единство от Того, Кто – высочайшее единство».
299
Metaph. V 15.
300
Metaph. V, 29
301
Soliloq. Il, 10. Ср.: «Каким бы образом этот Росций, о котором мы упоминали, был истинным трагиком, если бы не пожелал быть ложным Гектором, ложною Андромахой, ложным Геркулесом…».
302
Soliloq. II, 6.
303
Metaph. V, 29.
304
De Vera Relig. XXXIII.
305
De Anima III, 3. Ср.: «…ощущения всегда истинны·, а представления большей частью ложны».
306
Soliloq. II. 6.
307
Metaph. V. 29.
308
De Anima III, 6. Ср.: «…ум, направленный на существо предмета как суть его бытия, истинен всегда; ум же, касающийся чего-то другого, – не всегда».
309
Soliloq. II, 5.
310
Soliloq. II, 10.
311
De Civ. Dei XII, 2. Ср.: «…той природе, которая имеет высочайшее бытие и которою создано все существующее, противна только та природа, которая не имеет бытия. Существующему противоположно несуществующее. Поэтому и Богу, высочайшей сущности и Творцу всех и всякого рода сущностей, не противна никакая сущность».
312
Peri Herrn. VII.
313
Metaph. V, 29.
314
Peri Herrn. VII. А не «Не Бог благ». Аристотель, впрочем, чаще приводит в качестве примера не «благость Бога», а «белизну Сократа».
315
Phys. VIII, 1. Ср.: «Или оно (т. е. движение) не возникло и не исчезнет, но всегда было и всегда будет бессмертное и непрекращающееся, присущее всем вещам, как некая жизнь для всего образовавшегося естественно?»
316
Phys. VIII, 7. Ср.: «А так как существует три рода движений: движение в отношении величины, в отношении состояния и в отношении места, которое мы называем перемещением, то именно этому третьему движению и необходимо быть первым».
317
DeDiv.Nom.VI, 1.
318
De Anima II, 2.
319
Ibid.
320
Ethic. IX, 9.
321
De Anima II, 4.
322
Metaph. XII, 7. В своих «Комментариях на «Метафизику» Аристотеля» Фома Аквинский в 8-ой лекции 12-ой книги приводит отрывок ( 1074) из Аристотеля в таком виде: «Также присуща Ему и жизнь, ибо деятельность ума – жизнь, а Бог есть именно деятельность; и субстанциальная деятельность Бога есть жизнь наипрекраснейшая и вечная. И потому мы говорим: Бог есть вечное, наисовершеннейшее живое существо. Итак, жизнь и непрерывное и вечное бытие принадлежат Богу, и именно таков Бог»; и далее следует комментарий Фомы (комм. 2544): «…сказав, что Богу присуща деятельность ума, он выявляет, каким образом она Ему присуща. Он говорит, что Бог есть жизнь, и доказывает это следующим образом. «Деятельность ума», т. е. мышление, это жизнь, причем жизнь наипрекраснейшая из всех. Ибо, в соответствии со всем вышеизложенным, действительность совершеннее возможности, а потому актуально мыслящий ум живет совершеннее, нежели мыслящий в возможности, настолько, насколько жизнь бодрствующего совершеннее жизни спящего. Но первое сущее, Бог, есть чистая актуальность, ибо ум Его – это деятельность Его ума; в противном случае Он соотносился бы с деятельностью собственного ума как потенциальное – с актуальным. Более того, как было показано выше (1066; комм. 2518), Его субстанция есть чистая актуальность. Из этого следует, что истинной субстанцией Бога является жизнь, и что Его актуальность есть Его жизнь, и что жизнь эта – наипрекраснейшая и вечная, истинное само-бытие. Поэтому-то все и придерживаются мнения, что Бог – это живое существо, вечное и наилучшее (так как в нашем мире жизнь присуща лишь живым существам, потому и Бога, коль скоро Ему присуща жизнь, называют живым существом). Таким образом, из сказанного выше очевидно, что жизнь и непрерывное и вечное бытие принадлежат Богу, поскольку Бог есть то же. что и Его вечная жизнь: ведь Он и Его жизнь суть одно».
323
De Vera Relig. XXIX
324
De Anima III. 10.
325
.»Комментатор» – Аверроэс.
326
DeDiv. Nom. IV, 1.
327
De Doctr. Christ. I. 32.
328
Qq.LXXXIII.46.
329
Qq. LXXXIII, 28.
330
DeTrin. Ill, 2.
331
De Praed. Sanct. I, 8; Enchiridion 103.
