• (c) Plat. Symp. 187 A-C
(T 131) | • cf. Sophist. 242 D E [A 10] (T 132) |
Предтечи ?: Cf.
ap. • Pythag. 58 B 1a (33) DK | • B 4 (986a2) | • C 4 (82) et alibi || • Alcmaeo 24 B
4 | • Philolaus 44 B 6
3. Единство благого и дурного
D 162
[= F 5A]
Благое и дурное — одно и то же
• (a) Arist. Top. 159b30 (T 151) | • (b) — Phys. 185b19 (T 152) || • (c) Hippol. Ref. IX, 10, 3
< >
(
) [suit F 58] || Cf. • (d) Alex. in Metaph. p. 651-2,
658 (T 541 T 542) | • (e) — in Top. p. 552 (T 543) || • (f) Them. in Phys. p. 6 (T 758) || • (g) Simpl. in Phys. p. 50
(T 926) | • (h) — p. 82 (T 928) | • (j) Thom. Aqu. in Phys. I, 3, 24 (T 1244) . См. еще
D 165
МНЕНИЯ
135
4. Единство других пар противоположностей
D 163
[Cр. F 77a F 52]
Удовольствие — неудовольствие, знание — незнание, большое — малое — одно и
то же, вверх — внизкружащееся и обменивающееся в игре Вечности
,
,
,
• Luc. Vit. auctio 14 [C 5] (T 568,13)
D 164
Мрак и свет, добро и зло не разные вещи, но одна и та же… День и ночь —
одно [след. F 57]… А также добро и зло [след. F 58]… И прямое и кривое —
одно и то же [след. F 59]… И верх и низ— одно и то же [след. F 60]… Грязное
и чистое — одно и то же, а также пиимое и непиимое [след. F 61]…
Бессмертное смертно и смертное бессмертно [след. F 62]…
,
…
…
…
< >
…
…
,
…
.
• Hipp. Ref. IX, 10, 1-8 (T 644,78-120)
D 165
Противоположности тождественны: белое и черное, хорошее и дурное,
сладкое и горькое
…,
,
,
…
• Philop. in Phys. p. 41 (T 975)
D 166
[=
D 144 F 107C]
Мёд одним горьким кажется, другим — сладким. Следовательно, он и то, и
другое
,
,
• Sext. Emp. PH II, 63 (T 692), cf. I, 211 (T 694,16)
Предтеча ?: Xenoph. 21 B 38
Реминисценция: Democr. 68 A 134 = fr. 56 Luria (ap. Sext. supra)
136
PLACITA
5. Дружба между противоположными (неподобными) и вражда
между подобными
D 167
*Подобное враждебно подобному и добрые враждебны добрым* ||
*Противоположное дружит с противоположным*
||
• (a) Plat. Lys. 215 C-E (T 166) || • (b) Arist. Eth. Eud. 1235a14 [A 22] (T 167) [seq. F 9A] | • (c) — Eth.
Nic. 1155b1 (T 168) [seq. F 8] | cf. • (d) Magn. Mor. 1208b7 (T 169) || Cf. • (e) Thom. Aqu. in Eth. Nic. VIII, 1, 1546 (T 1245) | • (f) Petrarcha, De remed. II, praef. (T 1285)
6. Рознь и раздор как условия гармонии
[ср. фрагменты: F 8 F 9A F 53 F 80]
D 168
Природа — Необходимость и Раздор || Вражда и любовь <перво>начало всего
[= D 27]
||
(a) Plut. De soll. anim. 964 DE (T 493) . || (b) Hipp. Ref. I, 4, 2 (T 658)
D 169
чтобы Все уничтожилось и исчезло
,
• Simpl. Categ. p. 412 (T 947,10)
D 170
Сущие составлены (Всецелое и все вещи держатся) посредством Раздора (то
есть борьбы и противоположности качеств)
,
||
• Eustath. in Il XVIII, 107 (T 1162) (seq. F 9A) | cf. • in Il. XXI, 389 || • Schol in Il. XVIII, 107 (T 1174—
1175) || • Arsen .in Il. XVIII, 107 (T 1156)
D 171
Ибо не было бы гармонии безвысокого и низкого, ни живых существ без
женского и мужского, а это противоположности
,
,
• (a) Arist. Eth. Eudem. 1235a25 [A 22] (T 167) || Cf. • (b) Plut. De Is. 370 D (T 492)
МНЕНИЯ
137
7. «Тождество Бытия и Небытия»
[Ср. фрагмент: F 49A]
D 172
То же самое есть и не есть <то же самое> || Всё есть и не есть <то же самое> ||
То же <подлежащее> в одно и то же время есть и не есть <то же самое> ||
Противоречия одновременно истинны
||
||
||
• (a) Arist. Metaph. 1005b23 (T 146) || Cf. (b) — 1009a23 (T 147) || • (c) — 1012a24 (T 148) || (d) • 1062a36
(T 149)
|| • (e) Syrian. in Metaph. p. 65 (T 895) | (f) Theod. Metoch. Misc. philos. 29 (T 1105) | • (g) Alb.
