них неоднократно страдает, болеет
или, наоборот, вновь благодаря им расцветает. Безусловно, нелегко
эту взаимную обусловленность строго объективно и точно выяснить
и определить. Но всё равно патологическая физиология, как и пси
хопатология, могут нам приоткрыть разные факты, заслуживающие
внимания. Поэтому повседневный опыт приносит нам уже множесгво
красноречивых примеров. Аейсгвующий и решающий человек осо
знает для себя, какой из этих двух факторов сьпрал более значитель
ную или же решающую роль в том, чтобы к результату пришло его
решение или исполненный им поступок. Есть, например, случаи,
в которых оба фактора — тело и душа, или дух, — выполняют в
первоначальном единсгве акт любви так, что то, что телесно, есть
лишь выражение и следсгвие (Auswirkung*) [nast?pstwo] подлинно
психической (seelische), духовной любви, а эта любовь только лишь
венчает телесное стремление к единению с партнером. Оба фактора,
гетерогениость которых едва обозначена в целости человека, дейсгву
ют вместе, как бы монолитно. Вследсгвие этого личное «я» выполняет
акт любви полностью центрально, ибо при этом обусловлено своим
телом и посредсгвом него движется в том самом направлении, в каком
устремляется его собсгвенный импульс любви. Можно сказать: акт
есть свойcrво акта человека в целом и, в частности, — его личного
«я». При этом, естесгвенно, нельзя забывать о роли партнера. Когда
всё идет хорошо и все счастливы, этот акт становится свойсгвом са
мой любовной пары. В переживании обоих любящих учреждается
особое «MЬD> как субъект акта и выстраивающихся в нем позднейших
актов. Тем не менее характер свойсгва поведения и дейсгвия каждого
партнера отличается в этом случае от свойсгва (Eigenheit**) [wlasnosc]
* Буквально: действие, последствие, результат (нем.). -Примечание переводчика.
** Немецкое Eigenheit (своеобразие, особенноcrь) переведено на польский кaKwtasnosc,
которое означает наряду со свойством и качеством еще и собственноcrь. —
Примечание перевоДчика.
85
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
акта, в котором какой-то ученый именно сейчас решил приcryпитъ
к работе над определенной теоретической проблемой, поскольку
приmел к убеждению, что разрешение этой проблемы можно найти
при разумном подходе до тоro, как будyr решены другие важные про
блемы. Это решение создает свойство акта ученоro как духовного «Я»,
хотя принятое им постановление не может пройти вне существования
его тела и происхоДЯIЦИX в нем физиологических процессов, о ко
торых ученый в данный момент не имеет понятия. Естественно, что
про этот акт нельзя сказать, что он является причинно обусловлеюiым
или мотивированным теоретической ситуацией в данной науке, но
всё это не лиmает ученоro присущеro ему характера еro поступка. Axr
может бьrrь им совершён в таком характере также и тогда, когда ему
противится усталое тело или когда ученый ясно для себя осознает,
что трактовка данной проблематики могла бы лично для неro бьrrь по
разным причинам противопоказана и даже опасна. Если же в таких
обстоятельствах он, однако, придет к решающему постановлению
и разработает проблему, то еro акт тем более будет независим от
них и блaroдаря этому тем более получит характер абсолюто при
сущеro акта ученоro. С этим же связано как раз то, что ученый несет
полную ответственность за свой поступок и может брать ее на себя
совершенно сознательно.
Вернемся, однако, к предыдущему примеру, который теперь су
щественно модифицируем. В том случае мужчина может ощyrnть
бурное вожделение сексуальноro соития с какой-то женщиной и при
этом испытывает еro как телесное вожделение, которое совершенно
не интересует (положительно) еro душу или. же еro дух. Просто он
эту женщину не любит и не верит в то, что данное возможное удо
влетворение могло бьrrь им самим оценено морально положительно.
