«Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе».
223
De Trin. X, 10.
224
De Trin. X, 11.
225
De Trin. , 10.
226
De Doctr. Christ. I, 33.
227
De Trin. X, 1.
228
DeDoctr. Christ. I, 4.
229
De Serm. Dom. in Monte II, 13.
230
Ibid.
231
De Trin. XI, 4, 8, 9.
232
De Serm. Dom. in Monte II, 13.
233
De Serm. Dom. in Monte II, 14,15, 16.
234
Topic. II, 10.
235
De Anima II, 8.
236
De Trin. XI, 6.
237
Phys. Ill, 3.
238
Phys. II, 8.
239
Ethic. VII, 5.
240
Ethic. Ill, 2.
241
Ethic. Ill, 5.
242
Ethic. VI, 2.
243
Nemesius, De Nat. Horn.
244
Ethic. Ill, 5.
245
Ethic. Ill, 4.
246
Ethic. VI, 13.
247
Metaph. I, 1. Аристотель в данном месте говорит не «рассудительны», а «сообразительны».
248
Nemesius, De Nat. Horn.
249
Phys. Ill, 3.
250
Ethic. VI, 13.
251
Ethic. Ill, 4.
252
Phys. II, 9.
253
Phys. II, 3.
254
Ethic. Ill, 4. Ср.: «В целом выбор, похоже, обращен на то, что зависит от нас».
255
Ibid.
256
Regula LXVIII.
257
Ethic. Ill, 4.
258
Ethic. VII, 9.
259
De Coelo II, 13. Ссылка на Платона здесь вряд ли уместна: Аристотель, скорее, имеет в виду Анаксимандра.
260
Metaph. IX, 2.
261
В настоящем случае речь идет о принятии решения как о процессе, неразрывно связанном с размышлением, обсуждением, совещанием, советом и т. п., в связи с чем в приводимых ниже цитатах можно встретить все указанные термины.
262
De Fide Orth. II.
263
В синодальном переводе: «… по определению совершающего все по изволению воли Своей».
264
Nemesius, De Nat. Horn.
265
Ethic. Ill, 4.
266
Ethic. VI, 2.
267
De Fide Orth. II.
268
Ibid.
269
Ethic. I, 1.
270
Nemesius, De Nat. Horn.
271
Ibid.
272
Ethic. Ill, 5.
273
Nemesius, De Nat. Horn.
274
Topic. adTrebat.
275
Ethic. Ill, 5.
276
Nemesius, De Nat. Horn.
277
Ethic. Ill, 5.
278
Ibid.
279
De Coelo I, 7.
280
De Trin. XII, 12.
281
Букв, «со-разумение» или «сочувствие».
282
De Fide Orth. II.
283
De Anima III, 9.
284
De Fide Orth. II.
285
Ibid.
286
Ibid.
287
Ethic. X, 4.
288
De Trin. XII, 12.
289
De Trin. XII, 7.
290
De Trin. XII, 12.
291
De Doctr. Christ. I, 4.
292
De Fide Orth. II.
293
Qq. LXXXIII. 30.
294
De Trin. X, 11.
295
De Trin. X, 10.
296
Qq. LXXXIII, 30.
297
De Trin. X, 11.
298
Ibid.
299
De Trin. II.
300
Qq. LXXXIII, 30.
301
De Trin. VI, 10.
302
DeFideOrth.il.
303
Nemesius, De Nat. Horn.
304
Ethic. I, 13.
305
Polit. I, 2.
306
De Fide Orth. II.
307
Ibid.
308
Topic. III.
309
De Dlv. Norn. XIII, 2.
310
Phys. Ill, 3.
311
Confess. VIII, 9.
312
Ibid.
313
Ethic. I, 13.
314
DeFideOrth.il.
315
Nemesius, De Nat. Horn.
316
Polit. I, 2.
317
Phys. VIII, 2.
318
Nemesius, De Nat. Horn.
