людей знаю, у меня ведь магазин модный был и отделеньице наверху для маленьких удовольствий. Посещали меня всё богачи да кокоточки, генералы да ренегаты…
А н н а. Позвольте, — какие ренегаты?
Т и т о в а. Ну, эти… как их? Деренегаты.
А н н а. Дегенераты?
Т и т о в а. Вот, вот! Попросту — выродки…
А н н а. Смешная вы.
Т и т о в а. Я — добрая, я никого не хаю, все люди кушать хотят и удовольствия немножко.
Л и с о г о н о в. И уж не так жадны, брать — брали, да — не всё! А поглядите, до чего теперь жадно стали жить!
А н н а. Да, да! Всякую дрянь собирают, какое-то утильсырьё, это в России-то! Какой стыд перед Европой!
Т и т о в а. А что им Европа? Они вон мордву грамоте научили…
(Дуняша — выглянула с половой щёткой в руке.}
А н н а. Пойдёмте в лес, посидим там.
Т и т о в а.
На песочке, над рекой,
Л и с о г о н о в. Земля у нас золотом плюётся, так сказать…
А н н а. Как ваши дела?
Л и с о г о н о в. Да — что же? Вокруг — строятся, а мой заводик стоит, как был. Случится что-нибудь… переворот жизни, например, — у всех прибыло, всем — пристроено, а я окажусь, как есть, в нищих…
Т и т о в а. Врёшь, Евтихий! Деньжонки у тебя есть…
Л и с о г о н о в. Какие? Где?
Т и т о в а. Золотые. Спрятаны.
А н н а. Сколько же вы хотите за кружево?
Л и с о г о н о в. Да… как сказать? Кружево редкое.
(Ушли. Дуняша вышла, убирает со стола, напевая. Метёт.)
[Входит Фёкла.]
Ф ё к л а. Ты что это, Дунька, замёрзла? Скоро час, а у тебя не убрано.
Д у н я ш а. Не хулигань, старуха! Вон тараканы-то, только что выползли отсюда.
Ф ё к л а. Титова-то бо-огатая была! Дом свиданий держала в Москве.
Д у н я ш а. Это что за дом?
Ф ё к л а. Вроде публичного для замужних.
Д у н я ш а. Старик тут о перевороте говорил.
Ф ё к л а. А о чём ему говорить? Они все тут кругом только об этом и говорят. (Взяла два куска сахара.) Без стыда, без страха. Вон они уселись, три мухомора.
Д у н я ш а. Ты бы сахар-то не брала.
Ф ё к л а. Ничего, я — не себе, а ребятишкам сторожа. (Смотрит в деревья.) Ты на кого сердишься?
Д у н я ш а. Рабочая, крестьянская власть, а господа остались, — вот на кого.
Ф ё к л а. Не сердись, они — старенькие, помрут скоро! Глупые. В старости надобно бы хорошо жить, в старости — ни жарко ни холодно, ничему не завидно.
Д у н я ш а. Замолола!
Ф ё к л а. Верно говорю! В молодости живёшь — беспокоишься в кого влюбиться да — как -нарядиться, я вот всё это исполняла, да дурочкой и осталась. (Дуняша ушла, Фёкла, позевнув, дремлет.) А скоро мне, Феклуше, каюк! Вот эдак-то и с тобой будет, Дунька… Значит — учись! Все учатся… гляди-ко! Не будешь учиться, — проживёшь как мышь… в погребе…
(Лидия, Богомолов [выходят] из комнат.)
Л и д и я (Фёкле). Вы что тут делаете?
Ф ё к л а. Помогаю Дуняшке.
Л и д и я. А там дверь открыть некому…
Ф ё к л а (уходя). Дверь открыть — просто.
Л и д и я (Богомолову). Прислуга совершенно несносна.
Б о г о м о л о в. Да, рассуждает. Все, знаете, рассуждают. Мы работаем. Работаем и получаем за это возмездие, например, в форме шахтинского процесса, понимаете…
Л и д и я. Яропегов говорит, что в этом случае инженеры действительно шалили.
Б о г о м о л о в. Он это говорил? Кому?
Л и д и я. Мне.
Б о г о м о л о в. Шалили?
Л и д и я. Да.
Б о г о м о л о в. Это он… посмешить вас хотел! Он вообще… любит шуточки, словечки.
Л и д и я. Кажется, — Николай едет.
Б о г о м о л о в. Да, да, он! Яропегов, эдакий, понимаете, вроде старинного нигилиста. Ни в чох ни в сон — не верит. Ну и мы ему верить не должны, так?
[Входит Сомов.]
С о м о в. Извините, Яков Антонович, — опоздал!
Б о г о м о л о в. По-ожалуйста!
С о м о в. Завтракаем, Лида?
Л и д и я. Всё готово…
С о м о в. Прошу к столу! А где мать?
Л и д и я. Идёт.
С о м о в. Водочки?
Б о г о м о л о в. Водку хорошо пить с Яропеговым, — да вот и он! Здравствуйте, дорогой!
[Входит Яропегов.]
Я р о п е г о в. Моё почтение.
