Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
О сопротивлении злу силою

есть удовлетворение телесной потребности; делать то же для других людей – удовлетворение духовной потребности. Всякая, всякая другая деятельность человека только тогда законна, когда она направлена на удовлетворение этой первейшей потребности человека, потому что в удовлетворении этой потребности состоит и вся жизнь человека». «Это первый и несомненный закон Бога или природы». «О назначении науки и искусства», XI, 371; срв. «Выдержка из частного письма…», XI, 401: «служение людям как призвание всякого человека».

124

Срв. «Часовщик», XI, 616: «смысл… жизни только в том, чтобы содействовать соединению людей», «жить» «в любви с братьями», к этому и сводится «делание Божьего дела» (615).

125

«В Евангелии с поразительной грубостью, но зато с определенностью и ясностью для всех выражена та мысль, что отношение людей к нищете, страданиям людским есть корень, основа всего». См. «О переписи в Москве», т. XI, с. 221.

126

«Закон насилия», 55, 173–175; «Круг чтения», I, 238–239, III, 220. Срв. «Крестник», т. XI, 179; «Три притчи», XIII, 184.

127

Ранний очерк Толстого «Страдания» делает попытку доказать гедонистическую (XI, 461), моральную (XI, 462–471) и биологическую (XI, 461, 469) полезность страданий, но тут же устанавливает, что «все наслаждения покупаются страданиями других существ» (461) и что борьба со страданием, освобождающая ближних от него, есть «единственная радостная работа» (470).

128

Срв. главу первую.

129

Срв. «Религия и нравственность», ХIII, 197.

130

«Религия и нравственность», XIII, 201, 208.

131

Срв. «закон Бога или природы». «Так что же нам делать», XI, 371 и др.

132

«Закон насилия», 129.

133

«Начало вещественности – Он же». «Разные мысли», XIII, 534.

134

«Женщинам», XI, 394.

135

«Женщинам», XIII, 397–401.

136

Там же, 403.

137

«В чем счастье», XI, 205–207.

138

«Так что же нам делать», XI, 370–371.

139

«Что такое искусство», XIII, 442.

140

«Круг чтения», II, 18–21.

141

«Предисловие к сборнику», XI, 410.

142

«Религия и нравственность», XIII, 214.

143

Там же, 215, 216.

144

«Религия и нравственность», XIII, 215, 217.

145

Ее «полезность» подобна полезности «пожара», после которого «можно погреться и закурить головешкой трубку». «Так что же нам делать», XI, 343. Срв. «Неделание», XI, 612; «Сказка об Иване дураке», XI. 134–135.

146

«Послесловие к Крейцеровой Сонате», ХII, 434, 435, 436.

147

Там же, 433.

148

Там же, 436, 440, 441.

149

Там же, 440.

150

Там же, 440.

151

Там же, 444.

152

Там же, 436–437, 440.

153

Срв. «Послесловие к Крейцеровой Сонате», XII, 441; «Воскресение», XIV, 413. Нельзя не отметить противоречивость этой оговорки: разве «всеобщая обеспеченность» сделала бы «животную похоть» как таковую менее «унизительной»?..

154

Срв. преклонение Толстого перед последствиями физического труда: дурным запахом, мозолями на руках и даже появлением насекомых на человеке как признаком состоявшегося опрощения; напр., «Сказка об Иване дураке». Гл. III, IV, XII и др.

155

«Так что же нам делать», ХII, 301, 370–371 и мн. пр.

156

Срв., напр., «Сказка об Иване дураке», XI, 143–145, гл. XII.

157

«Что такое искусство», XIII, 423, 449.

158

«Я должен как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше сам работать». «Так что же нам делать», XI, 301.

159

«Закон насилия», 137.

160

Там же, 178.

161

«Закон насилия», 138; срв. «Царство Божие», 14.

162

«Круг чтения», II, 18–21, III, 14. Срв., «Закон насилия», 152.

163

«Закон насилия», 122, «Круг чтения», II, 56–59.

164

«Круг чтения», II, 18–21.

165

Срв. интересные оговорки, с отвращением допускающие возможность целесообразности «насилия»: «Закон насилия», 80, 161; «Круг чтения», I, 238–240, II, 73, 163; «Царство Божие», 66.

166

«Круг чтения», II, 56–59.

167

«Неделание», XI, 613.

168

«Круг чтения», II, 21–59.

169

«Закон насилия», 152.

170

Там же.

171

Подлинные слова Толстого: «Круг чтения», II, 14.

172

Там же.

173

«Круг чтения», II, 18–21.