319
Ibid.
320
Ibid.
321
De Civ. Dei XIV, 16.
322
Confess. VIII, 9.
323
Phys. VIII, 4.
324
Nemesius, De Nat. Horn.
325
De Civ. Dei X IV, 17,20.
326
De Causis Mot. Animal.
327
DeDiv. Nom. IV, 20.
328
Metaph. IX, 9.
329
De Div. Norn. IV, 32.
330
De Doctr. Christ. Ill, 12.
331
Metaph. VI, 4. Ср.: «…ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным…».
332
Metaph. VI, 2.
333
Ethic. Il, 3.
334
De Div. Nom. IV, 19.
335
De Differ. Topic. II.
336
De Div. Nom. IV, 30.
337
Metaph. Ill, 3.
338
Ethic. Il, 1. Ср.: «…повторение одинаковых поступков порождает соответствующие нравственные устои».
339
De Div. Nom. IV, 32.
340
Ethic. V, 4.
341
Metaph. VII, 12.
342
Phys. II, 3.
343
Enchiridion 11.
344
Categ. X.
345
De Serm. Dom. in Monte II, 18.
346
Ethic. II, 1.
347
Ethic. IV, 3.
348
Horn. 6 in Ev.
349
De Div Norn. IV, 30.
350
De Div. Nom. IV, 32.
351
Ethic. VI, 5.
352
Ethic. V, 1.
353
Ethic. VI, 2.
354
De Trin. X.
355
Metaph. X, 1.
356
Contra Faust. XXII, 27.
357
Ethic. VII, 10.
358
De Div. Norn. IV, 30.
359
Confess. IX, 3.
360
Retract. I, 9.
361
Metaph. VII, 12.
362
Contra Mend. VII.
363
Ethic. II, 5.
364
Ethic. I, 13.
365
Ethic.VI, 13. Ср.:»…нравственная добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения».
366
Нот. 19 in Mt.
367
8.Ethic. II, 5.
368
Phys. V, 4.
369
Phys. Ill, 3.
370
Phys. Il, 8.
371
Ibid.
372
Ibid.
373
Contra Faust. XXII, 27.
374
Phys. Il, 8.
375
Ethic. Ill, 7.
376
Phys. Il, 8.
377
DeDiv. Nom. IV, 31.
378
De Virt. et Vit. I.
379
Ethic. Il, 5.
380
Ethic. VI, 5.
381
Phys. Ill, 3.
382
De Anima I, 3.
383
Topic. VI, 6.
384
De Gener. I, 3.
385
De Anima I, 5.
386
De Anima III, 4.
387
De Anima I, 3.
388
Metaph. Il, 1.
389
De Civ. Dei IX, 4.
390
Metaph. VI, 4.
391
Ibid.
392
De Div. Norn. II, 9.
393
De Fide Orth. II.
394
De Civ. Dei IX, 5.
395
Ethic. II, 4.
396
Topic. II, 7.
397
Phys. V, 3.
398
Ethic. I, 1.
399
Ethic. Ill, 10.
400
Phys. Ill, 3.
401
Phys. V, 5.
402
Ethic. IV, 11.
403
Metaph. X, 8
404
De Div. Nom IV, 32.
405
Ethic. II, 4.
406
De Civ. Dei XIV, 7.
407
Ethic. I, 13.
408
De Clv. Dei IX, 4.
409
De Fide Orth. II.
410
Ibid.
411
De Civ. Dei XIV, 9.
412
Tusc. Quaest. III
413
Ibid.
414
De Civ. Dei IX, 5.
415
bid.
416
Ibid.
417
Ethic. II, 7.
418
Phys. VIII, 4.
419
Ethic. IV, 11.
420
De Anima II, 4.
421
De Div. Nom. IV, 15.
422
Ethic. VIII, 3, 4.
423
De Civ. Dei XIV, 7.
424
Peri Herrn. I.
