он, и будет,
огнь присноживый
мерно вспыхивающий и мерно потухающий.
Климент, Строматы
= Евсевий, Евангельское подготовление
Плутарх, О сотворении души согласно “Тимею”
Александр у Симпликия, Комментарий к “О небе”
Гален, О дрожи
Олимпиодор, Комментарий к “Федону”
163
FRAGMENTA
F 31
[159, 162]
(a)
,
5
.
(?)
(b)
< >
10
.
1-7 Clem. Strom. V, 105,3; 5 (T 642,17)
Eus. PE XIII, 13, 31 (T 841)
F 32
[106]
.
Clem. Strom. V, 115, 1 (T 636,5)
Eus. PE XIII, 13, 42 (T 843)
F 33
[56]
.
Clem. Strom. V, 115, 2 (T 636,6)
Eus. PE XIII, 13, 42 (T 843)
F 34
[11]
.
Clem. Strom. V, 115, 3 (T 636,8)
Eus. PE XIII, 13, 42 (T 843)
Theodor. I, 70 (T 874)
Aristocr. Theos. 67 (T 888,2)
F 35
[47]
.
Clem. Strom. V, 140, 4 (T 637)
F 36
[82, 190]
,
,
,
.
1-4 Clem. Strom. VI, 17, 2 (T 643)
1-2 Philon. De aet. m. 21, 111 (T 331)
1 Peratae ap. Hippol. Ref. V, 16, 4 (T 673 ). Vide etiam F 104A
163
[159, 162]
F 31
(a) Огня обращения:
а — м оря:
вполовину — сполох.
………………………………..
(b) Земля морем растекается
и соразм еряется
до того же объема,
какой был <от огня>
прежде, чемземля возникла.
Климент, Строматы
= Евсевий, Евангельское подготовление
[106]
F 32
Единое (
Единым) мудрое (или Мудрым) только
нарекаться не хочет
и (
а) хочет именем (
имени) Зевса.
Климент, Строматы
= Евсевий, Евангельское подготовление
[56]
F 33
Закон же и в том,
(
единого).
Климент, Строматы
= Евсевий, Евангельское подготовление
[11]
F 34
Несмышленые! Слушая,
глухонемым они подобны.
Это о них поговорка:
“Хотя тут они, все ж отсутствуют”.
Климент, Строматы
= Евсевий, Евангельское подготовление
Феодорит, Аристокрит
[47]
F 35
о (весьма) многом быть сведущим
муж любомудрый.
Ибо должен весьма любомудрым быть
о (весьм а) м ногом сведущий м уж.
Климент, Строматы
[82, 190]
F 36
Ибо для душ смерть — водой стать,
а для воды смерть — землею стать,
Из земли же вода рождается,
а из воды <рождается> душа.
Климент, Строматы
Филон, О ввечноти мира
Ператы у Ипполита. См. также F 104А
164
FRAGMENTA
F 37
[141]
Sues caeno, chortales aues puluere (uel cinere) lauantur…
{
}
1 Colum. De re r. VIII, 4, 4 (T 561)
2, 4 Clem . Strom. I, 2, 2 (R [Mch 36a1]): Clem . Protr. 92, 4 (R [Mch 36a2])
1
2
2 Clem . Strom. II, 68, 3 (R [Mch 36a3])
3
F 38
[187, 217]
.
Diog. Laert. I, 23 (T 718)
F 39
[51]
,
.
[ ]
( )
5
[
]
(
[ ]
[
]
.)
Diog. Laert. I, 88 (T 719)
F 40
[49]
,
.
1-5 Diog. Laert. IX, 1 (T 705,7) = Aristo (T 219)
1-3 Sch.Pl. p. 32 G. (T 1184) = Areth. p. 438 G. (T 1191)
1 Athen. XIII, 610 B (T 590) Gell. NA praef. 12 (T 581) Clem. Strom. I, 93, 1 (T 627) Iul. Or. VI [IX], 187 D (T 769) F 41
[9]
.
1-4 Diog. L. IX, 1 (T 705,9); Plut. De Is. 76, 382 B (T 498)
F 42
[38]
.
.
1-4 Diog. Laert. IX, 1 (T 705,11)
F 43
[61]
.
1-2 Diog. Laert. IX, 2 (T 705,11)
164
[141]
F 37
Свиньямгрязью мыться нравится,
домашней птице — пылью (или золой),
более, чемчистою водой.