174

Там же.

175

Срв. «Закон насилия», 138; «Круг чтения», II, 162–165, III, 101–102.

176

Срв. особенно «Круг чтения», II, 162–165, III, 101.

177

«Закон насилия», 80, 129, 134, 143, 147. «Круг чтения», II, 18–21.

178

Срв., напр., «О переписи в Москве», XI, 221: «В Евангелии с поразительной грубостью, но зато с определенностью и ясностью для всех выражена мысль, что отношение людей к нищете, страданиям людским есть корень, основа всего»; срв. «Закон насилия», 54, 108, 109, 173 и др.; срв. изображение «заповеди непротивления злу насилием» как самой «благой вести Царства Божия». «Царство Божие», 102, 34.

179

Срв. «Что такое искусство», XIII, 442: «Назначение человека есть благо; высшее же в нашем мире, доступное людям благо жизни достигается единением их между собой».

180

См. главы восьмую и девятую.

181

См. главы третью и шестую.

182

См. главу третью.

183

Там же.

184

См. главу шестую.

185

См. главу шестую.

186

См. главу шестую.

187

См. главы четвертую и пятую.

188

См. главы шестую и седьмую.

189

См. главы шестую и седьмую.

190

См. главы двадцать первую и двадцать вторую.

191

См. главу третью.

192

См. главу третью.

193

Срв. соответствующее образное выражение этого состояния у Гераклита (по Аэцию и Сексту) и у Пушкина.

194

См. главу двенадцатую.

195

См. главу одиннадцатую.

196

См. главу шестнадцатую.

197

Гераклит. Отрывок 49.

198

См. главу восьмую.

199

См. главы двадцать первую и двадцать вторую.

200

Курсив мой. И.

201

Курсив мой. И.

202

См. главу пятую.

203

«Кто ударит тебя в правую щеку твою», Мф 5:39; Лк 6:29. Курсив мой. И.

204

«Взять у тебя рубашку». Мф 5:40,42; Лк 6:29, 38; «Просящему у тебя»… «взявшего твое». Лк 6:30. Курсив мой. И.

205

«И кто принудит тебя идти с ним». Мф 5:41. Курсив мой. И.

206

См. Н. Костомаров. Русская история, т. I, гл. 3, с. 29.

207

От слова «предмет».

208

См. главу двадцать вторую.

209

См. главы девятнадцатую, двадцать первую и двадцать вторую.

210

См. мудрый и глубоко христианский опыт поэта В. А. Жуковского «О смертной казни».

211

См. главу седьмую.

212

См. главу третью.

213

См. главы десятую, четырнадцатую, пятнадцатую и шестнадцатую.

214

См. главу третью.

215

См. главы шестую, седьмую и тринадцатую.

216

См. главы четвертую и пятую.

217

См. главу седьмую.

218

См. главы пятую, шестую и седьмую.

219

См. главу шестую.

220

См. главу одиннадцатую.

221

См. главу семнадцатую.

222

См. главу шестнадцатую.

223

См. главу вторую.

224

См. главу вторую.

225

См. главу шестнадцатую.

226

См. главу пятую.

227

См. главы шестую и седьмую.

228

См. главу тринадцатую.

229

См. главы седьмую, восьмую, одиннадцатую и тринадцатую.

230

См. главы шестую, четырнадцатую, пятнадцатую и шестнадцатую.

231

См. главу тринадцатую.

232

См. главы четвертую, пятую, тринадцатую и восемнадцатую.

233

См. главу первую.

234

См. главу восьмую.

235

См. главу первую.

236

См. главу семнадцатую.

237

См. главу шестнадцатую.

238

См. главу шестнадцатую.

239

Идея о том, что убийство на войне остается делом неправедным, нашла себе выражение в «Книге Правил Св. Апостолов и Св. Соборов». Так, 83 Правило Св. Апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержати обое, то есть Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови». С этим необходимо сопоставить восьмое и тринадцатое канонические правила св. Василия Великого, изложенные в канонических посланиях его к Амфилохию, епископу Иконийскому. В Правиле 8 между прочим доказывается, что убийство на войне есть убийство не нечаянное, а вольное: «Совершенно такожде вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее есть то, что делается разбойниками и в неприятельских нашествиях: ибо разбойники убивают ради денег, избегая обличения в злодеянии; а находящиеся на войне идут на поражение сопротивных, с явным намерением не устрашити, ниже вразумити, но истребити оных…» В Правиле 13 читаем: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения токмо Святых Тайн». К этому правилу имеется позднейшее примечание: «См. послание св. Афанасия» к Аммуну Монаху. Валсамон и Зонар согласно замечают, что предполагаемый св. Василием совет вообще не был употребляем в действие, как по неудобности, так и по уважениям, в начале сего же правила изложенным».

