Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том IV

«Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе».

223

De Trin. X, 10.

224

De Trin. X, 11.

225

De Trin. , 10.

226

De Doctr. Christ. I, 33.

227

De Trin. X, 1.

228

DeDoctr. Christ. I, 4.

229

De Serm. Dom. in Monte II, 13.

230

Ibid.

231

De Trin. XI, 4, 8, 9.

232

De Serm. Dom. in Monte II, 13.

233

De Serm. Dom. in Monte II, 14,15, 16.

234

Topic. II, 10.

235

De Anima II, 8.

236

De Trin. XI, 6.

237

Phys. Ill, 3.

238

Phys. II, 8.

239

Ethic. VII, 5.

240

Ethic. Ill, 2.

241

Ethic. Ill, 5.

242

Ethic. VI, 2.

243

Nemesius, De Nat. Horn.

244

Ethic. Ill, 5.

245

Ethic. Ill, 4.

246

Ethic. VI, 13.

247

Metaph. I, 1. Аристотель в данном месте говорит не «рассудительны», а «сообразительны».

248

Nemesius, De Nat. Horn.

249

Phys. Ill, 3.

250

Ethic. VI, 13.

251

Ethic. Ill, 4.

252

Phys. II, 9.

253

Phys. II, 3.

254

Ethic. Ill, 4. Ср.: «В целом выбор, похоже, обращен на то, что зависит от нас».

255

Ibid.

256

Regula LXVIII.

257

Ethic. Ill, 4.

258

Ethic. VII, 9.

259

De Coelo II, 13. Ссылка на Платона здесь вряд ли уместна: Аристотель, скорее, имеет в виду Анаксимандра.

260

Metaph. IX, 2.

261

В настоящем случае речь идет о принятии решения как о процессе, неразрывно связанном с размышлением, обсуждением, совещанием, советом и т. п., в связи с чем в приводимых ниже цитатах можно встретить все указанные термины.

262

De Fide Orth. II.

263

В синодальном переводе: «… по определению совершающего все по изволению воли Своей».

264

Nemesius, De Nat. Horn.

265

Ethic. Ill, 4.

266

Ethic. VI, 2.

267

De Fide Orth. II.

268

Ibid.

269

Ethic. I, 1.

270

Nemesius, De Nat. Horn.

271

Ibid.

272

Ethic. Ill, 5.

273

Nemesius, De Nat. Horn.

274

Topic. adTrebat.

275

Ethic. Ill, 5.

276

Nemesius, De Nat. Horn.

277

Ethic. Ill, 5.

278

Ibid.

279

De Coelo I, 7.

280

De Trin. XII, 12.

281

Букв, «со-разумение» или «сочувствие».

282

De Fide Orth. II.

283

De Anima III, 9.

284

De Fide Orth. II.

285

Ibid.

286

Ibid.

287

Ethic. X, 4.

288

De Trin. XII, 12.

289

De Trin. XII, 7.

290

De Trin. XII, 12.

291

De Doctr. Christ. I, 4.

292

De Fide Orth. II.

293

Qq. LXXXIII. 30.

294

De Trin. X, 11.

295

De Trin. X, 10.

296

Qq. LXXXIII, 30.

297

De Trin. X, 11.

298

Ibid.

299

De Trin. II.

300

Qq. LXXXIII, 30.

301

De Trin. VI, 10.

302

DeFideOrth.il.

303

Nemesius, De Nat. Horn.

304

Ethic. I, 13.

305

Polit. I, 2.

306

De Fide Orth. II.

307

Ibid.

308

Topic. III.

309

De Dlv. Norn. XIII, 2.

310

Phys. Ill, 3.

311

Confess. VIII, 9.

312

Ibid.

313

Ethic. I, 13.

314

DeFideOrth.il.

315

Nemesius, De Nat. Horn.

316

Polit. I, 2.

317

Phys. VIII, 2.

318

Nemesius, De Nat. Horn.

