этом делатель уже не
сможет прервать начатого действия, он всё больше начнет подпадать
под давление для продолжения действия и плохо кончит. Оставь
90
Об ответственности и ее онтических основах
же он всё, мол, пусть идет как идет, он поступит безответственно:
потому он и является ответственным за подобный способ действия.
Однако и здесь его тип поведения может быть разным, с чем связана
и степень его ответственности. Делатель может отказаться от всякой
ответственности и тогда будет признан безответственным, может вну
тренне согласиться с самим собой, что поступал дурно, готов взять на
себя ответственность за свое действие и безответственное поведение,
как и охотно признать последствия такого типа поведения. Наконец,
просто отчаяться и всё признать.
Ответственное действие принимает особую форму и тем грозит
еще более отягощающей ответственностью, если делатель стремит
ся к реализации преодолеваемой другими людьми и считающейся
плохой ценности или если сложившаяся законодательная ситуация
накладывает запрет на реализацию этой ценности. Аелатель между
тем не только стремится к ее реализации, но и готов за нее пору
ЧИТЬСЯ, подчеркивая ценностность (Wertigsein) [wartosciowosc] этой
ценности. Его действие состоит в том, ЧТО он добивается реализации
ценности. Тогда он еще острей будет атакован своими противниками
и отягощен еще большей ответственностью, но сам он не только
будет противостоять этому, но и питать надежду, что в отношении
него поступят по справедливости, освободят от бремени, если можно
так сказать, отрицательной ответственности, и его заслуги признают.
Свою опору он находит в отчетливом схватывании качества ценно
сти как результата своего действия, а также ценностности (Wertigkeit)
[wartosciowosc] этой ценности, с другой стороны — в присущем ему
мужестве, помогающем в одиночку бороться с другими и спокойно
принимать несправедливое наказание, которое его настигнет по
сле совершённого им действия. Его сознания не должно касаться
противоположения добру -зло как падающее на него наказание (не
справедливое) и положительная ценность как его истинный героизм,
который для него — глубоко ответственное действие. Но когда он
осознает, что не ради награды отстаивает свой героизм, а как человек,
которому доступна подлинная ценностность ценности, — ее он и
старается реализовать, вот тогда его действие будет действительно
ответственным и верным в своей высокой моральной ценности. Этому
91
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
процессу грозит трагичное протекание, если в итоге окажется, что
понимание ценностей, за которые делатель борется, ошибочно и он
не прав. Возникает ДОВОЛЬНО сложная ситуация, которая не позволит
правильно решить, за какую ценность — положительную или от
рицательную — ему нести ответственность. ОДНО безусловно: тогда
он остается в высшей степени ответственным за свое поведение и
не лишается свойственной ему ценности героического общения со
своим идеалом и упорства в борьбе.
В этих разнообразных видах ответственного действия оказывается,
что делатель должен быть по-особому наделен как своей оптической
категориальной структурой, так и чертами характера. Тогда не только
сама ответственность, но и совершающееся ответственное действие
будут обладать некой оптической основой, чтобы ему совершиться.
Обнаружить подобные основы и есть задача, перед разрешением
которой мы сейчас находимся.
VI. Ценность как онтический фундамент
ответственности
с ответственностью и вытекающими из нее требованиям -при
знать за ответственностью возмещение или уйти от нее — по сути,
связаны различные положительные и отрицательные ценносги. Их
наличие, их бытийная взаимосвязь, возможность конкретизировать
себя в реальных предметах и действительном положении, как и вы
текающие из материи ценности требования, определяют смылл и
возможность ответственносги, в частносги несения ответственносги.
Стало быть, следует прежде всего для себя осознать, о каких положи
тельных или отрицательных ценностях идет речь. Короче говоря, это
ценности следующих предметов:
А. 1 . Положительная или отрицательная ценность результата
вследствие поступка виновника;
2. Положительная или отрицательная ценность поступка, содей
ствовавшая такому результату;
3. Положительная или отрицательная ценность воли относительно
решения и намерения виновника;
92
Об ответственности и ее онтических основах
4. Положительная или отрицательность ценность, которая при
суща виновнику вследствие исполнения им поступка и в целом его
поведения.
