Diog. Laert IX, 5 (
M
34a); 12 (
M 51d)
(b)
(
)
(u. l.
), libellus Книга (Гераклита) — Anth.
Gr. IX, 540 (
M 45b) Suda s.
(
M 40c) , Aetna 538
(
M 45d)
(c)
(
)
Письменное
(в
прозе)
(Гераклита) — Arist. Rhet.
5, 1407b16 (
M 38a = M 37a); Diog. Laert.
II, 22 (
M 40a); IX,1 (
M 21a); 6 (
M 50); 11 (
M 51c); 15 (
M
54a, M 35a); Clem. Strom. I, XXI, 129, 4 (
M 16e); Suda s.
[T 11, app.; T 1119]
(d)
(
) (
) (Письменная) речь (Гераклита) —
Diog. Laert. IX, 16 (
M 54a); [Darii] Epist ad Heraclit. (
M 42c)
(e)
(
)
<Трактат> (Гераклита) О природе —
Clem. Strom. V, VIII, 50, 2 (
M 43i); Heraclit. Alleg. Hom. 24,5 (
M
39a); cf. Galen. In Hippocr. De nat. hom. proem. [T 574]
(f)
(
)
Творение (в стихах?) (Гераклита) — Tatian. Or.
ad Gr. 3 (
M 46c). Cf.
M 32d
M 32 [27]
(несколько «книг»?)
(a)
(
) <Строки / слова / мнения> Гераклита (о
природе) — Arist. Rhet.
5, 1407b14 (
M 38a); Demetr. De elocut. 192
(
M 38c); Philod. De pietate. 14 [T 262]; Diodot. ap. Diog. Laert. IX, 15
(
M 35a); Sext. Emp. Adu. math. VII, 132 (
M 37b); Eliae in Porphyr.
Isag. 16 (
M 40e)
(b)
Гераклитовы (мнения?) — Dauid. in Porphyr. Isag. 4 (
M 40d); Eliae in Porphyr. Isag. 16 (
M 40e)
(c)
(seu
Theon), Heracliti libri de natura
(Philo, ex arm.) (Письменные) сочинения (или книги Theon, Philon )
Гераклита (о природе) (
M 34c) — Dauid. in Porphyr. Isag. 4 (
M 40d);
Arethas [T 1191] = Schol. in Plat. Tht. 179 E (ad
M 50 cit.) [T 1184], cf.
52
53
Plat. Tht. 179 E [T 20 = T 123]); [Hesych. Miles.] [T 1152, 58]; Theon.
Progymn. 82 (
M 38d); Philo, Qu. in Gen. III, 5 [T 336]; cf. Diog. Laert.
IX, 5 (
M 34a)
(d) Suda s.
[= T 1121]: …
…и много
написал в стихах. (
M 46b)
cf. Diog. Laert. IX, 16
ходит о нем (в другомпереводе: приписывается ему) эпиграмм, в частности
следующая (seq. Anth. Gr. VII, 128 =
M 43k); Suda s.
…(= Anth. Gr.
VII, 128, 3-4 =
M 43k,
говорит Гераклит; Olympiod. in Plat.
Gorg. 20, 7
«
,
» так во всяком случае сказал Гераклит «одного
предпочитаю множеству, и говорю это даже перед Персефоной» (cf. Anth. Gr. VII,
128, 3-4 =
M 43k); Nicephor. Chumn. Epist. 44 (p. 57 Anecdota noua, ed.
Boissonade) [R Niceph.Ch. ]. etiam conferenda: Tatian. Or. ad Gr. 3
(
M 48b,
M 31f) et fort.
(
M 33b et ad h. l. pertinenta)
(e) Plut. De def. orac. 12, 415 F [T 506,58]: …
…
… Я вижу, что
всемирное воспламенение стоиков спалило стихи (писания?) Гераклита
и Орфея…
(f)
Marsil. Ficin. De immort. anim. XV, 4: …deinde ab Orpheo Empedocle
Heraclito poeticis dumtaxat carminibus decantatos… … затем то, что
воспели Орфей, Эмпедокл и Гераклит в исключительно поэтических
стихах…
M 33 [28]
(названия книги)
(a) Pinax ap. Diog. Laert. IX, 12
[T 251,4; T 705,115] = Suda s.
[T 1119]
(sc.
)
,
,
,
[F 81A]
А озаглавливают ее (книгу) одни — Музы, другие — О природе , Диодот —
Кормило лучшее для начертания жизни , а еще другие «†Мнение нравов
характера порядок единого из совокупно всех†» .
Ср. Plut. Adu. Colot. 12, 1115 A* [T 475]
(b)
— cf. Plat. Soph. 242 D [= T 132]
…
Ионийские
Музы; Clem. Strom. V, IX, 59, 4
Ионийские Музы [= T 632,11];
Lucret. I, 657 [= T 312, 657] Musae Музы (sed u. l.).
