См . M 24b-e и прим .
M 9b — Речь у Геродота идет о событиях 498 г.
M 10b — Речь у Геродота идет о событиях 492 г.
Мардоний — Mardunija, персидский военачальник, плем яник Дария I, погиб при
сражении в Платеях (479).
Отан — Hutana, персидский аристократ, родственник рода Ахеменидов
(Гeродот, III, 2; 68-84; 139 слл.).
M 13Acdf Демокрит (Абдерский) — философ, основатель атомизма (сер. V — нач.
IV). О его взаимоотношениях с абдеритянами см. eго апокрифическую переписку с
врачомГиппократом.
Cократ — философ, учитель (и главный персонаж диалогов) Платона, пригово-
ренный к смeрти афинским судом (469-399).
M 14 – M 19 Взаимоотношения с другими мыслителями. — Гераклит не принад-
лежал ни к какой «школе» (M 14, M 19). Был самоучкой (M 15). Упоминал поэтов
Гом ера (VIII в.?), Гесиода (VII в.?), Архилоха (VII в.), Алкея (VI в.) [?], историка и
мифографа Гекатея (2-я 1/2 VI в.), философов Пифагора (2-я 1/2 VI в.), Ксенофана
(ок. 570 – ок. 470), которого, может быть, «слушал» лично (M 16); он встречался с
философомМелиссом(V в.) (M 17); его ученикомякобы был философ и врач Алк-
меон Кротонский [последнее, правда, скорее — плод ошибки источника]. Его после-
дователями были Кратил, у которого учился Платон, и анонимные «гераклитовцы»
(M 18). Но античная традиция «Преемств философов» помещает его вне как ионий-
ской линии, так, естественно, и италийской (M 19).
M 16abhi Орфей — легендарный поэт и музыкант, мифический автор теогонии и
основатель орфизма. Приписанныe ему Климентом стихи (см. Т 643), разумеется,
суть позднее переложение фрагмента F 36, а не наоборот.
Ферекид Сиросский — автор космогонического мифа, написанного прозой (сер.
VI в.).
Гиппас — философ, пифагореец-диссидент, считавший началом огонь (конец VI
в.).
Пиррон — философ, основатель скептицизма (360-е – 289-е гг.).
Несмотря на наличие отдельных перекличек с Гераклитом (ср. орфическое
учение о душе, поэтику фрагментов Ферекида, роль огня у Гиппаса), до нас не дошло
никаких сведений об их влиянии на эфесца. A Пиррон был старшимсовременником
Аристотеля и родился лет через сто послe смерти Гераклита!
M 20 – M 27 Об образе жизни, характере, взаимоотношениях с согражданами,
отказе писать законы и апофтегмах (изречениях и остроумных высказываниях) — все
222
ADNOTATIONES: VITA ET LIBER
приведенные сведения достаточно правдоподобны, но малодостоверны, ибо ос-
нованы преимущественно на стиле и содержании книги, выдумках авторов комедий
(M 21–M 25) и поздней (I в. н.э.) легенде о мрачном (плачущем) философе (M 26).
Сведения о смерти Гераклита от водянки cовершенно недостоверны (M 27).
M 23a — Чтение этого текста обосновано в СМ 13 (1975) 35-36 и SM 66 (1985)
129-130.
M 23c — Иоанн Сицилийский явно не понял (или забыл) смысл пассажа, при-
веденного в M 23a.
M 24b-e иллюстрирует постепенное искажение первоначально достаточно прав-
доподобного анекдота, приуроченного к конкретному историческому событию: ср.
M 9a.
M 25gh Красс (Луций Лициний, 140-90) — римский оратор и сенатор .
Диоген киник (Синопский, ок. 400–ок. 325) — философ, основатель кинизма .
Тимон (Флиунтский, ок. 320–230) — философ-скептик, софист, поэт и писа-
тель.
M 25h2 — Александр (III, Македонский, 356-323) — знаменитый завоеватель .
Гай (Юлий Цезарь, 100-44) — первый римский император .
Помпей (106-48) — римский полководец .
M 25k — Эпиктет (ок. 55 – ок. 135) — философ-стоик, из рабов. Его поучения
записаны Аррианом.
M 27a-d … обратить ливень в засуху — См . F 88A (Frag /iii), № 244 прим.
