Скачать:PDFTXT
Все наследие

Diog. Laert IX, 5 (

M

34a); 12 (

M 51d)

(b)

(

)

(u. l.

), libellus Книга (Гераклита) — Anth.

Gr. IX, 540 (

M 45b) Suda s.

(

M 40c) , Aetna 538

(

M 45d)

(c)

(

)

Письменное

сочинение

прозе)

(Гераклита) — Arist. Rhet.

5, 1407b16 (

M 38a = M 37a); Diog. Laert.

II, 22 (

M 40a); IX,1 (

M 21a); 6 (

M 50); 11 (

M 51c); 15 (

M

54a, M 35a); Clem. Strom. I, XXI, 129, 4 (

M 16e); Suda s.

[T 11, app.; T 1119]

(d)

(

) (

) (Письменная) речь (Гераклита) —

Diog. Laert. IX, 16 (

M 54a); [Darii] Epist ad Heraclit. (

M 42c)

(e)

(

)

<Трактат> (Гераклита) О природе —

Clem. Strom. V, VIII, 50, 2 (

M 43i); Heraclit. Alleg. Hom. 24,5 (

M

39a); cf. Galen. In Hippocr. De nat. hom. proem. [T 574]

(f)

(

)

Творение (в стихах?) (Гераклита) — Tatian. Or.

ad Gr. 3 (

M 46c). Cf.

M 32d

M 32 [27]

(несколько «книг»?)

(a)

(

) <Строки / слова / мнения> Гераклита (о

природе) — Arist. Rhet.

5, 1407b14 (

M 38a); Demetr. De elocut. 192

(

M 38c); Philod. De pietate. 14 [T 262]; Diodot. ap. Diog. Laert. IX, 15

(

M 35a); Sext. Emp. Adu. math. VII, 132 (

M 37b); Eliae in Porphyr.

Isag. 16 (

M 40e)

(b)

Гераклитовы (мнения?) — Dauid. in Porphyr. Isag. 4 (

M 40d); Eliae in Porphyr. Isag. 16 (

M 40e)

(c)

(seu

Theon), Heracliti libri de natura

(Philo, ex arm.) (Письменные) сочинения (или книги Theon, Philon )

Гераклита (о природе) (

M 34c) — Dauid. in Porphyr. Isag. 4 (

M 40d);

Arethas [T 1191] = Schol. in Plat. Tht. 179 E (ad

M 50 cit.) [T 1184], cf.

52

53

Plat. Tht. 179 E [T 20 = T 123]); [Hesych. Miles.] [T 1152, 58]; Theon.

Progymn. 82 (

M 38d); Philo, Qu. in Gen. III, 5 [T 336]; cf. Diog. Laert.

IX, 5 (

M 34a)

(d) Suda s.

[= T 1121]: …

…и много

написал в стихах. (

M 46b)

cf. Diog. Laert. IX, 16

Много

ходит о нем (в другомпереводе: приписывается ему) эпиграмм, в частности

следующая (seq. Anth. Gr. VII, 128 =

M 43k); Suda s.

…(= Anth. Gr.

VII, 128, 3-4 =

M 43k,

говорит Гераклит; Olympiod. in Plat.

Gorg. 20, 7

«

,

» так во всяком случае сказал Гераклит «одного

предпочитаю множеству, и говорю это даже перед Персефоной» (cf. Anth. Gr. VII,

128, 3-4 =

M 43k); Nicephor. Chumn. Epist. 44 (p. 57 Anecdota noua, ed.

Boissonade) [R Niceph.Ch. ]. etiam conferenda: Tatian. Or. ad Gr. 3

(

M 48b,

M 31f) et fort.

(

M 33b et ad h. l. pertinenta)

(e) Plut. De def. orac. 12, 415 F [T 506,58]: …

… Я вижу, что

всемирное воспламенение стоиков спалило стихи (писания?) Гераклита

и Орфея…

(f)

Marsil. Ficin. De immort. anim. XV, 4: …deinde ab Orpheo Empedocle

Heraclito poeticis dumtaxat carminibus decantatos… … затем то, что

воспели Орфей, Эмпедокл и Гераклит в исключительно поэтических

стихах…

M 33 [28]

(названия книги)

(a) Pinax ap. Diog. Laert. IX, 12

[T 251,4; T 705,115] = Suda s.

[T 1119]

(sc.

)

,

,

,

[F 81A]

А озаглавливают ее (книгу) одни — Музы, другие — О природе , Диодот —

Кормило лучшее для начертания жизни , а еще другие «†Мнение нравов

характера порядок единого из совокупно всех†» .

Ср. Plut. Adu. Colot. 12, 1115 A* [T 475]

(b)

— cf. Plat. Soph. 242 D [= T 132]

Ионийские

Музы; Clem. Strom. V, IX, 59, 4

Ионийские Музы [= T 632,11];

Lucret. I, 657 [= T 312, 657] Musae Музы (sed u. l.).

