Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том I

единство от Того, Кто – высочайшее единство».

299

Metaph. V 15.

300

Metaph. V, 29

301

Soliloq. Il, 10. Ср.: «Каким бы образом этот Росций, о котором мы упоминали, был истинным трагиком, если бы не пожелал быть ложным Гектором, ложною Андромахой, ложным Геркулесом…».

302

Soliloq. II, 6.

303

Metaph. V, 29.

304

De Vera Relig. XXXIII.

305

De Anima III, 3. Ср.: «…ощущения всегда истинны·, а представления большей частью ложны».

306

Soliloq. II. 6.

307

Metaph. V. 29.

308

De Anima III, 6. Ср.: «…ум, направленный на существо предмета как суть его бытия, истинен всегда; ум же, касающийся чего-то другого, – не всегда».

309

Soliloq. II, 5.

310

Soliloq. II, 10.

311

De Civ. Dei XII, 2. Ср.: «…той природе, которая имеет высочайшее бытие и которою создано все существующее, противна только та природа, которая не имеет бытия. Существующему противоположно несуществующее. Поэтому и Богу, высочайшей сущности и Творцу всех и всякого рода сущностей, не противна никакая сущность».

312

Peri Herrn. VII.

313

Metaph. V, 29.

314

Peri Herrn. VII. А не «Не Бог благ». Аристотель, впрочем, чаще приводит в качестве примера не «благость Бога», а «белизну Сократа».

315

Phys. VIII, 1. Ср.: «Или оно (т. е. движение) не возникло и не исчезнет, но всегда было и всегда будет бессмертное и непрекращающееся, присущее всем вещам, как некая жизнь для всего образовавшегося естественно?»

316

Phys. VIII, 7. Ср.: «А так как существует три рода движений: движение в отношении величины, в отношении состояния и в отношении места, которое мы называем перемещением, то именно этому третьему движению и необходимо быть первым».

317

DeDiv.Nom.VI, 1.

318

De Anima II, 2.

319

Ibid.

320

Ethic. IX, 9.

321

De Anima II, 4.

322

Metaph. XII, 7. В своих «Комментариях на «Метафизику» Аристотеля» Фома Аквинский в 8-ой лекции 12-ой книги приводит отрывок ( 1074) из Аристотеля в таком виде: «Также присуща Ему и жизнь, ибо деятельность ума – жизнь, а Бог есть именно деятельность; и субстанциальная деятельность Бога есть жизнь наипрекраснейшая и вечная. И потому мы говорим: Бог есть вечное, наисовершеннейшее живое существо. Итак, жизнь и непрерывное и вечное бытие принадлежат Богу, и именно таков Бог»; и далее следует комментарий Фомы (комм. 2544): «…сказав, что Богу присуща деятельность ума, он выявляет, каким образом она Ему присуща. Он говорит, что Бог есть жизнь, и доказывает это следующим образом. «Деятельность ума», т. е. мышление, это жизнь, причем жизнь наипрекраснейшая из всех. Ибо, в соответствии со всем вышеизложенным, действительность совершеннее возможности, а потому актуально мыслящий ум живет совершеннее, нежели мыслящий в возможности, настолько, насколько жизнь бодрствующего совершеннее жизни спящего. Но первое сущее, Бог, есть чистая актуальность, ибо ум Его – это деятельность Его ума; в противном случае Он соотносился бы с деятельностью собственного ума как потенциальное – с актуальным. Более того, как было показано выше (1066; комм. 2518), Его субстанция есть чистая актуальность. Из этого следует, что истинной субстанцией Бога является жизнь, и что Его актуальность есть Его жизнь, и что жизнь эта – наипрекраснейшая и вечная, истинное само-бытие. Поэтому-то все и придерживаются мнения, что Бог – это живое существо, вечное и наилучшее (так как в нашем мире жизнь присуща лишь живым существам, потому и Бога, коль скоро Ему присуща жизнь, называют живым существом). Таким образом, из сказанного выше очевидно, что жизнь и непрерывное и вечное бытие принадлежат Богу, поскольку Бог есть то же. что и Его вечная жизнь: ведь Он и Его жизнь суть одно».

323

De Vera Relig. XXIX

324

De Anima III. 10.

325

Комментатор» – Аверроэс.

326

DeDiv. Nom. IV, 1.

327

De Doctr. Christ. I. 32.

328

Qq.LXXXIII.46.

329

Qq. LXXXIII, 28.

330

DeTrin. Ill, 2.

331

De Praed. Sanct. I, 8; Enchiridion 103.

332

DeFideOrth.il, 29.

