Diog. Laert. IX, 24 (
M 17) [T 9 = T 707]
…
(sc.
)
,
.
Мелисс… представил его (Гераклита) эфесянам, которые о нем не знали,
подобно тому, как Гиппократ представил Демокрита абдеритянам.
Cf. Apoll. Tyan. Ep. 27 [T 379]
(e) [Heraclit.] Epist. IV, 4 [T 368,30]. Ср. Письма IV (= E 4)
,
,
.
.
,
.
Если б могли вы (эфесяне) воскреснуть лет через пятьсот благодаря пере-
селению душ, вы бы обнаружили, что Гераклит еще жив, зато от ваших-то
имен не осталось и следа. Я буду жить столь же долго, сколь города и веси,
никогда не замолкая благодаря своему учению. И ежели город эфесян
разграбят и все алтари его повергнут ниц, страною памяти обо мне будут
души людей.
29
(f)
Liban. De Socr. silentio 9 [T 765,2]
,
…
Я прекрасно знаю, что наступит время, когда вы (афиняне) будете славить
Сократа, как эфесяне Гераклита…
4. ГЕРАКЛИТ И ЕГО УЧЕНЫЕ СОВРЕМЕННИКИ
M 14 [12]
(одиночка)
Diog. Laert. VIII, 91 [T 705,1]; IX, 20 (I, p. 645,7 MARCOVICH).
VIII, 91
,
,
,
.
. (seq. vitae Heracliti et Xenophanis). IX, 20
.
Рассказав о знаменитых пифагорейцах, поговорим теперь о тех, кого
называют «одиночками». В первую очередь нам надлежит сказать о
Гераклите (следуют жизнеописания Гераклита и Ксенофана). IX, 20
Такие вот были «одиночки».
M 15 [13]
(самоучка)
(a) F 108 ap. Stob. I, 174 [T 180]; F 101 ap. Plut. Adu. Col. 20, 1118 C [T 487].
См. Фрагменты
F 108
.
F 101
.
Чьи только речи я не слышал, никто не способен признать, что мудрое есть
нечто от всего обособленное. — Я исследовал сам.
(b) Aristo ap. Diog. Laert. IX, 5 [T 219,33-35 = T 705,43-44]
,
.
Он не был ничьим слушателем, но сам говорил, что все исследовал и усвоил
самостоятельно.
(c) Aristo ap. Suda s.
[T 232 = T 1121]
,
.
Он не был учеником какого-либо философа, но был воспитан природой и
упорством.
30
MEMORIA: VITA
(d) Aristo ap. Tatian. Or. ad Gr. 3 [= T 220,12 = T 604,2].
«
»
.
Ибо я б не одобрил Гераклита, сказавшего «я сам себя обучил» на том лишь
основании, что был самоучкой и гордецом.
(e) Dio Chrysost. Or. 38 (55), 1-2 [T 233 = T 375,11]
,
.
А Гераклит еще превосходнее сам, без чьего-либо обучения, обнаружил,
какова природа всех вещей, и самостоятельно стал мудрым.
(f) Olympiod. in Plat. Phaed. p. 158,9 NORVIN [T 234 = T 1007] = Plut. fr.
216,30 SANDBACH [T 470]
…
Или были, того лучше, и <настоящие> самоучки: Гераклит…
(g) Plot. IV, 8 [6], 16 s.
…
,
(
)
.
…как если бы нам следовало искать у самих себя подобно тому, как он
(Гераклит) искал и нашел.
Cр. Plat. Tht. 180 B 8 [T 20]
(sc.
)
,
,
.
У них никто не становится учеником другого — они объявляются сами собой, по
вдохновению, и один другого почитает невеждой. (Пер. Т. В. Васильевой)
M 16 [14]
(предшественники и старшие современники)
О Гом ере, см . F 9A, F 42, F 56, F 105ab; об Архилохе, F 42; об Алкее (?), F 142.
(a) Clem. Strom. VI, II, 17, 2; 27,1 [T 643,5; T 644] (Орфей)
17, 2
(sc.
)
… 27
,
.
Гераклит пишет так, составивший свои речения из этих (стихов Орфея): …
— Обхожу молчанием Гераклита, который заимствовал большинство (своих
мнений) у Орфея.
Cf. etiam Plut. De def. orac. 12, 415 F [T 506,59] et ft. Schol. in Eur. Alc. 968 et in Rhes.
346 [T 1132, T 1133]
31
(b) Cels. ap. Orig. C. Cels. VI, 42 [T 528] (Ферекид Сирocский)
…
А Ферекид, который был много древнее Гераклита, (тоже занимается
мифотворчеством о божественном раздоре. .. )
(c) F 40 ap. Ariston. ap. Diog. L. IX, 1 [T 219,3 = T 705,7; cf. 224] (Гесиод,
Пифагор, Ксенофан, Гекатей). См. Фрагменты
,
.
Многознание уму не научает, иначе Гесиода бы научило и Пифагора, а также
Ксенофана и Гекатея.