Magn. De causis I, 3, 3 (T 1235) | cf. • (h) — II, 2, 26 (T 1236) | • (j) — Metaph. IV, 4, 2 (T 1237) || • (k) Thom.
Aqu. In Metaph. XI, 5, 2221 (T 1243)
Cf. • (l) Alex. in Metaph. p. 238; 270-1, 297, 314, 336-8 (T 535—T 540) || • (m) Simpl. in Phys. p. 51 (T 927)
|| • (n) Philop. in Phys. p. 41 (T 975) || • (o) Alb. Magn. Metaph. IV, 2, 2-7 (T 1234) || • (p) Siger. Brab. Qu. in Metaph. (T 1271, T 1272, T 1273)
D 173
Противоположности существуют в качестве <свойств> одного и того же
• Aenesid. ap. Sext. Pyrrh. Hyp. I, 210 (T 313 = T 694)
D 174
Противоположности взаимно тождественны || противоположности сводятся к
одному и тому же || противоположности — единое
||
(
) ||
||
• Alex. in Metaph. p. 271 (T 536,16) | • in Top. p. 70 (T 544) || • Philop. in Phys. p. 49 (T 976) [de D 162 =
T 152] || • Eustrat. in Eth. Nic. p. 37,28 (T 1137) || Cf. • Them. in Phys. p. 4 (T 757)
| • — p. 6 (T 758). || • Philop. Phys. p. 29 (T 974) . | • — p. 41 (T 975) | • — p. 63 (T 977)
D 175
Существует нечто среднее между противоположными высказываниями
… || inter affirmationem et negationem sit
aliquod medium
• Asclep. in Metaph. p. 224 (T 986) || • Thom. Aqu. In Metaph. XI, 5, 2221 (T 1243)
D 176
Всем вещам можно <дать> единое определение
• Asclep. in Metaph. p. 251 (T 987) | • — p. 258 (T 988) .| • — p. 292 (T 989) || cf. Alb. M. De gen. et corr. I, 1, 1 (T 1212)
VI. СОМНИТЕЛЬНОЕ И МАЛОДОСТОВЕРНОЕ
1. Правильность имен
D 177
Каждой изсуществующих вещей присуща по природе естественная
правильность имени, и имя это не то, чем некоторые, договорившись так ее
называть, называют вещь, заставляя звучать свой голосовой орган, но некая
правильность имен присуща естественно и грекам, и варварам, одинаковая
для всех || Имена присущи вещам по природе, ибо те, что не по природе суть не
имена.
,
,
,
||
,
||
• (a) Plat. Crat. 383 A 4 (T 56) | • (b) — 390 D 11 (T 57) | • (c) — 427 D 5 (T 58) | cf. etiam • — 429 A —
430 A || • (d) Procl. in Crat. 10 (T 59 T 68) [cf. etiam • Plat. Crat. 436 C 1, 438 C 7 (T 66 T 67) ] | • in Parm. p.
12 (T 918) || • (e) Ammon. De interpr. p. 34 (T 69 T 923), p. 37 (T 924) || • (f) Steph. Alex. De interpr. p. 9
(T 1021 = T 61Aа)] | (g) Procl. Crat. 17 (T 60) || • Cf. (h) Chrysip. ap. Philod. De piet. col. 8 = SVF II 1023
(T 262) ?
