Скачать:PDFTXT
Все наследие

когда выходит изтела, как из

облака; она уже его имела, но была ослеплена из-за своего единения и слияния

со смертной стихией

128

PLACITA

(a) rationem nostram cum diuina ratione conexa esse regente ac moderante

mundana: propter inseparabilem comitatum consciam decreti rationabilis (?:

lege ft. decreto respirationis) factam quiescentibus animis opere sensuum ( lege

somnuum) futura denuntiare; ex quo fieri ut appareant imagines ignotorum

locorum simulacraque hominum tam uiuentium quam mortuorum. idemque

asserit diuitationis usum et praemoneri meritos, instruentibus diuinis

potestatibus; hi quoque parte abutentes sententiae pro solida perfectaque

scientia | (b)

,

• (a) Calcidius in Plat. Tim. cap. 251 [A 20] (T 277 = T 778) || • (b) Plut. De def. orac. 39, 431 F — 432 A (T 512); cf. etiam 432 D-F (T 509)||

III. БИОЛОГИЯ. ТЕЛО И ЖИЗНЬ

1. Тело как микрокосм

D 150

[=

D 107]

Как во Вселенной налицо питание воспарениями, так и в теле

,

,

• [Arist.] Probl. 908a28 (T 32)

D 151

*Нужно всячески пренебрегать телом* [cледует F 96]

• (a) Iulian. Or. VII, 226 C (T 771) || • (b) Cedren. Hist. compend. 157 C (T 1043) = Suda H 471 (T 1120) D 151A

*Трупы следует сжигать в огне*

debent corpora in ignem resolui

• (a) Serv. In Verg. Aen. XI, 186 (T 780) | cf. (b) Varro, Sat. fr. 81 (T 292A‡)

2. Биология и теория возраста

D 152

Они [говорящие как Эмпедокл и Гераклит] вводят то же самое

[сосуществавние возникновения-разрушения космоса с вечностью Вселенной

D 23 ] в малый мир (в микрокосм), в котором мы видим, как ребенок

превращается во взрослого в силу действия того, что возраст оставляет в

теле, и он снова изменяется из взрослого в ребенка в силу того, что возраст

крайней старости оставляет в сознании. В самом деле, несущие бред старики

превращаются в младенцев. Ибо если так обстоит в малом мире, то

МНЕНИЯ

129

потому, что при разрушении ребенка и появлении взрослого, он остается тем

же как субъект, а при разрушении взрослого и возникновении ребенка, то и

тут он остается тем же как субъект. И так же происходит в большом мире

(в макрокосме)…

et simile inducunt in minori mundo, in quo uidemus, quod puer alteratur in uirum

secundum id quod aetas relinquit in corpore, et iterum alteratur ex uiro in puerum

secundum id quod aetas senectutis ultimae relinquit in mente. senes enim delirantes ad

puerilia conuertuntur. hoc enim fit in minori mundo, eo quod quandoque corrumpitur puer

et fit uir idem in subiecto manens, et quandoque corrumpitur uir et fit puer adhuc manens

idem in subiecto. et similiter dicunt esse in mundo maiori…

• (a) Alb.M. De caelo I, 4, 3 (T 1215) || Cf. • (b) Epich. 23 B 2,11-12 (T 6) || • (c) Arist. De cael. 280a11-15

(T 170) || (d) Sen. Epist. LVIII, 22-23 (T 353) [seq. F 49A] ||

D 152A

[После цитаты F 91ab] Потому з арождающееся в ней (мертвой сущности)

никогда не осуществляется полностью в бытии — ведь становление никогда не

прекращается и не останавливается, — а напротив, подверженноe

беспрерывному изменению, оно превращается из семени в зародыш, затем в

младенца, затем в ребенка, потом в подростка, юношу, зрелого мужчину,

старика, уничтожая рождения и прежние возрасты, чтобы уступить место

следующим. А мы-то, как это ни смешно, боимся одной только смерти, хотя

уже испытали и еще испытываем столько смертей ! Ведь не только… «огня

смерть — воздуху рождение, а воздуху смерть — воде рождение» [F 76b], но

еще очевиднее то, что в нас самих умирает цветущий мужчина, чтобы стать

стариком, а юноша <уже> погиб, ставши мужчиной в расцвете сил, <как и>

ребенок, ставши юношей, и младенец, ставши ребенком.

,

,

,

,

,

,

,

.

.