425
DeTrin.X, 12.
426
Ethic. II, 4.
427
De Civ. Dei XIV, 3. Августин ссылается на стих Вергилия из шестой книги «Энеиды»: «Отсюда и страхи у них, и желанья, страданья и радость». А несколько ниже, в седьмой главе, он разъясняет некоторую путаницу, связанную с употреблением терминов «печаль» и «страдание» так: «…относительно печали, которую Цицерон чаще называет скорбью, а Вергилий страданьем,… то я предпочел бы называть ее грустью, потому что слова «скорбь» и «страдание» чаще употребляются в применении к телам…».
428
DeConsol. I, 7.
429
Ethic. II, 4. Аристотель употребляет термины «удовольствие» и «страдание».
430
De Civ. Dei XIV, 7.
431
De Div. Nom. IV, 15.
432
Topic. II, 7.
433
De Div. Nom. IV, 18.
434
De Div. Nom. IV, 12.
435
DeTrin. VIII, 10.
436
De Fide Orth. II.
437
Ethic. VIII, 7.
438
De Anima III, 10.
439
De Div. Nom. IV, 15.
440
Polit. Il, 1. Точнее, «единение является результатом дружелюбных отношений», но при всем различии в терминологии, речь в данном случае, действительно, идет об одном и том же.
441
De Div. Nom. IV, 11, 12.
442
De Clv. Dei XIV, 7.
443
Ibid.
444
De Div. Nom. IV, 12.
445
Речь идет о Caritas – любви к возвышенному или возвышенной, «мудрой» любви.
446
Ethic. VIII, 6.
447
Фома в данном случае отсылает к «carus» (дорогой)
448
De Civ. Dei XIV, 7.
449
Ethic. VIII, 7. Ср.: «Дружественное чувство походит на страсть, а дружественность – на определенный склад». Вообще, рассуждения Аристотеля не столь определенны, как на это указывает Фома, но из них вполне можно сделать приводимый Фомою вывод.
450
Ethic. VIII, 3.
451
Topic. Il, 3.
452
Ethic. VIII, 2.
453
Rhet. II.
454
Rhet. II.
455
De Div. Nom. IV, 18.
456
DeTrin.VIII, 3.
457
Qq. LXXXIII. 35.
458
De Div. Nom. IV, 18.
459
DeTrin. X, 1,2.
460
Ethic. IX. 5. 12.
461
DeTrin.X, 1,2.
462
Ethic. VIII, 2.
463
Confess. IV, 14.
464
Rhet. II.
465
Ethic. VIII, 3.
466
DeTrin.X, 1.
467
De Civ. Dei XIV, 7, 9.
468
De Div. Nom. IV, 15.
469
Ethic. IX, 4.
470
Confess. IV, 6. Эти слова сказаны Горацием о Вергилии.
471
DeTrin.VIII, 10.
472
Polit. II. 1.
473
Ethic. IX. 3.
474
De Div. Nom. IV, 13.
475
В синодальном переводе: «Если между вами зависть, споры и разногласия».
476
В синодальном переводе: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых»
477
De Div. Nom. IV, 13.
478
Qq. LXXXIII, 35.
479
В синодальном переводе: «Души во мне не стало, когда он говорил».
480
De Coel. Hier. VII, 1,.
481
De Div. Nom. IV, 10.
482
Ethic. V, 10.
483
De Anima III, 10.
484
De Div. Nom. IV, 10.
485
В синодальном переводе: «Тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии».
486
Praedic. X.
487
De Civ. Dei XIV, 7, 9.
488
Qq. LXXXIII, 36.
489
Ibid.
490
De Div. Norn. IV, 32.
491
DeTrin.X, 12.
492
De Consol. II, 5.
493
De Div. Norn. IV, 32.
494
Rhet. II.
495
Confess. X, 23.
496
Metaph. VI, 4.
497
Rhet. II.