Вожделение, однако, берет верх и в итоге приводит к тому, что он
ему подчиняется при всем сопротивлении своего личноro «Я», и дело
доходит до половоro акта. При этом — добавим — oTcyrcтвyeт лю
бовь со стороны женщины, и будто бы она будет глубоко несчаcrnа,
если не состоится их близость и что, стало бьrrь, мужчина преодо
левает себя ради тоro, чтобы сделать ее счастливой. Нет. Просто он
86
Об ответственности и ее онтических основах
подчиняется влаС1И CBoero телесного вожделения, хотя совершенно
отчетливо и ясно осознает, что ero личное «я» это осуждает. И однако
он это делает и даже -разве не надо здесь об этом сказать? -делает
это сам, хотя, как уже было замечено, «забывается» при этом. Может
ли он тогда сказать самому себе: «Я этого не делал, это не свойствен
ный мне поступок. лишь мое тело содеяло это»? Он, безусловно, не
только «при этом находится», но и участвуют в этом. В любом случае
присущий ему поступок является «его» поступком в двух смыслах:
во-первых, он подчиняется своему желанию, а во-вторых, совершает
половой акт, который пусгь и есгь плотский, но не в той мере чисто
телесный, чтобы вообще отсутствовало при этом соглашательское
поведение личноro «я». Правда, как подчинение, так и осознанное при
этом бьrmе «я» пассивны. И однако то, что было названо «согласиеМ»
«я», уже не является чисто пассивным. Туг существует, как, возможно,
сказал бы Гуссерль, активная пассивносгь. И именно на этом основано
то, что всё это сложное протекание является поведением, присущим
личному «я», хотя и не столь чисто ему свойственным, как это было
бы, будь «я» решительным в вышеупомянутой ситуации. Пока всё про
исходит так, что решительным вторжением личноro «я» можно было
бы прервать его в последний момент, но этого не происходит, и это
поведение остается свойством, несмо1рЯ на то что характер TOro, что
есгь свойство, сильно модифицирован, ослаблен поступком мужчи
ны. Лишь если дойдет до грубого насилия женщины, то что с ней и
в ней происходит, уже не будет присущим ей поcryпком. Когда всё
по принуждению и ничто не по согласию, тогда поведение человека
не является свойственным ему поcryпком. Там, где еще есгь следы
согласия и возможносгь ВЛИЯНИЯ СО стороны личного «я», существует
и ответственносгь виновника за то, что делается, хотя и она может
быть модифицирована. Где, напротив, всё принуждено и нет никакой
возможноС1И уcryпить или прервать развитие событий, сникает и от
ветственносгь за это данного человека. Тогда же и речь о «виновнике»
не на месте. Обозначенные тут различные виды «свойств» поведения
влекут за собой разные варианты ответственноС1И: совершенную и
безусловную ответственносгь, как и ее разнообразные ограниченные,
87
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
разделенные, ослабленные варианты. Всё это случаи, которые при
нимаются во внимание в законе о наказании и ТIЦательно изучены в
уголовном процессе. Высшая степень ответственности там, где по
cryпок предпринят и совершен абсолютно сознательно, намеренно
и со всей решимостью личного «я». Нет никакой ответственности,
когда поведение человека является целиком принужденным и про
исходит без всякого намека на уступку <<Я», возможно, И при полном отсутствии сознания. Что, однако, означает, что виновник является «ответственным» за свой поcryпок и его результат? Это значит, что: 1) виновник оказывается <<ВиновнЫМ» в результате реализации отрицательно ценностного положения вещей, и в результате совер шения в итоге отрицательного, <<Недостойного», «дурного» поcryпка (через этот ошибочный шаг, свое преступление) сам оказывается <<запятнaнным>,’ отягощенным отрицательной ценностью; если же
он положительно реализовал ценностное положение вещей, тогда
он совершил <<добрый» поcryпок, получил по заслугам, а потому и положительную ценность; 2) вследствие исполненного поcryпка и реализации какой-либо положительной или отрицательной ценности виновник оказывается перед необходимостью отказаться, в духе требований справедливости, от причиненных неприятностей или обид, позволить возместить убытки или зачеркнуть отрицательные ценности своего поступка посредством положительно ценностного акта раскаяния; 3) это требование в отношении виновника накладывает на него обязательство быть послушным. То что это обязательство его тяго тит, является оборотной стороной того, что он ответствен за свой поcryпок. И если он обязательство не выполняет, это его отягощает новой виной, отсюда его двойная ответственность. Зато благодаря своему поступку он получает по заслугам, и для него нет обязательств, а есть единственно право на признание. Тогда перед другими людьми возникает необходимость наградить его за его добрый поcryпок, по крайней мере признать его позитивную ценность. Если такого не происходит, возникает несправедливость, за которую несет ответ ственность тот, кто не сделал этого. 