Скачать:PDFTXT
Все наследие

Опровержение всех ересей

Секст Эмпирик., Против ученых

Климент, Строматы = Евсевий, Евангельское подготовление

[15]

F 1b

А от прочих людей ускользает

всё, что творят они, бодрствуя,

равно как

все, что во сне,

они забывают.

Секст Эмпирик, Против ученых

[101]

F 2

Так что следовать надо глаголу совместному

— ибо совместный всеобщ.

Но глагол сей хотя и всеобщ,

люди живут словно у них

личное есть разумение.

Секст Эмпирик, Против ученых

[4]

F 3-94

Пусть Солнце само по природе

размером c ступню человека,

но надлежащих своих не преступит межей;

а коли превысит размеры,

тут его Фурии, Правды наперсницы,

тотчас отыщут.

Папирус из Дервени; Мнения физиков;

Плутарх, Об изгнании; Плутарх, Об Исиде и Озирисе

[131, 237]

F 3A

(a) Противобег / (b) Противоврат

(a) Мнения физиков = Стобей

(b) Теофраст у Диогена Лаэртия

[134]

F 3B

(Покой и неподвижность —)

<свойство> трупов.

Мнения физиков = Стобей

157

FRAGMENTA

F 3C

[219, 224]

(

).

Dox. II, 22, 2 (T 442) = Eus. PE XV, 25, 2 (T 853°)

F 3D

[170]

(a)

(

).

(b) XDCCC annorum (est annus maximus)

(a) Dox. II, 32, 3 (T 457,7)

(b) Cens. De die 18, 11 (T 724)

F 3E

[245-247]

Cf. D 89–D 91

F 4

[125]

Si felicitas esset in delectationibus [corporis] boues felices diceremus, cum inueniant

orobum [ad comendum]

{

5

.}

Alb. Magn. De ueget. VI, 2, 14 (T 1211)

F 4A

[232]

(

)

(

)

,

,

.

Alex. In Meteor. B 2, p. 72 H. (T 558)

Olymp. In Aristot. Meteor. B 2 (355a9), p. 136 S. (T 997)

Sch. Plat. RP 498 B (T 135, T 1181)

F 4B

[0]

.

Apoll.Tyan. Epist. 18 (T 378)

F 5

[147]

(a)

< >

.

5

(b)

.

(c)

< >

10

< >

(d)

< >

.

1-11 Aristocrit. Theosoph. 68 (T 888)

1-4 Elias Cret. In Greg. Naz. Orat. 25, 15 (T 1082)

8-13 Cels. ap. Orig. C. Cels. VII, 62 (T 529)

8-11 Clem. Protrept. 50, 4 (T 621)

157

[219, 224]

F 3C

(Солнце) подвыпукло (= вогнуто)

Мнения физиков = Евсевий, Евангельское поготовление

[170]

F 3D

(a) Великий / (b) Величайший (ab) год

состоит из

(a) 18 000 / (b) 10 800 (ab) (солнечных) годов.

(a) Мнение физиков

(b) Цензорин, О дне рождения

[245-247]

F 3E

См. D 89–D 91

[125]

F 4

Будь благополучие в удовлетвореньи,

коров благополучными сочли бы мы,

горький горох находящих.

Альберт Великий, О растениях

[232]

F 4A

Cолнце погасает каждый день при заходе (в западное море) по причине

тамошнего холода, проходит под землей и другимснова зажигается из-за

тамошнего жара.

Александр Афродисийский, Комментарий к «Метеорологии»

Олимпиодор, Комментарий к «Метеорологии»

Схолий к «Государству» Платона

[0]

F 4B*

Позор всякому прославившемуся (?) ни за что.

Аполлоний Тианский, Письма

[147]

F 5

Тщетно очищаются они

кровью замаранные,

как если кто бы,

в глину вступив,

глиною мылся.

Безумцем бы он показался,

из людей если кто бы

увидел его вытворяющимэто.

И кум ирам -то сим м олятся,

как если кто бы

с жилищами <их> разглагольствовал,

ничуть не зная богов и героев,

которые суть / кто они суть.

Аристокрит, Теософия

Илия Критский, Комментарий к речам Григория Назианзина

Кельс, Слово истины, у Оригена, Против Кельса

Климент, Протрептик

158

FRAGMENTA

F 5A

[121]

.

Aristot. Top.

5, 159b30 (T 151)

Aristot. Phys. A 2, 185b19) (T 152)

Hippol. Ref. IX, 10, 2 (T 664,84 [cf. 78])

F 5B

[160, 164]

.

Aristot. Phys.