54

MEMORIA: LIBER

Ср. также A. Gell. praef. 6 et locos ap. Mem. p. 192 n. 216-220 citatos,

atque M 43k

.

(c)

О природе — etiam ap. Diog. Laert. IX, 5 (

M 34a); 15 (

M 35a); Clem. Strom. V, VIII, 50, 2 (

M 43i); Heraclit. Alleg. Hom. 24,5 (

M 39a); Sext. Emp. Adu. math. VII, 132 (

M 37b); [Darii] Epist ad Heraclit.

(

M 42c) = Письма E 1; cf. de natura (

M 43a, M 43d); Galen. In Hippocr.

De nat. hum. , prooem. [T 574]

2.

.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ

M 34 [29]

(структура и общее содержание)

(a) Pinax ap. Diog. Laert. IX, 5 [T 251,1; T 705,48; cf. D 1, D 4]

… (

)

,

,

.

Книга… (Гераклита) по своему главному содержанию — «О природе», но

разделена на три части: «О совокупном», «О государстве» и «О боже-

ственном».

(b) [Darii] Epist ad Heraclit. (= [Heraclit.] Ep. I [T 365,3]) = Diog. Laert. IX,

13 [= T 705,123; cf. D 1]. Ср. Письма I (= E 1)

,

Кое в чем, если толковать тебя дословно, она (твоя книга), как мне

кажется, излагает возможное воззрение на порядок вселенной и на то, что

соответственно с этим порядком случается, пребывая в божественном

движении…

Cf. Pinax ap. Diog. Laert. IX, 12 (

M 33a)

et Sext. Emp. VII, 133

[T 688,48]

. Это не что

иное, как объяснение способа устроения Всецелого.

(c) Cf. Philo, Quis rer. diuin. heres sit 43, 213-214 [T 337,29]; Qu. in Gen. III, 5

[T 336,5; cf. D 5]

,

. (214)

,

,

.

— hinc Heraclitus libros conscripsit de natura, a Theologo nostro mutuatus sententias de

contrariis, additis immensis, iisque laboriosis argumentis.

55

Если единое, состоящее из обеих противоположностей, разделить, обнару-

живаются его противоположности. (214) Не это ли главное учение,

выдвинутое, как говорят греки, их великим и славным Гераклитом, учение,

которым он хвастался как новейшим открытием? На самом же деле, это

древнее открытие Моисея, а именно то, что противоположности берут

начало из одного и того же путем деления, как это было ясно показано. — И

отсюда Гераклит пошел писать книги о природе; позаимствовав у нашего

богослова (Моисея) его идеи о противоположностях, он добавил кучу

аргументов, добытых собственным старанием.

M 35 [30]

(содержание книги — не о природе)

(a) Diodotus ap. Diog. Laert. IX, 15 [T 246; T 705,150; cf. D 3]

,

.

…а из грамматиков, Диодот, который говорит, что сочинение (Гераклита)

не о природе, а о государстве, а что то, что о природе, приведено примера

ради.

(b) Sext. Emp. Adu. math. VII, 7 [T 687,10; cf. D 2]

.

А о Гераклите задавались вопросом, считать ли его только философом

природы или также философом-моралистом.

M 36 [31]

(глава из книги?)

Hippolyt. Ref. omn. haer. IX, 10, 8 [T 664,114] (praecedunt, IX, 9, 1 — 10,7,

citationes fragmentorum F 50, F 51, F 1a, F 52—F 66)

,

… (paulo ultra seq. F 67).

[После 18 цитат из Гераклита] По этому главному вопросу (некоторые

понимают: в этой главе) , он одновременно изложил как свое собственное

убеждение, так и убеждение секты Ноэта… [немного далее приведен фр.

F 67]

M 37 [32]

(начало книги?)

(a) Arist. Rhet.

5, 1407b16 [T 142,16]

… (seq. initium F 1a).

…как в начале его сочинения… [следует цитата начала F 1a]

56

MEMORIA: LIBER

(b) Sext. Adu. math. VII, 132-133 [T 688,37; 46]

… (seq.

F 1a) …

… (seq. F 2)

В самом деле, в начале своих рассуждений о природе вышеозначенный муж

(Гераклит)… говорит [следует

F 1a] …немного дальше, он добавляет…

[следует F 2].

3. CТИЛЬ И ТЕМНОТА КНИГИ ГЕРАКЛИТА

M 38–М 44 Темнота книги и ее причины

M 38 [33]

(языковая неуклюжесть)

(a) Arist. Rhet.

5, 1407b11 [T 142]

,

,

.

,

,

«

» [F 1a].

.

Вообще написанное должно быть удобопонятным и удобочитаемым. Это то

самое, чего нет ни в текстах с немногочисленными союзами и частицами, ни

в текстах, которые нелегко разметить, как, например, гераклитовские.

