1846 г.). Подпись: И—р.
По всей вероятности, начиная в июне 1845 г. работу над шестым «Письмом», Герцен предполагал, в соответствии с названием, дать в нем изложение систем Декарта и Бэкона одновременно. Решение отвести Бэкону и его школе специальное «Письмо» связано, вероятно, с тем, что Герцен высоко ценил роль Бэкона в соединении философии и естествознания. В августе «Письмо» было закончено. Сообщая об этом Краевскому, Герцен называет «Письмо» «пятым», очевидно, считая лишь «Письма», посвященные истории философии.
Стр. 25 7. …через двести лет граф Местр счел еще нужным уничтожить Бэкона… — Имеется в виду сочинение реакционного французского писателя и политического деятеля Жозефа де Местра «Исследование философии Бэкона» («Examen de la philosophie de Bacon»).
Стр. 259. …«мое творение принадлежит не столько моему духу,
346
сколько духу времени»… — См. Ф. Бэкон, «Великое восстановление наук», Посвящение.
«Достоинство хорошей методы…» — См. Ф. Бэкон, «Новый органон», ч. I, афоризм LXI.
Стр. 260. «Эмпирики беспрерывно роются ~ разума». — См. Ф. Бэкон, «Новый органон»,
ч. I, афоризмы LXX, LXXXII.
«В естественных науках ~ необходимы». — См. Ф. Бэкон, «Новый органон», ч. II, афоризм XXVII.
Стр. 260 — 261. «Есть умы призраками…» — См. Ф. Бэкон, «Новый органон», ч. I, афоризм LV.
Стр. 261. «…ни атомы ~ в природе…» — См. Ф. Бэкон, «Новый органон», ч. I, афоризм LXVI.
«Не надобно увлекаться ~ друг в друга». — См. Ф. Бэкон, «Новый органон», ч. I, афоризм LVII.
«Мы торопимся…» — См. Ф. Бэкон, «О достоинстве и усовершенствовании наук», книга I.
«…то, — говорит Бэкон, —… См. Ф. Бэкон, «Новый органон», ч. I, афоризм СХХ.
Стр. 262. «Наше понятие, — говорит он, — о древних авторитетах…» — См. Ф. Бэкон, «Новый органон», ч. I, афоризм LXXXIV.
Стр. 26 7. …Гегель не вполне оценил его. — В отношении к Бэкону ярко проявилась противоположность материалиста Герцена и идеалиста Гегеля, который в своей «Истории философии» третировал материалистические системы, в частности философию Бэкона.
…«этих слов ~ понимание природы». — См. Ф. Бэкон, «О достоинстве и
усовершенствовании наук», книга I.
…hocceitatis и quiditatis… — Схоластические термины, образованные от Ьоссе — этот и quid — что.
Стр. 2 71. «Наука о телах небесных ~ не проникают». — См. Ф. Бэкон, «О достоинстве и усовершенствовании наук», книга III, глава IV.
Стр. 2 72. …à la deus ex machina… — См. примеч. к стр. 174.
Стр. 274. Выписки из Бэкона. — См. подстрочное примечание Герцена на стр. 254
«Выписки из Бэкона» представляют значительный интерес как для понимания отношения Герцена к английскому материалисту, так и для характеристики направления философской мысли самого Герцена.
В тексте седьмого «Письма» Герцен дал высокую оценку философии Бэкона. Стремление освободить человеческую мысль от пут схоластики и обратить ее к изучению природы, твердое признание объективности предмета науки, утверждение огромной роли опыта как пути к раскрытию законов природы, вера в разум и его единство с природой — таковы, по мнению Герцена, главнейшие моменты философии Бэкона. В глазах Герцена Бэкон велик попыткой утвердить и обосновать то единство философии и естествознания, опыта и умозрения, которое, по убеждению самого Герцена, необходимо для развития человеческого знания, для развития философии и естественных наук.
Подбор текста в «Выписках» показывает, какие положения философии Бэкона привлекали наибольшее внимание Герцена. С этой точки зрения особый интерес представляют цитируемые Герценом высказывания Бэкона о практическом назначении философии, о необходимости основать философию на данных естественных наук, о единстве природы, о неуничтожимости вещества, материи, о материи как деятельном начале, об опыте и его роли в раскрытии законов природы. Чрезвычайно характерно, что, составляя «Выписки», Герцен оставил в стороне те положения бэконовской философии, в которых сказалась теологическая непоследовательность Бэкона (например, его учение о «двойственности истины»).
