Скачать:PDFTXT
Все наследие

что природа у всякого дня

одна ведь <и та же>.

{Любой день подобен всякому.} [F 106]

41 Ежели б не было Солнца,

то при прочих всех светилах,

воцарилась бы ночь. [F 99]

42 <Пусть даже> Ночь — наипервейшая богиня… [F 13A]

43 < зато> {…Солнцеисточник небесного света.} [F 70B]

44 Зари и заката границы суть:

Медведица,

а напротив Медведицы —

изобилье лучезарного Зевеса. [F 120]

45 *{Что до Гомера, по нему }

<одна и та же ночь себе самой же неподобна:>

{он сказал ведь, будто Гектор

и Полидам ант}

«в единую ночь родилися»,

<но друг от друга так отличны!> [F 105a]

190

46

< >

[

?]

. [F 129]

47

. [F 35]

48

(

). [F 81]

49

. [F 40]

50

,

,

”. [F 104]

*

*

51

*

.

”.* [F 39]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

190

Пифагор, Ксенофан, Гекатей,

или О многоучености

46 Пифагор, сын Мнесархов,

упражнялся в вопрошании людей

более всех

и отобравши те и се

писанья сочинил

свою мудреность,

многоученость,

злоухищренность. [F 129]

47 Должен весьма ведь о многом

сведущим быть муж «любомудрый».[F 35]

48 Родоначальник он

словесных ножей для заклания. [F 81]

49 Многоученость не учит уму:

Гесиода ведь научила бы,

да Пифагора,

равно как Ксенофана бы,

да Гекатея! [F 40]

50 Ибо где у них уми где разум?

Песни холопов горланит один,

словно наставник вещает другой

и не знают оба,

что « полно дурных и м ало добрых».

[F 104]

*II О гражданском*

3. О ДОБРОДЕТЕЛИ

Биант и Гермодор, или Истинная мудрость

51 В Приене Биант проживал,

сын Тевтама,

О немрекомое славнее, чемо прочих.

{И приенцы участок ему посвятили, назвавши его Тевтамеем.

Он провозгласил : «Большинство людей дурны». }

[F 39]

191

52

,

. [F 49]

53

.

[ ]

< >

[

]

. [F 29]

54

,

,

. [F 125A]

55

. [F 44]

56

. [F 33]

57

,

,

«

,

,

». [F 121]

58

,

. [F 85]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

191

52 Один, по мне,

— тысячи,

коли он наилучший,

бесчисленные же сии

никто. [F 49]

53 Ибо одно перед всемпредпочтут наилучшие:

вечнотечную славу.

А м ножество см ертных

нажираются словно скоты,

брюхоми срамом, постыднейшимв нас,

измеривая благополучие. [F 29]

54 Да не лишиться вамбогатства,

эфесяне,

чтоб изобличала вас

вся нищета ваша! [F 125A]

55

в пользу закона —

в пользу исконного —

словно за стены. [F 44]

56 Закон же и в том,

чтобы следовать воле единого. [F 33]

57 Поделомже эфесянамвзрослым

перевешаться всем

и недорослямгород передать

ведь они Гермодора,

из них наиполезнейшего,

изгнали, сказавши:

«Ни один промеж нас да не будет полезнейшим,

а коль будет — пусть

на чужбине средь чужих». [F 121]

Пороки, мудрости вредящие

58 С гневомбороться трудно:

за всё то, что захочет,

душою (= жизнью) взымает он плату. [F 85]

192

59

. [F 7A]

60

. [F 46a]

61

. [F 43]

62

< >

.

