Роман Ингарден Книжечка о человеке
Несколько слов по поводу истории возникновения этого сборника.
Его издание, обращенное в неопределенное будущее, входило в на
мерения автора. Замысел возник в начале 1969 года, когда необходимо
было окончательно решить, какие работы — а среди них были уже
до этого опубликованные и разбросанные по разным журналам и
материалам KOНIpeccoB — составят третий том <<Исследований по эстетике», очередную позицию в серии «Философские сочинения Ро мана Ингарденз», издаваемую в издательстве ''Paristwowe Wydawnictwo Naukowe" (PWN). Тогда у автора было несколько небольших работ (прежде всего, четыре первые из представленных в настоящем сборни ке), которые он не хотел сюда включать исходя из композиционного содержания проектируемого тома; их связывает между собой особая тема: сущность человека. И по сегодня отлично помню, ведь всё происходило у меня на гла зах, чуть ироничный тон автора, который привык издавать саженные книги, с каким профессор заметил: <<.А может, когда-нибудь удастся издать и такую маленькую, как "Книжечка о человеке"?». Идею с энтузиазмом подхватили несколько его учеников; ДОГОВОРИЛИСЬ с издательством ''Wydawnictwo literackie". Но дело сразу же заглох ло - общий объем этих четырех статей был слишком мал даже для «КнижечКИ», и то что сюда включили статью «О плодотворной дис КУССии», состоящую всего из несколько страниц, положения никак не спасало. Можно было, конечно, предполагаемый сборник дополнить новыми работами, ибо этот круг проблем Ингарденом был начат еще в ГOДhl юности (ведь первый запланированный том его докторской диссертации звучал: «Структура человеческой личности»). Но сроч- 21 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ ные исследования из дрyrиx облаcrей философии не позволяли в ближайшие несколько лет всерьез думать о подобном дополнении. Во что бы то ни crало необходимо было довеcrи до конца и опубли ковать не раз предпринимавшийся в течение нескольких лет фунда ментальный труд по методолоr:ическим основам теории познания, а в недалеком будущем ero ожидала подroтовка для PWN таюке уже обещанноro тома «Из теории языка и философских основ лоIИКИ». Правда, автор к тому времени закончил большой труд "Uber die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente", написанный по-немецки по заказу издательства РhШрр Reclam в Ш'JYIТГtlрде, который предcraвлял собой расширенный доклад, сделанный им на XIV Международном философском конгрессе в Вене в 1968 roAY. эта работа, как сам он признавался, тематически прекрасно ложилась в сборник исследова ний о человеке: ведь ответственность -явление, которое есть только в человеческом мире, и среди онтических условий ее возможноcrей одну из основных соcraвляет психофизическая структура человека. Но с предложением именно этим исследованием дополнить «Книжечку о человеке» профессор не согласился: на перевод ''Verantwortung'' у него не было ни времени, ни охоты, да, он собирался когда-нибудь написать эту вещь по-польски, но обратиться к ней вновь лишь с тем, чтобы ее расширить и углубить. Тогда с ней, наверное, случилось бы то, что уже не раз случалось, когда он вновь принимался за какую нибудь давmoю тему, и из этоro возникало иногда совершенно новое, большое сочинение. А эта тема, без сомнения, ero беспокоила - он думал о возможной ее связи с обработкой своих материалов для до кладов по этике, которые читал, -один раз до войны в университете Яна Казимира во Аьвове, другой - в Ягеллонском университете в Кракове в 1961/62 roAax. Но всё это могло бы произойти только в далеком будущем, и о <<Книжечке о человеке» переcraли roворить. Неожиданная смерть Романа Ингардена в июле 1970 roAa совер шенно изменила положение дел: уже не от KOro было ждать разрабо тaнHoro польскоro варианта исследования "Uber die Verantwortung", которое тем временем вышло из печати в ориmнале - nota bene* * Заметь хорошо (.лат.). - Примечание переводчика. 