Колумелла, О сельском хозяйстве
Климент, Строматы; Протрептик
[187, 217]
F 38
Фалес первый занялся астрономией и предсказывал солнечные затмения и
солнцестояния /равноденствия.
Диоген Лаэртский
[51]
F 39
В Приене Биант проживал, сын Тевтама.
Глагол его выше был, чему других.
И приенцы участок ему посвятили,
назвав его Тевтамей.
(Он провозгласил: “Большинство людей дурны”)
Диоген Лаэртский
[49]
F 40
Многоученость не учит уму:
Гесиода ведь научила бы,
да Пифагора,
равно как Ксенофана бы,
да Гекатея!
Диоген Лаэртский = Аристон
Схолия к Платону = Арефа
Афиней, Авл Геллий, Климент, Иулиан
[9]
F 41
Ибо мудрость — в одном:
устанавливать знание,
коим<владея ты сможешь>
всемуправлять через все.
Диоген Лаэртский, Плутарх, Об Изиде
[38]
F 42
Поделомже Гомеру сему с состязаний
изгнану быти и пороту.
И Архилоху тож.
Диоген Лаэртский
[61]
F 43
попроворней, чемпожар.
Диоген Лаэртский
165
FRAGMENTA
F 44
[55]
,
,
.
1-4 Diog. Laert. IX, 2 (T 705,13)
F 44A
[188, 218]
(a)
.
(b)
.
(c)
.
(a) Diog.L. IX, 7 (T 204 = T 705,63) (b) Arist. De part. an. A 5, 645a21 (T 141, M 23a); Plot. III, 5 [50], 6, 17 (T 732,17): Mich. Eph. In De part. p. 22 H. (T 1138,7) (c) Mich. Eph. ibid (T 1138,8 )
F 45
[209]
( )
,
.
.
1-4 Diog. Laert. IX, 7 (T 705,66)
1-3 Tertul. De an. 2, 6 (T 655)
F 46
[60, 0]
(a) ( )
.
(b) (
)
.
(ab) Diog. L. IX, 7 (T 705,67) = ps. Hesych. Mil. 34,12 (T 1152,12)
F 47
[66]
.
1-2 Diog. Laert. IX, 73 (T 721)
F 48
[117]
.
1-3 Etym. M. s.
(T 1131); Sch. Hom. in Il. I, 49 (T 1170—1171)
Tzetz. Exeg. in Il. p. 101 H. (T 1089); Eustath. In Il. I, 49 (T 1159)
F 49
[52]
,
.
1-3 Anth.Gr. VII, 128 (T 297,3-4) = Diog. L. IX, 16 (T 705,158-9) = [Hesych. Mil.] 34 (T 1152,51)
= Suda s.
(T 1118,3-4)
1-2; Theod . Prodr. Epist. (T 1097); Symm. Epist. IX, 115 [105] (T 773); Olymp. In Gorg. 20,7 (T 1006) 1
1 Galen. De diagn. puls. 1 (T 575); Cic . Ad Att. XVI, 11, 1; II, 5, 1; Brut. 191 (R—R [Mch 98 d 1-3]); 1-3
Theod . Prodr. Tetrast. in Bas. I (T 1098); Niceph.Ch. Epist. 44 (R [Mch 98 e 2])
2
F 49A
[133]
( )
,
( )
.
manet enim [idem fluminis] nomen, aqua transmissa est.
{
,
}.
1-3 Heracl. Hom. All. Hom. 24, 5 (T 355); 1-2, 4-5 Sen. Epist. LVIII, 23 (T 353). Cf. Petrarch. III, 80, 1 (T 1286, T 1287) 165
[55]
F 44
в пользу закона —
в пользу исконного —
словно за стены.
Диоген Лаэртский
[188, 218]
F 44A
(a) Все переполнено душами и гениями.
(c) Все полно богов.
(а) Диоген Лаэртский
(b) Аристотель, О частях животных; Плотин; Михаил Эфесский
(c) Михаил Эфесский
[209]
F 45
И пределов души ты
в пути не отыщешь,
пускай ты по всякой дороге прошел,
Диоген Лаэртский
Тертуллиан, О душе
[60, 0]
F 46
(
. священная болезнь)
(b) Зрение обманывает.
