для Единого, бодрствующее и спящее.>
……………………………………………
<Одно и то же, для Единого, юное и старое.>
118 {В тридцатилетнем возрасте мужчина может стать дедом, ибо достигнув половозрелости около
второй седьмицы, может производить семя, а зачатый им, родившись менее года спустя, через
пятнадцать лет порождает себе подобного.} [F 80B]
119 {Тридцать лет — генея или колесо рождений, в течение которого родитель получает дитятю от
собственного дитяти и природа возвращается от осеменения к осеменению.} [F 80B]
120 Ведь совпадают конец и начало
у ободка колеса. [F 103]
Единство благого и дурного, приятного и противного,
усталости и отдыха
121 {Одно и то же <для Единого> благое и дурное,} [F 5A]
<приятное и противное.> }
делает приятными благим,
123 Во всякомслучае врачи,
рубящие, жарящие всячески,
отнюдь не недовольны получаемою мздой
за то, что причиняют
те же «блага», что болезнь. [F 58]
199
< >
124 …
< >
. [F 9]
125 {
.} [F 4]
126 {
< >
.} [F 19A]
< , >
127
. [F 84a]
128
< >
[
]
. [F 84A]
129
< >
< >
. [F 84b]
……………………………………………
130
.
[F 81Ba]
siue fort.
< >
( ) < >
( )
( )
[F 81Bac]
……………………………………………..
131 …
… [F 3A]
…………………………………………….
132
,
[ an
?]
.
< >
,
,
. [F 91 Plut.]
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
199
<Для людей благополучье и изобилие — в золоте… 124 … но> сено избрали б ослы
скорее, чемзолото. [F 9]
125 Будь благополучье
в удовлетвореньи,
коров благополучными сочли бы мы,
горький горох находящих. [F 4]
126 {< Ибо для них> цель жизни — удовлетворение [F 19A]
Единство усталости и отдыха, движения и покоя
<Одно и то же для Единого усталость и отдых, покой и движенье.>
127 Что меняется, то отдыхает.
[F 84a]
128 Отдых — в подвижности. [F 84A]
129 Томление — над тем же трудиться
и темже удовлетворяться. [F 84b]
……………………………………………..
130 Всё отступает и ничто не остаётся. [F 81B]
или, возможно:
Все отступает <всегда туда и сюда>
и ничто никогда не пребывает бездвижно
[F 81Bac]
……………………………………………..
131 …Противобег… [F 3A]
……………………………………………..
ни дважды коснуться
той же бренной природы. [F 91a, Plut.]
Hо рассеивается онa
и снова собирается,
составляется и убывает,
приходит и уходит… [F 91b]
200
133
,
{
,
.} [F 49A]
134 {
.} [F 3B]
< >
135
. [F 125]
136 < >
(?)
(?)
(?)
[cf. D 163, D 164]
…………………………………………….
137 < >
(?)
(?)
(?)
[cf. D 165, D 171]
…………………………………………….
< , , , >
138
,
< >
. [F 82-83]
139
{
,
…} [F 107C]
140
,
. [F 61]
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
200
133 В потоки те же
м ы входим и не входим ,
<в потоках тех же>
м ы есм и и не есм и:
{имена остаются, а воды текут.} [F 49A]
134 {Покой и бeздейcтвие — свойство трупов.} [F 3B]
<Но и трупы не неподвижны.>
135 Болтанка кикеон <и та> разлагается,
<сколько ни> взбалтывай. [F 125]
Единство света и тьмы, знания и невежества, большого и малого (?)
136 <Одно и то же для Единого> свет и мрак (?), знание — невежество (?),
малое — великое (?) [cf. D 163, D 164]
……………………………………………..
Единство белого и черного, высокого и низкого,
мужского и женского (?)
137 <Одно и то же для Единого> белое и черное (?), высокое и низкое (?),
мужское и женское (?) [cf. D 165, D 171]
……………………………………………..
Единство прекрасного и уродливого, чистого и грязного,
cладкого и горького
<Одно и то же для Единогo красивое и уродливое, мудрое и глупое, сладкое и горькое, чистое и нечистое.>
138 Уродлива пред человеком
прекраснейшая из обезьян…
<Но и> человек мудрейший
мартышкой покажется пред богом. [F 82-83]
139 Мёд и сладок, и горек…
{сладок для здоровых, горек для желтушных.} [F 107C]
140
самые чистые и самые грязные:
для рыб они сладостны и спасительны,
для нас же — гадостны
и губительны. [F 61]
201
141 {
,
*
.*} [F 37]
142 < >
… [F 13]
143 < >
,
,
,
. [F 14a]
……………….
144 *{
}
…* [F 14b]
……………….
145
*
*
. [F 14c]
146 {
}
. [F 69]
147
< >
.
.
. [F 5]
148
,
,
(?)