332
DeFideOrth.il, 29.
333
Moral. XVI, 5.
334
Enchiridion 103.
335
Phys. II.
336
Enchiridion 96.
337
De Div. Nom. IV, 19.
338
Enchiridion 10, 11.
339
Qq. LXXXIII. 3.
340
Ep. 146, ad. Damas.
341
De Fide II, 3.
342
Ethic. Il, 5. Ср.: «…совершать проступок можно по-разному (ибо зло, как образно выражались пифагорейцы, принадлежит беспредельному, а благо – определенному), между тем поступать правильно можно только одним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь легко промахнуться, трудно попасть в цель).
343
De Div. Nom. IV
344
Enchiridion 95.
345
De Div. Nom. IV, 12.
346
De Part. Animal. Ill, 4.
347
Ethic. VII, 15.
348
De Anima III.
349
De Div. Nom. IV, 13.
350
Ethic. VIII, 2.
351
DeDiv. Nom. IV, 13.
352
Tract, in Joan. CX.
353
Не совсем понятный аргумент, даже если принять во внимание, что в Вульгате сказано не «Симон Ионин», а «Симон, сын Иоаннов».
354
Сар. 3 in Isa.
355
Horn. XXXIV in Evang.
356
De Hebdom.
357
Ethic. V, 5.
358
De Div. Nom. VIII, 4.
359
Ethic. Ill, 10.
360
Ethic. X, 8.
361
Proslog. X.
362
De Hebdom.
363
Dial. Verit. XII.
364
Metaph.VI;Ethic.VI,2,6.
365
DeFideOrth.il, 14.
366
Moral. XXVI, 9.
367
De Invent. II.
368
Ethic. VI, 5, 8, 13.
369
DeFideOrth.il, 29.
370
В каноническом переводе: «Но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море, и безопасную стезю в волнах».
371
Ethic. VI,13.
372
De Consol. IV, 6.
373
Ethic. VI, 11.
374
Ethic. VI, 8.
375
В каноническом переводе: «О волах ли печется Бог?».
376
Моисей Маймонид (1135 – 1204). Учил о том, что актуальный ум един и отделен от пассивных человеческих умов. Поэтому бессмертие не есть удел отдельного индивида.
377
Enchiridion 11.
378
Enchiridion 17.
379
Metaph. XII, 51.
380
Moral. XXIV, 20.
381
DeProvid. VIII, 3.
382
DeCiv. DeiXIV, 14. Ср.: «Все живые существа, – говорят они, – в которых есть разумная душа, делятся на три рода: на богов, людей и демонов. Боги занимают самое высокое место, люди – самое низкое, демоны же – среднее… Хотя подобные мнения встречаются и у других, но Апулей, Мадаврийский платоник, написал об этом исключительном предмете целую книгу, которую озаглавил: «О боге Сократа»… Он говорит совершенно ясно и доказывает с полной основательностью, что это был не бог, а демон, развивая со строгой последовательностью упомянутое мнение Платона о высоком положении богов, низком людей и среднем демонов».
383
Metaph. VI, 3.
384
De Consol. IV, 6.
385
De Div. Nom. IV, 33. Ср.: «Потому-то и не принимаем мы неосновательного мнения многих, что промысел должен и против воли вести нас к добродетели, что вредить природе не свойственно промыслу».
386
DeFideOrth. Il, 30.
387
DePraed.Sanct. Il, 17.
388
Ibid.
389
De Praed. Sanct. II, 14.
390
Ibid.
391
DeDiv. Nom. IV, 1.
392
De Verb. . Serm. 11.
393
DePraed.Sanct.il, 17.
394
Tract, in Joan. XXVI.
395
Т. е. согрешивший умер бы, не успев покаяться.
396
De Corr. et Grat. 13.
397
Т. е. в «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова».
398
De Civ. Dei XX, 14.
399
Т. е. беззаконников. «Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68:28, 29).
400
В данном случае приводится ответ на популярное во времена Фомы опровержение его оппонентов.
401
De Civ. Dei XX, 15.
402
Metaph. IX, 9.
403
Metaph. IX, 1.
404
Phys. Ill, 6.
405
Phys. VIII, 10.
406
Gen. ad Lit. VIII, 20, 21,22.
407
DeTrin.VIII.
408
Metaph. V, 12.
409
Topic. IV 3.
410
Т. е. Аристотель.
411
Ер. 22, ad Eustoch.
412
Contra Faust. XXIX, 5.
413
Ethic. VI, 2. На самом деле здесь Аристотель цитирует поэта Агафона.
