуры вполне согласуется с той, что Фуко представляет в настоящей работе.

(76) Термин «проживаемое время» (temps vecu) Фуко заимствует у Э. Минковски. В основе такой концепции времени лежит представление о времени-длительности, времени-качестве, предложенное А. Бергсоном. Поскольку Минковски отталкивается от отмеченного Бергсоном различия между измеряемым временем и длительностью, закономерно, что под проживаемым временем он понимает не то время, которое можно измерить, но динамизм, связанный с длительностью и стабильностью. Примером проживаемого времени он называет воспоминание с сопровождающим его оживлением прошлого, а также обращенные к будущему желание и надежду. В одноименной работе «Прожитое время» Минковски подчеркивает, что трансформации проживаемого времени образуют ядро патологических изменений в психическом заболевании.

(77) «О скачке идей» — первая большая работа Бинсвангера по психопатологии, написанная под влиянием идей М. Хайдеггера и вышедшая в виде цикла статей в 1931-32 гг. в журнале «Швейцарский архив неврологии и психиатрии». В этой работе Бинсвангер разбирает три клинических случая, во всех из которых имеет место скачка идей (BinswangerL. Uber Ideenflucht // Schweizer Archiv Шг Neurologie und Psychiatry. 1932–1933. № 27. S. 203–217; № 28. S. 18–72,183–202;№ 29. S. 1-38; 193–252; № 30. S. 68–85). Скачка идей (лат. fugaidearum) — резкое ускорение темпа мыслительной деятельности, ее логического строя и последовательности, сопровождающееся возникновением непоследовательных, поверхностных ассоциаций. Встречается в основном в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза.

(78) Эта трактовка мании, безусловно, отмечена влиянием идей Минковски. В своей работе «Прожитое время» тот представляет манию как следствие нарушения развертывания существования во времени: маниакальный больной живет лишь в короткое мгновение, поскольку настоящее перестает для него существовать.

(79) Дистанция является центральным феноменом в исследовании патологических трансформаций у Э. Минковски. Рассматривая его в противоположность физическому расстоянию как интервалу между двумя точка ми измеримого пространства, в работе «Проживаемое время» Минковски вводит понятие проживаемого расстояния (distance vecue), или расстояния-качества. Прожитое расстояние — это расстояние, которое соединяет человека с жизнью и отделяет его от нее, т. е. то, что обеспечивает соприкосновение и независимость. Это свободное пространство, в котором беспрепятственно разворачиваются деятельность и жизнь человека. Имен но это расстояние-качество и имеет в виду Фуко.

(80) Несмотря на то что в данной работе Фуко нигде не ссылается на работы психиатра Эрвина Штрауса, высказанная мысль отмечена определенным сходством с идеями последнего. По Штраусу, одной из черт шизофрении является трансформация пространственности, приводящая к отрыву голосов, которые слышат больные, от говорящего. Голоса становятся вездесущими, они атакуют больного со всех сторон, избегая лишь встречи «лоб в лоб». Утратив соотнесенность с пространством, голоса игнорируют не только его границы, но и его барьеры (см.: Straus E. W. Phenomenological Psychology: The Selected Papers. N. Y., 1966).

(81) Степень освещенности имеет важнейшее значение в исследованиях пространства у Минковски. Располагаясь в светлом пространстве, человек видит и ощущает вещи, свободно функционирует и общается с другими. Материальность светлого пространства отступает на второй план и стирается перед материальностью функционирующих в нем вещей. Именно на основании светлого пространства выстраивается пространство социальное. В противоположность этому темнота оказывается более материальной, чем ясное пространство и не является лишь отсутствием света, но содержит в себе позитивные характеристики. Поэтому темное пространство непосредственно взаимодействует с человеком: оно сжимает и пронизывает его. Возникает чувство таинственности, ощущение всепоглощающей темной силы. Разница между светлым и темным как раз и является для Минковски решающей в возникновении патологического галлюцинаторного мира (Minkowski E. Le temps vecu. P. 392–398).

(82) Кун Роланд (1912–2005) — швейцарский психиатр, ученик и последователь Людвига Бинсвангера, заместитель директора психиатрической клиники в Мюнстерлингене.

(83) Zuhandenen (нем.) — «подручности».

(84) Vorhandenen (нем.) — «наличного».

(85) Umwelt (нем.) — в Dasein-анализе предметный, биологический, природный мир, окружающий человека.

(86) Mitwelt (нем.) — в Dasein-анализе мир взаимоотношений с другими людьми, в котором основным является понятие «отношение».

(87) В данном пассаже налицо очевидное сходство с идеями Жака Лакана, который различает «Другого» (Autre) и «другого» (autre). Это разделение появляется у Лакана в семинарах 1954-55 гг. Здесь он говорит, что различие между «маленьким» и «большим» «другим» заключается в том,

Скачать:TXTPDF

Психическая болезнь и личность Фуко читать, Психическая болезнь и личность Фуко читать бесплатно, Психическая болезнь и личность Фуко читать онлайн