88 Об ответственности и ее онтических основах IV. Принять ответственность Иногда виновник принимает на себя ответственность за свой по ступок и его результат. Это прежде всего означает, что он признается себе самому в тяжести своей провинности. Если ОН кому-то что-то. ·сделал, он считает его право на возмещение убытков обоснованным и признает за ним обязательную компенсацию, отягощающую его самого. В свете этих акций он предпринимает шаги, призванные возместить провинность и принести удовлетворение за про ступок. Необходимость брать на себя ответственность со стороны виновника особенно явственно проявляется именно тогда, когда результат его поступка приведет к реализации какой-либо положительной цен ности, которую другие ЛЮДИ оценивают или воспринимают как ценность отрицательную, а виновник не желает от нее отказываться, наоборот - отстаивает и защищает. В таком случае принятие от ветственности обретает вид поручатеАЬства [r?czenie] виновника за эту ценность и правомочия его поступка. Принятие ответственности делает его способным брать на себя, по собственному желанию, всю полноту страдания, которое тоже участвует в его борьбе за защищае мую ценность. На того, кто является ответственным за поступок, всей тяжестью ложится обязанность принять за него ответственность. В противном случае он отягощает себя дополнительной виной, за которую от ветствен. Принятие ответственности, послушания с вытекающими отсюда и направлеlшыми на виновника требованиями, исполнение того, чего от него ждут, снимает с него вину, и его ответственность ослабляется или аннулируется. V.CnВетственное деЙствие Выше мы трактовали ответственность по завершению действия. Но в чем проблематика ответственности, нарастающей по мере дей ствия? Как протекает действие, если, предпринимая его, тот, кто его совершает, изначально взвешивает (или помнит об этом) то, что из него вытекает определенная ответственность? 89 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ Можно дейcrвовать и не беспокоясь о том, что делается, как и неcrи «oтвeтcrвeннocть» за свое деЙcrвие. мы просто предаемся действию и стараемся что-то реализовать. Несмотря на это, на действователя накладывается oтвeтcrвeHHOCТЬ не только за это, но и за то, что он дейcrвовал, не беспокоясь ни о чем. Можно на протяжении действия руководствоваться тем, что из него может последовать как плохое, так и хорошее и что первого лучше избежать, а второе иметь в виду. При этом принимается во внимание еще и то, что, абстрагируясь от ущерба, который может быть нанесен самому делателю, ему может быть приписана еще и вина за это либо признана засл ута. Можно действовать так, что на каждом шагу мы будем задаваться вопросом, <<правильно» ли его деЙcrвие. Аелатель должен при этом задержать взгляд на реализуемых или уничтожаемых ценностях, поскольку от того, насколько глубок этот его взгляд, зависит не только совер шение дейcrвия, но и ответственность за него (Verantwortlichkeit). Тут открываются разнообразные возможноcm. Взгляд на ценноcrи может быть более или менее ясным или туманным, тогда они по своим качеcrвам будут означать лишь что-то размытое и мало вы разительное. Речь прежде всего идет о том, чтобы проступала связь между возможными ценностями и природой развивающегося или долженствующего развиться действия, как и обстоятельствами, в которых ему развиваться. Может по казаться, что именно эта связь не является прозрачной и - что еще хуже - нет времени на то, чтобы посвятить себя схватыванию этой связи. Ведь в процесс вклинивается какая-то неуверенность, поскольку делатель не может полностью отдаться самому дейcrвию, ему одновременно надлежит помнить об опасностях так называемых отрицательных ценностей, несущих угрозу, по крайней мере он ощущает необходимость этим заняться, из-за чего совершает лишь отдельные шаги -неуверенно и неточно. Вследствие этого oтвeтcrвeHHocть (Verantwortlichkeit) за его поступки, как и само действие, оrpаниченна. Может случиться так, что не будут схвачены и соотнесены ни ценноCIИ, ни их связь с дейcrвием, которому надо совершиться, при