Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том I

Div Nom. IV; V 6.De Div. Nom. V, 1. Неточная цитата, ср.: «…божественное имя Добро, разъясняющее все выступления всеобщей Причины, распространяется и на сущее, и на не-сущее, и превышает и сущее, и не-сущее. И имя Сущий распространяется на все сущее и превышает сущее».

93

.De Causis. Сказано се вдо –Аристотелем (см.: вопр. 3, прим. 25).

94

De Div Nom. I, 5.

95

Т. е. вещь приводится к актуальному бытию.

96

Учение о первичной материи как о не-сущем («лишенности» или «полной нужде», которую способен понять только какой-то «ублюдочный разум») было предложено в общих чертах Платоном в диалогах «Тимей» и «Пир» (в данном случае уместно вспомнить миф о Поросе (Богатстве) и Пении (Нужде) из диалога «Пир») и впоследствии блестяще развито неоплатоником Плотином в ряде трактатов его «Эннеад».

97

Metaph. Ill, 2. Ср.: «…ни в одном доказательстве не ссылаются здесь (в математике – ред.) на то, что так лучше или хуже, да и вообще ничего подобного никому здесь даже на ум не приходит».

98

De Div. Nom. IV, 7. Ср.: «…Добро воспевается священными богословами и как Прекрасное, и как Красота…».

99

Ibid. IV, 1.

100

DeDoctr. Christ. 1,31.

101

Phys. Il, 2. Ср.: «Цель («то, ради чего» – ред.) означает отнюдь не всякий предел, но наилучший». Конечная цель, согласно Аристотелю, наиболее совершенное состояние той или иной вещи, а потому она и есть ее наилучшее, т. е. благо.

102

Ср. у Аристотеля: «Воздействующее есть причина в смысле начала движения. Однако то, ради чего происходит действие, само не воздействует… Формы, т. е. цели, – это некоторые состояния, материя же, как материя, подвержена воздействию. Так, огонь в своей материи содержит тепло, но если бы тепло было чем-то отдельно существующим, оно не испытывало бы никакого воздействия» (De Gener. et Corrupt.).

103

Meteor. IV.

104

Gen. ad Lit. IV, 3. Ср.: «Мера сообщает всем вещам определенность, число – форму, вес – покой и устойчивость».

105

Нехат. I, 9.

106

De Nat. Boni. III.

107

Ср. у Порфирия: «О виде может быть речь в отношении образа (формы) каждой вещи» (Comm. in Cat. III).

108

Metaph. X.

109

De Nat. Boni. XXIII.

110

Ethic. I. Ср.: «И вот если «благо» имеет столько же значений, сколько «бытие» (так, в категории сути благо определяется, например, как Бог и Ум, в категории качества, например, – как добродетель, в категории количества – как мера, в категории отношения – как полезное, в категории времени – как своевременность, в категории пространства – как удобное положение и так далее), то ясно, что «благо» не может быть чем-то всеобъемлюще общим и единым. Ведь тогда оно определялось бы не во всех категориях, а только водной».

111

De Offic. II.

112

De Offic. I, 9.

113

De Div. Nom. IV, 5. Ср.: «…именно из Добра все возникло и существует, будучи выведено из совершенной Причины, и именно в Нем все создалось и было хранимо и содержимо как бы во всеобъемлющей глубине, и в Него все возвращается как в свой для каждого предел…».

114

Ср. у Дионисия: «…умственное и словесное стремится к Богу сознательно, чувственное – чувственно, непричастное же чувствам – врожденным инстинктом сохранения жизни, а неживое и лишь существующее – только необходимостью причаствовать к единому осуществленному» (De Div. Nom. IV, 5).

115

Ethic. I, 1. Ср.: «…иные удачно определяли благо как то, к чему все стремится».

116

De Trin. II.

117

Metaph. IV, 2. 6. De Hebdom. 7. De Trin. VIII.

118

De Hebdom.

119

De Trin. VIII.

120

De Hebdom. 9. Ibid.

121

Ibid.

122

Metaph. I, 9.

123

Phys. I.

