Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Все наследие

Diog. Laert. IX, 24 (

M 17) [T 9 = T 707]

(sc.

)

,

.

Мелисс… представил его (Гераклита) эфесянам, которые о нем не знали,

подобно тому, как Гиппократ представил Демокрита абдеритянам.

Cf. Apoll. Tyan. Ep. 27 [T 379]

(e) [Heraclit.] Epist. IV, 4 [T 368,30]. Ср. Письма IV (= E 4)

,

,

.

.

,

.

Если б могли вы (эфесяне) воскреснуть лет через пятьсот благодаря пере-

селению душ, вы бы обнаружили, что Гераклит еще жив, зато от ваших-то

имен не осталось и следа. Я буду жить столь же долго, сколь города и веси,

никогда не замолкая благодаря своему учению. И ежели город эфесян

разграбят и все алтари его повергнут ниц, страною памяти обо мне будут

души людей.

ЖИЗНЬ И ЛЕГЕНДА

29

(f)

Liban. De Socr. silentio 9 [T 765,2]

,

Я прекрасно знаю, что наступит время, когда вы (афиняне) будете славить

Сократа, как эфесяне Гераклита…

4. ГЕРАКЛИТ И ЕГО УЧЕНЫЕ СОВРЕМЕННИКИ

M 14 [12]

(одиночка)

Diog. Laert. VIII, 91 [T 705,1]; IX, 20 (I, p. 645,7 MARCOVICH).

VIII, 91

,

,

,

.

. (seq. vitae Heracliti et Xenophanis). IX, 20

.

Рассказав о знаменитых пифагорейцах, поговорим теперь о тех, кого

называют «одиночками». В первую очередь нам надлежит сказать о

Гераклите (следуют жизнеописания Гераклита и Ксенофана). IX, 20

Такие вот были «одиночки».

M 15 [13]

(самоучка)

(a) F 108 ap. Stob. I, 174 [T 180]; F 101 ap. Plut. Adu. Col. 20, 1118 C [T 487].

См. Фрагменты

F 108

.

F 101

.

Чьи только речи я не слышал, никто не способен признать, что мудрое есть

нечто от всего обособленное. — Я исследовал сам.

(b) Aristo ap. Diog. Laert. IX, 5 [T 219,33-35 = T 705,43-44]

,

.

Он не был ничьим слушателем, но сам говорил, что все исследовал и усвоил

самостоятельно.

(c) Aristo ap. Suda s.

[T 232 = T 1121]

,

.

Он не был учеником какого-либо философа, но был воспитан природой и

упорством.

30

MEMORIA: VITA

(d) Aristo ap. Tatian. Or. ad Gr. 3 [= T 220,12 = T 604,2].

«

»

.

Ибо я б не одобрил Гераклита, сказавшего «я сам себя обучил» на том лишь

основании, что был самоучкой и гордецом.

(e) Dio Chrysost. Or. 38 (55), 1-2 [T 233 = T 375,11]

,

.

А Гераклит еще превосходнее сам, без чьего-либо обучения, обнаружил,

какова природа всех вещей, и самостоятельно стал мудрым.

(f) Olympiod. in Plat. Phaed. p. 158,9 NORVIN [T 234 = T 1007] = Plut. fr.

216,30 SANDBACH [T 470]

Или были, того лучше, и <настоящие> самоучки: Гераклит

(g) Plot. IV, 8 [6], 16 s.

,

(

)

.

…как если бы нам следовало искать у самих себя подобно тому, как он

(Гераклит) искал и нашел.

Cр. Plat. Tht. 180 B 8 [T 20]

(sc.

)

,

,

.

У них никто не становится учеником другого — они объявляются сами собой, по

вдохновению, и один другого почитает невеждой. (Пер. Т. В. Васильевой)

M 16 [14]

(предшественники и старшие современники)

О Гом ере, см . F 9A, F 42, F 56, F 105ab; об Архилохе, F 42; об Алкее (?), F 142.

(a) Clem. Strom. VI, II, 17, 2; 27,1 [T 643,5; T 644] (Орфей)

17, 2

(sc.

)

… 27

,

.

Гераклит пишет так, составивший свои речения из этих (стихов Орфея): …

— Обхожу молчанием Гераклита, который заимствовал большинство (своих

мнений) у Орфея.

Cf. etiam Plut. De def. orac. 12, 415 F [T 506,59] et ft. Schol. in Eur. Alc. 968 et in Rhes.

346 [T 1132, T 1133]

ЖИЗНЬ И ЛЕГЕНДА

31

(b) Cels. ap. Orig. C. Cels. VI, 42 [T 528] (Ферекид Сирocский)

А Ферекид, который был много древнее Гераклита, (тоже занимается

мифотворчеством о божественном раздоре. .. )

(c) F 40 ap. Ariston. ap. Diog. L. IX, 1 [T 219,3 = T 705,7; cf. 224] (Гесиод,

Пифагор, Ксенофан, Гекатей). См. Фрагменты

,

.

Многознание уму не научает, иначе Гесиода бы научило и Пифагора, а также

Ксенофана и Гекатея.