319

Ibid.

320

Ibid.

321

De Civ. Dei XIV, 16.

322

Confess. VIII, 9.

323

Phys. VIII, 4.

324

Nemesius, De Nat. Horn.

325

De Civ. Dei X IV, 17,20.

326

De Causis Mot. Animal.

327

DeDiv. Nom. IV, 20.

328

Metaph. IX, 9.

329

De Div. Norn. IV, 32.

330

De Doctr. Christ. Ill, 12.

331

Metaph. VI, 4. Ср.: «…ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным…».

332

Metaph. VI, 2.

333

Ethic. Il, 3.

334

De Div. Nom. IV, 19.

335

De Differ. Topic. II.

336

De Div. Nom. IV, 30.

337

Metaph. Ill, 3.

338

Ethic. Il, 1. Ср.: «…повторение одинаковых поступков порождает соответствующие нравственные устои».

339

De Div. Nom. IV, 32.

340

Ethic. V, 4.

341

Metaph. VII, 12.

342

Phys. II, 3.

343

Enchiridion 11.

344

Categ. X.

345

De Serm. Dom. in Monte II, 18.

346

Ethic. II, 1.

347

Ethic. IV, 3.

348

Horn. 6 in Ev.

349

De Div Norn. IV, 30.

350

De Div. Nom. IV, 32.

351

Ethic. VI, 5.

352

Ethic. V, 1.

353

Ethic. VI, 2.

354

De Trin. X.

355

Metaph. X, 1.

356

Contra Faust. XXII, 27.

357

Ethic. VII, 10.

358

De Div. Norn. IV, 30.

359

Confess. IX, 3.

360

Retract. I, 9.

361

Metaph. VII, 12.

362

Contra Mend. VII.

363

Ethic. II, 5.

364

Ethic. I, 13.

365

Ethic.VI, 13. Ср.:»…нравственная добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения».

366

Нот. 19 in Mt.

367

8.Ethic. II, 5.

368

Phys. V, 4.

369

Phys. Ill, 3.

370

Phys. Il, 8.

371

Ibid.

372

Ibid.

373

Contra Faust. XXII, 27.

374

Phys. Il, 8.

375

Ethic. Ill, 7.

376

Phys. Il, 8.

377

DeDiv. Nom. IV, 31.

378

De Virt. et Vit. I.

379

Ethic. Il, 5.

380

Ethic. VI, 5.

381

Phys. Ill, 3.

382

De Anima I, 3.

383

Topic. VI, 6.

384

De Gener. I, 3.

385

De Anima I, 5.

386

De Anima III, 4.

387

De Anima I, 3.

388

Metaph. Il, 1.

389

De Civ. Dei IX, 4.

390

Metaph. VI, 4.

391

Ibid.

392

De Div. Norn. II, 9.

393

De Fide Orth. II.

394

De Civ. Dei IX, 5.

395

Ethic. II, 4.

396

Topic. II, 7.

397

Phys. V, 3.

398

Ethic. I, 1.

399

Ethic. Ill, 10.

400

Phys. Ill, 3.

401

Phys. V, 5.

402

Ethic. IV, 11.

403

Metaph. X, 8

404

De Div. Nom IV, 32.

405

Ethic. II, 4.

406

De Civ. Dei XIV, 7.

407

Ethic. I, 13.

408

De Clv. Dei IX, 4.

409

De Fide Orth. II.

410

Ibid.

411

De Civ. Dei XIV, 9.

412

Tusc. Quaest. III

413

Ibid.

414

De Civ. Dei IX, 5.

415

bid.

416

Ibid.

417

Ethic. II, 7.

418

Phys. VIII, 4.

419

Ethic. IV, 11.

420

De Anima II, 4.

421

De Div. Nom. IV, 15.

422

Ethic. VIII, 3, 4.

423

De Civ. Dei XIV, 7.

424

Peri Herrn. I.