54
MEMORIA: LIBER
Ср. также A. Gell. praef. 6 et locos ap. Mem. p. 192 n. 216-220 citatos,
atque M 43k
.
(c)
О природе — etiam ap. Diog. Laert. IX, 5 (
M 34a); 15 (
M 35a); Clem. Strom. V, VIII, 50, 2 (
M 43i); Heraclit. Alleg. Hom. 24,5 (
M 39a); Sext. Emp. Adu. math. VII, 132 (
M 37b); [Darii] Epist ad Heraclit.
(
M 42c) = Письма E 1; cf. de natura (
M 43a, M 43d); Galen. In Hippocr.
De nat. hum. , prooem. [T 574]
2.
.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ
M 34 [29]
(структура и общее содержание)
(a) Pinax ap. Diog. Laert. IX, 5 [T 251,1; T 705,48; cf. D 1, D 4]
… (
)
,
,
.
Книга… (Гераклита) по своему главному содержанию — «О природе», но
разделена на три части: «О совокупном», «О государстве» и «О боже-
ственном».
(b) [Darii] Epist ad Heraclit. (= [Heraclit.] Ep. I [T 365,3]) = Diog. Laert. IX,
13 [= T 705,123; cf. D 1]. Ср. Письма I (= E 1)
,
…
Кое в чем, если толковать тебя дословно, она (твоя книга), как мне
кажется, излагает возможное воззрение на порядок вселенной и на то, что
соответственно с этим порядком случается, пребывая в божественном
движении…
Cf. Pinax ap. Diog. Laert. IX, 12 (
M 33a)
et Sext. Emp. VII, 133
[T 688,48]
. Это не что
иное, как объяснение способа устроения Всецелого.
(c) Cf. Philo, Quis rer. diuin. heres sit 43, 213-214 [T 337,29]; Qu. in Gen. III, 5
[T 336,5; cf. D 5]
,
. (214)
,
,
.
— hinc Heraclitus libros conscripsit de natura, a Theologo nostro mutuatus sententias de
contrariis, additis immensis, iisque laboriosis argumentis.
55
Если единое, состоящее из обеих противоположностей, разделить, обнару-
живаются его противоположности. (214) Не это ли главное учение,
выдвинутое, как говорят греки, их великим и славным Гераклитом, учение,
которым он хвастался как новейшим открытием? На самом же деле, это
древнее открытие Моисея, а именно то, что противоположности берут
начало из одного и того же путем деления, как это было ясно показано. — И
отсюда Гераклит пошел писать книги о природе; позаимствовав у нашего
богослова (Моисея) его идеи о противоположностях, он добавил кучу
аргументов, добытых собственным старанием.
M 35 [30]
(содержание книги — не о природе)
(a) Diodotus ap. Diog. Laert. IX, 15 [T 246; T 705,150; cf. D 3]
…
,
.
…а из грамматиков, Диодот, который говорит, что сочинение (Гераклита)
не о природе, а о государстве, а что то, что о природе, приведено примера
ради.
(b) Sext. Emp. Adu. math. VII, 7 [T 687,10; cf. D 2]
.
А о Гераклите задавались вопросом, считать ли его только философом
природы или также философом-моралистом.
M 36 [31]
(глава из книги?)
Hippolyt. Ref. omn. haer. IX, 10, 8 [T 664,114] (praecedunt, IX, 9, 1 — 10,7,
citationes fragmentorum F 50, F 51, F 1a, F 52—F 66)
,
… (paulo ultra seq. F 67).
[После 18 цитат из Гераклита] По этому главному вопросу (некоторые
понимают: в этой главе) , он одновременно изложил как свое собственное
убеждение, так и убеждение секты Ноэта… [немного далее приведен фр.
F 67]
M 37 [32]
(начало книги?)
(a) Arist. Rhet.
5, 1407b16 [T 142,16]
…
… (seq. initium F 1a).
…как в начале его сочинения… [следует цитата начала F 1a]
56
MEMORIA: LIBER
(b) Sext. Adu. math. VII, 132-133 [T 688,37; 46]
…
… (seq.
F 1a) …
… (seq. F 2)
В самом деле, в начале своих рассуждений о природе вышеозначенный муж
(Гераклит)… говорит [следует
F 1a] …немного дальше, он добавляет…
[следует F 2].
3. CТИЛЬ И ТЕМНОТА КНИГИ ГЕРАКЛИТА
M 38–М 44 Темнота книги и ее причины
M 38 [33]
(языковая неуклюжесть)
(a) Arist. Rhet.
5, 1407b11 [T 142]
,
,
.
,
,
«
» [F 1a].
.
Вообще написанное должно быть удобопонятным и удобочитаемым. Это то
самое, чего нет ни в текстах с немногочисленными союзами и частицами, ни
в текстах, которые нелегко разметить, как, например, гераклитовские.