(d) F 129 ap. Diog. Laert. VII, 6 [T 720,3] (Пифагор). См . Фрагменты

.

Пифагор, сын Мнесарха, упражнялся в вопрошании людей более всех и

отобрав те и се писания сочинил свою мудреность, многоученость, злоухи-

щренность. [NB : отсутствие некоторых знаков препинания — намеренное.]

Cf. F 81 [T 266 + T 284] (Пифагор). См . Фрагменты

(sc.

).

(Пифагор) родоначальник kopides (обманщиков/ножей для заклания)

(e) Clem. Strom. I, XXI, 129, 4 [T 608] (Пифагор)

.

Ибо Гераклит, бывший моложе Пифагора, упоминает его в своем сочинении.

(f)

Sotion. fr. 30 W. ap. Diog. L. IX, 5 [T 253 = T 705,45] (Ксенофан)

.

Сотион же говорит, что, по некоторым, он (Гераклит) был слушателем

Ксенофана.

(g) Suda s.

[T 1121] (Ксенофан, Гиппас)

.

Некоторые же говорят, что он слушал Ксенофана и Гиппаса пифагорейца.

32

MEMORIA: VITA

(h) Arist. Metaph. A 3, 984a7 [T 171], Theophr. fr. 225 [T 199, cf. etiam T 200,

T 201, T 399—400, T 460—461, T 551, T 552, T 611, T 696, T 697, T 779,

T 782, T 793, T 867, T 878, T 931—T 934, T 937, T 960, T 962, T 972,

T 978, T 1121, T 1217] (Гиппас)

(Arist.)

(Theophr.)

Гиппас Метапонтийский и Гераклит Эфесский…

(i)

Philop. in Categ. p. 2 BUSSE [T 90, T 281°, T 957] (Pyrrhon)

[sic]

(sc.

)

А ученик его (Пиррона) Гераклит [так!]…

M 17 [15]

(младшие современники)

Diog. Laert. IX, 24 [T 9 = T 707] (Мелисс)

,

.

Мелисс, сын Итайгена, самосец. Он был слушателем Парменида, но имел

беседы и с Гераклитом: тогда-то он и представил его эфесянам, не знавшим

его, подобно тому, как Гиппократ представил абдеритянам Демокрита.

M 18 [-]

(« ученики »)

(a) Albert. Magn. De spiritu et respiratione I, 2 [T 1222] (Алкм еон)

Alcmaeon autem praedicti Heracliti in Epheso discipulus…

Что до Алкмеона, ученика вышеназванного Гераклита…

(b) Cf. M 50 et Traditio cap. 5 [T 19 — T 32] (гераклитовцы)

(c) Cf. Traditio cap. 6 [T 33 — T 36] (Антисфен)

(d) Cf. Traditio cap. 7-9 [T 37—39] (Павсаний, Никомед, Дионисий)

(e) Cf. Traditio cap. 11 [T 41 — T 91—92] (Кратил)

M 19 [-]

(место в «Преемствах»)

(a) Diog. Laert I, 13-15: не упомянут.

(b) Diog. Laert IX, 1-17 [T 705]: одиночка, перед одиночкой же Ксенофаном

(IX, 18-20), между пифагорейцем Эвдоксом (VIII, 86-91) и италийцем или

«пифагорейцем» Парменидом (IX, 21-23). (Cf.

M 14)

ЖИЗНЬ И ЛЕГЕНДА

33

(c) Doxogr. I, 3, 10-12 ( Dox. p. 283-4) [cf. T 399—401]: независим (?),

помещен после италийцев и Филолая, но до Ксенофана и атомистов.

(d) Euseb. Praep. evang. X, 14, 14-15 [T 838]: независим и помещен вместе с

«пифагорейцем» Эмпедоклом, на втором месте. (Cf.

M 3a)

(e) Epiphan. De fide IX, 23-25 = Adu. haer. III, 19-21 [T 863]: независим (?),

между Эмпедоклом и Продиком.

(f)

Hippol. Ref. omn. haer. I, recap. 1-6; 3,1 — 4, 3 [T 657, T 658]: независим

(?), между Эмпедоклом и Анаксимандром.

(g) Heraclid. Lemb. (?) ap. Iosep. Lib. mem. 143 [T 255]: «гераклитовская»

секта помещена между «эмпедокловской» и элейской.

(h) Herm. Irris. gentil. philos. 13 [T 678]: между Демокритом и Эпикуром.

(i)

Proleg. Plat. philos. II, 7, 6 [T 1019] : включен в ионийскую школу вместе с

Фалесом и Анаксагором, после них.

(k) Georg. Cedren. 157 [cf. T 1043]: следует за Фалесом, Пифагором и

Эмпедоклом, но предшествует Анаксимандру, Анаксимену, Анаксагору,

Архелаю, Платону, Аристотелю… (cf. f)

Cf. etiam Sotion. fr. 30 W. ap. Diog. L. IX, 5 [T 253 = T 705,45] et Sudam s.

[T 1121] ( M 16fg )

5. ЛЕГЕНДЫ О ЖИЗНИ И ХАРАКТЕРЕ.