425

DeTrin.X, 12.

426

Ethic. II, 4.

427

De Civ. Dei XIV, 3. Августин ссылается на стих Вергилия из шестой книги «Энеиды»: «Отсюда и страхи у них, и желанья, страданья и радость». А несколько ниже, в седьмой главе, он разъясняет некоторую путаницу, связанную с употреблением терминов «печаль» и «страдание» так: «…относительно печали, которую Цицерон чаще называет скорбью, а Вергилий страданьем,… то я предпочел бы называть ее грустью, потому что слова «скорбь» и «страдание» чаще употребляются в применении к телам…».

428

DeConsol. I, 7.

429

Ethic. II, 4. Аристотель употребляет термины «удовольствие» и «страдание».

430

De Civ. Dei XIV, 7.

431

De Div. Nom. IV, 15.

432

Topic. II, 7.

433

De Div. Nom. IV, 18.

434

De Div. Nom. IV, 12.

435

DeTrin. VIII, 10.

436

De Fide Orth. II.

437

Ethic. VIII, 7.

438

De Anima III, 10.

439

De Div. Nom. IV, 15.

440

Polit. Il, 1. Точнее, «единение является результатом дружелюбных отношений», но при всем различии в терминологии, речь в данном случае, действительно, идет об одном и том же.

441

De Div. Nom. IV, 11, 12.

442

De Clv. Dei XIV, 7.

443

Ibid.

444

De Div. Nom. IV, 12.

445

Речь идет о Caritas – любви к возвышенному или возвышенной, «мудрой» любви.

446

Ethic. VIII, 6.

447

Фома в данном случае отсылает к «carus» (дорогой)

448

De Civ. Dei XIV, 7.

449

Ethic. VIII, 7. Ср.: «Дружественное чувство походит на страсть, а дружественность – на определенный склад». Вообще, рассуждения Аристотеля не столь определенны, как на это указывает Фома, но из них вполне можно сделать приводимый Фомою вывод.

450

Ethic. VIII, 3.

451

Topic. Il, 3.

452

Ethic. VIII, 2.

453

Rhet. II.

454

Rhet. II.

455

De Div. Nom. IV, 18.

456

DeTrin.VIII, 3.

457

Qq. LXXXIII. 35.

458

De Div. Nom. IV, 18.

459

DeTrin. X, 1,2.

460

Ethic. IX. 5. 12.

461

DeTrin.X, 1,2.

462

Ethic. VIII, 2.

463

Confess. IV, 14.

464

Rhet. II.

465

Ethic. VIII, 3.

466

DeTrin.X, 1.

467

De Civ. Dei XIV, 7, 9.

468

De Div. Nom. IV, 15.

469

Ethic. IX, 4.

470

Confess. IV, 6. Эти слова сказаны Горацием о Вергилии.

471

DeTrin.VIII, 10.

472

Polit. II. 1.

473

Ethic. IX. 3.

474

De Div. Nom. IV, 13.

475

В синодальном переводе: «Если между вами зависть, споры и разногласия».

476

В синодальном переводе: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых»

477

De Div. Nom. IV, 13.

478

Qq. LXXXIII, 35.

479

В синодальном переводе: «Души во мне не стало, когда он говорил».

480

De Coel. Hier. VII, 1,.

481

De Div. Nom. IV, 10.

482

Ethic. V, 10.

483

De Anima III, 10.

484

De Div. Nom. IV, 10.

485

В синодальном переводе: «Тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии».

486

Praedic. X.

487

De Civ. Dei XIV, 7, 9.

488

Qq. LXXXIII, 36.

489

Ibid.

490

De Div. Norn. IV, 32.

491

DeTrin.X, 12.

492

De Consol. II, 5.

493

De Div. Norn. IV, 32.

494

Rhet. II.

495

Confess. X, 23.

496

Metaph. VI, 4.

497

Rhet. II.