124

De Fide Orth. I, 4.

125

Phys. Ill, 4.

126

Прежде всего, благодаря столярному искусству.

127

Phys. Il, 2. Ср.: «…он (математик) и отделяет их (фигуры) от природных тел, ибо мысленно они отделимы от движения этих тел и это отделение ничего не меняет и не порождает ошибок».

128

Бесконечное, следовательно, существует как свойство» (Phys. Ill, 5).

129

«Так как движущееся движется от чего-нибудь к чему-нибудь и всякая величина непрерывна, то движение следует за величиной: вследствие непрерывности величины непрерывно и движение, а вследствие движения – время; ибо сколь велико было движение, столько, как нам всегда кажется, протекло и времени» (Phys. IV, 11).

130

Ср.: «Наше рассуждение, отрицающее актуальность бесконечного в отношении увеличения, как не проходимого до конца, не отнимает у математиков их исследования; ведь они теперь не нуждаются в таком бесконечном и не пользуются им: математикам надо только, чтобы ограниченная линия была такой величины, как им желательно, а в том же отношении, в каком делится самая большая величина, можно разделить какую угодно другую. Таким образом, для доказательств бесконечное не принесет им никакой пользы, а бытие будет найдено в реально существующих величинах» (Phys. Ill, 7).

131

Довольно туманный пример. Скорее всего, так как во времена Фомы «кубом» обычно называли тысячу, речь идет об «очень большом» количестве фигур (тысяче в квадрате, т. е. миллионе, и тысяче в кубе, т. е. миллиарде). В самом деле, ни представить, ни тем более пересчитать такое множество фигур невозможно, но все же это – вполне конечное количество, и сколько бы мы его не увеличивали, никакой бесконечности не получится.

132

Ср.: «Надо признать основательным, что бесконечное путем прибавления не представляется таким, чтобы оно превосходило всякую величину, а бесконечное при делении именно таково; ведь бесконечное охватывается как материя, лежащая внутри, охватывает же его форма» (Phys. Ill, 7).

133

Ср.: «Бесконечное величины, движения и времени не тождественны, как какая-нибудь одна природа, но определяются как последующее по отношению к предыдущему» (Phys. Ill, 7).

134

Яркий пример – популярная в средние века задача о квадратуре круга: площадь круга вычисляется через площадь вписанного в него квадрата. Посредством деления сторон квадрата пополам и восстановления через точки деления перпендикуляров (или, проще говоря, «вращения») удваивается число точек касания с окружностью, и в нее вписывается правильный восьмиугольник. Многократное («стремящееся к бесконечности») повторение этой операции приводит к тому, что в круг оказывается вписанным правильный многоугольник с длиной стороны, стремящейся к нулю, и числом сторон, стремящимся к бесконечности. При этом площадь такого многоугольника в пределе равна площади круга. Решение этой задачи положило начало дифференциальному счислению.

135

Octog.Tri.Quaest.,20.

136

«Непосредственно движущее – не в смысле «ради чего», а «откуда начало движения» – существует вместе с движимым; я говорю «вместе», потому что между ними нет ничего посередине. Это обще для всего движимого и движущего» (Phys. VII, 2).

137

De Hebdom.

138

Т. е. понятие «пребывать сущностью» уже включает в себя понятие «присутствовать». Таким образом, прибавка «присутствием» – это просто тавтология.

139

Цитата из св. Григория (Нот. VIII in Ezech.).

140

Очевидно, речь идет о манихеях.

141

Poster. I. Ср.: «…все, что есть общее, присуще вещам необходимо».

142

Coel.etMund. I.

143

De Trin. VI, 6.

144

Epis. CXXXVII.

145

DeSpir. Sanct. I, 7.

146

Gen. ad Lit. VIII, 20.

147

De Coel. Hier. I. Неточная цитата, ср.: «…всякое излияние Отцом движимого света, благодатно на нас нисходящее, вновь как единотворящая сила, возвышая, нас наполняет и обращает к единству и боготворящей простоте Отца, собирателя всех».