АНЕКДОТЫ. АПОФТЕГМЫ

M 20 [16]

(ничего не знал, знал все)

(a) Ariston[ym.] ap. Stob. III, 21, 7 = Maxim. Conf. Loci comm. 56 ( PG 91, 969

A) = Anton. Monach. I, 59 [= T 226—228 = T 822, T 1048, T 1053]

,

(:

Ant. Mon.).

Гераклит в молодости стал мудрее всех, ибо знал о себе, что ничего не знает.

(b) Gnomolog. Vat. (743) nr. 310 STERNBACH [T 229 = T 1072]

,

.

Гераклит физик говорил, что он в молодости стал мудрейшим из всех, ибо

знал о себе, что ничего не знает.

34

MEMORIA: VITA

(c) Aristo ap. Diog. Laert. IX, 5 [T 219,30 = T 705,42]

,

,

Он был удивительным с детства, поскольку и в молодости говорил, что

ничего не знает, а став взрослым — напротив, что все познал.

(d) Hippol. Ref. omn. haer. I, 4, 1 [T 230 = T 658]

,

.

Он же сказал, что все знает, а остальные люди не знают ничего.

(e) Procl. in Plat. Tim. p. 351,5 DIEHL [T 231 = T 906]

…Но Гераклит, который утверждает, что сам-то он все знает, прочих

превращает в невежд…

Cf. Democrit. 68 B 304 = nr. 63 LURIA (cum comm.!), Metrod. Ch. 70 B 1 (+ Philod.

Rhet. II, p. 169 SUDH., Sext. Emp. AM VII, 88), Socrat. (cf. GIANNANTONI STT [1986]

330-342, тексты 197—232 = SSR [1999])

M 21 [17]

(гордость и высокомерие)

(a) Aristo et Antisth. ( M 8a) ap. Diog. Laert. IX, 1; 6 [T 219,2 = T 705,6; 57]

,

,

(seq. F 40 — F 44, F 121)… (6)

.

Он был непомерно горд и надменен, как явствует и из его сочинения, в

котором он говорит: [см. F 40—F 44, F 121] . (6) Признаком его гордыни

считает в своих «Преемствах» Антисфен то, что… [см. М 8а] .

(b) Schol in Plat. RP VI, 498 A [T 21 = T 223 = T 1181]

,

,

Гераклит, сын Батеона, эфесец; был он непомерно горд и надменен…

ЖИЗНЬ И ЛЕГЕНДА

35

(c) Schol. in Plat. Tht. 179 E [T 224 = T 1184]

Обидчивы и горды <гераклитовцы>. Ибо таким был и Гераклит

(d) Diog. Laert. IX, 28 [T 225 = T 708]

(sc.

),

.

Во всех отношениях Зенон (Элейский) был хорошим человеком, только

презирал великих наравне с Гераклитом.

(e) Aristo ap. Tatian. Or. ad Gr. 3 — См .

M 15d

(f)

Aristo fr. 13,I W. ap. Philod. De uitiis X, col. 10 [T 216]

[ ]\ , [ ] [ ]

\ [ ]

[ ]\

[ ]

[ ] \ [

,

]

[ ]\

[ ]\

[

]

,

[ ]

\ [

]

[ ]

[

] ,

,

[

]

[

]

,

[

]

[ ]

\

[ ]

.

И вот Аристон, сочинивший краткое пособие «О том, как умерить

надменность», описывал, в том, чем они отличаются, людей, ставших

надменными по причине везения, — не только из-за самого везения, но и из-за

того, о чем мы говорили выше, и многие из которых несомненно обязаны за

<такую> репутацию самой философии, как-то: Гераклит, Пифагор,

Эмпедокл, Сократ и некоторые поэты, которых изобличали старые авторы

комедий.

Cf. ft. Plat. Lys. 215 E 1 [T 166]

M 22 [18]= Apopht. 1

(презрение к демосу, отказ писать законы)

(a) Aristo ap. Diog. Laert. IX 2-3 [T 219,7-8; 13-17 = T 705,15-16; 20-24] (ср.

M 11h)

. (3)

, « ,

,

»

«

»

Он также нападает на эфесян за то, что изгнали его друга Гермодора…

Требованиям их составить для них законы он пренебрег, поскольку, мол, в

городе уже установилось дурное правление. (3) Удалившись в храм Арте-

миды, он играл в бабки с детьми, а обступившим его эфесянам сказал: «Чему

36

MEMORIA: VITA

вы дивитесь, порочные? Разве не лучше заниматься этим, чем градо-

начальствовать среди вас?»

(b) Demetr. Phaler. et Demetr. Magn. ap. Diog. L. IX, 15 [T 211 = T 290 =

T 705,143]

,

,

.

.

Деметрий в «Соименниках» говорит, что он презирал и афинян, хотя

пользовался у них славой, и несмотря на пренебрежение эфесян, предпочел

жить на родине. Упоминает о том же и другой Деметрий, Фалерский, в своей

«Защите Сократа».

M 23 [19] =

Скачать:PDFTXT

Все наследие Гераклит читать, Все наследие Гераклит читать бесплатно, Все наследие Гераклит читать онлайн