Б о г о м о л о в. Я вот только что, знаете, сказал, что вы, умея вносить во всякое дело остроту, эдакую,понимаете… лёгкость…
Я р о п е г о в. Водку пью легко?
Б о г о м о л о в, Что и делает её приятней. Даже, знаете, некролог Садовникова вы написали несколько…
Я р о п е г о в. Покойников некрологи не интересуют.
Б о г о м о л о в (смеётся). Да ведь некрологи-то не для лих и пишутся, а -для нас.
А н н а [входит]. Здравствуйте, Яков Антонович!
Б о г о м о л о в. Моё почтение, уважаемая.
А н н а. Ф-фу! Посмотрели бы вы на реке — ужас! Мужчины, женщины, совершенно голые…
Б о г о м о л о в. Да, да! Как в раю…
А н н а. Как в аду… это — вернее!
С о м о в (подвигая стул матери). Садись, мама!
Б о г о м о л о в. Эх, замечательная водка была в наше время!
ВТОРОЙ АКТ
У Терентьева. Тоже новенькая дача с небольшой террасой, на террасу выходит дверь и два окна; с неё до земли четыре ступени. Сад: четыре молодые ёлки, они — полузасохли; под каждой — клумба для цветов, но цветов нет, клумбы заросли травой. Две окрашенные в зелёную краску скамьи со спинками. У забора — кегельбан, начинается он небольшим помещением, в котором стоит койка, стол, два стула. В двери и окнах мелькает фигура Л ю д м и л ы , племянницы Терентьева. На террасе играют в шахматы К и т а е в и С е м и к о в.
К и т а е в. Не видишь? Шах королеве!
С е м и к о в. Ах ты… Скажи пожалуйста!
К и т а е в. Тебе, Семиков, на шарманке играть, а не в шахматы.
С е м и к о в. Не Семиков, а Семи-оков! В «Известиях» напечатано о перемене фамилии. Семик — языческий праздник, суеверие, — понял?
К и т а е в. А ты — играй, двигай!
С е м и к о в. Вот я и вставил оник: Семи-о-ков! Пустой кружочек, а облагораживает.
К и т а е в. Да ты — играй! Ну, куда полез? Шах королю!
С е м и к о в. Какой несчастный случай!
К и т а е в. Ну тебя к чертям! Неинтересно с тобой.
(Закуривает. Вышла Людмила, взяла стул, ушла. Оба смотрят вслед ей, потом друг на друга. Семиков складывает шахматы в ящик. Доносится пение скрипки.)
С е м и к о в. И под стихами приятно подписать: Се-ми-оков.
К и т а е в. А всё-таки как ловко ни играй на скрипке, — гармонь преобладает её.
С е м и к о в. Теперь стихи легко у меня текут.
К и т а е в. Как слюни. Я, брат, творчество твоё — не люблю, жидковато оно.
С е м и к о в. Ты не понимаешь, а Троеруков…
К и т а е в. Он тебя хвалит, потому что — запуганный интеллигент. Хотя — башковатая личность… Правильно говорит: конечно, говорит, существует масса, но — без героев история прекращается. Это — верно: ежели я себя не чувствую героем, так меня вроде как и нет совсем. Тут можно дать такой пример: построили судно, так допустите его плавать, а ежели оно всё на якоре стоит, — так на кой чёрт его нужно?
С е м и к о в. Да, это верно!
К и т а е в. Или пошлют человека в болото — плавай! А — куда по болоту поплывёшь? Вот, примерно, я…
Л ю д м и л а. Китаев, ну-ка поди сюда, помоги.
[Китаев уходит.]
(Семиков вынул книжку из кармана, читает, шевелит губами.)
[Входит Миша.]
М и ш а. Ты чего тут делаешь?
С е м и к о в. В шахматы играл.
М и ш а. Спевка — здесь, в семь?
С е м и к о в. Да.
М и ш а. Арсеньеву — не видал?
С е м и к о в. Была, занавес чинить ушла.
М и ш а. Стихи читать будешь?
С е м и к о в. Могу.
М и ш а. Старые?
(Людмила в дверях.)
С е м и к о в. Нет, вчера написал:
Года за годами бегут,
А людям жить всё трудней,
И я понять не могу
Бешеный бег наших дней.
Куда они мчатся, куда?
М и ш а. Ну, ты это брось! Кому интересно, чего ты не понимаешь?
Л ю д м и л а. Как это, Ванечка, в башке у тебя заводятся такие скушные слова? Пахинида какая-то…
С е м и к о в. Говорят — «панихида», а не «пахинида».
Л ю д м и л а. Ну — ладно, сойдёт и пахинида! Сбегай-ко в клуб, там, наверное, дядя, скажи — обед давно готов. И Арсеньеву зови, если она там… (Семиков обижен, уходит. Людмила садится на стул.) Знаешь, как Саша Осипов прозвал его? Стихокрад; он, говорит, чужие стихи ворует, жуёт их и отрыгает жвачку, как телёнок. Ой, Мишка, надоело мне хозяйничать! Учиться хочу, а как быть? Уговариваю дядю — женился бы! А я — в Москву, учиться! Ежели здесь останусь — замуж выскочу, как из окна в крапиву.
М и ш а (солидно). Замуж тебе — рано!
Л ю д м и