— крестьянин, арендатор.
Раздел Бенгалии — был проведен вице-королем Индии лордом Дж. Н. Керзоном в
1905 г. По разделу западная часть Бенгалии, Бихар и Орисса были выделены в
отдельную провинцию — Бенгал (с центром в Калькутте), а восточная часть
составила новую провинцию Восточный Бенгал и Ассам. Раздел преследовал цель
нанесения удара по национально-освободительному движению в Бенгалии, а также
углубления индусско-мусульманских противоречий. Реформа вызвала взрыв
возмущения по всей Индии и послужила толчком к подъему массового движения. В
качестве одного из средств борьбы было использовано движение свадеши. В 1911
г. раздел Бенгалии был отменен и ее территория, за исключением Бихара и
Ориссы (выделенных в самостоятельную административную единицу), была
восстановлена в прежних границах.
Рама — герой эпической поэмы «Рамаяна», почитается индусами как одно из
земных воплощений бога Вишну.
Рамаджи мандир — храм Рамы.
Рамазан — девятый месяц мусульманского календаря. В этот месяц мусульмане
соблюдают пост.
Рамакришна Парамаханса (1835-1886) — основатель одной из реформаторских
сект в индуизме, мыслитель и философ.
Раман, Чандрасекхар Венкат (р. 1888) — выдающийся индийский физик, лауреат
Нобелевской премии, лауреат Ленинской премии за укрепление мира между
народами. Много сделал для развития науки в Индии как организатор и
руководитель научных учреждений.
Раманама — имя бога.
Рамараджья (букв. «страна Рамы») — в индуизме божье царство на земле.
«Рама Ракша» — произведение средневековой индийской литературы на
санскрите, воспевающее подвиги Рамы.
«Рамаяна», или «Море подвигов Рамы» — древняя эпическая поэма на
санскрите, по мотивам которой классик индийской литературы Тулсидас создал
поэму на хинди. В «Рамаяне» описываются подвиги мифического героя Рамы, преданность и любовь его супруги Ситы.
Ранаде, Махадев Говинд (1842-1901) — индийский общественный деятель, экономист, член Бомбейского законодательного совета, создатель Промышленной
ассоциации Западной Индии, один из организаторов и видных деятелей
Индийского национального конгресса. Автор ряда работ по экономике Индии, основоположник так называемой школы «национал-экономистов».
Ранасахиб — титул феодального владетеля Порбандара.
Ранджит Сингх (1780-1839) — народный герой пенджабцев, правитель Пенджаба
с начала XIX в. до 1839 г. Объединил разрозненные сикхские общины в сильное
централизованное государство (1810-1811). Оказал упорное сопротивление
английскому завоеванию Пенджаба.
Раскин (Рескин) Джон (1819-1900) — английский теоретик искусства, публицист. С позиций романтизма резко критиковал капиталистическую
цивилизацию с ее разделением труда и превращением рабочего в придаток
машины. Взгляды Раскина имели характер своеобразной социал-политической
утопии: он считал возможным преодоление социальных зол буржуазного общества
путем эстетического и нравственного воспитания человека «в духе религии и
красоты». Пытался возродить средневековое ручное ремесло. Мировоззрение
Раскина оказало сильное влияние на Ганди.
Решикеш — городок в предгорьях Гималаев, где Ганг вырывается с гор на
равнину. Священный город индусов.
Рипон Дж. Ф. С. (1827-1909), лорд — английский государственный деятель. В
1880-1884 гг. — вице-король Индии, в 1892-1895 гг. — министр колоний.
Ричмонд — г. на р. Темзе, близ Лондона.
Робертс, Фредерик, лорд Кандагар (1839-1914) — английский генерал, впоследствии фельдмаршал. Значительную часть жизни провел в Индии. В
1857-1859 гг. активно участвовал в подавлении национального восстания в
Индии. В 1878-1880 гг. — главнокомандующий в войне Англии против
Афганистана, в 1900 г. главнокомандующий в войне Англии против буров.
Рокфеллеры — династия крупнейших финансовых магнатов в США.
Роулетта закон — принят 18 марта 1919 г. Направлен на военно-полицейское, террористическое подавление народного движения в Индии. Закон предоставлял
генерал-губернаторам чрезвычайные полномочия в борьбе против
освободительного движения и давал властям право арестовывать и заключать в
тюрьму без суда любого подозреваемого в нелояльности к британским властям в
Индии. Назван по имени английского судьи Роулетта, возглавлявшего комиссию
по его подготовке.
Рупия — основная денежная единица в Индии. Ныне одна рупия равна 84
копейкам.
Сабармати — р. в Западной Индии, впадает в Камбейский залив Аравийского
моря. На ее берегах расположен г. Ахмадабад.
Сабармати ашрам — главная резиденция Ганди и его последователей в
1915-1933 гг.; расположена на р. Сабармати близ г. Ахмадабада. Была
своеобразным центром, где проповедовались религиозно-философские и этические
воззрения Ганди.