498
В синодальном переводе: «Почтите премудрость, чтобы вам царствовать во веки». С точки зрения этого перевода, в качестве цитаты больше бы подошел один из предшествующих стихов: «Вожделейте слов моих, полюбите и научитесь!» (Прем. 6:11).
499
В синодальном переводе: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих».
500
De Fide Orth. II.
501
Rhet. I.
502
Ibid.
503
Qq. LXXXIII, 33.
504
DeFideOrth.il.
505
Phys. Il, 5.
506
Ethic. Ill, 13, Rhet. I.
507
Ethic. Ill, 13.
508
Rhet. I.
509
Ethic. Ill, 13.
510
Metaph. Il, 2.
511
Polit. I. 3.
512
Ibid.
513
Phys. Ill, 6.
514
De Fide Orth. II.
515
Ethic. VII, 13; X, 5.
516
Phys. Ill, 3.
517
Ethic. X, 4.
518
Phys. VII, 3; De Anima II, 5.
519
De Civ. Dei XIV, 7, 9.
520
Rhet. I.
521
Ethic. VII, 13.
522
De Anima II, 1. Или, по терминологии Аристотеля, «второй энтелехией».
523
Rhet. I.
524
Ethic. . 3.
525
De Anima III, 7.
526
De Anima IV
527
De Fide Orth. Il; Nemesius, De Nat. Horn.
528
Rhet. I.
529
В синодальном переводе: «Утешайтесь Господом».
530
De Civ. Dei XIV, 6.
531
Ethic. X, 4.
532
Ethic. VII, 15.
533
De Coel. Hier. XV, 9.
534
Ibid.
535
Ethic. X, 4.
536
Ethic. VII, 5.
537
Ethic. X, 7.
538
Phys. Ill, 3.
539
DeThn.XIV, 14.
540
Rhet. I.
541
Metaph. I, 1.
542
Ethic. Ill, 13.
543
Metaph. I, 1.
544
Ethic. Ill, 13.
545
Metaph. I, 1.
546
Metaph. V, 5.
547
Ethic. VII, 6, 7.
548
Phys. II, 1.
549
Praedic. VIII.
550
Metaph. X, 4.
551
Ibid.
552
Phys. VIII, 8.
553
Ethic. X, 5.
554
Phys. V, 6.
555
Ibid.
556
Rhet. I.
557
Ethic. VII, 13.
558
Polit. Il, 2.
559
Ethic. VII, 13.
560
Phys. VIII, 3.
561
Rhet. I.
562
Confess. VIII, 3.
563
Ethic. VII, 15.
564
Confess. IV, 11.
565
De Fide Orth. II.
566
В синодальном переводе: «Вспоминаю о Боге – и трепещу».
567
Confess. VIII, 3.
568
Phys. VIII, 1. Ср.: «…холод, изменяя каким-либо образом свое направление и уходя, нагревает».
569
Ethic. II, 2.
570
Ethic. IV, 3.
571
Ethic. VII, 15; , 4.
572
Rhet. I.
573
Polit. Il, 2.
574
Rhet. I.
575
Ethic. VII, 15. Ср.: «Прежде всего, конечно, телесные удовольствия кажутся достойными избрания потому, что вытесняют страдание: и при чрезмерных страданиях люди ищут.. удовольствия, полагая, что оно исцеляет».
576
Ethic. VIII, 2.
577
Ethic. VII, 15.
578
Metaph. I, 2.
579
Ethic. X, 7.
580
Ethic. VII, 13.
581
Tract, in Joan. XXIV.
582
Rhet. I.
583
Poet. IV.
584
Rhet. I.
585
Ethic. X, 4.
586
Tract, in Joan. XV.
587
Confess. IV, 11.
588
Phys. VII, 3.
589
Ethic. VI, 5.
590
Ethic. X. 5.
591
Ethic. VI, 5.
592
Ethic. X, 4.
