Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Все наследие

461 = T 808) (D 100)

D 93

*Природа огня — прямая причина питания и роста; ибо он, похоже,

единственное питающееся и растущее тело или элемент, а потому о нем

можно предположить, что именно он — действующая причина как

растений, так и животных*

,

• Arist. De anima 416a9 (T 185)

D 94

Одни приняли, что душа животного — огонь

• Arist. De part. anim. 652b6 (T 186)

D 95

*Они (прежние философы) предположили, не без оснований, что душа — то

из первых тел (элементов), которое по природе подвижно, и некоторые

сочли, что это огонь, ибо из всех элементов он тончайший и наименее

телесный. К тому же он самый подвижный и, главное, приводит в движение

другие*

,

.

,

• (a) Arist. De anima 405a4 [A 15*] (T 187) | | Cf. • (b) Simpl. in h. l. (T 954) || • (c) Philop. in h. l. (T 971, cf.

T 969) | • (d) Sophon. in h. l. (T 1140) | etiam (e) • Fulg. Mitolog. I, 3 (T 787)

МНЕНИЯ

115

D 96

Итак, те, которые называют одну причину и один элемент, признают душу

<чем-то> единым вроде огня или воздуха…

,

,

• (a) Arist. De anima 405b17-18 (T 188) || Cf. • (b) Them. Paraphr. in h. l. (T 763) || (c) Philop. in h. l.

(T 970, T 973) || (d) Sophon. in h. l. (T 1141) || (e) Alb. M. De anima I, 2, 32 (T 1221) || (f) Mythographus Vaticanus Tertius p. 170 (T 1115) Verg. Aen. VI, 265 (T 779A‡)

b. Душа — воспарение (пар, дым)

D 97

[cf. D 105, D 106]

Душа — (сухое) воспарение [/пар]; она — самое бестелесное тело

и <пребывает> в постоянном течении

(

)

…,

|| fumum cordis et uaporem esse animam (spiritum)

• (a) Arist. De anima 405a25 [A 15] (T 189)

,

,

|| • (b) Them. In h. l. paraphr. (T 764)

|| • (c) Simpl. In h. l. (T 955) || • (d) Philop. n h. l. (T 972A) (cf. T 972) ||• (e) Sophon. In h. l. paraphr. p. 14

(T 1140) || • (f) Alb. M. De spiritu I, 2 (T 1222) e || Cf. • (g) — De anima I, 2, 32 (T 1221) • (h) Thom. Aqu. in Arist. De anim. l. c. (T 1260)

D 98 [№ 207]

[cf. D 215]

Душа — воспарение… Души, питающиеся воспарениями,

подобны рекам [следует цитата F 12]

. …

< >

• (a) Zeno, Cleanth. ap. Ar. Did. [B 12] (T 257 = T 261) | • (b) Plut. De fac. 943 E (T 508,18-21)

Cf • (c) Sext. Emp. AM IX, 72 (II, p. 231 M.)

c. Душавоздух, дыхание, дух

D 99 [№ 191]

Вещество души — воздух || Душа — пневма ( pneuma) || Душа есть дух

aer esse substantiam animae ||

|| spiritus = anima

• (a) Aenesid. ap. Tertull. De an. 9,5 (T 319 = T 651) || • (b) Philo, De aet. mundi 21, 111 (T 331) || Cf. •

Alb. M. (T 1222—T 1223)

Предтечи: Orph. 1 B 11 = 27 K. ap. Arist. De an. 410b 28; Anaximen. 13 A 4, B 2; Pyth. ap. Diog. Laert.

VIII, 24; 30

Реминисценция ?: Diog. Apoll. 64 B 4, B 5

116

PLACITA

d. Душасвет или искра

D 100

*Душа светоподобна* || Душаискра звездной природы

*

* || animam… scintillam stellaris essentiae

• (a) Dox. IV, 3, 4 [A 15] (e Stob. I, 49, T 461) || • (b) Macrob. In Somn. Scip. I, 14, 19 (T 782,5) [= D 133]

Реминисценция: Heracleides Ponticus fr. 98a ap. Dox. IV, 3, 6

(cf. fr. 98b, 98c, 98d)

e. Душадвижение

D 101

Душадвижение (?)