498

В синодальном переводе: «Почтите премудрость, чтобы вам царствовать во веки». С точки зрения этого перевода, в качестве цитаты больше бы подошел один из предшествующих стихов: «Вожделейте слов моих, полюбите и научитесь!» (Прем. 6:11).

499

В синодальном переводе: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих».

500

De Fide Orth. II.

501

Rhet. I.

502

Ibid.

503

Qq. LXXXIII, 33.

504

DeFideOrth.il.

505

Phys. Il, 5.

506

Ethic. Ill, 13, Rhet. I.

507

Ethic. Ill, 13.

508

Rhet. I.

509

Ethic. Ill, 13.

510

Metaph. Il, 2.

511

Polit. I. 3.

512

Ibid.

513

Phys. Ill, 6.

514

De Fide Orth. II.

515

Ethic. VII, 13; X, 5.

516

Phys. Ill, 3.

517

Ethic. X, 4.

518

Phys. VII, 3; De Anima II, 5.

519

De Civ. Dei XIV, 7, 9.

520

Rhet. I.

521

Ethic. VII, 13.

522

De Anima II, 1. Или, по терминологии Аристотеля, «второй энтелехией».

523

Rhet. I.

524

Ethic. . 3.

525

De Anima III, 7.

526

De Anima IV

527

De Fide Orth. Il; Nemesius, De Nat. Horn.

528

Rhet. I.

529

В синодальном переводе: «Утешайтесь Господом».

530

De Civ. Dei XIV, 6.

531

Ethic. X, 4.

532

Ethic. VII, 15.

533

De Coel. Hier. XV, 9.

534

Ibid.

535

Ethic. X, 4.

536

Ethic. VII, 5.

537

Ethic. X, 7.

538

Phys. Ill, 3.

539

DeThn.XIV, 14.

540

Rhet. I.

541

Metaph. I, 1.

542

Ethic. Ill, 13.

543

Metaph. I, 1.

544

Ethic. Ill, 13.

545

Metaph. I, 1.

546

Metaph. V, 5.

547

Ethic. VII, 6, 7.

548

Phys. II, 1.

549

Praedic. VIII.

550

Metaph. X, 4.

551

Ibid.

552

Phys. VIII, 8.

553

Ethic. X, 5.

554

Phys. V, 6.

555

Ibid.

556

Rhet. I.

557

Ethic. VII, 13.

558

Polit. Il, 2.

559

Ethic. VII, 13.

560

Phys. VIII, 3.

561

Rhet. I.

562

Confess. VIII, 3.

563

Ethic. VII, 15.

564

Confess. IV, 11.

565

De Fide Orth. II.

566

В синодальном переводе: «Вспоминаю о Боге – и трепещу».

567

Confess. VIII, 3.

568

Phys. VIII, 1. Ср.: «…холод, изменяя каким-либо образом свое направление и уходя, нагревает».

569

Ethic. II, 2.

570

Ethic. IV, 3.

571

Ethic. VII, 15; , 4.

572

Rhet. I.

573

Polit. Il, 2.

574

Rhet. I.

575

Ethic. VII, 15. Ср.: «Прежде всего, конечно, телесные удовольствия кажутся достойными избрания потому, что вытесняют страдание: и при чрезмерных страданиях люди ищут.. удовольствия, полагая, что оно исцеляет».

576

Ethic. VIII, 2.

577

Ethic. VII, 15.

578

Metaph. I, 2.

579

Ethic. X, 7.

580

Ethic. VII, 13.

581

Tract, in Joan. XXIV.

582

Rhet. I.

583

Poet. IV.

584

Rhet. I.

585

Ethic. X, 4.

586

Tract, in Joan. XV.

587

Confess. IV, 11.

588

Phys. VII, 3.

589

Ethic. VI, 5.

590

Ethic. X. 5.

591

Ethic. VI, 5.

592

Ethic. X, 4.

593

Ibid.

594

Ibid.

595

Ibid.

596

Ethlc. VI, 5.

