Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Фридрих Ницше и этика ‘любви к дальнему’

о превосходстве «любви К призракам» над «любовью к людям», содержащаяся в выстраданных словах Чаадаева: «любовь к отечеству вещь очень хорошая, но есть и нечто повыше ее: любовь к истине… Дорога на небо ведет не через любовь к отечеству, а через любовь к истине» (Апология сумасшедшего). Сравните с этим изречением модный лозунг современных англичан: «right or wrong — my country!» («право или неправо отечество — оно мое отечество!») и вам станет ясно отношение последовательно продуманного утилитаризма к «любви к призракам».

(37) Да и как мог бы восхвалять настоящее себялюбие Заратустра, проповедник самоотверженной любви к дальнему, с негодованием восклицающий: «Ненавистен мне вырождающийся дух, который говорит: все для меня».

(38) Любопытно, что здесь, хотя и с иным оттенком, чем у Ницше, высказывается та же идея: выше любви к людям стоит любовь к призракам. Именно эта идея заставляет Толстого требовать смены, как он выражается, «общественного миросозерцания» миросозерцанием религиозным. Ср. почти дословно тождественную с этим мнением Толстого мысль Ницше в «Jenseits von Gut und Bose», отрывок 60. В нравственных натурах этих двух величайших моралистов XIX века есть вообще много сходного, несмотря на полное различие в содержании их учении.

(39) Благо народа — высший закон (лат.).

(40) Как это показал /7. Б. Струве, см. предисловие к книге Бердяева «Индивидуализм и субъективизм в общественной философии», с. LXXX-LXXXIV. Ср. там же оценку этической системы Ницше, которая в главных своих чертах приближается к нашей (c. LXI- LXXI).

(41) Любовь ваша к жизни да будет любовью к высшей вашей надежде, а высшая надежда да будет высшей мыслью вашей жизни…

— Где же молния, язык которой лизнет вас? Где безумие, чтобы привить вам его?

Се учу вас надчеловеку: он-молния, он безумие! (Пер. А. В. Михайлова). Nietzsche, VI, 15.

(42) До крайнего предела (лат:).

(43) Имеется в виду стихотворение С. Я. Надсона «Нет, я больше не верую в ваш идеал…» (1883). См.: Надсон С. Я. Поли. собр. стихотворений. М.-Л., 1962. С. 224.

(44) См., кроме этюда о Ницше, «Philosophic des Geldes», стр. 407-413.

(45) Ницше вскрывает эту внутреннюю противоречивость утилитаризма в следующих словах: «Мы указываем здесь на основное противоречие той морали, которая именно теперь пользуется большим почетом: мотивы к этой морали стоят в противоречии к ее принципу. То, чем эта мораль хочет обосновать себя, она опровергает своим критерием нравственности. Положение «ты должен отказывать себе в своих желаниях и приносить себя в жертву» может, не преступая против своей собственной морали, быть декретировано только существом, которое этим само отказывается от своей выгоды… Но если ближний (или общество) рекомендует альтруизм ради своей пользы, то этим приводится в исполнение прямо противоположное положение: «ты должен искать своей выгоды, даже на счет потерь всех остальных» я, таким образом, единым духом проповедуется и «ты должен» и «ты не должен» («Радостная наука», отрывок 21).

(46) В «Несвоевременных размышлениях» Ницше формулирует свой этический идеал, впоследствии вылившийся в образ «сверхчеловека», в следующих словах: «Наши обязанности вытекают… из основной мысли культуры, которая ставит перед каждым из нас только одну задачу: содействовать развитию в нас и вне нас философа, художника и святого и тем трудиться над совершенствованием природы» («Unzeitgemasse Betraslittingen», Bd. 2, S. 55-56, курсив подлинника).

(47) Георг Брандес (1842-1927) — датский литературный критик.

(48) Многие, слишком многие (нем.).

(49) Любопытен в этом отношении отзыв Ницше об общественной организации церкви. Он отдает ей преимущество перед государственной организацией, и именно по следующим соображениям: «Не забудем, что представляет из себя церковь в противоположность всякому «государству»: церковь есть прежде всего такая организация господства, которая обеспечивает высший ранг за более развитыми духовно людьми и верит в могущество духовности настолько, что не пользуется более грубыми средствами силы; уже одно это делает церковь во всяком случае более благородным учреждением, чем государство» («Радостная наука», отрывок 358). Надо знать общее отношение Ницше к церкви, чтобы понять, какое глубокое уважение Ницше ко всему духовно-высокому и к духовному господству, в противоположность господству силы, обнаруживают эти слова.

(50) Внеся необходимые поправки (лат.).

(51) Томас Карлейль (1795-1881) — английский философ, писатель и историк; развивал идею «культа героев»- носителей божественного предначертания и духовных творцов исторического процесса. Автор известной книги «Герои, почитание героев и героическое в истории» (Русск. изд. СПб., 1908).

(52) См.: Мф. 5: 13.

(53) Отрывок 98, озаглавленный: «К славе Шекспира».

(54) Имеется в виду трагедия У. Шекспира «Юлий Цезарь».

Скачать:TXTPDF

Фридрих Ницше и этика 'любви к дальнему' Франк читать, Фридрих Ницше и этика 'любви к дальнему' Франк читать бесплатно, Фридрих Ницше и этика 'любви к дальнему' Франк читать онлайн