333

Moral. XVI, 5.

334

Enchiridion 103.

335

Phys. II.

336

Enchiridion 96.

337

De Div. Nom. IV, 19.

338

Enchiridion 10, 11.

339

Qq. LXXXIII. 3.

340

Ep. 146, ad. Damas.

341

De Fide II, 3.

342

Ethic. Il, 5. Ср.: «…совершать проступок можно по-разному (ибо зло, как образно выражались пифагорейцы, принадлежит беспредельному, а благо – определенному), между тем поступать правильно можно только одним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь легко промахнуться, трудно попасть в цель).

343

De Div. Nom. IV

344

Enchiridion 95.

345

De Div. Nom. IV, 12.

346

De Part. Animal. Ill, 4.

347

Ethic. VII, 15.

348

De Anima III.

349

De Div. Nom. IV, 13.

350

Ethic. VIII, 2.

351

DeDiv. Nom. IV, 13.

352

Tract, in Joan. CX.

353

Не совсем понятный аргумент, даже если принять во внимание, что в Вульгате сказано не «Симон Ионин», а «Симон, сын Иоаннов».

354

Сар. 3 in Isa.

355

Horn. XXXIV in Evang.

356

De Hebdom.

357

Ethic. V, 5.

358

De Div. Nom. VIII, 4.

359

Ethic. Ill, 10.

360

Ethic. X, 8.

361

Proslog. X.

362

De Hebdom.

363

Dial. Verit. XII.

364

Metaph.VI;Ethic.VI,2,6.

365

DeFideOrth.il, 14.

366

Moral. XXVI, 9.

367

De Invent. II.

368

Ethic. VI, 5, 8, 13.

369

DeFideOrth.il, 29.

370

В каноническом переводе: «Но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море, и безопасную стезю в волнах».

371

Ethic. VI,13.

372

De Consol. IV, 6.

373

Ethic. VI, 11.

374

Ethic. VI, 8.

375

В каноническом переводе: «О волах ли печется Бог?».

376

Моисей Маймонид (1135 – 1204). Учил о том, что актуальный ум един и отделен от пассивных человеческих умов. Поэтому бессмертие не есть удел отдельного индивида.

377

Enchiridion 11.

378

Enchiridion 17.

379

Metaph. XII, 51.

380

Moral. XXIV, 20.

381

DeProvid. VIII, 3.

382

DeCiv. DeiXIV, 14. Ср.: «Все живые существа, – говорят они, – в которых есть разумная душа, делятся на три рода: на богов, людей и демонов. Боги занимают самое высокое место, люди – самое низкое, демоны же – среднее… Хотя подобные мнения встречаются и у других, но Апулей, Мадаврийский платоник, написал об этом исключительном предмете целую книгу, которую озаглавил: «О боге Сократа»… Он говорит совершенно ясно и доказывает с полной основательностью, что это был не бог, а демон, развивая со строгой последовательностью упомянутое мнение Платона о высоком положении богов, низком людей и среднем демонов».

383

Metaph. VI, 3.

384

De Consol. IV, 6.

385

De Div. Nom. IV, 33. Ср.: «Потому-то и не принимаем мы неосновательного мнения многих, что промысел должен и против воли вести нас к добродетели, что вредить природе не свойственно промыслу».

386

DeFideOrth. Il, 30.

387

DePraed.Sanct. Il, 17.

388

Ibid.

389

De Praed. Sanct. II, 14.

390

Ibid.

391

DeDiv. Nom. IV, 1.

392

De Verb. . Serm. 11.

393

DePraed.Sanct.il, 17.

394

Tract, in Joan. XXVI.

395

Т. е. согрешивший умер бы, не успев покаяться.

396

De Corr. et Grat. 13.

397

Т. е. в «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова».

398

De Civ. Dei XX, 14.

399

Т. е. беззаконников. «Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68:28, 29).

400

В данном случае приводится ответ на популярное во времена Фомы опровержение его оппонентов.

401

De Civ. Dei XX, 15.

402

Metaph. IX, 9.

403

Metaph. IX, 1.

404

Phys. Ill, 6.

405

Phys. VIII, 10.

406

Gen. ad Lit. VIII, 20, 21,22.

407

DeTrin.VIII.

408

Metaph. V, 12.

409

Topic. IV 3.

410

Т. е. Аристотель.

411

Ер. 22, ad Eustoch.

412

Contra Faust. XXIX, 5.

413

Ethic. VI, 2. На самом деле здесь Аристотель цитирует поэта Агафона.

414

Contra Maximin. Ill, 8.