597

Phys. Il, 3.

598

De Div. Nom. IV, 2.

599

Ethic. VII, 12.

600

Ethic. X, 5.

601

Ethic. II, 2.

602

В синодальном переводе: «Утешайтесь Господом».

603

Ethic. X, 2.

604

De Anima III, 3.

605

Ethic. VII, 13. Ср.: «…искусство приготовлять умащения или жарить пищу кажется искусством удовольствия».

606

Ethic. I, 5.

607

Ethic. I, 1.

608

Ethic. I, 9.

609

Metaph.X, 1.

610

Ibid.

611

Ethic. X, 5.

612

Ethic. VII, 12. Ср.: «Понять удовольствие и страданиезадача для философствующего о государственных делах, кто словно зодчий воздвигает высшую цель, взирая на которую мы определяем каждую вещь как зло или как благо в безотносительном смысле». Т. е., согласно Аристотелю, «зодчим» является отнюдь не удовольствие.

613

De Vera Relig. XII.

614

De Nat. Boni. XX.

615

Gen. ad Lit. VIII, 14. Августин говорит о «скорби», но поскольку он проводит прямую аналогию между скорбью и телесной болезнью, то его «скорбь» вполне можно разуметь как «боль».

616

De Civ. Dei XIV, 8. Августин предваряет приведенную цитату словами: «… в котором (т. е. в стихе Вергилия) в самом сжатом виде перечислены четыре душевные волнения». А несколько ранее, в шестой главе, он говорит: то, что Вергилий называл «страданием», Цицерон называл «скорбью».

617

De Civ. Dei XIV, 7.

618

Super Psalm 87, 4.

619

De Civ. Dei XIV, 7. Именно поэтому в применении к душе Августин предлагает использовать не термины «боль», «скорбь» (эти два слова для Августина являются практически синонимами) или даже «страдание», но – «печаль».

620

В синодальном переводе: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему».

621

Ethic. Ill, 13.

622

Confess. Ill, 2.

623

Confess. IV, 5.

624

De Poenit. XIII.

625

Ethic. IX, 4.

626

De Civ. Dei XIV, 6.

627

Metaph. X, 4.

628

Ethic. VII, 15.

629

Ethic. X, 5.

630

Metaph. X, 4.

631

Ethic. VI, 2.

632

Metaph. VIII, 2.

633

DeTrin. XII, 3, 4.

634

Metaph. XII, 9.

635

Nemesius, De Nat. Horn.

636

Ethic. X, 2.

637

Qq. LXXXIII, 63.

638

Meteor. I, 12.

639

Ethic. II, 2.

640

Rhet. II.

641

De Div. Nom. IV.

642

DeTrin. X, 12.

643

Ethic. Ill, 13. 14

644

В синодальном переводе: «Можно перенести всякую рану – только не рану сердечную, и всякую злость – только не злость женскую».

645

De Fide Orth. II.

646

Nemesius, De Nat. Horn.

647

Rhet. II.

648

Nemesius, De Nat. Horn.

649

Metaph. VII, 12; VIII, 2,3.

650

Polit. I, 1.

651

De Dlv. Nom. IV, 30.

652

De Civ. Del XIV, 7, 9.

653

De Flde Orth. II.

654

Скорее, противоположной формы.

655

Metaph. , 4.

656

De Flde Orth. II.

657

Rhet. I.

658

Enchiridion 24.

659

Аристотель говорит о «восполнении чего-то природного», а не о «полноте», и о «нехватке», а не о «разделении».

660

Ethic. X, 2.

661

De Lib. Arb. Ill, 23.

662

De Nat. Boni. XX.

663

Ethic. VII, 15.

664

Soliloq. I, 12. Впрочем, Августин далее замечает: «Однако мне казалось, что если бы мой ум озарил свет истины, то

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том IV Аквинский читать, Сумма теологии. Том IV Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том IV Аквинский читать онлайн