[,

,] «

,

»,

,

,

,

,

.

(a) Plut. De E 392 CD (T 502,14-27) || Cf. (b) Epich. ap. Plut. De sera num. uind. 559 B (T 4 = T 503,14-27) 130

PLACITA

3. Половозрелость и генея

D 153

[= F 80B]

(a) Половозрелось человека наступает около второго семилетия (14 лет),

когда семенная жидкость приходит в движение; (c) тридцать лет — одна

генея (поколение), «круг возраста», во время которого родитель получает

рожденного от им самим порожденного и (d) природа человека возвращается

от осеменения к осеменению; ибо (b) в тридцатилетнем возрасте мужчина

может стать дедом; созрев около четырнадцатилетия, он может посеять семя,

а посеянный им, родившись менее года спустя, черезпятнадцать лет

порождает себе подобного

||

, orbem aetatis

(dum natura ab sementi humana ad sementim reuertitur)

,

< >

,

,

• (a) Dox. V, 23, 1 [A 18] (T 276 = T 466—467) || • (b) Philon. Quaest. in Genes. II, 5 (T 343, cf. T 1052) ||

Cf. Lyd. De mens. III, 14 [A 19] (T 1028). || • (c) Plut. [A 16] (T 506, 46-49) || • (d) Cens. De die nat. 17.2 [A 16]

(T 723)

Предтеча ?: Cf. ft. Solon, fr. 27 Bergk = West (= 15 Linforth = 30 Diehl3)

4. Великий год (= D 38, см .)

5. Зоология? (= D 156, см .)

IV. ЭТИКА И ПОЛИТИКА

[cм . также

D 2 D 3]

[См. фрагиенты: F 1b F 2 F 4 F 5A F 7A F 9 F 13 F 14? F 15? F 16 F 18? F 20 F 23 F 24 F 25 F 27 F 28 F 29 F 33 F

42 F 43 F 44 F 46a F 49 F 71 F 73-74 F 77a F 85 F 95-109 F 96 F 97? F 101? F 101B? F 102? F 104 F 110 F 112 F

119 F 121 F 125A F 130 F 136 (F 4B F 131 F 132 F 133 F 134 F 135 F 135B F 141)]

D 154

[= F 19A]

Цель жизни — удовлетворение

• (a) Clem. Strom. II, xxi, 130,2-3 [A 21] (T 610) || • (b) Theodor. Gr. aff. cur. XI, 7 (T 887)

D 155

*Рассудок может удалить болезнь. <Достаточно уберечь> равновесие плоти —

источника всякой радости. Обладающие умом страждущие и больные чувствовали

<бы> себя хорошо, прояви они чувство меры.*

… < >

< >

• Plut. Non posse suav. 5, 1089 F — 1090 A (T 473)

D 156

[= D 168]

*Человек совершает своего рода несправедливость, обращаясь так жестоко с

животными.* ПриродаНеобходимость и Раздор — не имеет ничего

беспримесного и прозрачного *и достигает свои цели, причиняя множество

несправедливых страданий*. Даже рождениеплод несправедливости *когда

смертное соединяется с бессмертным и рожденное питается вопреки природе

разодранными членами своего родителя*

.

, «

»

«

»

,

,

,

• Plut. De soll. anim. 7, 964 DE (T 493)

V. «МЕТАФИЗИКА»:

ЕДИНОЕ, ГАРМОНИЯ И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

[Ср. фрагменты: 3A F 5A F 8 F 9A F 10 F 13B? F 15 F 32 F 36 F 41 F 51 F 54 F 57 F 59 F 60 F 61 F 62 F 67 F

76a F 76b F 76c F 77b F 80C F 83B F88 F 102 F 103 F111 F 123B F 126;

Cр. также

D 5 D 47, D 50—D 52]

1. Единое и противоположности

D 157

Единое вечно и сознательно, тела — в постоянном становлении и течении

• Plot. V, 1 [10], 9, 4 (T 728) | Cf. • Arist. De caelo 298b29-33 (T 172)

D 158

Cущее одновременно множественно и едино и держится через вражду и

дружбу

,

Plat. Soph. 242 D 6 (T 132)

D 159

(a) Космос состоит изпротивоположностей: сухих и влажных, холодных и

горячих… || (c) Части мира (единого) состоят изпар противопоставленных

друг другу <свойств> || (d) Единое состоит издвух противоположностей,

которые себя проявляют, стоит его разделить

,

,

| partes mundi bipartitae sunt, et contra se inuicem constitutae

( the parts of the world are divided into couples and are set up one

against the other) |

,

• (a) [Arist.] De mundo 396a 33 [B 10] (T 383,1) || (b) Apul. De mundo 19 (T 523) . || • (c) Philo, Quaest. in Gen. III, 5 (T 336) || Cf. • (d) — Quis rer. diuin. heres sit 43, 213-214 (D 5 = T 337,29) | • (d) Synes. De insom.