[F 95-109]

63

. [F 119]

64 < >

,

. [F 79]

65

,

. [F 78]

66

. [F 47]

67

,

,

. [F 93]

68

< >

 

[

]

. [F 92]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

192

59 Бороться с наслаждением

ещё трудней, чемс гневом. [F 7A]

60 Самомнениепадучая

( букв. «священный недуг»). [F 46a]

61 Наглость надобно гасить

попроворней, чемпожар. [F 43]

62 Невежество лучше скрывать:

скрывать невежество — вернее,

чемвыносить напоказ,

но нелегко безвольному,

да за выпивкой. [F 95-109]

63 Собь <его> для человека — даймон (= божество) . [F 119]

64 <Но> взрослый младенцем слывёт перед даймоном,

как и ребёнок пред взрослым. [F 79]

65 Ибо собь людская

знаний не имеет,

а божественная — да. [F 78]

66 Да не будемна авось

гадать о величайшем! [F 47]

4. ИСКУССТВО ПОЗНАНИЯ

Аполлон, Сивилла и природа

67 Владыка, —

тот самый, чьё прорицалище в Дельфах находится,

— не глаголет, не скрывает,

а намекает. [F 93]

68 <А > Сивилла,

устами безумными

смеха лишенные, неумащенные,

неподслащенные

речи вещающая,

гласомтысячу лет пробивает

чрез бога сего. [F 92]

193

69

. [F 86]

70

. [F 123]

71

. [F 54]

72 < >

. [F 18]

73

N

. [F 22]

74

. [F 101]

75

,

,

. [F 16A]

76

. [F 55]

< .>

77

. [F 101A]

78 < >

,

. [F 7]

< … >

79 …

. [F 101B]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

193

69 Но скрывает глубины познания

благое неимоверие:

неимоверием разогнаны они,

дабы познаны не быти. [F 86]

70 Природа любит скрываться. [F 123]

71 Лад неявный

явного крепче. [F 54]

72 <Ищущий правды не должен отчаиваться.>

Коли не чает он нечаемого не отыщет

ненаходимого и малодоступного

( или ибо ненаходимо и малодоступно). [F 18]

73 Ибо золота искатели

грунта много перероют,

а находят мало. [F 22]

74 Я искал самостоятельно. [F 101]

75 Не по-человечески,

а с помощью Бога,

лучше Сивиллы я

все уяснил себе. [F 16A]

Глаза, уши, душа

76 Что подвластно зренью, слуху, изучению,

то предпочитаю я. [F 55]

<Глаза и уши ведь — свидетели истины.>

77 Конечно, глаза —

свидетели более точные, нежели уши. [F 101A]

78 < Но> если бы нечто всё в дымобратилось,

ноздри бы <то> распознали. [F 7]

<Остерегайся тех, однако…>

79 …кто о спорных предметах

ненадежных приводит свидетелей. [F 101B]

194

80

< >

[F 107]

81 < , > [cf. D 148, F 117]

82

[F 36, Hippol.]

(cf. 190)

83

< >

,

,

. [F 77a]

84

,

,

. [F 117]

85 …

. [cf. D 121]

86

. [F 71]

87

,

< >

.

. [D 146, cf. D 148].

88 anima in totum corpus diffusa et ubique ipsa… per sensualia uariis modiis emicet, non tam concisa quam

dispensata. [D 117]

89

,

… [Cf. D 148]

90 …

,

,

,

. [F 107Aa]

,

,

.

[D 148]

91

[

]

{

}

[

]

. [F 75]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

194

80 < Ибо> дурные свидетели для людей —

глаза и уши тех,

у кого варварские души. [F 107]

81 <Ибо судьи для людей — их души. Но и душаплохой судья, когда она влажная.> [ср. D 148, F 117]

82 Ибо для душ смерть — водою стать. [F 36]

(cf. 190)

83 <Зато> для душ — услада,

не смерть,

влажными стать. [F 77a]

84 Когда напьётся муж,

дитя его ведёт незрелое,

а он шатается

и самне знает, куда ступает,

ибо влажна его душа. [F 117]

85 Его душа увлажнена винными парами. Влажность души притупляет зрение и слух. [ср. D 121]