Сабха (букв. «организация», «союз») — название местного комитета
Индийского национального конгресса.
«Сабхаран Брахмо самадж» (Всеобщее общество Брахмы) — одна из ветвей
общества «Брахмо самадж»; выделилась из него в 1878 г.
Савай-Мадхопур — г. в Центральной Индии, к западу от Гвалиора.
Садхак (букв. «ищущий») — паломник.
Садху — у индусов аскет, подвижник, посвятивший себя служению богу.
Сайденхем — загородная местность под Дурбаном (Южная Африка).
Салем — г. в Южной Индии.
Самабхава — в индуизме состояние очищенности сознания, углубленности в
себя, уравновешенности.
Самал Бхатт (1690-1769) — гуджаратский поэт.
Санатани индус — ортодоксальный индус.
Сандхья — ежедневная молитва у индусов.
Санскара — обряд религиозного очищения у индусов.
Санскрит — древнеиндийский язык. После его исчезновения из живой речи
оставался общим литературным языком Индии в течение многих столетий. В
начале XIX в. окончательно уступил место новоиндийским литературным языкам.
В настоящее время сохраняется в качестве религиозного языка индуизма.
Саньяса — (букв. «самоотречение», «воздержание») — аскетический образ
жизни.
Саньяси — человек, живущий по правилам саньясы, т. е. ведущий аскетический
Саптапади — часть индусского свадебного обряда, во время которого жених и
невеста семикратно дают обет супружеской верности.
Сарасвати, Даянанд (1824-1883) — гуджаратский брахман, реформатор
индуизма, основал в 1875 г. общество «Арья самадж».
Сарводайя (букв. «общее благоденствие») — этим термином Ганди обозначал
идеальное общество, основанное на всеобщем равноправии, отсутствии
эксплуатации, гармонии интересов всех его членов.
Сардар (букв. «начальник», «командир») — распространенный титул знатных
индийцев.
Сари — женская одежда, состоящая из цельного широкого куска материи, который обертывается вокруг тела с головы до пят.
Сатьяграх — участник сатьяграхи.
Сатьяграха (букв. «упорство в истине») — термин, введенный Ганди, для
обозначения используемых им ненасильственных методов политической борьбы.
Сатьяграхами назывались проводимые Ганди кампании несотрудничества с
английскими властями.
«Сатьяграха ашрам» — община, основанная Ганди и его последователями.
Членами общины стала значительная часть сподвижников Ганди по его
деятельности в Южной Африке.
Сатьяпал — пенджабский общественный деятель. Совместно с С. Китчлу
возглавил в 1919 г. антиимпериалистическое движение в Пенджабе.
Сахаранпур — г. в Соединенных провинциях (ныне штат Уттар Прадеш).
Сахиб (букв. «господин») — часто входит в состав имен. В Индии обращение к
знатным особам, а также к европейцам.
Свадеши (букв. «отечественный») — движение за бойкот иностранных товаров, за развитие национальной промышленности. Возникло во время революционного
подъема в Индии в 1905-1910 гг. Участники его носили национальную одежду
домашнего производства. Принципы и тактика свадеши сыграли большую роль в
формировании мировоззрения и в деятельности Ганди.
Свадхарма (букв. «свои законы») — правила поведения человека в
соответствии с его кастовой принадлежностью.
Свами (букв. «хозяин», «господин») — форма почтительного обращения у
индусов.
Сварадж (букв. «свое правление») — термин, выдвинутый в качестве лозунга в
борьбе за независимость Индии на Калькуттской сессии Индийского
национального конгресса в 1906 г. В программном требовании Конгресса
говорилось о предоставлении Индии самоуправления — «такого же, как в Англии
и в самоуправляющихся странах Британской империи». В статье I устава
Национального конгресса, принятого в 1921 г., было записано: «Целью
Индийского национального конгресса является достижение народом Индии
свараджа всеми законными и мирными средствами». В самой партой отношение к
путям достижения свараджа было различным. Влиятельные лидеры Конгресса
Мотилал Неру и Ч. Р. Дас разошлись в этом вопросе с Ганди и образовали в
марте 1923 г. партию свараджистов.
Свараджисты — основанная в 1923 г. Ч. Р. Дасом и М. Неру в составе
Индийского национального конгресса правая националистическая партия, стоявшая за прекращение массового движения и всех форм гражданского
неповиновения, за сотрудничество с английскими колониальными властями.
Основной пункт программы этой партии гласил, что партия выставит своих
кандидатов в Законодательное собрание Индии и законодательные собрания
провинций. Через эти законодательные органы партия предполагала добиться
удовлетворения национальных требований; одним из главных требований был
статус доминиона. Впоследствии свараджисты вновь вошли в состав Конгресса.
Сваргашрам (букв. «райская обитель») — место поселения паломников.