148

Metaph. Il, 2. Ср.: «…в движущейся вещи необходимо мыслить и материю»

149

De Nat. Boni. I.

150

Gen. ad Lit. IV, 12. Ср.: «…мы …в Нем существуем в том смысле, что Он так делает, Он все содержит и Премудрость Его проникает все вещи и благо ими управляет; вот в силу этого управления мы и живем, и движемся, и существуем. А отсюда следует, что если Он это Свое дело от вещей отнимет, не будем и мы ни жить, ни двигаться, ни существовать. Итак, ясно, что Бог ни на один день не прекращал Своего промыслительного действия, ибо иначе мир мгновенно бы утратил свои естественные движения, которыми он так управляется и оживляется, что все существа его сохраняют свое бытие и каждое из них, сообразно своему роду, остается тем, что оно есть; и все тут же перестало бы существовать, если бы от мира отнято было то движение Премудрости Божией, которым Она управляет всем благо».

151

Т. е. их потенциальность (материя) совместима с небытием (или отсутствием) их субстанциальной формы

152

Согласно Боэцию, «субсистенция – это то, что само не нуждается в акциденциях для того, чтобы быть. А субстанция – это то, что служит неким подлежащим для других акциденций, без чего они существовать не могут».

153

De Div. Nom. IV. Ср.: «Благодаря им (лучам всецелой Благости) возникли все умопостигаемые и разумеющие сущности, силы и энергии; благодаря им они существуют и имеют неиссякаемую и неумаляемую жизнь, свободные от всякого тления, смерти материи и рождения, пребывающие выше непостоянства, текучести и так или иначе происходящего изменения».

154

De FideOrth. Il, 3. 4.

155

De Consol. V, 6.

156

De Trin. IV Ср.: «Наше «теперь» как бы бежит и тем самым создает время и беспрестанность, а божественное «теперь» – постоянное, неподвижное и устойчивое – создает вечность».

157

Octog.Tri.Quaest.,28.

158

De Causis. Ср.: «Бытие, что прежде вечности, есть первая причина… А бытие, что вместе с вечностью, есть ум, так как он есть вторичное бытие… А бытие, что после вечности и над временем, есть душа…».

159

В синодальном переводе: «Господь будет царствовать вовеки и в вечность».

160

De Coelo 1,9. Ср.: «Воистину, древние изрекли это имя (т. е. век) по божественному наитию. Ибо срок, объемлющий время жизни каждого отдельного существа, срок, вне которого нельзя найти ни одну из его естественных частей, они назвали «веком» каждого».

161

Epis, ad Damasum. XV.

162

DeTrin.XV

163

В синодальном переводе: «Их благоденствие продолжалось бы навсегда» (речь идет о народе Израиля).

164

Metaph. VI, 4. Ср.: «Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в рассуждающей мысли, в отношении же простого и его сути – даже и не в мысли».

165

Phys. IV, 11. Cp: «…по субстрату «теперь» одно и то же, только бытие его различно. «Теперь» измеряет время, поскольку оно предшествует и следует; само же «теперь» в одном отношении тождественно, в другом – нет: оно различно, поскольку оно всегда в ином и ином времени (в это и состоит его сущность как «теперь»), с другой стороны, «теперь» по субстрату тождественно».

166

Gen. ad Lit. VIII, 22.

167

Здесь имеются в виду также и слова, сказанные несколько выше: «…Премудрость – от Господа, и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1:1).

168

De Consol. V, 6. Боэций говорит о «всей протяженности одновременно», что может (с некоторыми оговорками) служить определением того, что называют «веки веков». Далее он пишет о различии веков от вечности: «…одно дело вести бесконечную во времени жизнь…, а другое – быть всеобъемлющим наличием бесконечной жизни, что возможно лишь для божественного разума…».

169

Phys. IV, 12. Cp: «…в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени – как мы имеем обыкновение говорить: «точит время», «все стареет от времени», «все со временем забывается», но не говорим: «научился от времени» или «сделался от времени молодым и красивым». ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения, движение

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том I Аквинский читать, Сумма теологии. Том I Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том I Аквинский читать онлайн