86 Позабыл он,

куда путь ведёт. [F 71]

Душа, Paccудок и Глагол

87 Человек по природе неразумен. Его разум (речение, логос) — вне тела [D 146, cр. D 148]

88 Душа человека едина, рассеяна по всему телу, находится в нем повсюду и выглядывает из него

через органы чувств. [D 117]

89 Ибо божественное Речениесудья истины, с которымдуша общается через отверстия органов

чувств. [cр. D 148]

90 Судья истины — Речение (= разум), причем не какой угодно, а всеобщee и божественное… То, что

нас объемлет, есть нечто разумное и мыслящее… Мы сами становимся мыслящими, вобрав в себя это

божественное Речение через дыхание, причем во сне мы все забываем, а бодрствуя, мы мыслим

[F 107Aa]. Ведь во сне отверстия наших чувств закрыты и наш умобособляется от Объемлющего, с

которымон был сращен. Сохраняется лишь связь через дыхание, являющееся как бы корнем

, а

обособившись от него, он теряет силу памяти, которой прежде обладал… [D 148]

91 Спящие — тоже работники

{и сотрудники}

того, что происходит в мирострое [F 75]

195

92 < , > Ratio tamen eorum, propter inseparabilem comitatum conscia decreti respirationis (?)

facta quiescentibus animis opere somnuum futura denuntiat [D 149]

93

< >

,

. < >. [F 67A]

94

. [D 148]

< .>

95

,

[F 107Ab = 96],

< > [cf. 94, 97–99],

[cf. 100].

,

… [D 148]

96 {

,

.} [F 107Ab]

97 {

,

,

,

.} [F 107B]

98

.

,

,

.

,

,

. [F 26]

99 < >

,

. [F 21]

100

,

. [F 89]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

195

92 <Но от них происходящее ускользает, ибо глаза и уши их закрыты. Только рассудок их бодрствует.> *

Зато, освободившись от чувственных впечатлений, их рассудок приобретает способность воспринимать

во сне будущее <известное божественному Речению> .* [D 149]

93 {Душа <спящих> — как паук посреди паутины: как только какая-то часть

тела задета, сразу спешит туда.} [F 67A]

94 Когда же мы бодрствуем, наш ум, высунувшись снова в отверстия органов чувств, как в некие окна

и сойдясь с Объемлющим, зажигает в себе разумность. [D 148]

<Так во время дня. Но ночью огонь Объемлющегo удаляется от нас.>

95 И подобно тому, как угли, если их приблизить к огню, начинают пылать вследствие происшедшей с

ними перемены и, напротив, гаснут, если их удалить, [F 107Ab = 96], так и доля Объемлющего,

пользующаяся гостеприимством наших телес, почти совсем лишается разумности <даже когда мы бодрствуем> если удалена от него [cf. 94, 97–99], и, напротив, отождествляется со Вселенной [cf. 100]

когда соединяется с нимчерез многочисленные отверстия. И именно это всеобщee и божественное

Речение, от общения с которыммы становимся разумными, и есть критерий истины… [D 148]

96 {Поднесённые к огню

угли вспыхивают,

удалённые же гаснут.} [F 107Ab]

97 {Когда мы с его памятью общаемся,

м ы истину глаголем ,

когда ж обособляемся —

мы заблуждаемся.} [F 107B]

98 Человек в ночи

себе свет зажигает собою.

«Мёртв» он: погасши очами,

хоть жив,

соприкасается с (зажигается) мёртвым.

«Спит» он: погасши очами, <хоть> бодр

соприкасается с (зажигается) спящим. [F 26]

99 <Ибо ночью>

смерть всё то, что бодрствуя мы видим,

а все то, что спя, — сон. [F 21]

100 Для тех, кто бодр, —

один совместный мирострой,

а из уснувших каждый

в свой личный

отворачивается. [F 89]

196

101

(

)

. [F 2]

102

. [F 113]

103

. [F 116]

104

. [F 112]

105

,

< >

.