5, 205a4;

Aristot. Metaph. K 10, 1067b4 (T 182)

F 5C

[156]

.

Aristot. De cael.

5, 304a20 (T 181)

F 6

[230]

(

) < >.

Aristot. Meteor. B 2, 355a14 (T 190)

Procl. In Tim. III, p. 311 D. (T 907)

Alex. In Arist. Meteor. p. 72 H. (T 558,2-4)

Olymp. In Arist. Meteor. p. 136 S. (T 997)

Plot. II, 1 [40], 2, 11 (T 730)

F 7

[78]

[

]

.

( uel

.)

( uel

)

Aristot. De sensu 5, 443a23 (T 191)

Alex. In Arist. De sensu p. 99,22 W. (T 559)

Thom. Aqu. De sensu 12, 169 (T 1262)

F 7A

[59]

.

Aristot. EN B 2, 1105a7 (T 194)

Heliod. In EN p. 31 H. (T 1143)

Anon. Byz. in Eth. p. 128 H. (T 1147)

Thom. Aqu. Summa theol. II, 2, 156, 4 (T 1264)

Thom. Aqu. EN expos. II, 3, 278 (T 1265)

F 8

[25]

(

)

.

Aristot. EN Q 1, 1155b4 (T 168)

Heliod. In EN p. 164 H. (T 1145)

Thom. Aqu. In EN expos. VIII, 1, 1546 (T 1245)

3 Petrarch. De rem. utr. fort. II, Praef. (T 1285)

F 9

[124]

.

Aristot. EN K 5, 1176a7 (T 195); Mich. Ephes. In EN p. 570 H. (T 1139)

|| Heliod. In EN p. 219 H. (T 1146); Thom.Aqu. In EN expos. X, 8, 2058 (T 1263)

158

[121]

F 5A

Одно и то же благое и дурное.

Аристотель, Топика

Аристотель, Физика

Ипполит, Опровержение всех ересей

[160, 164]

F 5B

Все когда-то становится огнем. / Огонь когда-то становится всем.

Аристотель, Физика

Аристотель, Метафизика

[156]

F 5C

Прочие тела возникают из огня, как если б то была

«оплавляемая золотина».

Аристотель, О небе

[230]

F 6

Что ни день, то новое Солнце.

Аристотель, Метеорология

Прокл, Комментарий к «Тимею»

Александр Афродисийский, Комментарий к «Метеорологии»

Олимпиодор, Комментарий к «Метеорологии»

Плотин, Эннеады

[78]

F 7

Ежели нечто всё в дымобратится,

ноздри <то> распознают.

Или: Ежели всё в дымобратится,

что-то ноздри распознают.

( Или: что же ноздри распознают?)

Аристотель, Об ощущении

Александр, Комментарий к “Об ощущении”

Фома Аквинский, Об ощущении

[59]

F 7A

Бороться с наслаждением

еще трудней, чемс гневом.

Аристотель, Никомахова этика

Гелиодор, Комментариий к “Никомаховой этике”

Византийский аноним, Комментариий к “Никомаховой этике”

Фома Аквинский, Сумма богословия

Фома Аквинский, Изложение “Никомаховой этики”

[25]

F 8

Враждующее соединяет.

Из разъединяющих —

Гармония прекраснейшая.

И все порождается Рознью.

Аристотель, Никомахова этика

Гелиодор, Комментариий к “Никомаховой этике”

Фома Аквинский, Сумма богословия

Фома Аквинский, Изложение “Никомаховой этики”

Петрарка, О средствах против любой судьбы

[124]

F 9

Сено избрали б ослы

скорее, чемзолото.

Аристотель, Никомахова этика;

Михаил Эфесский, Гелиодор, Комментарии к “Никомаховой этике”

Фома Аквинский, Изложение “Никомаховой этики”

159

FRAGMENTA

F 9A

[20, 22]

{

}

«

»

{

.

5

,

.}

Arist. EE H 1, 1235a25 (T 167); Plut. De Is. 370 D (T 492)

Numen. fr. 52 des P. (T 381)

Simpl. In Categ. p. 412,22 K. (T 947)

Sch. Hom. Il. XVIII, 107 (T 1174—T 1175)

Eustath. In Hom. Il. XVIII, 107 (T 1162)

F 10

[111]

(

)

[

]

,

[

]

(

)

,

(

)

.

[Arist.] De mundo 5, 396b20 (T 383)

T 384-392 (uersiones armeniace, syriace, latine)

Apul. De mundo 20-21 (T 523)

1 Cf. Sext. AM IX, 337 (T 698) ?

F 11

[153]

.