В. 1. Ценность того, что реализуется в качестве возмещения и
устраняет причиненный кому-либо вред (обиду), «уравнивает» ее;
2. Ценность типа поведения, например раскаяние, которое устра
няет отягощающую виновника негативную ценность поступка, ему
не свойственного, или ее уравнивает;
3. Ценность награды или признания, которая соответствует цен
ности предполагаемой засл уги.
Между положительными и отрицательными ценностями группы
А возникают, если можно так сказать, генеративные бытийные связи;
ценность результата порождает реализацию ценности поступка и как
следствие, -виновника*. Ценность возмещения или акта раскаяния
нередко потворствует новому акту со стороны того, кого задело дей
ствие виновника, а именно акт извинения (<<прощения виНЬD» . Этот
акт положительно ценностен сам по себе. Отсутствие такого акта там,
где он должен возникнугь, является отрицательно ценностно - в
моральном значении; это вытекает из черт характера человека, кото
рые можно назвать как ожесточенность или закоренелость. Между
ценностями в то же время существуют и связи определений: материя
ценности результата определяет собой материю ценности поcryпка,
'Га в свою очередь определяет материю ценности виновника. Цен
ности группы В выполняют конкретные функции дереализации в
отношении положительных и отрицательных ценностей группы А.
Ценность возмещения или того, что благодаря нему реализуется,
аннулирует отрицательную ценность вреда или нанесенной обиды.
А ценность раскаяния виновника аннулирует отрицательную цен
ность дурного поступка и Т.д.
* Бывает так, что действие ВШlовника заключает в себе положительную или от
рицательную цeннocrь независимо от ценности результата, когда, например, оно
совершено особо ответствеlШhlМ образом. Оно, например, морально может быть
(<добром», если делатель, полноcrью осознавая грозяшую ему лично опасноcrь, не
смотря на это, старается реализовать какие-то ценности.
93
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
Над всеми этими ценноcrями, их бытийными связями, как и свя
зями определений, возносится цeннocrь справедливоcrи. Она может
быть реализована через исполнение тех требований, которые предъ
являет виновнику взятая им oтвeтcrвeннocrь*. Можно еще сказать,
что для того чтобы справедливоcrь воcrоржеcrвовала, должны ис
полниться все обрисованные 1yr «выравнивания» как результат между
отрицательными ценноcrями, допускаемыми дурным поcryпком, и
положительными ценноcrями, реализуемыми возмещением, которое
предъявляет oтвeтcrвeннocrь.
Если бы не сущеcrвовало никаких положительных и отрицатель
ных ценноcrей, как и происходящих между ними бытийных связей и
связей определений, не сущеcrвовала бы подлинная oтвeтcrвeннocrь и
не было бы выполнено ни одно из предъявленных ею требований.
В этом утверждении открывается первая перспектива на онти
ческие основы ответственноcrи. Сущеcrвование ценноcrей и воз
никающих между ними связей является и первым условием возмож
ноcrи как идеи ответcrвенноcrи, так и осмысления обращенного к
виновнику постулата принимать на себя ответственность за свой
поcryпок и выполнять ее требования. Оно также является условием
возможности того, что виновник отягощен ответственностью за
поcryпок и может быть освобожден от этого бремени. Тут наконец
заключено необходимое основание привлечь кого-либо к ответ
crвенноcrи, что также позволяет это поведение по необходимоcrи
оправдать. Orвeтcrвeннoe дейcrвие будет бессмысленно и бесцельно,
если не считаться с его ценноcrями, не принимать во внимание их
сущеcrвование или их возможное уничтожение. Если ценноcrи ни
как не сущеcrвуют, все поделенные нами ситуации ответcrвенноcrи
утратят свой оправдательный смысл и возможноcrь реализоваться
в конкретном случае.
* То что определенные ценноCIИ cnосоБны «аннулировать» или <<уравнять» (уравно
вешнвать) или MOryr «предсгавляться» дрyrими ценносгями, - особенно 1рудная
проблема, которая, насколько я знаю, ннкогда не решалась и не рассма1рИВалась. Тем
не менее эта особая связь между ценносгями, как и ее ОСМhlсленность и возможность,
являются молчаливой предпоcылкй •. А без такой связи никакая справедливость во
обще не возможна: ее СМhlсл понять нельзя.