414
Contra Maximin. Ill, 8.
415
Enchiridion 10.
416
Metaph. VII, 3.
417
DeConsol. Ill, 2.
418
Ethic. I, 9.
419
Речь идет о «явлении Господа нашего Иисуса Христа».
420
De Hebdom.
421
Moral. XXXII, 7.
422
De Civ. Dei XXII, 29.
423
Confess. V, 4.
424
Ethic. I, 3.
425
DeConsol. Ill, 10.
426
В латинском переводе Библии в указанной цитате вместо «родилась» – «была зачата». В латинском языке существительное conceptio и глагол concipio соединяют значения «зачатие» и «замысел», «понятие».
427
De Hebdom.
428
DeTrin. IV
429
DeTrin. VI.
430
DeTrin.V
431
DeTrin. VII.
432
Praedic. V.
433
DeTrin.VI.
434
Phys. III.
435
Ibid.
436
Metaph. V
437
DeTrin. I, 1.
438
De Duab. Nat.
439
Phys. II.
440
De Praedic.
441
Metaph. V 5.
442
Phys. II, 3.
443
De Duab. Nat.
444
De Duab. Nat. Боэций в указанном месте говорит о понятии «субсистен-ции».
445
Com. Praed.
446
De Duab. Nat.
447
Ibid.
448
Com. Praed.
449
Metaph. V.
450
Metaph. V, 8.
451
DeTrin.
452
Div. Nom
453
De Duab. Nat.
454
Ibid.
455
Ep. ad Damas.
456
DeTrin. VII.
457
Metaph. IV, 4.
458
DeTrin.
459
DeTrin. I.
460
DeTrin. VII, 4.
461
DeTrin. IV
462
De Fidel.
463
Т. е. ПетраЛомбардского. Sent. I, D, 24.
464
DeTrin. VII, 4.
465
Arithm. 1,23.
466
DeTrin. VII.
467
De Fide I.
468
DeTrin. VII
469
Fulgentius, De Fide ad Petrum I.
470
In Substance, Ер. LVII.
471
DeTrin. 1,3.
472
De Fide, I.
473
DeTrin.VII.
474
De Fide, I.
475
DeTrin. IV.
476
DeFideOrth. I, 5.
477
Bench. II, 3
478
DeTrin. VI.
479
DeTrin. VI, 6.
480
DeTrin. VI, 9.
481
DeCoeloetMundol, 2
482
Confess. VII, 9.
483
DeTrin. I, 4.
484
DeTrin.X,4.
485
DeTrin. I.
486
De Fide II, 5.
487
DeDiv.Nom.il.
488
Som. Scip. IV.
489
Tract. XXVII.
490
De Div. Nom. I, 1. Ср.: «Совершенно ведь не подобает сметь сказать или подумать что-либо о сверхсущественной и сокровенной божественности помимо того, что боговидно явлено нам священными Речениями».
491
DeFideOrth. Ill, 5.
492
DeTrin. 1,3.
493
Metaph. IV
494
DeTrin. IV, 20.
495
DeTrin. IX.
496
DeAnimall,4.
497
Horn. XV, De Fide.
498
Ibid.
499
DeTrin. IV.
500
DeTrin.V, 7.
501
DeFideOrth. II, 9.
502
De Synod
503
DeTrin. IX, 10.
504
Monol. LX.
505
Monol. LIX.
506
DeTrin. VII, 11.
507
Peri Herrn. I.
508
De Anima II, 8.
509
DeFideOrth. I, 17.
510
DeTrin.XV, 10.
511
DeTrin. VII, 1.
512
DeTrin.XV, 16.
513
Monol.LX.
514
DeTrin. VII, 1.
515
DeHaeres. XI.
516
Cont. Eunom. V, 11.
517
DeTrin. VI, 11.
518
DeFideOrth. I, 18.
519
DeTrin. VI.
520
DeHaeres. XI.
521
DeTrin. VII, 11.
522
QQ, LXXXIII, qu. 63.
523
DeTrin.XV, 14.
524
Fulgentius, De Fide ad Petrum I.
525
De Synod.
526
DeTrin. VII, 1.
527
QQ. LXXXIII, qu. 74.
528
DeFideOrth. I, 18.
529
QQ. LXXXIII, qu. 74.
530
DeTrin. VI, 2.
531
DeTrin.V, 6.
532
DeTrin. VIII.
533
DeTrin.
534
DeTrin.XV, 17; V, 11.
535
DeDiv. Norn. I.
536
Can. VII.
537
DeFideOrth. I.