[Arist.] De mundo 6, 401a11 (T 393)

Apul. De mundo 36 (T 524): Stob. I, 1, 36 (T 789)

[Arist.] armeniace, syriace, latine (T 394—398)

F 12

[211]

(a)

( )

.

(b)

< >

5

.

1-6 Zeno [?] et Cleanth. ap. Ar. Didym. fr. 39 D. ap. Eus. PE XV, 20, 2 (T 261, T 257)

2-3 Plut. Qu. nat. 2, 912 A (T 504) et cf. Sen. Epist. LVIII, 23 (T 353,8)

F 13

[142]

.

Arist. fr. 100 R3 ap. Athen. V 178 F (T 196 = T 542). Cf. ad F 37

F 13A

[42]

.

Chrysip. SVF II 636 ap Philod. De piet. 7 (T 262, [7] 19-21)

F 13B

[27]

.

Chrysip. SVF II 636 ap Philod. De piet. 7 (T 262, [7] 27-29)

159

[20, 22]

F 9A

{Обманулся поэт и тогда, когда изрек:} “Сгинет пусть рознь из среды богов и

людей”.

{Ибо он молится о том, чтобы все исчезло. Не родилась бы Гармония… {не

будь женского и мужского, которые суть противоположности.}

Аристотель, Эвдемова этика

Плутарх, Об Исиде

Нумений, Фрагмент

Симпликий, Комментарий к “Категориям”

Схолий к “Илиаде”

Евстафий, Комментарий к “Илиаде”

[111]

F 10

Впряглo оно во гн утое и в негнутое

( или в целое и нецелое)

сходящееся расходящееся,

созвучное разнозвучное,

и из всего — одно, а из одного — все.

Псевдо-Аристотель, О мире

Апулей, О мире

Секст Эмпирик, Против ученых |

[153]

F 11

Ибо всякая ползучая тварь на пастбище его ударами гонима.

Псевдо-Аристотель, О мире

Апулей, О мире; Стобей

[211]

F 12

В потоки те же входят,

воды <ж> другие и снова другие текут.

И души <м удрые> тоже

из влажных паров

пищу себе извлекают.

Зенон (?) и Клеанф у Ария Дидима

у Евсевия, Евангельское подготовление

Плутарх, Естествонаучные вопросы; Сенека, Письма

[142]

F 13

Не должен человек любезный

грязь любить.

Аристотель, фрагмент у Афинея

Ср. F 37

[42]

F 13A

Ночь — первейшая богиня.

Хрисипп у Филодема, О благочестии

[27]

F 13B

Раздор и Зевс — один и тот же

Хрисипп у Филодема, О благочестии

160

FRAGMENTA

F 14

[143–145]

(a)

… (b)

(c)

*

*

.

Clem. Protr. 22, 1 = Eus. PE II, 3, 37 (T 612 = T 833)

F 15

[151]

< > [

]

< >

,

.

.

1-5 Clem. Protr. 34, 5 (T 614)

4-5 Plut. De Is. 28, 362 A (T 513)

F 16

[152]

Clem. Paed. II, 99, 5 (T 625)

F 16A

[75]

,

,

.

Clem. Strom. I, 70, 2 (T 626,29)

F 17

[14]

< >

[ ] [ ]

,

,

.

Clem. Strom II, 8, 1 (T 628)

F 18

[72]

.

1-4 Clem. Strom II, 17, 4 (T 631)

Theodor. I, 88 (T 875)

F 19

[12]

.

Clem. Strom. II, 24, 5 (T 630 )

F 19A

[126]

.

Clem. Strom. II, 130, 2 (T 610)

Theodor. XI, 7 (T 887); Marsil. Fic. De uolupt. 8 [Mch 37 a 2]

160

[143-145]

F 14

(a) Полуночникам: магам, вакхантам, ленам, мистам…

(b) <предрекаю> огонь !

(c) Ведь нечестиво они посвящаются

в *принятые у людей* таинства.

Климент, Протрептик

[151]

F 15

Коли вправь Диониса ради

ввели они шествие

и сорому песни запели,

срамнейшее учредили!

Тот же Аид и Дионис,

которого ради безумствуют

и вакханалствуют.

Климент, Протрептик; Плутарх, Об Исиде

[152]

F 16

От не заходящего никогда

разве кто спрячется?

Климент, Педагог

[75]

F 16A

Не по-человечески,

а с пом ощью бога,

лучше Сивиллы я

все прояснил.

Климент, Строматы

[14]

F 17

Ибо не смыслит людей большинство

того, что встречает оно.

И обучившись, не знает его,

себя же знающимсчитает.

