Сыном Божиим. И именно так это суждение понимается в возражении.
Во-вторых, оно может относиться к природе самого действия, то есть так, что предопределение предполагает предшествование и благодатное следствие. И в этом смысле, как было показано выше, предопределение принадлежит Христу со стороны Его человеческой природы. Именно это имеют в виду, когда говорят, что Он предопределен как человек.
Ответ на возражение 2. Нечто может приличествовать человеку со стороны человеческой природы двояко. Во-первых, в том смысле, что человеческая природа является его причиной; так, смешливость приличествует Сократу со стороны его человеческой природы как обусловливаемая ее началами. В указанном смысле ни Христу, ни кому-либо вообще со стороны человеческой природы предопределение не приличествует. И именно об этом идет речь в рассматриваемом возражении. Во-вторых, вещь может приличествовать кому-либо со стороны человеческой природы в том смысле, что человеческая природа способна ее воспринять. Поэтому мы можем говорить, что Христос был предопределен со стороны человеческой природы постольку, поскольку, как было показано выше, целью предопределения было превознесение в Нем человеческой природы.
Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «Слово Божие так неизреченно и неповторимо восприняло человека, что называется Он истинным и собственным образом одновременно и Сыном Божиим, и Сыном Человеческим: Сыном Человеческим – как человек, воспринятый Богом; а Сыном Божиим – как единородный Бог, воспринявший человеческую природу»323. Следовательно, коль скоро это принятие является предопределенным в качестве благодатного дара, мы можем говорить и что Сын Божий был предопределен быть человеком, и что Сын Человеческий был предопределен быть Сыном Божиим. Но поскольку благодать была дарована не Сыну Божию, чтобы Он мог быть человеком, а, пожалуй, человеческой природе, чтобы она могла быть соединенной с Сыном Божиим, то правильней будет сказать не что «Христос как Сын Божий предопределен человеком», а что «Христос как человек предопределен Сыном Божиим».
Раздел 3. Является ли предопределение Христа образцом нашего?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предопределение Христа не является образцом нашего. Ведь образец существует прежде того, для чего он служит образцом. Но ничто не существует прежде вечного. И коль скоро наше предопределение вечно, то похоже на то, что предопределение Христа не является образцом нашего.
Возражение 2. Далее, образец приводит нас к познанию того, образцом чего он является. Но Богу не было нужды в том, чтобы что-либо привело Его к познанию нашего предопределения, о чем читаем в Писании: «Кого Он предузнал – тем и предопределил» (Рим. 8:29). Следовательно, предопределение Христа не является образцом нашего.
Возражение 3. Далее, образец сообразуется с тем, образцом чего он является. Но предопределение Христа, похоже, по природе отлично от нашего, поскольку мы предопределены к сыновству по принятию, тогда как Христос предопределен «Сыном Божиим в силе» (Рим. 1:4). Следовательно, Его предопределение не является образцом нашего.
Этому противоречат следующие слова Августина: «Сам Спаситель, Посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос, также является яснейшим светом предопределения и благодати»324. Но Он назван светом предопределения и благодати потому, что наше предопределение стало очевидным благодаря Его предопределению и благодати, а это, похоже, указывает на природу образца. Следовательно, предопределение Христа является образцом нашего.
Отвечаю: предопределение можно рассматривать двояко. Во-первых, со стороны акта предопределения, и в этом смысле предопределение Христа нельзя считать образцом нашего, поскольку Бог предопределил нас и Христа посредством одного и того же вечного акта. Во-вторых, предопределение можно рассматривать со стороны того, к чему именно предопределен предопределенный, то есть со стороны предела и следствия предопределения. И в этом смысле предопределение Христа является образцом нашего, причем двояко.
Во-первых, в отношении того блага, к которому мы предопределены, поскольку Он предопределен быть естественным Сыном Божиим, тогда как мы предопределены к усыновлению, каковое суть причастность по уподоблению естественному сыновству, в связи с чем читаем: «Кого Он предузнал – тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Во-вторых, в отношении способа получения этого блага, а именно по благодати. Последнее наиболее очевидно в Христе, поскольку в Нем человеческая природа без какой-либо предшествующей заслуги была соединена с Сыном Божиим, и все мы, как сказано, приняли от полноты Его благодати (Ин. 1:16).
Ответ на возражение 1. В этом аргументе речь идет об акте предопределяющего, о чем уже было сказано.
Ответ на возражение 2 аналогичен предыдущему.
Ответ на возражение 3. То, к чему относится образец, не должно быть сообразовано с образцом во всех отношениях. Вполне достаточно, если оно будет подобно ему отчасти.
Раздел 4. Является ли предопределение Христа причиной нашего?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предопределение Христа не является причиной нашего. В самом деле, у вечного нет никакой причины. Но наше предопределение вечно. Следовательно, предопределение Христа не является причиной нашего.
Возражение 2. Далее, то, что зависит от простой воли Божией, не имеет никакой иной причины помимо воли Божией. Но наше предопределение зависит от простой воли Божией, согласно сказанному в Писании: «Быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Следовательно, предопределение Христа не является причиной нашего.
Возражение 3. Далее, в случае устранения причины устраняется и следствие. Но если устранить предопределение Христа, то наше не устранится, поскольку, как говорит Августин, даже если бы Сын Божий не воплотился, то все равно наше спасение было бы достигнуто каким-то иным способом325. Следовательно, предопределение Христа не является причиной нашего.