«Выписки» показывают, что Герцен видел и ценил в Бэконе одного из
347
крупнейших материалистов нового времени. «Выписки» поэтому можно рассматривать не только как фактическое подтверждение той характеристики Бэкона, которая была дана в
седьмом «Письме», но и как своеобразную форму пропаганды Герценом принципов
материалистической философии.
Названия цитируемых в «Выписках» произведений Бэкона, приведенные Герценом в сокращенном виде:
«Nov. org.», «N. О.» — «Novum Organum».
«Nov. org., Praefat.» — «Novum Organum», Praefatio.
«N. O., I, A…» — «Novum Organum», Pars I, Aphorismus…
«N. O., II, A…» — «Novum Organum», Pars II, Aphorismus…
«De Augm. Sc.», с. — «De dignitate et augmentis scientiarum», caput…
«Descr. Gl. intell.» — «Descriptio Globi intellectualis».
«Cogit. et Visa» — «Cogitata et Visa».
«Hist. Nat.» — «Historia Naturalis».
«Parasc. ad Hist. Nat.» — «Parascevae ad Historiam Naturalem et experimentalem».
«Impet. Philos.» — «Impetus philosophici».
«Hist. Mortis et Vitae», Can. — «Historia Vitae et Mortis», Canon…
«Hist. Densi et Rari» — «Historia densi et rari; necnon coitionis et exspansionis materiae per
spatia».
«Parmen. Tiles et Democr. Phil.» — «De principiis atque originibus secundum fabulas
cupidinis et coeli sive Parmenidis et Telosii, et praecipue Democriti Philosophia Tractata in
fabula De Cupidine».
Печатается по тексту ОЗ, 1846, кн. IV, отд. II, стр. 91 — 108 (ценз. разр. —31 марта 1846 г.). Подпись: И—р.
Герцен работал над восьмым «Письмом» в августе — сентябре 1845 г. Можно предположить, что Герцен намеревался разделить статью на две части. «Следующее письмо, — писал Герцен Краевскому, — будет о реализме в Англии, потом еще об реализме во Франции в XVIII. Сим на 1845 год я и заключаю». Однако от такого разделения Герцен отказался. 27 ноября Герцен сообщал Краевскому: «Письмо о Локке, Юме и энциклопедистах готово». В последний раз о работе над восьмым «Письмом» Герцен упоминает в письме к Краевскому 23 декабря: «Статья о Локке и энциклопедистах задержана мною для поправок; теперь она готова».
Стр. 293. Эмпирия захотела иметь свою метафизику. Локк явился ответом на эту потребность. — Герцен имеет в виду попытку Локка систематически обосновать принцип Бэкона об опытном происхождении знаний.
Стр. 296. Органический процесс неминуемо должен развить в животном кровеносную систему, нервную и проч. по родовому, пожалуй, предсуществующему и осуществляющемуся понятию, но он может и не развиться; ему нужны для этого внешние условия… — Данное положение отнюдь не является свидетельством идеализма Герцена, как ошибочно полагал Плеханов (см. Г. В. Плеханов, Соч., т. XXIII, 1926, стр. 360—361). Мысль Герцена состоит в том, что частное, индивидуальное явление при соответствующих условиях необходимо подчиняется в своем развитии общим, родовым законам, существующим независимо от данного явления. Именно в смысле независимости общего закона от каждого данного частного факта, в котором этот закон проявляется, употребляет Герцен выражение «предсуществующее понятие». О том, что приведенное положение
нельзя рассматривать как идеалистическое признание существования понятия прежде реальных предметов, свидетельствует и прямое отрицание Герценом возможности возникновения индивида из понятия рода (см. выше, стр. 153).
Стр. 304. …Юм был одарен необычайным умом и необычайной диалектикой… — Слово «диалектика» употреблено здесь Герценом в смысле умения вести спор, а не в смысле диалектического метода.
Стр. 310. …к той Англии, которая, отправляя «Беллерофон, вскрикнула: «Я победила!»… — «Беллерофон» — название английского корабля, на котором Наполеон был перевезен на остров св. Елены.
Переводы:
211 [1] у нее нет души (франц.). — Ред.
212[2] наши друзья-враги (франц.). — Ред.
213[3] У нас, пожалуй, есть и еще нелепее обвинение науки: зачем она употребляет незнакомые слова. — Кому незнакомые??.
214[4] головоломкой (франц.). — Ред.