• Herm. Irris. 2 (T 677)

Предтеча: Thales 11 A 3, A 22 (Arist.), A 22a, A 23 (Dox)

f. Душавещество мозга

D 102

*Душа есть cущность (вещество?) мозга*

*

*

• Mich. Glyc. Annal. I, p. 141 (T 1094)

g. Солнцеисточник жизни души

D 103

*Посмотрите-ка, как Солнце дарует <жизнь> (?) душе*

< >

• Ps.-Heracl. Epist. VIIA, XIII, 5-6 (T 370)

B. Душа космоса и ее отношение к миру

и к душе индивидуальной

D 104

Душа как первоначало Всецелого [= D 24, см .]

D 105 [№ 192]

[cр.

D 97 D 98; F 12b]

Душа космоса — воспарение от влажных его частей || Душа всецелого

< >

||

МНЕНИЯ

117

• (a) Dox. IV, 3 [A 15] (T 462 [1]) = Nemes. Nat. hom. 2, 68, 28A (T 866) || Cf. • (b) Chrysip. ap. Philod. De

piet. col. 8 (T 262,8,8) = SVF II 636

D 106 [№ 193]

[cр. D 97 D 98]

Душа в живых существах — от внешнего и внутреннего воспарения и

однородна Душе космоса

< >

< >

< >

< >

• Dox. IV, 3 [A 15] (T 462 [2]) = Nemes. Nat. hom. 2, 68, 28A (T 866)

Предтеча: Anaximen. 13 B 1

D 107

[

D 150]

Как во Вселенной налицо питание воспарениями, так и в теле

• Heracl. anon. ap. [Arist.] Probl. 908a30 (T 32)

D 108

Индивидуалная душа — воспарение изкрови

• M. Ant. V, 33 (R) || Cf. VI, 15 (R), SVF (Zeno) I 140 = 521 = III (Diog.B.) 30; Emped. 31 A 4; Crit. A 23

Предтеча ?: Pythag. 58 B 1a (30) ap. Diog. Laert. VIII, 30

D 109 [№ 194]

Освободившиеся от тела <индивидуальные> души соединяются с душой

Всецелого, с которою они однородны и единосущны

(

)

,

• Dox. IV, 7, 2 [A 17] (T 464) = Theodor. Gr. aff. cur. V, 23 (T 884°)

D 110

Души питаются воспарениями и подобны рекам [следует F 12]

< >

• (a) Zeno, Cleanth. ap. Ar. Did. [B 12] (T 257 = T 261) || • (b) Plut. De fac. 943 E (T 508,18-21) || Cf • (c) Sext. Emp. AM IX, 73 (II, p. 231 M.)

D 111

[=

D 10

D 132; F 44A (cм .)]

Всё полно душ и гениев

118

PLACITA

C. Индивидуальная душа и ее переселения

a. До и после рождения (воплощения)

D 112 [№ 199]

Душа моя вспоминает свою родину, откуда она снизошла, чтоб облечься этим

мертвым и текучим телом, этим сгустком флегм, желчи, лимфы, крови,

нервов, костей и мяс, который другим кажется живым

< >…

,

,

,

.

• [Heracl.] Epist. V, 3 (T 373,21)

D 113 [№ 189]

*Причина нисхождения души— покой в изменении* || *Ее нисхождение — это

необходимые обмены между противоположностями, перемещения по пути

вверх и внизи то, что пребывание в одних и тех же <местах> — томление,

тогда как в перемене отдых*

|| (

)

,

,

• Iambl. De anima, fr. ap. Stob. I, 49, 37 (T 742) | • — ap. Stob. I, 49, 39 (T 743) [cf. F 84]

D 114 [№ 196]

[cр. F 77ab F 26 F 20]

Падение в рождение (нисхождение в тело) удовольствие для душ (но также

«сон» и «смерть») [ср. D 119]

(

)

||

• (a) Numen. fr. 30 (T 382) [контекст F 77a, F 77b] || • (b) Clem. Str. V, 105, 2 (T 642,26-7) | Cf. • (c) Clem. ibid. III, 13,1 (T 616) [следует F 20] || Cf. etiam • (d) Porphyr. De antro 11 (T 734,7-16)

D 115 [№ 195]

Но чистые души отвергают рождение: «Сухая душа — мудрейшая» [ср.

F 118]. Ибо и здесь желание совокупления увлажняет и cжижает пневму

поскольку стремящаяся в рождение душа привлекает влажный пар.

(

)

«

».

,

.

• Porphyr. De antro 11 (T 734,14)

МНЕНИЯ

119

b. В теле человека

D 116

[Перед цитатой F 118] Да будет наша душа чиста, суха и светозарна!