M 28 – М 30 Портреты — Могут считаться достоверными: 1) (бронзовая?) ста-
туя (V в. до н. э.?), изображенная на эфесских монетах II-III вв. (Табл. II-III);
2) мраморная копия (II-III вв.) этой (?) статуи, найденная в Гортине (Крит) в 1885 г.,
идентифицированная Липпольдом(Lippold 1911) на основании монет (Tабл. I, IV, V);
3) гравюра Cтатия (Statius 1569 [так!]), изображающая (утраченную) герму I-II вв.,
найденную в Тиволи (б. Тибуре) в XV в. (Табл. VII); и, быть может, если она не копия
гравюры, 4) агатовая гемма Афинского музея нумизматики с изображением бюста
Гераклита (Tабл. VI). Cм. Альбом. Краткое обоснование, см. в СМ 13 (1975),
подробное — в Мем p. 175-186 и 217-223.
M 28A — Ни одно из этих изображений [ Альбом, Таб. XIII-XV], несмотря на
сходство, не имеет ценности при наличии их общего оригинала: гравюры Статия [Таб.
VII].
M 29A M 29B [Таб. XVI-XX] — Хотя налицо какое-то общее сходство, особенно
если сравнивать с агатовой геммой [ Альбом Таб. VII = M 28d], его явно недостаточно,
чтобы отождествить все бюсты, приведенные под номером M 29A (кроме, б. м.,
Капитолийского [Таб. XVI = M 29Aa]) даже с «идеализированными» Гортинской
статуей [M 28b = Таб. III-V] или гравюрой Статия (M 28c4 = Таб. VII). Об опущенных
M 29B (cм. Mem, Tab. XXI-XXII) нечего и говорить.
M 31 – M 33 Книга, объем и название — Сочинение Гераклита состояло несо-
мненно из одной «книги» (свитка), т. е. содержало максимум от 4000 до 6000 слов,
было написано ритмической силлаботонической прозой со множеством изыс-
каннейших поэтических (риторических) фигур. См. Lang passim — Из названий ни
одно, по-видимому, не восходит к автору: «О природе» — обозначение жанра
философского трактата, появившееся где-то в середине V в., «Музы» — перекли-
кается с прозвищем, которым Платон наградил Гераклита и Эмпедокла в «Софисте»,
Диодотовский стих — собственное изобретение Диодота, а о четвертом— бессмыс-
ленномв дошедшемвиде — см. F 81A и № 1 прим .
ПРИМЕЧАНИЯ: ЖИЗНЬ И КНИГА
223
M 34 – M 37 Содержание книги — См. прим. к D 1–D 5 и, в связи с D 4, прим . к
подзаголовкамперед № 1, 51, 106 и 154. Сведения М 35 и М 36 не подтверждаются
реконструкцией, а М 37 — лишь частично (ср. № 10 и 15, 101).
M 38 – M 47 Темнота книги — Разбор античных и современных мнений о при-
чинах пресловутой темноты Гераклита, см. в Lang p. 9-132, а анализ лежащей в ее
основе поэтики — тамже, p. 213-386.
M 38d двусмысленности — В источнике перед этимприводятся различные при-
меры греческих многозначных конструкций, не имеющих отношения к Гераклиту.
М 40b согласно некоему Кротону… — Вторую версию о ныряльщике можно
согласовать с первой (M 40a, cр. M 51a), eсли допустить, что Кротон (Кратин?) — автор
комедии «Глубинный ныряльщик», в которой обыгран тот же эпизод, а СоKрат
выступает под именем Крат.
M 46 Гераклит поэт? — Во всех приведенных текстах, кроме последнего, речь
может идти не о стихах, а о строках, а слова
(но не carmen) и
могут
толковаться соответственно как «произведение» и «на поэтический лад».
M 48 – M 54 Судьба книги — Гераклит ее депонировал в храмАртемиды Эфес-
ской (M 48), скорее всего — в качестве оригинала для снятия копий, как место
максимально надежного хранения, (не спасшее ее однако, по-видимому, от
геростратова пожара 356 г.). Еврипид ее «выучил наизусть» еще задолго до того и
привез ее в Афины Сократу (M 51). Она была очень рано известна в Италии и
Сицилии (в частности Эпихарму и Эсхилу), от нее пошла (недолговечная) секта
«гераклитовцев» (M 50), позже уступившая место стоицизму.
Добавим,
что,
судя
по цитированию,
Гераклита
оставалось
доступнымпримерно до III в. н.э. — самыe богатые наши источники буквальных
цитат: Климент Александрийский (ок. 150 – м. 211 и 216) и Ипполит Римский (ок.