215[5] своеобразной (лат.). — Ред.
216[6] Ничто не внутри, ничто не вовне, ибо то, что внутри, есть и вовне. (нем.). — Ред.
217[7] Вообще, математика, несмотря на то, что предмет ее, по превосходству, мертв и формален, отделилась от сухого то или другое. Что такое дифференциал? — Бесконечно малая величина; стало быть, или он имеет величину, и в таком случае это величина конечная, или не имеет никакой величины, в таком случае он нуль. Но Лейбниц и Ньютон постигли шире и приняли сосуществование бытия и небытия, начальное движение возникновения, перелив от ничего к чему-нибудь. Результаты теории бесконечно малых известны. Далее, математика не испугалась ни отрицательных величин, ни несоизмеримости, ни бесконечно великого, ни мнимых корней. А, разумеется, все это падает в прах перед узеньким рассудочным «то или другое».
218[8] Оставьте всякую надежду вы, сюда входящие! (итал.). — Ред.
219[9] потусторонний мир (нем.). — Ред.
220[10] Исповедания веры (франц.). — Ред.
221[11] Разве зерно природы — не в сердце человека? (нем.). — Ред.
222[12] Следующая статья посвящена будет исключительно дилетантам-романтикам.
223[13] Первая статья была о дилетантизме вообще; следующая будет посвящена специализму в науке, в четвертой (если она будет) поговорим о формализме. — Писавший просит редакцию позволить ему обратить внимание читателей на важную опечатку, вкравшуюся в первую статью. На стран. 33, стр. 20-й снизу, напечатано вместо гуманнейший — туманнейший.
224[14] Данте. «Восход в рай».
225[15] эпохи Возрождения (франц.). — Ред.
226[16] Выражение о музыке принадлежит Шеллингу; «Пантеон на Парфеноне», — сказал о храме Петра В. Гюго.
227[17] божественных мастеров (итал.). — Ред.
228[18] О перевороте в науке предполагаем поговорить в особой статье, а потому не говорим здесь. Впрочем, достаточно назвать Бэкона, Декарта и Спинозу.
229[19] о свободном и рабском суждении (лат.). — Ред.
230[20] Прошлое столетие окончилось бурей, а новое начинается убийством (нем.). — Ред.
231[21] переполох, суматоха (франц.). — Ред.
232[22] Если они не станут вредить, то будут пугать (нем.). — Ред.
233[23] которые прослушали все звуки музыкального произведения, но не уловили чувством одного — гармонии этих звуков (нем.). — Ред.
234[24] напоследок (франц.). — Ред.
235[25] по обязанности (лат.). — Ред.
236[26] «Отеч. зап.» 1843 г. Книжка 1. Статья «О дилетантизме в науке»
237[27] вольнодумцами (франц.). — Ред.
238[28] ученые-специалисты (нем.). — Ред.
239[29] поднимать целину (франц.). — Ред.
240[30] терпеть (франц.). — Ред.
241[31] Разумеется, слово образованный принято в истинном смысле его, а не в том, в котором его употребляет, например, жена городничего в «Ревизоре».
242[32] Не помню, в какой-то, недавно вышедшей в Германии, брошюре было сказано: «В 1832 году, в том замечательном году, когда умер последний могиканин нашей великой литературы». — Да!
243[33] Считаю необходимым еще раз сказать, что дело идет единственно и исключительно о цеховых ученых и что все сказанное только справедливо в антитетическом смысле; истинный ученый всегда будет просто человек, и человечество всегда с уважением поклонится ему.
244[34] <ученых писаний (франц.)>. Гегель, говоря где-то об гигантском труде читать какую-то ученую немецкую книгу, присовокупил, что ее, верно, было легче писать.
245[35] ансамбль (франц.). — Ред.
246[36] познаваемым (итал.) — Ред.
247[37] завершено (лат.) — Ред.
248[38] наук (лат.). — Ред.
249[39] навязчивой идеи (франц.). — Ред.
250[40] ориентацию (нем.). — Ред.
251[41] и прочие (итал.). — Ред.
252[42] в сыром виде (лат.). — Ред.
253[43] Все, что хорошо продумано, выражается ясно, и слова для выражения подыскиваются без труда (франц.). — Ред.
254[44] Буддисты принимают существование за истинное зло, ибо все существующее — призрак. Верховное бытие для них — пустота бесконечного пространства. Переходя из
степени в степень, они достигают высшего