Климент, Строматы

[72]

F 18

Если не чает он нечаемого не отыщет

труднонаходимого и малодоступного

( или: ибо труднонаходимо оно

и малодоступно).

Климент, Строматы

Теодорет

[12]

F 19

Недоверчивые! (…)

Не способные слушать,

они и говорить не <способны>.

Климент, Строматы

[126]

F 19A

Цель жизни — удовлетворение.

Климент, Строматы

Теодорет; Фичино, О сладотрастии

161

FRAGMENTA

F 20

[31]

,

( )

,

5

.

Clem. Strom. III, 14, 1 (T 616)

F 21

[99]

( )

,

.

Clem. Strom. III, 21, 1 (T 617)

F 22

[73]

.

Clem. Strom. IV, 4, 2 (T 638):

Theodor. I, 88 (T 875)

F 23

[2]

.

Clem. Strom. IV, 10, 1 (T 639)

F 24

[34]

( )

.

Clem. Strom. IV, 16, 1 (T 618)

Theodor. VIII, 39 (T 886)

Cf. F 136, F 25

F 25

[32]

.

Clem. Strom. IV, 49, 1 (T 619)

Theodor. VII, 39 (T 886)

Naasseni ap. Hippol. Ref. V, 8, 42; 44 (T 674—675)

F 26

[98]

,

,

,

5

,

,

,

.

Clem. Strom. IV, 141, 1 (T 620)

161

[31]

F 20

Долго отроду

жить хотят они

и погибнуть,

иль скорее упокоиться.

И детей оставляют

на погибель.

Климент, Строматы

[99]

F 21

Смерть все то,

что бодрствуя мы видим,

а все, что спя, — сон.

Климент, Строматы

[73]

F 22

Ибо золото кто ищет,

земли много выроет,

а находит мало.

Климент, Строматы

Феодорит

[2]

F 23

БеззаконникамПравда

не стала б нужна,

кабы было не так.

Климент, Строматы

[34]

F 24

Павших от Арея (= в бою)

и боги чтут, и люди.

Климент, Строматы

Феодорит

Cр. F 136, F 25

[32]

F 25

Гибели вящие

вящие доли стяжают.

Климент, Строматы

Феодорит

Наассены у Ипполита, Опровержение

[98]

F 26

Человек в ночи

себе свет зажигает собою.

Мертв он: погасши очами, хоть жив,

соприкасается с мертвым.

Спит он: погасши очами, <хоть> бодр,

соприкасается с спящим.

Климент, Строматы

162

FRAGMENTA

F 27

[29]

.

Clem. Strom. IV, 144, 3 (T 613); Protr. 22, 1 (T 612)

= Eus. PE II, 36 (T 833)

F 28

[3]

5

.

Clem. Strom. V, 9, 3 (T 640 )

F 29

[53]

(/

-)

,

[ ]

< >

,

5

< >

[

]

.

1-7 Clem1. Strom. V, 59, 5 (T 632)

1-4 Clem2. Strom. IV, 50, 2 (T 633)

F 30

[154]

( )

,

5

.

1-7 Clem. Strom. V, 103, 2 (T 642,7)

Eus. PE XIII, 13, 30 (T 841)

1-3 Plut. De an. procr. 5, 1014 A (T 499)

Alex. ap. Simpl. De cael. p. 294 H. (T 555,16) = Simpl. ibid. (T 942,16)

6 Galen. De trem. VII, p. 616 K. (T 576)

Alex. ap. Simpl. ibid = (T 555,6 ) = Simpl. ibid. (T 942,6)

Olymp. In Phaed. p. 237 N. (T 999 ) ? (sed de sole)

162

[29]

F 27

Людей умерших

всех ждет такое,

о чем не думают

и не гадают.

Климент, Строматы; Протрептик

= Евсевий, Евангельское подготовление

[3]

F 28

Ведь умеет умнейший

(из славных)

от лжемнений уберечь.

А свидетелей лжи

и сплетателей,

разумеется, Правда настигнет.

Климент, Строматы

[53]

F 29

Ибо одно перед всем

предпочтут наилучшие

— вечнотечную славу.

А множество смертных

нажираются, словно скоты,

брюхом , срам ом , постыднейшим в нас,

измеривая благополучие.

Климент, Строматы

[154]

F 30

Космос сей,

тот же для всех и для вся,

ни из богов никто, ни из людей

не сотворил,

но присно он был, и есть

Скачать:PDFTXT

Все наследие Гераклит читать, Все наследие Гераклит читать бесплатно, Все наследие Гераклит читать онлайн