538
Phys. III. 203b30.
539
De Process. Spir. Sancti, II.
540
Т. е. представители Восточной Церкви.
541
DeTrin. XII.
542
Т. е. именем короля.
543
Т. е. ближе в ряду причин к первым причинам.
544
DeTrin. II.
545
DeTrin.V, 14.
546
DeTrin.XV, 17.
547
DeDiv. Nom. IV
548
Horn. XXX
549
DeTrin. VII, 1.
550
DeTrin. VI, 5.
551
DeTrin.XV, 7.
552
De Irin. XV, 19.
553
DeTrin. IX.
554
De Fide Orth. IV. 19.
555
DeTrin. XV. 19.
556
In Joan. Tract. XXIX.
557
Ibid.
558
DeTrin. IV, 20.
559
Topic. IV. 4, 125a 18.
560
DeTrin. XV, 24.
561
Т. е. несколько «подлежащих» означают несколько сущностей.
562
DeTrin. VI, 7.
563
DeTrin. I.
564
De Synod.
565
De Div. Nom. I.
566
DeTrin. VII, 6.
567
Это возражение (как, впрочем, и предыдущее) носит, так сказать, чисто фразеологический характер, то есть «придирается», если можно так выразиться, к способу сочетания слов на языке оригинала, а именно на сходстве выражений «из одной сущности» (ex una essentia) и одной сущности (unius essentiae). Последнее выражение является основным, но на русский мы переводим его как «единосущны», следуя сложившемуся словоупотреблению (основанному на древнегреческом первоисточнике, о чем дальше идет речь у Фомы), от которого нет смысла отказываться из-за двух непринципиальных возражений.
568
De Synod.
569
De Synod.
570
DeDoctr. Christ. I, 5.
571
DeTrin. I, 1.
572
Ep. LXVI ad Maxim.
573
T. е. отличного от себя.
574
T.е. как уточнение, и тогда суждение понимается так: «Он родил другого –Бога».
575
По-видимому, это следует понимать так: «Он родил Бога, Который есть тот же Бог, Который есть Отец».
576
Peri Herrn. II.
577
DeTrin. VII, I, 2.
578
DeTrin. IV, 20.
579
DeTrin. I, 1.
580
Т. е. Иоахим Флорский.
581
De Fide Orth. III. 4
582
Serm. II, in coena Domini.
583
Имеется в виду Гильберт Порретанский.
584
Ер. VII
585
DeTrin. VI, 2.
586
DeTrin. II.
587
DeDoctr. Christ. 1,5.
588
DeTrin.VI, 10.
589
Contra Maxim. II.
590
DeVeraRelig.36.
591
DeTrin.VI, 10.
592
Ibid.
593
De Fide Orth. Ill, 3.
594
DeTrin.VI, 10
595
DeTrin.X, 11.
596
DeTrin.VI, 10.
597
Ibid.
598
DeDoctr. Christ. I, 5.
599
Ibid.
600
Phys. IV, 3.
601
De Hebdom.
602
DeTrin.
603
DeTrin.V, 6.
604
DeTrin. IV
605
Т. е. не остается в уме как нечто отдельное.
606
De Fide Orth. Ill, 6.
607
De Duab. Nat.
608
Sent. I, D, XXVII. «Мастер Сентенций» – Петр Ломбардский.
609
DeTrin.
610
DeTrin.V, 4, 5.
611
Fulgentius, De fide ad Petrum II.
612
Sent. I, D, XXVI
613
De Synod.
614
Ad Orosium qu. VII.
615
De Synod.
616
DeTrin. VII.
617
DeTrin. VII, 6.
618
В синодальном переводе: «Он, Который образует горы и творит ветер».
619
Fulgentius, De Fide ad Petrum I, 1.
620
Sent. I, D,V.,
621
DeTrin. XV, 13.
622
В оригинале родительному падежу соотвествует предлог de.
623
Цитируемый Фомой текст не вполне совпадает с синодальным переводом данного места, который мы приводим: «Он произвел ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои»
624
Contra Maxim. Ill, 1.
625
Metaph.V, 12.
626
DeTrin.V.
627
Sent. I, D, VII.
628
De Fide Orth. I, 18.
629
Contra Maxim. Ill, 12.
630
Metaph.V, 13.
631
DeTrin.VI, 10.
632
Metaph. X, 5.
633
DeTrin. I.
634
DeTrin.VI, 18.
635
Fulgentius, De Fide ad Petrum I.
636
De Div. Norn. IX.
637
Sent. I, D, XXXI.
638
De Verbis