В «Послании св. Афанасия Великого к Аммуну Монаху» к убиению на войне имеет отношение только следующее место: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные во брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния».

Нельзя не отметить, что в послании Афанасия Великого вопрос не ставится во всей широте, но выделяется только одна сторона его, необходимая ему в его общем

240

рассуждении. Можно признать правоту Афанасия Великого и вслед за тем, не впадая во внутреннее противоречие, установить глубину и мудрость того прозрения, которое изложено в 13-м Правиле Василия Великого, ибо убиение на брани достойно похвалы и все же требует духовного очищения (см. главы 20 и 22 настоящего исследования).

Прозрение Василия Великого отнюдь не отмерло в Православии, но сохранилось в духе и традиции. Самое правило его не забыто, а излагается в Номоканоне, прилагаемом к православному Требнику современного издания (срв. правило 8). Излагается оно как сохраняющее всю полноту обязательной силы. Отблесками его проникнуты и некоторые молитвы о воинах, напр., в «Чине освящения знамен»: «изучи их и вразуми, спаси, защити, сохрани, очисти и радости духовныя исполни»…

Было бы глубоко значительно и благотворно, если бы традиция этого прозрения была бы возрождена и восстановлена в православно-церковной практике наших дней – не в форме трехлетнего отлучения от Причастия, а в форме церковно-узаконенного покаяния, совершаемого по окончании войны всем народом и в особенности воинами.

В только что вышедшем Православном Катехизисе Митрополита Антония (Храповицкого) ясно изложено воззрение на войну как на «великое зло», участие в коем, однако, обязательно ради уклонения от еще большего зла. См. главу о Шестой заповеди, с. 96–98.

241

См главы третью и четырнадцатую.

242

См. главы третью и шестую.

243

См. главу шестнадцатую.

244

См. главы шестую, седьмую, тринадцатую, шестнадцатую и восемнадцатую.

245

Martin Luther. «Ob Kriegsleute auch in seligem Stands sein künnten». 1526 г. Абзацы 5, 6, 7. «Denn die Hand, die solch Schwert führet und würget, ist auch alsdenn nicht mehr Menschenhand, sondem Gotteshand und nicht der Mensch, sondem Gott hänget, rädert, enthäupt, würget und krieget; es sind alles seine Werk und seine Gerichte».

246

Там же. Абзац 1: «großer Mut und kecks Herz».

247

Там же. Абзац 1: «den schwachen, blöden und zweifelden Gewissen».

248

Неrm. Busenbaum. Medulla Teologiae Moralis. MDCCXV. Lib. III. Tract. IV. Cap. I. Dubium IV: «An aliquando liceat occidere? Directa intentione et seienter nunquam licet, nisi Deus omnis vitae Dominus concedat», p. 125. В парижском издании 1670 г. «Dubium IV» читается так: «An aliquando liceat occidere innocentem?».

249

P. Petrus Alagona. Sancti. Thomae Aquinatis Theologiae summae compendium. Romae. 1619. Ex prima secundae. Quaestio XCIV. De lege naturali. Articulum 5: «Ex mandato Dei licet occidere innocentem, furari, fornicari, quia est Dominus vitae et mortis et sic facere eius mandatum est debitum».

250

См. главы пятую, шестую, седьмую, восьмую и восемнадцатую.

251

Этим мы решительно отводим ту казуистическую постановку вопроса, которая столь распространена в морально-теологических трактатах иезуитов. Они спрашивают обычно о позволенности того или иного поступка (an liceat?) и отвечают терминами: licet, potest, licete, poteste, excusatur, absolvetur, non tenetur, ad nil tenetur etc. Вследствие такого расширяющего толкования идеи «позволенности» эта идея начинает включать в себя множество запретных деяний, извиняемых то в силу затруднительного положения грешника («gravis necessitas»), то ввиду навязчивости греховного влечения (отсутствие согласившейся воли – «voluntas consentiens»), то ввиду аффекта, парализовавшего свободу грешника (usus rationis perturbatur, libertas tollitur), то в виду его непредусмотрительной наивности («non advertatur malitia»)». Такая постановка вопроса, выросшая из запросов католической

Скачать:PDFTXT

О сопротивлении злу силою Ильин читать, О сопротивлении злу силою Ильин читать бесплатно, О сопротивлении злу силою Ильин читать онлайн