< >
,
. [F 128]
149 *
,
,
.* [F 127]
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
201
141 Свиньямгрязью мыться нравится,
домашней птице — пылью,
*более, чемчистой водой*. [F 37]
6. ПРОТИВ БЕССМЫСЛЕННЫХ И ПОСТЫДНЫХ ОБРЯДОВ
142 <Но> не должен человек любезный
143 <…подобно> полуночникам:
магам, вакхантам, ленам, мистам… [F 14a]
……………….
144 *{Их покарает} Огонь!* [F 14b]
……………….
145 Нечестиво ведь посвящаются
в *принятые у людей* таинства! [F 14c]
146 (Чистые жертвы) и от одного человека случаются редко. [F 69]
147 Тщетно очищаются они кровью
замаранные,
как если кто бы,
в глину вступив,
глиною мылся.
Безумцем бы он показался,
из людей если кто бы
увидел его, вытворяющимэто.
И кумирам-то сим они молятся,
как если кто бы
с жилищами <их> разглагольствовал,
ничуть не зная богов и героев,
которые суть / кто они суть. [F 5]
148 Божеств кумирам молятся,
не слышащим,
приносят жертвы им(?),
не воздающим,
как <будто б и> не просят. [F 128]
149 *Если они боги,
зачемоплакиваете их?
А коль оплакиваете,
не почитайте их боле богами.* [F 127]
202
150
< >
{
}. [F 68]
151
< >
,
. [F 15]
152
< >
[F 16]
153
. [F 11]
<* *>
154
,
. [F 30]
155
,
. [F 90]
156 < >
{
}, < … > [F 5C]
157 …
. [F 107F]
158 *{
< >
.}* [F 63A]
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
202
150 <И прибегают>
{к постыднам} лекарствам: {фаллическим обрядам и скабрёзным речам}. [F 68]
151 Коли вправь Диониса ради ввели они шествие
и сором у песни запели,
срамнейшее учредили.
Тот же Сором-Аид и Дионис,
которого ради безумствуют
и вакханальствуют. [F 15]
152 От никогда не заходящего <огня>
разве кто-либо спрячется? [F 16]
153 Ибо всякая тварь
бичомего на пастбище гонима. [F 11]
<*IV.О природе*>
7. O МИРОСТРОЕ
154 Мирострой сей,
тот же самый для всех и всего,
ни из богов никто, ни из людей,
не сотворил,
но присно он был, и есть он, и будет,
огнь присноживый
мерно вспыхивающий
и м ерно потухающий. [F 30]
155 И в огонь обращается всё
и огонь — во всё,
так же, как
червонцы в золото
и золото в червонцы. [F 90]
156 <И как> {червонцы — из} оплавляемой золотины [F 5C],
< так и… >
157 …Все вещи из огня возникают
и в огонь разрешаются. [F 107F]
158 *{<Этот> огонь разумен}*. [F 63A]
203
159
,
< , > [F 31a]
160
[F 5B, cf. D 29a]
161 < >
< >
[Cf. F 64-65]
< ,>
162
< >
. [F 31b]
163 < . . .>
[cf. F 31b]
164
[F 5B, cf. D 29b]
165 < >
< >. [Cf. F 64-65]
166
. [F 66]
167
,
[F 64-65]
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
203
159 Обращенья огня:
<обращенья> :
< а земли : вполовину (пресная) вода, сполоха же — вполовину воздух.> [F 31a]
160 Огонь когда-то становится всем.
[F 5B, cf. D 29a]
161 < Это> недостаток < огня.> [Cf. F 64-65]
<Вода снова сгущается в землю…>
162 А зем ля м орем растекается
и соразм еряется
согласно тому же реченью,
какой был <от огня>
прежде, чемземля возникла. [F 31b]
163 <И воздух нагревается до сполоха, cполох же в море охлаждается и соразмеряется согласно тому же реченью, какой был от огня прежде, чем сполох возник. И море снова воспаряется, превращаясь в огонь.>
[cf. F 31b]
164 Всё когда-то становится огнём. [F 5B, cf. D 29b]
165 < Это> изобилие < огня>. [Cf. F 64-65]
166 Всё огонь, приидя,
рассудит и захватит. [F 66]
167 А кормчий Всего этого —<Зевесов> перун,
и он-то вызывает недостаток и изобилие <огня> …
[F 64-65]
204
168 < >
,
< >
. [F 123Bab, D 50, D 52]
169
. [D 35 – D 37]
< …>
170
{…
< >
< >
} [F 3Da]
171 < >
,
,
,
.
[D 38A]
…………………………………………….
172
< >
,
[D 40]
173
(/
?) < > [F 137]
174
,
[D 42, cf. F 3Aa].
(
?)
,
[D 43].
