Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Все наследие

M 27d)

Письмо VI.

Тому же. Врачи сосредоточили свое внимание, Амфидамант, и очень ревностно, на

моей болезни, не зная ни своего ремесла, ни природы, отказываясь от знания последней

и воображая, будто знают первое, не ведая ни того, ни другого. Они ничего не нашли

лучше, чем мять мне живот как бурдюк. Другие захотели даже вылечить меня, но я

им не дался, я попросил их сперва объяснить мне мой недуг, но они не сумели это

сделать, они не взяли надо мной верх, я взял верх над ними. «Как вы сможете», сказал я

им, «стать опытными флейтистами, если вас превосходит нефлейтист? Я сам себя

вылечу, если этого не сделаете вы, научив меня, к а к

о б р а т и т ь л и в е н ь в

з а с у ху». (2) Они же, неспособные даже понять вопрос, замолчали, засомневавшись в

собственной науке.

86

EPISTOLAE

,

.

,

,

,

,

,

.

,

.

.

,

.

(3)

.

,

,

.

,

.

.

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

. (4)

,

,

,

,

.

,

,

,

,

.

.

,

.

«ПИСЬМА»

86

Я понял, что не они, а счастливый случай вылечил их других пациентов. Это

нечестивцы, Амфидамант, которые притворяются знающими в искусствах, коими

они не владеют, которые лечат им неизвестные недуги, которые убивают людей во

имя своего ремесла, насилуя и природу, и ремесло. Cтыдно признаться в невежестве,

еще стыднее невеждою быть. Какая им польза от лжи кроме того, что обман их

обогащает? Другие ремесла дешевле и их легче разоблачить; но чем полезнее искусство,

тем труднее его уличить.

(3) Эти люди разбегались от меня в городе. Ни один из них не врач, они все лгуны и

обманщики, продающие за деньги софизмы своего ремесла. Они убили моего дядю

Гераклеодора и взяли гонорар, хотя не смогли объснить мой недуг и научить, к а к

о б р а т и т ь л и в е н ь в з а с у х у. Они не ведают, что крупные тела в этом мире

врачует сам Бог; он уравновешивает чрезмерности, соединяет разломанное, удержи-

вает вовремя соскальзывающее вниз, собирает рассеивающееся, очищает замаранное,

высвобождает застрявшее, преследует убегающее, светом озаряет мрак, ограни-

чивает безграничное, придает форму бесформенному и наполняет видимостью

незаметное. (4) Он движется сквозь всю сущность, лепя, прилаживая, растворяя,

укрепляя, сливая. Сухое он разжижает во влажное и растворяет, выпаривает ключи,

сгущает разреженный воздух и постоянно гонит одни вещи сверху вниз, а другие

перемещает снизу вверх. Вот как следует лечить уставший мир. Ему я буду

подражать в себе самом. А со всеми прочими прощаюсь.

PLACITA

*

МНЕНИЯ

0. СОСТАВ И ЧАСТИ ФИЛОСОФИИ:

метафизика, методология и логика

Более поздние мнения о философском подходе Гераклита

[Ср. фрагмент F 81A [= № 1 Реконстр.]]

1. Общее содержание учения

A. Физика и космология

D 1

[= M 34ab, cf. F 81A [№ 1]]

(а) Общее воззрение о природе || (b) Представление о порядке совокупности

вещей и событий, происходящих в соответствии с ним и находящихся в

божественном движении || (c) Объяснение устроения Всецелого.

||

,

… ||

.

• (a) Pinax ap. DL IX, 5 [A 1] (T 251,1 = T 705,48) || • (b) [Darius], Epist. ad Heracl. (T 365,3). Cf. • (c) Sext. AM VII, 133 [A 16] (T 688,48) .

B. Физика и этика? Политика?

[= M 35ab]

D 2

Гераклит не только философ природы, но также и философ моралист?

• Sext. Emp. Adu. math. VII, 7 (T 687,10)

D 3

*Предмет его учения — не природа, а город-государство, то, что касается

природы, приводится лишь примера ради.*

,

• Diodotus ap. DL IX, 15 [A 1] (T 246; T 705,150)

90

PLACITA

2. Частные темы

A. Всецелое, политика, божественное

D 4

[= M 34a]

В книге три темы: обо всем, о государственном, о божественном

,

• Pinax ap. DL IX, 5 [A 1] (T 251,1 = T 705,48) .