2 (T 894Aа) = [Mch 27 c 5] || • (e) Niceph. Blemm. Or. de regno, p. 633 (T 1102)

Предтечи: Anaximandr. 12 A 9 ap. Simplic. Phys. p. 24 A 9a p. 154

Предтечи и/или реминисценции: • Alcmaeo 24 A 3 DK ap. Arist. Metaph. 986a31 (S?/R?)

cf. 24 B 4 DK

Cf. Pythagor. ueteres 58 B 45 DK ap. Arist. Metaph. 986a21 (S?/R?); Parm. 28 B 8,53-58 DK

D 160

Почти все существующие в мире вещи по природе своей —

противоположности, начать с первичных (элементов). Горячее

противоположность холодного, сухое — влажного, легкое — тяжелого,

мрак — света, ночь — дня. На небе: <сфера> неподвижных <звезд — противоположность сферы> планет; в воздухе: ясное небо

<противоположность> облачности, штиль — бури, лето — зимы, весна

МНЕНИЯ

133

осени (одна видит цветение плодов земли, другая — их смерть); и таким же

образом пресная вода <противоположность> соленой; бесплодная з емля —

плодоносной. Что до других противоположностей, они очевидны: тела и

бестелесые, одушевленные и неодушевленные, разумные и неразумные,

смертные и бессмертные, чувственно воспринимаемые и умопостигаемые,

понятные и непонятные, элементы и законченные вещи; начало и конец,

рождение и гибедь, жизнь и смерть, болезнь и здоровье, белое и черное, правое

и левое, право и несправедливость; здравый смысл и безумие, храбрость и

трусость, умеренность и безмерность, добродетель и порок, и все виды

первой по отношению к видам второго. И еще: образование и безграмотность,

культура и бескультурье, воспитанность и вульгарность и вообще умелость и

неумение. И в искусствах: гласные буквы и согласные, высокие и низ кие

тона, прямые и кривые линии. И среди животных и растений: бесплодные и

плодовитые, многоплодные и одноплодные, яйцеродные и живородные,

мягкотелые и покрытые броней, дикие и домашние, одинокие и стадные. И

еще: бедность и богатство, честь и бесчестие, холопство и благородство,

недостаток и избыток, война и мир, закон и беззаконие; талант и

бездарность, безделье и труд, юность и старость, немощь и мощь, слабость

и сила. Но надо ли перечислять все противоположности, коих бесчисленное,

бесконечное множество?.. Един предмет, состоящий из двух

противоположных, но если разделить его, противоположности

обнаруживаются

,

(208)

,

,

,

,

,

,

[ ]

-,

. (209)

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

(210)

,

,

,

,

,

,

,

(211)

,

,

,

,

,

(212)

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

.

(213)

,

,

,

,

,

.

• Philo, Quis rer. diuin. heres sit 43, 207-213 (T 337)

134

PLACITA

2. Гармония противоположных

[См. фрагменты: F 8 F 10 F 51 F 54 F 67 F 83B]

D 161

Природа наслаждается противоположностями и умеет извлечь из них

созвучное, — из них, а не из подобных — также как мужское сближает с

женским, а не каждое с себе подобным — и сопрягла первоначальное согласие

с помощью противоположных, а не одинаковых. Искусство, подражая

природе, делает то же самое. Живопись, смешивая природы белого и черного,

желтого и красного, производит изображения, согласные с моделью; музыка,

смешивая высокие и низкие, долгие и краткие тона, достигает единой

гармонии изразных звуков; грамматика, сочетая гласные и согласные,

составила изних все свое искусство

,

— ,

,

.

.

,

,

,

,

.

• (a) [Arist.] De mundo 396b 7 (T 383) || • (b) Apul. De mundo 20 (T 523) | Cf.

Скачать:PDFTXT

Все наследие Гераклит читать, Все наследие Гераклит читать бесплатно, Все наследие Гераклит читать онлайн