170 – ок. 236), — а затемсильно пострадало при переходе от папируса к кодексу (в
дорогие кодексы переписывалось лишь самое ценное, т. е. священное писание,
духовная христианская литература и классические произведения, входившие в
обязательную «программу» образованного человека): Cтобей (V в.) пользовался какой-
то антологией, Cимпликий (VI в.) цитирует эфeсца из вторых рук.
Письма
«Псевдо-Гераклитовы письма» — анонимное апокрифическое произведение, котороe
современная наука датирует первым веком новой эры и приписывает представителю
(одному или двум-трем) стоическо-кинического течения в среде грекоязычной
интеллигенции восточной половины Римской державы. Они отражают идеи
«диссидентствующей» части образованных слоев общества своего времени и, как
таковые, представляют интерес для историков общественной мысли этого времени.
Но они также отражают некоторые бытовавшие тогда (как достоверные, так и
легендарные) представления о жизни, учении и высказываниях Гераклита, и этим
ценны для нас. Учитывая специфику настоящего издания, примечания к ним
обращают внимание читателя лишь на этот их второй аспект (без какого-либо
желания умалить значение и даже актуальность — далеко еще не оцененного по
достоинству — первого аспекта).
Письма I-VIII известны науке с XVI века (1499); IX — c XIX в. (1822); письмо
VIIA — c ХХ в. (1959). Единственный другой русский перевод I-IX (но без VIIA) см. у
Лебедева (1989) 181-188. Существует также ненадежный перевод VII и VIIA, опу-
бликованный И. М. Наховым(1984).
Письма расположены у нас не в «традиционном» порядкe (= римская нуме-
рация)2, а в «хронологической» последовательности с учетомадресата/получателя:
1. Переписка Дария с Гераклитом(E 1, E 2 = I, II); 2. Письм а Гераклита Герм одору о
своих взаимоотношениях с эфесянами и о предстоящем изгнании последнего из
Эфеса (E 3–E 7 = IV, IX, VII+VIIA, VIII); 3. Письмо Дария эфесянам о состоявшем-
ся изгнании Гермодора (E 8 = III); 5. Письма Гераклита Амфидаманту о своей
болезни, врачах и скорой смерти (Е 9, Е 10 = V, VI). Нумерация новая.
E 1, E 2, E 8. — Cм . M 13 с прим .
E 1 — Письм о содержит нам еки на тем ноту книги Гераклита (M 42c), на ее
общее содержание (D 1b), и очень любопытное предположение о его «воздержании от
суждения», т. е., скорее всего, намек на намеренную неоднозначность многих его
высказываний (E 1,5).
E 3 – Е 8 — Ср. M 11, M 12 и M 13A (о Гермодоре и эфесянах).
Е 3 (1) Эвтикл, Никофонт — лица неизвестные. Первый упоминается еще в E 9.
— Рассуждение о храмах и изваяниях навеяно F 5 [147].
(1-2) — Рассуждение о боге не противоречит тому пониманию единого мудрого
божества, которое можно извлечь из фрагментов (ср. № 106–112 и слл. с прим.).
(2-3) — Эпизод с надписью обыгрывает использование Гераклитомотсутствия
пробелов между словами, чтобы создавать двусмысленные высказывания (ср. M 38f,
F 67 [№ 107 c прим.] alloioutai).
(3) … Разве Геракл не родился человеком? И не был ли он даже убийцей своего
гостеприимца, как о том лжет Гомер? — Геракл, греческий герой, сын Зевса и
Алкмены, жены царя Амфитриона. Об убийстве им Ифита, сына Эврита, см. в
«Одиссее» XXI, 26.
Эвристей (Еврисфей) — сын матери Геракла Алкмены и Сфенела, его дяди,
родившийся сперва вместо Геракла из-за ревности Геры. Ставши царем Аргоса,
Эвристей обязал Геракла совершить 12 работ или «подвигов», выполнив которые тот
стал богом.
2 Возник в новое время. У Стефануса (Stephanus = Henri Estienne, 1573) письма расположены так:
сперва IV-VIII, а затемI-III.
224
ПРИМЕЧАНИЯ: ПИСЬМА
225
(5) — Пассаж о Солнце явно не учитывает ежедневной его «новизны» (F 6).
E 4 Это письмо было обнаружено и опубликовано в 1822 Буассонадом.
(3) Множество Фурий у Правды и я знаю, как велико Солнце — ср. F 3-94 (чем
подтверждается объединение бывших фр. B 3 и В 94 DK, которое находимв папирусе
из Дервени).
E 5 (1-6) — Хотя Гераклит в Письмах (см. также E 7, E 9) еще не плачет, но он
уже не смеется. Ср. М 25с,е,