415

Enchiridion 10.

416

Metaph. VII, 3.

417

DeConsol. Ill, 2.

418

Ethic. I, 9.

419

Речь идет о «явлении Господа нашего Иисуса Христа».

420

De Hebdom.

421

Moral. XXXII, 7.

422

De Civ. Dei XXII, 29.

423

Confess. V, 4.

424

Ethic. I, 3.

425

DeConsol. Ill, 10.

426

В латинском переводе Библии в указанной цитате вместо «родилась» – «была зачата». В латинском языке существительное conceptio и глагол concipio соединяют значения «зачатие» и «замысел», «понятие».

427

De Hebdom.

428

DeTrin. IV

429

DeTrin. VI.

430

DeTrin.V

431

DeTrin. VII.

432

Praedic. V.

433

DeTrin.VI.

434

Phys. III.

435

Ibid.

436

Metaph. V

437

DeTrin. I, 1.

438

De Duab. Nat.

439

Phys. II.

440

De Praedic.

441

Metaph. V 5.

442

Phys. II, 3.

443

De Duab. Nat.

444

De Duab. Nat. Боэций в указанном месте говорит о понятии «субсистен-ции».

445

Com. Praed.

446

De Duab. Nat.

447

Ibid.

448

Com. Praed.

449

Metaph. V.

450

Metaph. V, 8.

451

DeTrin.

452

Div. Nom

453

De Duab. Nat.

454

Ibid.

455

Ep. ad Damas.

456

DeTrin. VII.

457

Metaph. IV, 4.

458

DeTrin.

459

DeTrin. I.

460

DeTrin. VII, 4.

461

DeTrin. IV

462

De Fidel.

463

Т. е. ПетраЛомбардского. Sent. I, D, 24.

464

DeTrin. VII, 4.

465

Arithm. 1,23.

466

DeTrin. VII.

467

De Fide I.

468

DeTrin. VII

469

Fulgentius, De Fide ad Petrum I.

470

In Substance, Ер. LVII.

471

DeTrin. 1,3.

472

De Fide, I.

473

DeTrin.VII.

474

De Fide, I.

475

DeTrin. IV.

476

DeFideOrth. I, 5.

477

Bench. II, 3

478

DeTrin. VI.

479

DeTrin. VI, 6.

480

DeTrin. VI, 9.

481

DeCoeloetMundol, 2

482

Confess. VII, 9.

483

DeTrin. I, 4.

484

DeTrin.X,4.

485

DeTrin. I.

486

De Fide II, 5.

487

DeDiv.Nom.il.

488

Som. Scip. IV.

489

Tract. XXVII.

490

De Div. Nom. I, 1. Ср.: «Совершенно ведь не подобает сметь сказать или подумать что-либо о сверхсущественной и сокровенной божественности помимо того, что боговидно явлено нам священными Речениями».

491

DeFideOrth. Ill, 5.

492

DeTrin. 1,3.

493

Metaph. IV

494

DeTrin. IV, 20.

495

DeTrin. IX.

496

DeAnimall,4.

497

Horn. XV, De Fide.

498

Ibid.

499

DeTrin. IV.

500

DeTrin.V, 7.

501

DeFideOrth. II, 9.

502

De Synod

503

DeTrin. IX, 10.

504

Monol. LX.

505

Monol. LIX.

506

DeTrin. VII, 11.

507

Peri Herrn. I.

508

De Anima II, 8.

509

DeFideOrth. I, 17.

510

DeTrin.XV, 10.

511

DeTrin. VII, 1.

512

DeTrin.XV, 16.

513

Monol.LX.

514

DeTrin. VII, 1.

515

DeHaeres. XI.

516

Cont. Eunom. V, 11.

517

DeTrin. VI, 11.

518

DeFideOrth. I, 18.

519

DeTrin. VI.

520

DeHaeres. XI.

521

DeTrin. VII, 11.

522

QQ, LXXXIII, qu. 63.

523

DeTrin.XV, 14.

524

Fulgentius, De Fide ad Petrum I.

525

De Synod.

526

DeTrin. VII, 1.

527

QQ. LXXXIII, qu. 74.

528

DeFideOrth. I, 18.

529

QQ. LXXXIII, qu. 74.

530

DeTrin. VI, 2.

531

DeTrin.V, 6.

532

DeTrin. VIII.

533

DeTrin.

534

DeTrin.XV, 17; V, 11.

535

DeDiv. Norn. I.

536

Can. VII.

537

DeFideOrth. I.

538

Phys. III. 203b30.

539

De Process. Spir. Sancti, II.