< — — , .>
[cf. T 331, D 48]
175
,
,
< > [F 76b]
176 {
.} [cf. F 123Bc]
177
< >
[F 76c]
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
204
168 <Кормчему прислуживают>
ведущие к рожденью мироздания
и Согласие и Мир
ведущие к воспламенению. [F 123Bab, D 50, D 52]
169 Это превращение миростроя соблюдает опрeделенный порядок и совершается в силу необ-
ходимости Жребия за определенное время в соответствии с некоторыми циклами в течение всей
вечности. [D 35 – D 37]
<в частности, между двумя воспламенениями, с циклом>
170 … Великого годa , <который… >
{…состоит из 10 800 солнечных лет.} [F 3D]
171 <Однако> периоды превращения неодинаковы: тот, который называют изобилиeм, — длиннее, а
период недостатка — короче… Три к девяти, таково соотношение длительности образования космоса к
длительности воспламенения. [D 38A]
……………………………………………..
172 Все это происходит под воздействиемЖребия, который является необходимостью. [D 40]
173 Ибо <такова необходимость ( ?),>
навязанная Жребьемцеликом( или целокупному?). [F 137]
174 Жребий — разумное Речение, возникшее из противобега, демиург-творец сущих. [D 42,
cf. F 3Aa] Cущность Жребия — разумное Речение, рассеянное по сущности Всецелого, эфирное тело,
семя зарождения Всецелого и мера предписанного цикла. [D 43].
O превращениях космических масс
<Элементы Всецелого — земля, вода и прочие — обращаются и обмениваются постоянно вдоль одного и того же пути вверх — вниз, прямого и кривого.> [cf. T 331, D 48]
175 Огня смерть — воздуху рождение,
и воздуха смерть — воде рождение
<и воде смерть — рождение земле>. [F 76b]
176 {Это путь вниз.} [cf. F 123Bc]
177 Земли смерть — воде родиться,
и воды см ерть — воздуху родиться,
и воздуха <см ерть — родиться> огню. [F 76c]
205
178 {
.} [cf. F 123Bc]
179
[B 60]
< .> [cf. F 59]
…………………………………………….
180
…
,
…
,
’
. [D 54, D 55a]
’
[D 55b] :
< .> [cf. F 59]
181
,
< >
< > [F 76a]
< .> [cf. F 59]
182
. [F 59]
183
,
,
,
. [F 126]
184
. [D 61]
185
,
< >
<( ), ( )>,
. [D 63, cf.
III.2, Comm. p. 158]
186
,
. [D 63, D 64, cf. III.2,
Comm. p. 158]
187
< > *
* [F 38] < >
188
[cf. F 44A].
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
205
178 {Это путь вверх.} [cf. F 123Bc]
один и тот же [F 60]:
……………………………………………..
180
Сперва наиболее тяжелые части огня… становятся землей. Затем они смягчаются… земля
становится водой и, испаряясь, воздухом [D 54, D 55a]. А из воздуха возникает огонь [D 55b]:
181 Жив огонь земли смертью,
воздух жив огня смертью,
вода жива воздуха смертью,
земля <жива смертью> воды: [F 76a]
<тот же путь кривой>. [cf. F 59]
182 Письмен (= элементов) путь
183 Хладное теплеет,
тёплое хладеет,
влажное черствеет,
сухое отсыревает. [F 126]
184 Почти всё происходит благодаря воспарению от моря. [D 61]
185 Воспарения бывают от земли и моря, одни — светлые и <либо> чистые <(те, что от моря и сухих мест земли,) либо мутные (те, что от влажных мест земли)>, другие — темные. [D 63, cf. III.2,
Comm. p. 158]
186 Огонь выращивается светлыми, влажность — иными. [D 64, cf. III.2, Comm. p. 158].
О душ ах в мирострое
187 <Как сказал еще> Фалес <сын Эксамия>, *первый исследователь
светил* [F 38],
188 … «Всё переполнено душaми…» [F 44A]
206
189
[D 113, cf. D 122] < >
190
,
,
< >
. [F 36, Clem.]
191
[D 92]
[D 99].
192
. [D 105]
193
, < >
< > [D 106, cf. D 107].
194
(
)
,
. [D 109]
195 …
(
)
…
(
)… [D 115]
196 …
. [D 114, cf. D 119].
197
(
)
…
… [D 118]
198
,
(
)
… [D 121,
cf. D 126, D 127]. Cf. 84, 85.
199
. [D 112]
200
(
)
,
,
[D 125], {
.} [D 126, cf. D 127]
201
,
. [D 123]
202
. [F 85A]
203 < >
, < >
. [D 128]
MУЗЫ ИЛИ О ПРИРОДЕ
206
189 < И в самом деле> души <тоже> следуют путемвверх — вниз [D 113, cf. D 122] < в взаимопревращениях вещей> .
190 Для душ смерть — водою стать,
а для воды смерть — землёю стать.
Из земли же вода рождается,
а из воды < мировая>