Диоген Лаэртский = Гесихий Милетский
[66]
F 47
Не будемгадать на авось
о (сих) величайших предметах!
Диоген Лаэртский
[117]
F 48
Так, луку имя — жизнь,
а дело его — см ерть.
Большой этимологикон; Схолии к Илиаде Гомера
Иоанн Цец, Эвстафий
[52]
F 49
Один, по мне, — тыщи,
если он наиучший;
бесчисленные же сии — никто.
Греческая антология = Диоген Лаэртский = псевдо-Гесихий Милетский = Суда
Феодор Продром, Симмах, Олимпиодор, Гален, Цицерон, Никифор Хумн
[133]
F 49A
В потоки те же
мы и входим и не входим, <в потоках тех же>
м ы есм и и не есм и:
им ена остаются, а воды текут.
Гераклит, Гомеровы аллегории; Сенека, Письма.
Ср. Петрарка, О религиозном досуге, Записи на память
166
FRAGMENTA
F 50
[8]
,
5
< >
,
10
.
1-10 Hippol. Ref. IX, 9, 1 (T 664,33-37)
10 Philon. Leg. alleg. III, 3, 7 (T 332,9); De spec. leg. I, 6, 208 (T 333)
F 51
[110]
< >
< >
5
.
1-5 Hipp. Ref. IX, 9, 2 (T 664,39-40); 5 (T 664,56-7)
2-5 Plat. Symp. 187 A (T 131)
4-5 Plut1. De Is. 45, 369 B; Plut2. De tranqu. an. 15, 473 F;
Plut3. De an. procr. 27, 1026 A (T 494,8 T 495,3 T 496,5); Porph. De antro 29 (T 739)
F 52
[241]
.
1-2 Hipp. Ref. IX, 9, 4 (T 664,49)
1 Luc. Vit. auct. 14 (T 568,15)
F 53
[26]
,
5
,
( )
.
1-7 Hipp. Ref. IX, 9, 4 (T 664,53)
1-2 Plut. De Is. 48, 370 D (T 492); Procl. In Tim. p. 76 D.; p. 174 D. (T 901, T 902)
F 54
[71]
.
Hipp1. Ref. IX, 9, 5 = (T 664,59), cf. Hipp2. Ref. IX, 10, 1 (T 664,75):
Plut. De an. procr. 27, 1026 C (T 496,15)
F 55
[76]
,
.
1-2 Hipp. Ref. IX, 9, 5; cf. 10, 1 (T 664,63 [cf. 75-6])
166
[8]
F 50
Что всё есть Бог
делимый — неделимый,
рожденный — нерожденный,
справедливо, слушая его догму,
признать это мудным.
Слушая не меня,
но самглагол ,
справедливо согласиться,
что мудрое,— знать
все единым.
Ипполит, Опровержение всех ересей
Филон Александрийский
[110]
F 51
Не понимает <большинство>,
как <Единое> расходящееся
с собою согласуется:
противовратная гармония
как у лука и лиры
Ипполит, Опровержение всех ересей; Платон, Пир
Плутарх, Пир семи мудрецов и др. соч.
Порфирий, О пещере нимф
[241]
F 52
Эон — ребенок ребятящийся,
в pessoi (?) играющий:
Ипполит, Опровержение всех ересей
Лукиан, Распродажа жизней
[26]
F 53
И одних богами объявляет он,
а других — людьм и,
одних рабами сотворяет он,
а других свободными.
Ипполит, Опровержение всех ересей
Плутарх, Об Исиде
Прокл, Комм. к Тимею
[71]
F 54
Лад неявный
явного крепче.
Ипполит, Опровержение всех ересей
Плутарх, О порождении души в Тимее
[76]
F 55
Что подвластно зренью, слуху, изучению,
то предпочитаю я.
Ипполит, Опровержение всех ересей
167
FRAGMENTA
F 56
[19]
[
]
5
.
“
,
10
( )
,
( )
( )
,
”.
Hipp. Ref. IX, 9, 5 (T 664,66)
F 57
[39]
.
5
.
Hipp. Ref. IX, 10, 2 (T 664,84)
F 58
[123]
5
< >
.
Hipp. Ref. IX, 10, 3 (T 664,84)
F 59
[182]
.
Hipp. Ref. IX, 10, 4 (T 664,90)
F 60
[179]
.