B. Учение о противоположных

[cp. D 28; D 48 — D 53; гл. V: D 157—D 171]

D 5

[= M 34c]

Единое состоит издвух противоположных, которые себя проявляют, стоит его

разделить,

таков основной пункт выдвинутого Гераклитом учения.

,

.

• (a) Philo, Quis rer. diuin. heres sit 43, 213-214 [A 6a*] (T 337,29) || Cp. • (b) Philo, Quaest. in Gen. III, 5

(T 336)

3. Метод;

его метафизические, логические и эпистемологические предпосылки

A. Гераклит воспринимает свои мнения как знание. Его догматизм

[= M 47ab, см .]

B. Принятие единого материального начала (?) [= гл. I.2 Начало, см.]

C. Этимология [гл. VI § 1A, см.]

D. Отождествление бытия и небытия [= гл. V § 7, см.]

E. Учение о единоми противоположных [= D 5 и гл. V § 1-5, см .]

F. Место Раздора и Несправедливости в порождении вещей

[= D 27 D 50 D 51 и гл. V § 6, см .]

G. Учение о всеобщемтечении [= D 1 D 7 D 8 D 46 и Дополнение, см .]

I. ФИЗИЧЕСКАЯ ДОКСОГРАФИЯ:

Физика, космология, астрометеорология

по Аристотелю, Теофрасту и восходящим к ним источникам

1. Всецелое

[Ср. фрагмент F 50; а также:

F 5B F 7 F 8 F 10 F 30 F 41 F 44A F 51 F 53 F 64-65 F 66 F 80

F 81B F 90 F 107F]

D 6

Всё (/ космос) есть одно/единое (*сплошное*)

(*

*)

||

||

• (a) Theophr. fr. 225 [A 5] (T 199 [2]) | (T 200 [2]) || • (b) Dionys. Alex. (T 683) || • (c) Theophr. ap. DL

IX, 8 [A 1] (T 204.II [7] = T 705,76) || • (d) Dox. II, 1, 2 [A 10] (T 424 = T 798 T 882). || Cp. • (e) Sext. PH

II, 59 (T 693) | (f) Alex. ap. Simpl. Phys. p. 113 (T 554B‡ = T 936)

Предтечи: Xenoph. 21 A 31, 33, 35; cf. Hippas. ap. (a), Thal., Pythag. ap. (d)

D 7

[см. еще D 1 D 8 D 46 D 157 и Дополнение]

Всё (/ все вещи) в (постоянном) движении

(/

)

||

• Theophr. fr. 225 [A 5] (T 199 [3]) | (T 200 [3], T 201 [3]) | (T 203 [cf. 3])

Предтечи: Thalеs et Pythag. ap. Dox. I, 9, 2 (= T 409—411); Anaximandr. 12 A 9, cf. A 1 (1); Anaximen. 13

A 5, etc.

D 8

[см. еще D 1 D 7 D 46 D 157 и Дополнение]

Во Вселенной нет ни покоя, ни остановки: вещам вечным свойственно вечное

движение, бренным — бренное

,

.

• Dox. I, 23, 7 [A 6] (T 412) cum F 3B

D 9

Всецелое конечно (ограничено, определено)

(/

)

• (a) Theophr. fr. 225 [A 5] (T 199 [4], T 200 [4], T 201 [4]), cр. T 202 [4] = T 268 = T 940 || • (b) Theophr.

ap. DL IX, 8 [A 1] (T 204.II [6]) | Cf. • (c) Them. Phys. p. 86 (T 762)

Предтечи (?): Thales 11 A 13; Hippas 18, 1 [sed = (a)]; — cf. Xenoph. 21 A 28 (977b2), A 31, A 36;

Pythagor. uet. 58 B 5; — contrapone Anaximandr. 12 A 1 (1), A 9, A 10 etc.; Anaximen. 13 A 1, A 5, A 7, A 10

92

PLACITA

D 10

[= D 132 F 44A]

Всё полно душ и гениев

• (a) Theophr. ap. DL IX, 7 [A 1] (T 204.I [5] = T 705,63) || • (b) Mich. Ephes. In De part. an. p. 22

(T 1138) || Cf. • (c) Arist. De part. anim. 645a21 [A 9] (T 141 = M 23) || • (d) Plotin III, 5 [50], 6, 17 (T 732) || •

(e) Gell. praef. 12, pars codicum (T 581)

Предтеча: Thales 11 A 1 (27), A 3, A 22, A 23

2. Начало

D 11

(Гераклитово) начало Всего (едино и) материально. То, изчего состоят все

сущие, то, чем они являются изначально и во что они в конце концов

погибают, при том, что их сущность пребывает, а свойства ее изменяются,

это он считает элементом и началом сущих

(

)

.