22 Данута Герулянка. Вступление как последняя, опубликованная при жизни, работа Р. Ингардена. Ао людей дошло профессиональное мнение проф. Владислава Татарке вича, что публикация философской позиции в издательстве Philipp Reclam означает в философском мире <<Признание в ее авторе класси Ка». ИIперес к исследованию растет, немецкие экземпляры в Польше едва ли доступны. Стали добиваться ее перевода на польский язык. Перевод осуществил ученик профессора, доктор Адам ВешжецКИЙ. Появилась новая, значительная позиция в дополнение к имеющимся ингарденовским исследованиям о человеке. Издательство ''Wydawnictwo literackie" с большой благосклонностью приняло решение об этом издании. Вот каким образом реализуется мимоходом брошенное желание Романа Ингардена - читатель получает его маленькую <<Книжечку о человеке», которая без всяких популяризаций, чуждых духу автора, благодаря соответствующе выстроенным содержащимся в ней иссле дованиям постепенно вводит в круг самых важных и самых сложных проблем философии даже совершенно неискушенных и не знакомых с этой областью. Человек и природа* Не могу не согласиться с выступавшим профессором г. Лоще, что человек трансцендирует Природу и «силой своей сущности» «создает мир, который, несмотря на свой постоянно сохраняемый основной вид, приобретает бесконечные и всё новые исторические оБЛИЧИЯ». Правда и то, что его «осознанная активноcrь выражается прежде всего в трех главных формах: как познавание того, что истинно, как делание Добра и как формирование Прекрасного». Но по-прежнему остается непр6ясненным, что составляет сущноcrь его творческой активности и каково отношение между созданным человеком миром и Природой, в которой он находился в начале своей деятельности. Сущноcrь че ловека можно выяснить, эксплицируя между прочим смысл и способ существования его дела, обретающего опору в Природе. Незначи тельную роль в этой проблематике играет вопрос, как понимается сама Природа: как множество всех вещей, или как множество того, что видимо, или, наконец, как целое бытия. Знаменательным являет ся лишь тот факт, что Природа существует до всякой деятельности человека и что она изменяется в самой себе вообще, независимо не только от действия человека, но и от его существования. Она же ecrь и обязательный фундамент его бытия, как и существования его дел. Это видно не столько в факте человеческого познания, сколько в содержании и способе существования произведений человеческой культуры. Человек сегодня лишь в очень редких случаях оказывается перед лицом первоначальной Природы, например во время путешествия в полном одиночестве высоко в горах или в момент сильного шторма на море, или, наконец, становится свидетелем процесса, который не остановить, смертельно развивающейся болезни друга, ощущая свое полное бессилие в любой попытке спасти его. В этих случаях человек может удивиться красоте и величию Природы или же пора- * Статья представляет собой выступление Ингардена в дискуссии ПО вопросу «Чело век и Природа» на пленарном заседании XII Международного конгресса философии в Венеции в 1958 году. Главным докладчиком был профессор Герман Аоще. 24 Человек и при рода зиться неукротимой силе напора урагана, или же он почувствует, как вещи неотвратимо двинулись в направлении, обозначенном самой Природой, и ничто не в состоянии предотвратить беду. И при этом его всегда переполняет совершенно особое двойственное чувство. С одной стороны, он чувствует себя абсолютно чужим перед всем, что происходИТ в Природе независимо от него, и видит себя лишенным всякой доброжелательной помощи с ее стороны -до такой степени, что буквально утрачивает доверие к судьбе. С другой же стороны, он чувствует себя в своей чистой и автономной сущности чем-то стоящим над Природой и чем-то настолько более благородным по сравнению с физическими процессами или тем, что происходИТ у животных, что не может ощущать себя совершенно счастливым, ис пытывая при этом тесную связь с Природой и живя в ее пределах, в единстве с ней. Когда время от времени он открывает в себе нечто от первоначальной ПрироДbl, он чувствует себя в этом не только безмер но униженным, но и совершенно чужим себе и тотчас же становится непонятным себе самому. Он не может и не желает поверить