Священный шнур — тесьма, которая надевается при достижении определенного
возраста на членов высших каст (брахманов, кшатриев и вайшьев). У разных
каст шнур изготовляется из разного материала или разного числа нитей, что и
является одним из отличительных признаков кастовой принадлежности. После
обряда надевания шнура представитель высшей касты почитается «дважды
рожденным».
Севаграм см. Сегаон.
Сегаон (Сеган) — деревня в районе Нагпура, где в 1933 г. Ганди основал
ашрам, названный им Севаграм («Служение деревне»).
Сен, Кешаб Чандра (1838-1884) — один из лидеров общества «Брахмо самадж».
В 1866 г. создал новую ветвь общества под названием «Набибилдхан самадж»
(Общество новых заповедей), объединившую наиболее радикально настроенных
бенгальских интеллигентов.
Сеталвад, Чиманлал — член комиссии Хантера, выступал за соглашение с
английскими колониальными властями.
Сикхи — последователи сикхизма, одного из религиозных учений, зародившегося в XVI в. Возникший в качестве еретического индуизма, сикхизм
долго был знаменем борьбы мелких торговцев, городских и деревенских
ремесленников и крестьян против произвола мусульманских и индусских
феодалов. Для него характерно отрицание сословного и кастового деления
общества, проповедь единобожия, отказ от сложных религиозных ритуалов.
Сикхизм исповедуют свыше 6 млн. индийцев, главным образом в Пенджабе.
Симла — курортный город в Северной Индии в предгорьях Гималаев. В
колониальный период летняя резиденция вице-короля. На лето в Симлу
переезжали правительственные учреждения Индии.
Синха, Сатьендра Прасано (1864-1928), лорд — калькуттский адвокат, деятель
Конгресса, председательствовал на его сессии в Бомбее в 1915 г. Как
представитель англофильского течения в индийском национальном движении был
включен (с 1909 г.) в состав правительства Индии; в 1919-1920 гг. — член
британского правительства в качестве товарища министра по делам Индии, тогда
же за заслуги в сотрудничестве с колониальными властями возведен в звание
лорда, а в 1920-1921 гг. — губернатор провинции Бихар и Орисса.
Сир — мера веса (около 900 г).
Ситара — индийский щипковый музыкальный инструмент.
«Слуги Индии» — политическое и религиозное общество, основанное видным
деятелем национально-освободительного движения Индии Г. К. Гокхале в Пуне в
1905 г. Эта организация придерживалась курса на соглашение с английским
правительством.
«Смрити » — древнеиндийские литературные памятники религиозного и
юридического характера.
Смэтс, Ян Христиан (1870-1950) — государственный и политический деятель
Южно-Африканского Союза, фельдмаршал Великобритании. В англо-бурской войне
1899-1902 гг., был одним из командиров армии буров. После образования
Южно-Африканского Союза занимал высшие должности в государственном аппарате, в 1919-1924 и 1939-1948 гг. — премьер-министр.
Смэтс — Ганди соглашение см. «Черный закон».
Собани, Умар — бомбейский фабрикант и издатель газеты «Бомбей кроникл»; оказывал помощь Ганди в издании журнала «Навадживан».
Спенсер, Герберт (1820-1903) — английский ученый, философ, социолог и
психолог, один из видных представителей позитивизма. Оказал большое влияние
на формирование взглядов Ганди.
«Стейтсмен» — калькуттская газета на английском языке, выходила с 1875 г.; орган английской бюрократии в Индии.
Стхитапраджна — твердость во взглядах, знании.
Судама — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», отличавшийся высокими
нравственными качествами,
Судаса — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», царь солнечной
династии Икшваку; отличался благородством и справедливостью.
Сурдас (1478-1564) — средневековый индийский поэт, писавший на жинди; основоположник поэзии Бхакти.
Сурендранатх см. Банерджи, Сурендранатх.
Суфражистки — участницы женского движения за предоставление женщинам
избирательных прав. Суфражизм возник в Англии во второй половине XIX в., позднее получил распространение также в США, Германии и других странах.
Наибольшее развитие получил в начале XX в. Суфражистки применяли тактику
обструкций, уличных демонстраций, нарушений общественного порядка и т. п.
Тагор (Тхакур) Дебендранатх (1838-1905) — бенгальский религиозный и
общественный деятель, один из руководителей общества «Брахмо самадж», выступавшего за реформу индуизма. Отец Рабиндраната Тагора.
Тагор, Рабиндранат (1861-1941) — великий индийский писатель и видный
общественный деятель. В 1901 г. основал в поместье отца Шантиникетоне на
свои средства школу, которую впоследствии преобразовал в общедоступный
университет. В 1930 г. посетил Советский Союз, после чего опубликовал
знаменитые «Письма из России». Тагор не раз выступал с разоблачением
английского колониализма в Индии.
«Таймс оф