1-2 Hipp. Ref. IX, 10, 4 (T 664,94)
Tertull. Adu. Marc. II, 28, 1 (T 656)
Hippocr. De nutrim. 45 (R [Mch 33 c])
167
[19]
F 56
Обманываются сии люди
в познании сих явных вещей
наподобие Гомера,
который мудрейшим
из всех эллинов был.
И его обм анули ведь дети,
вшей убивавшие,
так сказавши ему:
«Коих увидели и поймали мы,
тех бросаеммы,
а которых не увидели, не поймали мы,
этих мы носим».
Ипполит, Опровержение всех ересей
[39]
F 57
считают, что все почти знает он —
он, не постигший
ни ночи, ни дня.
А они суть одно.
Ипполит, Опровержение всех ересей
[123]
F 58
Во всякомслучае врачи,
рубящие, жарящие всячески,
отнюдь не недовольны
получаемою мздой
за то, что причиняют
те же “блага”, что болезнь.
Ипполит, Опровержение всех ересей
[182]
F 59
Письмен стезя
прямая и кривая —
одна и та же
Ипполит, Опровержение всех ересей
[179]
F 60
Ипполит, Опровержение всех ересей
Тертуллиан, Против Маркиона;
Гиппократ, О питании
168
FRAGMENTA
F 61
[140]
,
5
< > ( )
.
1-6 Hipp. Ref. IX, 10, 5 (T 664,97)
F 62
[116]
,
( )
.
Hipp. Ref. IX, 10, 6 (T 664,101 )
F 63
[36]
< >
< > (/
)
[ ]
.
Hipp. Ref. IX, 10, 6 (T 664,105)
F 63A
[158]
.
Hipp. Ref. IX, 10, 6 (T 664,109)
F 64-65
[167]
,
[ ]
< >
.
1-2 Hipp. Ref. IX, 10, 7 (T 664,110)
2 Philon. Leg. alleg. III, 3, 7; De spec. leg. I, 6, 208 (T 332, T 333)
F 66
[166]
[
]
.
Hipp. Ref. IX, 10, 7 (T 664,108)
F 67
[107]
,
,
,
( )
< , >
5
,
.
Hipp. Ref. IX, 10, 8 (T 664,118)
F 67A
[93]
Anima sicut aranea stans in medio telae: …quam cito… aliqua parte corporis laesa … illuc
celeriter currit…
{
(
),
.}
Hisdos. De an. m. in Tim. 34 B (T 1209)
168
[140]
F 61
самые чистые и самые грязные:
для рыб они сладостны
и спасительны,
для нас же — гадостны
и губительны.
Ипполит, Опровержение всех ересей
[116]
F 62
Бессмертны(е) смертны(е)
смертны(е) бессмертны(е)
друг друга смертию живые,
друг друга жизнию мертвы.
Ипполит, Опровержение всех ересей
[36]
F 63
Тот (та), что в могиле (тела?),
и сторожембдительно стать
над живыми и мертвецами.
Ипполит, Опровержение всех ересей
[158]
F 63A
Огонь разумен
Ипполит, Опровержение всех ересей
[167]
F 64-65
А кормчий сего Всего есть Перун,
и он-то вызывает нужду и изобилие.
Ипполит, Опровержение всех ересей
Филон Александрийский
[166]
F 66
Все Огонь, приидя,
рассудит и захватит.
Ипполит, Опровержение всех ересей
[107]
F 67
сытость — голод.
Изменяется ж он (но остается собой), как <огонь>,
куда подмешают курения,
называясь по сладости каждого.
Ипполит, Опровержение всех ересей
[93]
F 67A
Душа — как паук посреди паутины: как только какая-то часть тела задета, сразу
спешит туда.
Гисдос Схоластик, О мировой душе в Тимее
169
FRAGMENTA
F 68
[180]
(sc.
)
Iambl. De myst. I, 11 (T 745,(40)12)
F 69
[146]
(sc.
).
Iambl. De myst. V, 15 (T 746,15 )
F 70
[18]
< >
( )
.
Iambl. ap. Stob. II, 1, 16 (T 744 )
F 70A
[214]
(Anima) scintilla stellaris essentiae
{
}.
Macrob1. In Som. Sc. I, 20, 3 (T 783)
F 70B
[43]
(Sol est) fons caelestis lucis
{
}.
Macrob1. In Som.