D 178
Имена всегда и обязательно правильно распределены <среди вещей>
< >
• Plat. Crat. 430 E 1 (T 63)
D 179
Если мы что-то отнимем, или прибавим, или переставим, мы хотя и напишем
имя, однако неправильно, и мы вообще даже напишем не его, ибо оно сразу
станет другим, стоит нам так с ним поступить
< >
,
,
,
,
• Plat. Crat. 431 Е 9 (T 64)
D 180
Правильность имени состоит в том, что оно нам покажет, какова вещь…
Имена высказываются обучения ради… Это — искусство и у него свои
мастера: законодатели || Имя есть подражание вещи || Кто узнЗет имена, тот
будет знать и сами вещи… Как только кто-то узнЗет, каково имя, — а оно
таково, какова и вещь, — то он будет знать и вещь, поскольку она
оказывается подобной своему имени…
МНЕНИЯ
139
,
…
—
…
—
||
||
,
…
—
—
,
…
• (a) Plat. Crat. 428 Е 1 — 429 A 1 (T 71) | • — 430 A 10 (T 72) | • — 435 D 4 (T 73) | • (b) Procl. In Parmen. p. 623-624 (T 918)
D 181
Первичные имена учредила сила могущественнее человеческой, так что они
необходимо правильны
• Plat. Crat. 438 C 2 (T 74)
D 182
Имена ничего не значат
• Syrian. in Arist. Metaph. p. 67 (T 30 T 86 T 897)
1A. Этимологии
Cр. Plat. Crat. 392 A — 427C passim, и тексты: T 506,63 [и F 105A] (
:
), T 314 = T 691
(cf. T 688) (
:
), T 1115 [и F 32] (
:
), T 763 T 1141 [и Arist. De an. 405b27], (
:
), F 152 [= T 1023 T 1128 T 1129] (
)
См. также: T 1021 (теория), T 916 (постгераклитовское и постплатоновское подражания)
2. Невозможность лжи
D 183
Утверждая утверждаемое, разве можно не утверждать сущего, ведь
утверждать ложное значит утверждать не сущее, <cтало быть утверждать ложное невозможно>
< >
< >
• Plat. Crat. 429 D 4(T 76) | • Cf. Procl. in Crat. 10 (T 68,2—3) || • Plat. Crat. 385 B 2—11, Euthyd. 283 E 7
— 284 C 7, 285 D 7 — 287 B 1, RP 478 B 3 — C 9, Theaet. 188 D 1 — 189 B 9 | • Antisthen. fr. V A 155
(GIANNANTONI) ap. Procl. in Crat. 37 (etiam Arist. Metaph. 1024b32, Top. 104b20 ; Diog. Laert. III, 35 ; IX,
53; etc.) || • Protag. DK 80 A 19—21 || • Prodic. ap. papyr. s. IV p. Chr. (BINDER & LIESENBORGHS Mus. Helv.
23 [1966] 37-43) || • Isocr. Hel. 1
140
PLACITA
D 184
Всё истинно
• Syrian. in Metaph. p. 78 (T 896) || • Asclep. in Metaph. p. 251 (T 987) [ex Arist. Metaph. 1012a24 (T 148 =
D 172с) ] | • — p. 292 (T 989,10) || Cf. • Alb. Magn. Metaph. IV, 4, 2 (T 1237,5) || Averroist. anon. in Eth. X
(T 1282)
3. Справедливость законов
D 185
Нет более или менее совершенных законов
,
• Plat. Cratyl. 429 B 4 (T 75)
4. Целое и часть
D 186
Часть одновременно иное по отношению к целому и тождественно ему
Aenesid. ap. Sext. Emp. AM IX, 337 (T 315 = T 698)
Дополнение: ВСЕОБЩЕЕ ТЕЧЕНИЕ
Дополняет тексты: D 1 D 7 D 8 D 46 D 157
[Ср. фрагменты: F 3A F 3B F 12 F 49A F 81B F