. [F 114]

*

*

106

. [F 32]

107

,

,

,

.

( )

< >,

< >

. [F 67]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

196

Всеобщее, Речение и разумение

101 Так что следовать надо Реченью совместному

— ибо совместное всеобще.

Но хотя Речение сие и всеобще,

люди живут так, словно у них

личное есть разумение. [F 2]

102 Обще для всех разуменье. [F 113]

103 Всемлюдямспособность присуща

самим познавать

и здраво мыслить. [F 116]

104 Здраво мыслить — величайшая доблесть

и м удрость высказывать истину

и действовать согласно природе <ей> внемля. [F 112]

105 С ум ом ( ксюн ноой) говорящие

укрепиться должны на всеобщем( ксюной)

как город на законе,

а город (Эфес) — еще крепче

Ибо законы людские

все ведь питаются

от Единого божьего.

Ибо столько он властвует, сколько захочет,

довлеет всему

и не истощается. [F 114]

*III. О божественном *

5. ЗАКОН ЕДИНСТВА

Бог и божественный закон

106 Единoe ( или Единым) мудрое

только нарекаться не хочет

и ( или а) хочет именем ( или имени) Зевса. [F 32]

107 Бог сей — деньночь

зималето, война — мир

сытость — глад.

Изменяется ж он (оставаясь собой) как <огонь>,

куда подмешают куренья,

называясь по прелести каждого. [F 67]

197

108

< >

,

. [F 102]

109

. [F 83B]

110

< >

. [F 51]

111

. [F 10]

112

< >

< >

,

. [F 88]

113

[

]

,

[ ]

,

*

,*

( ) [

]

,

. [F 107D]

114

,

. [F 80C]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

197

108 <Ибо> для Бога — всё прекрасно

и хорошо, и праведно,

люди ж то неправедным

почитают,

а это — праведным . [F 102]

109 Расходящееся

всегда сходится. [F 83B]

110 Не понимает того <большинство>,

как Единое расходясь

с собою согласуется:

противовратная гармония (лад),

как у лука и у лиры. [F 51]

111 Впрягла она во гнутое и в негнутое

( или в целое и нецелое)

сходящееся — расходящееся,

созвучное — разнозвучное,

и из всего — одно,

а из одного — всё. [F 10]

Единство живого и мёртвого,

бодрствующего и спящего, юного и старого

112 Одно и то же для Единого

живое и мертвое,

<одно и то же> бодрое и спящее,

и юное, и старое.

Ибо то, обернувшись, есть это,

а это, вновь обернувшись,

первое. [F 88]

113 Когда мы живы,

наши души умирают

и в нас погребены,

а когда м ы ум ираем ,

воскресают и живут. [F 107D]

114 Мы живемих смертью,

но умираем их жизнью. [F 80C]

198

115 [

(= 112),

]

Z

[F 77b]

< .>

116

,

,

. [F 62]

117

. [F 48]

< >

……………………………………………

< >

118

,

,

,

. [F 80B (c, d)]

119

,

,

et natura ab sementi humana ad sementim reuertitur [F 80B (b), (a)]

120

. [F 103]

121 {

< >

} [F 5A]

< >.

122

,

,

. [F 111]

123

< >

. [F 58]

MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ

198

115 [Мы живемих смертью (= 112), и]

Они живут нашей смертью [F 77b],

<но умирают нашей жизнью> .

116 Бессмертны(е) смертны(е)

смертны(е) бессмертны(е),

друг друга смертию живые,

друг друга жизнию мертвы. [F 62]

117 Так, луку имя — жизнь (BIOS),

а дело его — см ерть. [F 48]

<Одно и то же,

Скачать:PDFTXT

Все наследие Гераклит читать, Все наследие Гераклит читать бесплатно, Все наследие Гераклит читать онлайн