540

Т. е. представители Восточной Церкви.

541

DeTrin. XII.

542

Т. е. именем короля.

543

Т. е. ближе в ряду причин к первым причинам.

544

DeTrin. II.

545

DeTrin.V, 14.

546

DeTrin.XV, 17.

547

DeDiv. Nom. IV

548

Horn. XXX

549

DeTrin. VII, 1.

550

DeTrin. VI, 5.

551

DeTrin.XV, 7.

552

De Irin. XV, 19.

553

DeTrin. IX.

554

De Fide Orth. IV. 19.

555

DeTrin. XV. 19.

556

In Joan. Tract. XXIX.

557

Ibid.

558

DeTrin. IV, 20.

559

Topic. IV. 4, 125a 18.

560

DeTrin. XV, 24.

561

Т. е. несколько «подлежащих» означают несколько сущностей.

562

DeTrin. VI, 7.

563

DeTrin. I.

564

De Synod.

565

De Div. Nom. I.

566

DeTrin. VII, 6.

567

Это возражение (как, впрочем, и предыдущее) носит, так сказать, чисто фразеологический характер, то есть «придирается», если можно так выразиться, к способу сочетания слов на языке оригинала, а именно на сходстве выражений «из одной сущности» (ex una essentia) и одной сущности (unius essentiae). Последнее выражение является основным, но на русский мы переводим его как «единосущны», следуя сложившемуся словоупотреблению (основанному на древнегреческом первоисточнике, о чем дальше идет речь у Фомы), от которого нет смысла отказываться из-за двух непринципиальных возражений.

568

De Synod.

569

De Synod.

570

DeDoctr. Christ. I, 5.

571

DeTrin. I, 1.

572

Ep. LXVI ad Maxim.

573

T. е. отличного от себя.

574

T.е. как уточнение, и тогда суждение понимается так: «Он родил другого –Бога».

575

По-видимому, это следует понимать так: «Он родил Бога, Который есть тот же Бог, Который есть Отец».

576

Peri Herrn. II.

577

DeTrin. VII, I, 2.

578

DeTrin. IV, 20.

579

DeTrin. I, 1.

580

Т. е. Иоахим Флорский.

581

De Fide Orth. III. 4

582

Serm. II, in coena Domini.

583

Имеется в виду Гильберт Порретанский.

584

Ер. VII

585

DeTrin. VI, 2.

586

DeTrin. II.

587

DeDoctr. Christ. 1,5.

588

DeTrin.VI, 10.

589

Contra Maxim. II.

590

DeVeraRelig.36.

591

DeTrin.VI, 10.

592

Ibid.

593

De Fide Orth. Ill, 3.

594

DeTrin.VI, 10

595

DeTrin.X, 11.

596

DeTrin.VI, 10.

597

Ibid.

598

DeDoctr. Christ. I, 5.

599

Ibid.

600

Phys. IV, 3.

601

De Hebdom.

602

DeTrin.

603

DeTrin.V, 6.

604

DeTrin. IV

605

Т. е. не остается в уме как нечто отдельное.

606

De Fide Orth. Ill, 6.

607

De Duab. Nat.

608

Sent. I, D, XXVII. «Мастер Сентенций» – Петр Ломбардский.

609

DeTrin.

610

DeTrin.V, 4, 5.

611

Fulgentius, De fide ad Petrum II.

612

Sent. I, D, XXVI

613

De Synod.

614

Ad Orosium qu. VII.

615

De Synod.

616

DeTrin. VII.

617

DeTrin. VII, 6.

618

В синодальном переводе: «Он, Который образует горы и творит ветер».

619

Fulgentius, De Fide ad Petrum I, 1.

620

Sent. I, D,V.,

621

DeTrin. XV, 13.

622

В оригинале родительному падежу соотвествует предлог de.

623

Цитируемый Фомой текст не вполне совпадает с синодальным переводом данного места, который мы приводим: «Он произвел ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои»

624

Contra Maxim. Ill, 1.

625

Metaph.V, 12.

626

DeTrin.V.

627

Sent. I, D, VII.

628

De Fide Orth. I, 18.

629

Contra Maxim. Ill, 12.

630

Metaph.V, 13.

631

DeTrin.VI, 10.

632

Metaph. X, 5.

633

DeTrin. I.

634

DeTrin.VI, 18.

635

Fulgentius, De Fide ad Petrum I.

636

De Div. Norn. IX.

637

Sent. I, D, XXXI.

638

De Verbis

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том I Аквинский читать, Сумма теологии. Том I Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том I Аквинский читать онлайн