(d) F 129 ap. Diog. Laert. VII, 6 [T 720,3] (Пифагор). См . Фрагменты
.
Пифагор, сын Мнесарха, упражнялся в вопрошании людей более всех и
отобрав те и се писания сочинил свою мудреность, многоученость, злоухи-
щренность. [NB : отсутствие некоторых знаков препинания — намеренное.]
Cf. F 81 [T 266 + T 284] (Пифагор). См . Фрагменты
(sc.
).
(Пифагор) родоначальник kopides (обманщиков/ножей для заклания)
(e) Clem. Strom. I, XXI, 129, 4 [T 608] (Пифагор)
.
Ибо Гераклит, бывший моложе Пифагора, упоминает его в своем сочинении.
(f)
Sotion. fr. 30 W. ap. Diog. L. IX, 5 [T 253 = T 705,45] (Ксенофан)
.
Сотион же говорит, что, по некоторым, он (Гераклит) был слушателем
Ксенофана.
(g) Suda s.
[T 1121] (Ксенофан, Гиппас)
.
Некоторые же говорят, что он слушал Ксенофана и Гиппаса пифагорейца.
32
MEMORIA: VITA
(h) Arist. Metaph. A 3, 984a7 [T 171], Theophr. fr. 225 [T 199, cf. etiam T 200,
T 201, T 399—400, T 460—461, T 551, T 552, T 611, T 696, T 697, T 779,
T 782, T 793, T 867, T 878, T 931—T 934, T 937, T 960, T 962, T 972,
T 978, T 1121, T 1217] (Гиппас)
(Arist.)
…
…
(Theophr.)
…
Гиппас Метапонтийский и Гераклит Эфесский…
(i)
Philop. in Categ. p. 2 BUSSE [T 90, T 281°, T 957] (Pyrrhon)
[sic]
(sc.
)
…
А ученик его (Пиррона) Гераклит [так!]…
M 17 [15]
(младшие современники)
Diog. Laert. IX, 24 [T 9 = T 707] (Мелисс)
…
,
.
Мелисс, сын Итайгена, самосец. Он был слушателем Парменида, но имел
беседы и с Гераклитом: тогда-то он и представил его эфесянам, не знавшим
его, подобно тому, как Гиппократ представил абдеритянам Демокрита.
M 18 [-]
(« ученики »)
(a) Albert. Magn. De spiritu et respiratione I, 2 [T 1222] (Алкм еон)
Alcmaeon autem praedicti Heracliti in Epheso discipulus…
Что до Алкмеона, ученика вышеназванного Гераклита…
(b) Cf. M 50 et Traditio cap. 5 [T 19 — T 32] (гераклитовцы)
(c) Cf. Traditio cap. 6 [T 33 — T 36] (Антисфен)
(d) Cf. Traditio cap. 7-9 [T 37—39] (Павсаний, Никомед, Дионисий)
(e) Cf. Traditio cap. 11 [T 41 — T 91—92] (Кратил)
M 19 [-]
(место в «Преемствах»)
(a) Diog. Laert I, 13-15: не упомянут.
(b) Diog. Laert IX, 1-17 [T 705]: одиночка, перед одиночкой же Ксенофаном
(IX, 18-20), между пифагорейцем Эвдоксом (VIII, 86-91) и италийцем или
«пифагорейцем» Парменидом (IX, 21-23). (Cf.
M 14)
33
(c) Doxogr. I, 3, 10-12 ( Dox. p. 283-4) [cf. T 399—401]: независим (?),
помещен после италийцев и Филолая, но до Ксенофана и атомистов.
(d) Euseb. Praep. evang. X, 14, 14-15 [T 838]: независим и помещен вместе с
«пифагорейцем» Эмпедоклом, на втором месте. (Cf.
M 3a)
(e) Epiphan. De fide IX, 23-25 = Adu. haer. III, 19-21 [T 863]: независим (?),
между Эмпедоклом и Продиком.
(f)
Hippol. Ref. omn. haer. I, recap. 1-6; 3,1 — 4, 3 [T 657, T 658]: независим
(?), между Эмпедоклом и Анаксимандром.
(g) Heraclid. Lemb. (?) ap. Iosep. Lib. mem. 143 [T 255]: «гераклитовская»
секта помещена между «эмпедокловской» и элейской.
(h) Herm. Irris. gentil. philos. 13 [T 678]: между Демокритом и Эпикуром.
(i)
Proleg. Plat. philos. II, 7, 6 [T 1019] : включен в ионийскую школу вместе с
Фалесом и Анаксагором, после них.
(k) Georg. Cedren. 157 [cf. T 1043]: следует за Фалесом, Пифагором и
Эмпедоклом, но предшествует Анаксимандру, Анаксимену, Анаксагору,
Архелаю, Платону, Аристотелю… (cf. f)
Cf. etiam Sotion. fr. 30 W. ap. Diog. L. IX, 5 [T 253 = T 705,45] et Sudam s.
[T 1121] ( M 16fg )
5. ЛЕГЕНДЫ О ЖИЗНИ И ХАРАКТЕРЕ.