Гераклитовские тексты трудно разметить, так как неясно, к чему отно-

сится слово — к последующему или к предшествующему, как например в

начале его сочинения. Ведь он говорит «Глаголу сему сущу вечно несмыш лены

люди бывают». Право же неясно, к чему отнести слово в е ч н о. (Буквально:

в отношении какого слова [следующего или предыдущего] разметить

в е ч н о).

(b) Anonym. Comm. in Arist. Rhet.

5, 1407b11 [см. T 1149]

(c) Demetr. De elocut. 191-192 [T 292]

,

,

.

Ясность — в речах более полных, во-первых, в прямых, во-вторых, в связных.

А речь бессвязная и рубленая совсем непонятна, ибо из-за рубления

совершенно не ясно, где начало каждого отрезка, как например в текстах

Гераклита. Ведь темны-то они в основном из-за рубления (бессвязности).

57

(d) Theon. Progymn. 82, 8-20 [T 563]

,

.

Вследствие этой двусмысленности темными были книги философа Геракли-

та, злоупотреблявшего ею либо намеренно, либо по невежеству.

(e) Ioan. Doxapatr. Homiliae in Aphthoni Progymn. II, p. 226 W. [T 1135]

,

,

.

По этим-то причинам о писаниях Гераклита говорят, что они крайне тем-

ные, и именно поэтому, впервые и как нельзя более к месту, по их поводу

были произнесены слова «его сочинения нуждаются в глубоководном

ныряльщике». (Ср.

M 40)

(f) [Heraclit.] Ep. IV, 2 [T 368,15]. Ср. Письма IV (= E 4)

,

.

…«Гераклу Эфесскому», написал я на алтаре, определив бога вам в

сограждане, а отнюдь не «Гераклиту»…

M 39 [34]

(примеры темных фрагментов)

(a) Heraclit. Homer. alleg. 24, 3-5 [T 355]. См. Фрагменты.

(4) [F 62] «

,

,

. » (5)

[F 49A] «

,

»

.

Во всяком случае темный Гераклит богословствует о явлениях природы,

неясных и поддающихся изображению при помощи символов, коими

пользуясь,

он

говорит:

(4)

« Б о г и

д а

с м е р т н ы ,

л ю д и

б е с с м е р т н ы , ж и в у т т е х с м е р т ь ю , у м и р а ю т т е х ж и з н ь ю ».

(5) И еще: «В потоки те же самые вступаем и не вступаем, есмы да не

есмы». Его загадочное сочинение «О природе» — сплошная аллегория.

58

MEMORIA: LIBER

(b) Max. Tyr. IV.4 h [T 572].

«

».

.

Взгляни на тезис Гераклита: «Б о г и с м е р т н ы е л ю д и б е с с м е р т н ы е».

Все кишит загадками, как у поэтов, так и у философов.

(c) Lucian. Vit. auct. 14 [T 568]

. …

,

,

,

[cf. F 60],

. —

.

[cf.

F 52], < >

[cf. F 10] —

.

. —

.

[cf. F 62]. —

,

,

. —

.

. —

. —

.

,

. —

.

ГЕРАКЛИТ: …Удовольствие и неудовольствие, знаниенезнание, большое —

малое, верх — низ — одно и то же, кружащееся и обменивающееся в игре

Эона. — Что такое Эон? — ГЕР. Ребенок ребятящийся, играющий в бабки,

<собирающий и> рассеивающий. — Что такое люди? — ГЕР. Боги смерт-

ные. — А что такое боги? — ГЕР. Люди бессмертные. — Ах ты такой-

сякой, ты что — загадками говоришь или составляешь головоломки? Ты,

право, словно Локсий, так говоришь, что ясного смысла нет. — ГЕР. А мне

до вас и дела нет. — Тогда никто в своем уме тебя не купит. — ГЕР. А чтоб

вам всем взрослым провалиться, покупающим и не покупающим. — Да, недуг

этот весьма недалек от черной желчи (меланхолии).

(d) Asclep. in Arist. Metaph.

3, 1005b23, p. 251,20; 32; 258,36 H. [T 987,

T 988]

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

(cf. Phys.

185a6

)…

,

.

,

,

,

.

59

Итак, первейшая из всех аксиом, как сказано, аксиома о противоположных

высказываниях; и невозможно, чтобы они были истинными одновременно,

как — говорит он (Аристотель) — некоторые утверждают из-за от-

сутствия образования, приводя пример Гераклита, поскольку тот говорил,

что все вещи допускают лишь одно определение… — Аристотель, следо-

вательно, говорит либо, что Гераклит этого не утверждал, либо, если

утверждал, то символически, как это написано в «Физике»… — Но надо

учитывать, что когда кто-то нечто утверждает, он не обязательно

разделяет утверждаемое мнение. А потому неверно говорить, что Гераклит

был такого мнения. Мы уже указывали

Скачать:PDFTXT

Все наследие Гераклит читать, Все наследие Гераклит читать бесплатно, Все наследие Гераклит читать онлайн