в то, что является частью первоначальной ПрироДbl, что является зверем и что ни как естественная действительность, ни как определенный индивидуум он ничем не лучше животных ни с какой точки зрения и ничем радикально не отличается от остальной ПрироДbl. В глу бине души он не может в это поверить, несмотря на то что наука и говорит ему, что жизненные процессы, происходящие в его теле и даже в его сердце, в принципе ничем не отличаются от процессов у животных. В глубине души он не верит и в свою собственную смерть, убеждая самого себя в том, что душа его бессмертна, хотя ежедневно наблюдает, как умирают его друзья и коллеги по работе. Не понимает и смер'IИ других людей, поражаясь при виде разлагающегося трупа, почему его зарывают в землю. Он глубоко несчастен, когда чувствует себя в какой-то ситуации сведенным до уровня животного или когда видит, что никакие его силы и старания не позволят ему переступить границ, обозначенных природой. Тогда он начинает жить сверх своих сил и своей природной натуры: создает для себя новый мир, новую реальность - вокруг себя и в себе самом. Творит мир культуры и придает ему человеческий характер. 25 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ Он изменяет Природу, порабощая ее (сельское хозяйсгво, техника) и наделяя ее определенным смыслом, которого она в себе не имеет, создает дела, совершенно не похожие по своей сути на то, что является в мире творением самой Природы. эш дела приспособлены к его духу и представляют собой его дополнение. Раз они одНажды уже были созданы, он сталкивается с ними в мире, как с чем-то дейсгвительно сущесгвующим. Он создает произведения искуссгва - литературы, музыки и т.д. - создает науку, философию, религию, а таюке исто рию самого себя и человечесгва. Создает в каком-то смысле и свою семью, другие семьи, свой собсгвеННblЙ народ и другие народы, что в свою очередь накладывает на него обязательсгва перед семьей и на родом, а таюке обязательсгва народов перед человечесгвом. Учреждает тем самым свою родину и другие госу дapcrвa. Всё богатсгво разных ценностей распространяется тотчас же и у него на глазах, обязывая его дейсгвовать в отношении близких, друзей и врагов. Его жизнь получает некую цель и задачу и набирает определенный смысл и зна чение, которых нет в самой первоначальной Природе. И такая жизнь становится ответсгвенноЙ. Человек добивается заслуг и отягощается виной. Живет в мире, отличном от Природы, и едва ли не полностью забывает, что в основании всей этой новой дейсгвительности скрыта Природа, равнодушная к ценности и нечувсгвительная к счастью или горькой участи человека. Забывает и то, ЧТО этот единсгвенный тонкий слой на его поверхности представляет в нем человеческое и что ЭТО он изменяет весь смысл его жизни и его судьбы. Теперь он становится личностью, которая играет некую роль в человеческом мире и которая должна иметь в нем самом основу АЛЯ своей автоно мии и свободы. ?e тогда, когда он подлежит определенной системе права, это право оказывается совершенно отличным от прав, какие управляют Природой, и является правом, установленным человеком. Так живя, человек может быть счастливым и добрым и может стол кнуться с тем, что ему представляется большим и более совершенным, чем он сам и все человечесгво, и что превышает всякие идеи и самые благородные идеалы человека, а также всякие совершенсгва конеч ного бытия вообще, т.е. с Богом. И потому он готов посвятить свою жизнь и даже свое сущесгвование реализации идеалов, осознавая 26 Человек и при рода полную свою oтвeтcrвeннocть перед Богом. Забывает, что его бытие и ero жизнь зависят от TOro, что происходит в Природе, и считает, что может преодолеть и победить саму Натуру. И только время от времени ему напоминает об этом ero собcrвенная натура живоnюго, в которой не может распознать себя caмoro. Но творческая ero сила, которая создает специфически человече ский мир, не является неOIраниченной и даже не является достаточно творческой, чтобы Быть дейcrвительно способной реализовать этот новый мир и придать ему автономное сущеcrвование. Он может вызвать