• Clem. Paedag. II, 29,3 (T 623-624,3-4)

D 117

[cр. F 67A, F 101A, F 101B, F 107]

Душа едина, рассеяна по всему телу и сама находится повсюду. И как <звук>

флейты вылетает изотверстий (водяного оргЗна), так же и душа, скорее

рассеянная, чем компактная, высовывается разными способами через

Чрганы чувств

…(unitas) animae…, quae in totum corpus diffusa et ubique ipsa, uelut flatus

in calamo per cauernas ita per sensualia uariis modiis emicet, non tam

concisa quam dispensata…

• Strat. et Aenesid. ap. Tertull. De anima 14 (T 213 T 652)

D 118 [№ 197]

Мы должны удовлетворяться наиболее легкой и чистой пищeю, чтобы душа

наша была чистой и сухой и стала наилучшей и мудрейшей [следует F 118]

(

)

,

• Mus. Ruf. fr. 18A (T 358)

D 119

[= F 107D, cр. F 63 F 77b F 80C D 114 D 128 ]

Когда мы живы, наши души мертвы и в нас погребены (как в могилах), а

когда мы умираем, они воскресают и живут (свойственной им жизнью)

,

(

)

,

,

(

).

• (a) Sext. Emp. PH III, 230 (T 702,8 = F 107D) ||• (b) Philo, Leg. alleg. I, 33, 108 (T 338,20) || Cf.

[Heracl.] Epist. V, 3 (T 373,21) ||

Предтечи? : Orphica ap. • (c) Plat. Gorg. 492 E — 493 A (R) || • (d) Plato et Pythagorici ap. Clem.

(T 616,4-6) | • (e) Orphica ap. Plat. Crat. 400 BC (R) || • (f) Pythag. ap. Hippol. Ref. IV, 25, 5 (R)

Реминисценции?: Philol. F 14, F 15 Huffman; Euxitheus Pythag. ap. Athen. IV, 157 CD

D 120 [№ 212]

Cухость души — причина сознания [следует F 118] (само слово “луч света”

это показывает): светила, одновременно лучезарные и сухие, обладают

предельным сознанием

120

PLACITA

(

) …

• Galen. Scr. min. II, p. 47 (T 578 )

D 121 [№ 85 198]

[cр. F 117 F 107 F 12b]

[После F 118] Сухая душа — <душа> не увлажненная воспарениями от вина и

материализованная в виде облака [ср. F 117] | Влажность души притупляет

зрение и слух [ср. F 107]

(

) ||

(

)…

• (a) Clem. Paedag. II, 29, 3 cum schol. (T 623624) || • (b) Plut. De def. or. 41, 432 F (T 509,16) || Cf. etiam

• (c) Mich. Glyc., Ann. I, p. 219 (T 1095) ||

c. Вне тела до его смерти ?

D 122

[cр. F 90, F 60]

*Каким образом моя душа спускается <обратно> и как это она оказывается

внутри тела <после экстаза>? Необходимые обмены из противоположностей?

И путь вверх вниз?*

(

)

• (a) Plotin. IV, 8 [6], 9 (T 725) . | • (b) Iambl. ap. Stob. I, 49, 39 (T 743) || • (c) Aen. Gaz. p. 5 (T 892)

d. Во время и после смерти тела

[cм. еще

D 109; D 119; F 36)

D 123 [№ 201]

Необразованная душа гибнет немедленно, покинув тело, в то время, как

образованная, закаленная добродетелями, остается <живой> до

воспламенения вселенной

,

.

(a) • Olymp. In Phaed. 10, 2 (T 1001) Cf. • (b) SVF I (Zeno) 147; (Cleanth) 522 = II, 811; II 810, || Cicer.

Tusc. I 42-43 | [Cf. etiam

D 129]

МНЕНИЯ

121

D 124

[F 24 F 25 (cр. F 132), F 136]

Душа умершего в бою освобождена, отделена от тела, не испытав до этого

страдания и не будучи ослабленной недугом. А душа умерших от недугов

нечиста, стала женственной, ведь им хотелось жить, и унесла с собой

тяжелый грузжеланий

,

,

,

.

,

.

• Clem. Str. IV, 14, 4 (R)

D

Скачать:PDFTXT

Все наследие Гераклит читать, Все наследие Гераклит читать бесплатно, Все наследие Гераклит читать онлайн