Гераклитовские тексты трудно разметить, так как неясно, к чему отно-
сится слово — к последующему или к предшествующему, как например в
начале его сочинения. Ведь он говорит «Глаголу сему сущу вечно несмыш лены
люди бывают». Право же неясно, к чему отнести слово в е ч н о. (Буквально:
в отношении какого слова [следующего или предыдущего] разметить
в е ч н о).
(b) Anonym. Comm. in Arist. Rhet.
5, 1407b11 [см. T 1149]
(c) Demetr. De elocut. 191-192 [T 292]
,
,
.
Ясность — в речах более полных, во-первых, в прямых, во-вторых, в связных.
А речь бессвязная и рубленая совсем непонятна, ибо из-за рубления
совершенно не ясно, где начало каждого отрезка, как например в текстах
Гераклита. Ведь темны-то они в основном из-за рубления (бессвязности).
57
(d) Theon. Progymn. 82, 8-20 [T 563]
,
.
Вследствие этой двусмысленности темными были книги философа Геракли-
та, злоупотреблявшего ею либо намеренно, либо по невежеству.
(e) Ioan. Doxapatr. Homiliae in Aphthoni Progymn. II, p. 226 W. [T 1135]
,
,
.
По этим-то причинам о писаниях Гераклита говорят, что они крайне тем-
ные, и именно поэтому, впервые и как нельзя более к месту, по их поводу
были произнесены слова «его сочинения нуждаются в глубоководном
ныряльщике». (Ср.
M 40)
(f) [Heraclit.] Ep. IV, 2 [T 368,15]. Ср. Письма IV (= E 4)
,
.
…«Гераклу Эфесскому», написал я на алтаре, определив бога вам в
сограждане, а отнюдь не «Гераклиту»…
M 39 [34]
(примеры темных фрагментов)
(a) Heraclit. Homer. alleg. 24, 3-5 [T 355]. См. Фрагменты.
(4) [F 62] «
—
,
,
. » (5)
[F 49A] «
,
»
.
Во всяком случае темный Гераклит богословствует о явлениях природы,
неясных и поддающихся изображению при помощи символов, коими
пользуясь,
он
говорит:
(4)
« Б о г и
—
д а
с м е р т н ы ,
л ю д и
б е с с м е р т н ы , ж и в у т т е х с м е р т ь ю , у м и р а ю т т е х ж и з н ь ю ».
(5) И еще: «В потоки те же самые вступаем и не вступаем, есмы да не
есмы». Его загадочное сочинение «О природе» — сплошная аллегория.
58
MEMORIA: LIBER
(b) Max. Tyr. IV.4 h [T 572].
«
».
.
Взгляни на тезис Гераклита: «Б о г и с м е р т н ы е л ю д и б е с с м е р т н ы е».
Все кишит загадками, как у поэтов, так и у философов.
(c) Lucian. Vit. auct. 14 [T 568]
. …
,
,
,
[cf. F 60],
. —
—
.
[cf.
F 52], < >
[cf. F 10] —
—
.
. —
—
.
[cf. F 62]. —
,
,
. —
.
. —
. —
.
—
,
. —
.
ГЕРАКЛИТ: …Удовольствие и неудовольствие, знание — незнание, большое —
малое, верх — низ — одно и то же, кружащееся и обменивающееся в игре
Эона. — Что такое Эон? — ГЕР. Ребенок ребятящийся, играющий в бабки,
<собирающий и> рассеивающий. — Что такое люди? — ГЕР. Боги смерт-
ные. — А что такое боги? — ГЕР. Люди бессмертные. — Ах ты такой-
сякой, ты что — загадками говоришь или составляешь головоломки? Ты,
право, словно Локсий, так говоришь, что ясного смысла нет. — ГЕР. А мне
до вас и дела нет. — Тогда никто в своем уме тебя не купит. — ГЕР. А чтоб
вам всем взрослым провалиться, покупающим и не покупающим. — Да, недуг
этот весьма недалек от черной желчи (меланхолии).
(d) Asclep. in Arist. Metaph.
3, 1005b23, p. 251,20; 32; 258,36 H. [T 987,
T 988]
,
,
,
,
,
,
,
,
…
,
,
(cf. Phys.
185a6
)…
,
.
—
,
,
,
.
59
Итак, первейшая из всех аксиом, как сказано, аксиома о противоположных
высказываниях; и невозможно, чтобы они были истинными одновременно,
как — говорит он (Аристотель) — некоторые утверждают из-за от-
сутствия образования, приводя пример Гераклита, поскольку тот говорил,
что все вещи допускают лишь одно определение… — Аристотель, следо-
вательно, говорит либо, что Гераклит этого не утверждал, либо, если
утверждал, то символически, как это написано в «Физике»… — Но надо
учитывать, что когда кто-то нечто утверждает, он не обязательно
разделяет утверждаемое мнение. А потому неверно говорить, что Гераклит
был такого мнения. Мы уже указывали