Этому противоречат следующие слова Писания: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса, Христа» (Еф. 1:5).
Отвечаю: если рассматривать предопределение со стороны акта предопределяющего, то в таком случае предопределение Христа не является причиной нашего, поскольку посредством одного и того же акта Бог предопределил и Христа, и нас. Если же рассматривать предопределение со стороны предела, то тогда предопределение Христа является причиной нашего, поскольку Бог, предопределяя от вечности, постановил так, чтобы наше спасение было достигнуто чрез Иисуса, Христа. Ведь вечное предопределение простирается не только на то, что должно быть исполнено во времени, но также и на модус исполнения и тот порядок, в котором оно должно быть исполнено во времени.
Ответы на возражения 1 и 2. Эти аргументы рассматривают предопределение со стороны акта предопределяющего.
Ответ на возражение 3. Если бы Христос не воплотился, то это бы означало, что Бог постановил человечеству спастись как-то иначе. Но коль скоро Он постановил Христу воплотиться, Он вместе с этим постановил Ему быть причиной нашего спасения.
Вопрос 25. О поклонении Христу
Теперь нам надлежит рассмотреть то, что принадлежит Христу в отношении нас: Во-первых, поклонение Христу, которым мы поклоняемся Ему: во-вторых, мы исследуем, каким образом Он является Посредником между нами и Богом.
Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа: 2) должно ли поклоняться Его плоти поклонением «Latria»; 3) должно ли воздавать поклонение «Latria» образу Христа: 4) должно ли воздавать «Latria» кресту Христову: 5) должно ли воздавать «Latria» Его Матери: 6) о поклонении святым мощам.
Раздел 1. Должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что не следует одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа. В самом деле, поклонение Божеству Христа должно быть общо Отцу и Сыну, в связи с чем читаем в Писании: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5:23). Но человечество Христа не общо Ему и Отцу. Следовательно, человечеству Христа и Его Божеству не должно поклоняться одинаковым поклонением.
Возражение 2. Далее, как говорит Философ, честь в строгом смысле слова является «наградой, присуждаемой за добродетель»326. Но добродетель заслуживает награду посредством своего действия. Поэтому коль скоро в Христе действие божественной Природы отличается от действия человеческой природы, о чем уже было сказано (19, 1), то похоже на то, что человечеству Христа должно поклоняться иначе, чем Его Божеству
Возражение 3. Далее, если бы душа Христа не была соединена со Словом, то она была бы достойной преклонения по причине превосходства ее мудрости и благодати. Но ее соединение со Словом нисколько не убавило ее достоинства. Следовательно, Его человеческая природа заслуживает приличествующего ей почитания помимо того почитания, которое воздается Его Божеству
Этому противоречит сказанное в постановлении Пятого собора327: «Если кто-либо говорит, что Христу надлежит поклоняться в двух природах, и поэтому вводит два вида поклонения, но не почитает в едином поклонении Воплощенного Бога Слова одновременно с Его плотью, как Церковь Божия приняла с самого начала, да будет анафема»
Отвечаю: в отношении личности того, кому воздаются почести, можно усматривать две вещи: саму личность и причину ее почитания. Затем, в строгом смысле слова почести воздаются сущей в себе вещи во всей ее полноте; так, мы говорим о почитании не руки человека, а самого человека. А если даже подчас речь идет о почитании человеческой руки или ноги, то это означает не то, что мы чтим эти члены сами по себе, а то, что через их посредство мы почитаем целое. В указанном смысле человека можно почитать даже путем воздания почестей чему-то для него внешнему, например, его облачению, его изображению или его гонцу.
Причиной же почитания является то, в силу чего почитаемый человек обладает некоторым превосходством. В самом деле, нами уже было показано во второй части (ИИ-ИИ, 103, 1), что почет означает удостоверение человеческого превосходства. Поэтому если в одном человеке наличествует несколько причин почитания, например, сан, знание и добродетель, то воздаваемая ему честь будет одной со стороны того, кому она воздается, но их будет несколько со стороны причин почитания, поскольку этот человек будет почитаться и за ученость, и за добродетельность.
Таким образом, коль скоро в Христе есть только одно Лицо божественной и человеческой природ, одна ипостась и одно «подлежащее», Ему воздается одно поклонение и одно почитание со стороны Лица, Которому поклоняются. Однако мы вправе говорить, что со стороны причины Его почитания существует несколько поклонений, например, что Ему воздаются почести как по причине Его несотворенного знания, так и по причине Его сотворенного знания.
Несколько поклонений в строгом смысле этого слова могло бы быть только в том случае, если бы в Христе было несколько личностей или ипостасей. Но подобное заблуждение было осуждено Вселенскими соборами. Поэтому в главах святого Кирилла Александрийского написано: «Если кто-либо дерзает говорить, что воспринятому человеку должно поклоняться вместе с Богом Словом и различать их как иного и иного, а не чтить Эммануила единым поклонением, поелику Слово соделалось плотью, да будет анафема».
Ответ на возражение 1. В Троице есть трое Тех, Кому воздаются почести, но причина этого почитания только одна, а в тайне Воплощения – все наоборот. Поэтому только