,

,

• (a) Arist. Metaph. 983b6 (T 171) || Cf (b) Arist. Phys. 188b28 || Cf. • (c) Alb. M. De gen. et corr. (T 1212) |

— De caelo et mundi III, 1, 2 (T 1216) = D 233 (см.)

Предтечи: Anaximandr. 12 B 1 || Xenoph. fr. 21 B 27. Cf. F 107F

A. Hачало — Огонь

[Ср. фрагменты: F 5B F 6A F 14 F 30 F 31 F 63A

F 64—65 F 66 F 67? F 76abc F 90 F 107A F 107F]

D 12

Огонь (a, c, f, g) — <перво>начало или (d, e) <перво>элемент вселенной

(Всецелого, всех вещей или сущих) || Огонь был первым

||

||

(

,

,

)

||

• (a) Arist. Metaph. 984a7 [A 5] (T 171) | Cf. T 172—T 180, T 183, T 184 || (b) Alex. Metaph. (T 551—T 554)

|| • (c) Theophr. fr. 225 [A 5] (T 199 [5]) | (T 200 [5]) | (T 200Aа = T 962) || • (d) Theophr. ap. DL IX,8 [A 1]

(T 204.II [1] = T 705,72) || Cf. • (e) Galen . De elem. sec. Hippocr. [A 5] (R [= D 58]) || etiam (f) Them. Phys.

p. 86 (T 762) || • (g) Dox. I, 3, 11 [A 5] (T 399—401 [1]) | (T 399 [10]) || • (h) Herm. (T 678) || • (j) Achill.

Isag. 3 (T 599A1а) |

• Противопоставь (k) Cic. De nat. deor. III, 35

Предтеча: Hippas. 18 (A) 1; 7; 8 ap. Arist., Theophr. et Dox. См .

(a), (c), (f)

МНЕНИЯ

93

D 13

И огоньконец

• Dox. I, 3, 11 ap. ps. Plut. (T 399 [12])

Предтеча: Thales ap. Hipp. Ref. I, prooem. 7

D 14

Всё (все сущие <вещи>)

возникает (рождается) из ( или черезпревращения) огня

(

)

(

,

) || res ignium

conuersionibus fieri

•(a) Theophr. fr. 225 [A 5] (T 199 [6]) | (T 202 [6] = T 268 = T 940) | (T 203 [6]) || Cf. • (b) Simpl.

(T 940,13) || Etiam • (c) Theophr. ap. DL IX,8 [A 51 (T 204.II [8] = T 705,76) | • (d) Dox. (T 399—401 [3])

||• (e) Arnob. Adu. nat. II, 10 (T 684) | • (f) Nemes. (T 867) | (g) • Io.Diacon. (T 1114)

D 15

…путем разрежения и сгущения

(изкоих первое активно, а второе пассивно,

первое отождествляет, а второе различает)

||

||

,

,

• (a) Theophr. fr. 225 [A 5] (T 199 [7]) ||• (b) Theophr. ap. DL IX, 8 [A 1] (T 204.II [3]) || • (c) Herm. 13

(T 678) || Cf. • (d) Arist. Phys. 187a12 | • (e) Simpl. in h. l. p. 149,28 — 150,4 (13 A 5 DK = Diels, Dox. 477,1

adn.) || • (f) Arist. Phys. 189b7 || etiam (g) Galen . De elem. sec. Hippocr. [A 5] (R [= D 58]) || (h) Alb. M.

T 1218

Предтечи: Thales ap. Hippol. Ref. I, 1, 1; Anaximen. 13 A 5, A 7 (3), A 8 (cf. Diog. Apollon. 64 A 5)

D 16

[= F 6A, cf. F 90]

(a, b) Огонь наиболее тонкочастный <элемент>; когда он сгущается,

остальные <элементы> образуются как

Скачать:PDFTXT

Все наследие Гераклит читать, Все наследие Гераклит читать бесплатно, Все наследие Гераклит читать онлайн