АНЕКДОТЫ. АПОФТЕГМЫ
M 20 [16]
(ничего не знал, знал все)
(a) Ariston[ym.] ap. Stob. III, 21, 7 = Maxim. Conf. Loci comm. 56 ( PG 91, 969
A) = Anton. Monach. I, 59 [= T 226—228 = T 822, T 1048, T 1053]
,
(:
Ant. Mon.).
Гераклит в молодости стал мудрее всех, ибо знал о себе, что ничего не знает.
(b) Gnomolog. Vat. (743) nr. 310 STERNBACH [T 229 = T 1072]
,
.
Гераклит физик говорил, что он в молодости стал мудрейшим из всех, ибо
знал о себе, что ничего не знает.
34
MEMORIA: VITA
(c) Aristo ap. Diog. Laert. IX, 5 [T 219,30 = T 705,42]
,
,
Он был удивительным с детства, поскольку и в молодости говорил, что
ничего не знает, а став взрослым — напротив, что все познал.
(d) Hippol. Ref. omn. haer. I, 4, 1 [T 230 = T 658]
,
.
Он же сказал, что все знает, а остальные люди не знают ничего.
(e) Procl. in Plat. Tim. p. 351,5 DIEHL [T 231 = T 906]
…
…
…Но Гераклит, который утверждает, что сам-то он все знает, прочих
превращает в невежд…
Cf. Democrit. 68 B 304 = nr. 63 LURIA (cum comm.!), Metrod. Ch. 70 B 1 (+ Philod.
Rhet. II, p. 169 SUDH., Sext. Emp. AM VII, 88), Socrat. (cf. GIANNANTONI STT [1986]
330-342, тексты 197—232 = SSR [1999])
M 21 [17]
(гордость и высокомерие)
(a) Aristo et Antisth. ( M 8a) ap. Diog. Laert. IX, 1; 6 [T 219,2 = T 705,6; 57]
,
,
(seq. F 40 — F 44, F 121)… (6)
.
Он был непомерно горд и надменен, как явствует и из его сочинения, в
котором он говорит: [см. F 40—F 44, F 121] . (6) Признаком его гордыни
считает в своих «Преемствах» Антисфен то, что… [см. М 8а] .
(b) Schol in Plat. RP VI, 498 A [T 21 = T 223 = T 1181]
,
,
…
Гераклит, сын Батеона, эфесец; был он непомерно горд и надменен…
35
(c) Schol. in Plat. Tht. 179 E [T 224 = T 1184]
…
Обидчивы и горды <гераклитовцы>. Ибо таким был и Гераклит…
(d) Diog. Laert. IX, 28 [T 225 = T 708]
(sc.
),
.
Во всех отношениях Зенон (Элейский) был хорошим человеком, только
презирал великих наравне с Гераклитом.
(e) Aristo ap. Tatian. Or. ad Gr. 3 — См .
M 15d
(f)
Aristo fr. 13,I W. ap. Philod. De uitiis X, col. 10 [T 216]
[ ]\ , [ ] [ ]
\ [ ]
[ ]\
[ ]
[ ] \ [
,
]
[ ]\
[ ]\
[
]
,
[ ]
\ [
]
[ ]
[
] ,
,
[
]
[
]
,
[
]
[ ]
\
[ ]
.
И вот Аристон, сочинивший краткое пособие «О том, как умерить
надменность», описывал, в том, чем они отличаются, людей, ставших
надменными по причине везения, — не только из-за самого везения, но и из-за
того, о чем мы говорили выше, и многие из которых несомненно обязаны за
<такую> репутацию самой философии, как-то: Гераклит, Пифагор,
Эмпедокл, Сократ и некоторые поэты, которых изобличали старые авторы
комедий.
Cf. ft. Plat. Lys. 215 E 1 [T 166]
M 22 [18]= Apopht. 1
(презрение к демосу, отказ писать законы)
(a) Aristo ap. Diog. Laert. IX 2-3 [T 219,7-8; 13-17 = T 705,15-16; 20-24] (ср.
M 11h)
—
…
. (3)
, « ,
,
»
«
»
Он также нападает на эфесян за то, что изгнали его друга Гермодора…
Требованиям их составить для них законы он пренебрег, поскольку, мол, в
городе уже установилось дурное правление. (3) Удалившись в храм Арте-
миды, он играл в бабки с детьми, а обступившим его эфесянам сказал: «Чему
36
MEMORIA: VITA
вы дивитесь, порочные? Разве не лучше заниматься этим, чем градо-
начальствовать среди вас?»
(b) Demetr. Phaler. et Demetr. Magn. ap. Diog. L. IX, 15 [T 211 = T 290 =
T 705,143]
,
,
.
.
Деметрий в «Соименниках» говорит, что он презирал и афинян, хотя
пользовался у них славой, и несмотря на пренебрежение эфесян, предпочел
жить на родине. Упоминает о том же и другой Деметрий, Фалерский, в своей
«Защите Сократа».
M 23 [19] =