593
Ibid.
594
Ibid.
595
Ibid.
596
Ethlc. VI, 5.
597
Phys. Il, 3.
598
De Div. Nom. IV, 2.
599
Ethic. VII, 12.
600
Ethic. X, 5.
601
Ethic. II, 2.
602
В синодальном переводе: «Утешайтесь Господом».
603
Ethic. X, 2.
604
De Anima III, 3.
605
Ethic. VII, 13. Ср.: «…искусство приготовлять умащения или жарить пищу кажется искусством удовольствия».
606
Ethic. I, 5.
607
Ethic. I, 1.
608
Ethic. I, 9.
609
Metaph.X, 1.
610
Ibid.
611
Ethic. X, 5.
612
Ethic. VII, 12. Ср.: «Понять удовольствие и страдание – задача для философствующего о государственных делах, кто словно зодчий воздвигает высшую цель, взирая на которую мы определяем каждую вещь как зло или как благо в безотносительном смысле». Т. е., согласно Аристотелю, «зодчим» является отнюдь не удовольствие.
613
De Vera Relig. XII.
614
De Nat. Boni. XX.
615
Gen. ad Lit. VIII, 14. Августин говорит о «скорби», но поскольку он проводит прямую аналогию между скорбью и телесной болезнью, то его «скорбь» вполне можно разуметь как «боль».
616
De Civ. Dei XIV, 8. Августин предваряет приведенную цитату словами: «… в котором (т. е. в стихе Вергилия) в самом сжатом виде перечислены четыре душевные волнения». А несколько ранее, в шестой главе, он говорит: то, что Вергилий называл «страданием», Цицерон называл «скорбью».
617
De Civ. Dei XIV, 7.
618
Super Psalm 87, 4.
619
De Civ. Dei XIV, 7. Именно поэтому в применении к душе Августин предлагает использовать не термины «боль», «скорбь» (эти два слова для Августина являются практически синонимами) или даже «страдание», но – «печаль».
620
В синодальном переводе: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему».
621
Ethic. Ill, 13.
622
Confess. Ill, 2.
623
Confess. IV, 5.
624
De Poenit. XIII.
625
Ethic. IX, 4.
626
De Civ. Dei XIV, 6.
627
Metaph. X, 4.
628
Ethic. VII, 15.
629
Ethic. X, 5.
630
Metaph. X, 4.
631
Ethic. VI, 2.
632
Metaph. VIII, 2.
633
DeTrin. XII, 3, 4.
634
Metaph. XII, 9.
635
Nemesius, De Nat. Horn.
636
Ethic. X, 2.
637
Qq. LXXXIII, 63.
638
Meteor. I, 12.
639
Ethic. II, 2.
640
Rhet. II.
641
De Div. Nom. IV.
642
DeTrin. X, 12.
643
Ethic. Ill, 13. 14
644
В синодальном переводе: «Можно перенести всякую рану – только не рану сердечную, и всякую злость – только не злость женскую».
645
De Fide Orth. II.
646
Nemesius, De Nat. Horn.
647
Rhet. II.
648
Nemesius, De Nat. Horn.
649
Metaph. VII, 12; VIII, 2,3.
650
Polit. I, 1.
651
De Dlv. Nom. IV, 30.
652
De Civ. Del XIV, 7, 9.
653
De Flde Orth. II.
654
Скорее, противоположной формы.
655
Metaph. , 4.
656
De Flde Orth. II.
657
Rhet. I.
658
Enchiridion 24.
659
Аристотель говорит о «восполнении чего-то природного», а не о «полноте», и о «нехватке», а не о «разделении».
660
Ethic. X, 2.
661
De Lib. Arb. Ill, 23.
662
De Nat. Boni. XX.
663
Ethic. VII, 15.
664
Soliloq. I, 12. Впрочем, Августин далее замечает: «Однако мне казалось, что если бы мой ум озарил свет истины, то