94
Об ответственности и ее онтических основах
Вот почему сгали возникать серьезные теоретические задачи перед
общей OIпологией цешюстей, которые не CMOryт быть разрешены
любым образом, в противном случае ответственность утратит свой
смысл, а выдвинyrые ею требования - свои полномочия.
Сначала надо выяснить, какие вообще положительные и отрица
тельные ценности принимаются в расчет в различных и определен
ным образом сложившихся действиях. Тут, без сомнения, речь идет
о необходимости упорядочить отношения между поведением людей
и ценностями - положительными и отрицательными. Важнейшей
из них является экзистенциальная проблематика ценностей: вопросы
о сушествовании ценностей и их способе сушествования, которые
стремятся схватить суть ответственности и ее реализации*. Что в этом
деле можно требовать от ответственности, мы, возможно, лучше всего
уясним, если выявим, какие вообще теории ценностей уничтожают от
ветственность. В принципе их всего три -по cyrи дела, скептических
теории: теория так называемой «субъективности» ценностей, теория
их социального источника и теория их «релятивноСТИ», в которой,
между прочим, заключена теория их исторической обусловленности.
Очевидно, все эти теории по-разному многозначны и не во всех
своих значениях угрожают смыслу и реальности ответственности.
На едином фоне они представляют собой, с одной стороны, дуали
стическое понимание мира, а с другой -сенсуалистски окрашенный
эмпиризм. Я не могу тyr заниматься всеми этими выяснениями и их
связью с ответственностью**. Ограничусь, следовательно, обсужде
нием отдельных концепций.
* Эro предложение не совсем ясно. Его смысл лучше передает формулировка, опю
сящаяся к мarниroфонной записи текста статьи «Об ответственности», прочитанного
автором с листа собственной рукописи на немецком языке до того, как сам текст
был опубликован в издательстве Reclama. В соответствии с этой формулировкой
предложение это звучало следующим образом: «Важнейшей, однако, является эк
зистенциальная проблематика ценностей: вопросы о существовании ценностей и о
таком способе их существования, который соответствовал бы требованиям сущности
ответственности и способствовал ее реализации». -Примечание А. Венz.жЩКОlО.
** Многозначноcrь понятий объективноcrь и субъективноcrь частично выявляет
ся в "Bettachtungen zum Problem der Objektivitiit" / / Zeitschrift fiir philosophische
Forschung. Z. 1-2, 1967 (польский перевод в сб.: "U podstaw teorii poznania". Cz. 1.
95
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
Психологистская концепция ценностей, согласно которой они
должны бьnъ чем-то психическим или, точнее, сознательноcтным'
сегодня уже не актуальна, хотя и преобладала долгое время. Однако
по-прежнему распространен взгляд, согласно которому ценности
должны бьnъ «субъеКТИВНЬD> в том смысле, что они действительно
присущи не разного рода предметам (вещам, произведениям искус
ства, людям, типу поведения, например моральным актам, лоrичньrм
созданиям, например теориям), а являются всего ЛШIIЬ определенными
иллюзиями или выдумкой отдельных людей, которые их приписы
вают различным предметностям с многообразных точек зрения, так
что создается впечатление, будто они им действительно присущи.
В соответствии с этим воззрением такие причины в основном вы
текают из определенных человеческих чувств или стремлений или,
в конце концов, из определенной мотивации полезности. В лучшем
случае все они позволяют обнаружить в соответствующих предметах
определенные феноменальные характеры явления, но sine fundamento
in re*. Раз эти поводы и мотивы отпадают, что и должно иметь место
при, например, познавании, то и соответствующие предметности
оказываются совершенно свободными от их иллюзорного характера
и в своем бытии и в своем наделении являются строго нейтральными
в отношении ценностей, Т.е. «объективными». В своем собственном
бытии и наделении они вообще не существуют. В любом случае
они, как говорится, только «субъективны» и самое большее — ил
люзии соответствующе переживающих людей. Абстрагируемся от
последующей аргументации так понимаемой «субъективистскоЙ»
теории ценностеЙ**. Ибо то, что принципиально важно для нас, есть
лишь последствия этой теории для ответственности. Ясно одно:
если бы какая-либо из выше названных ценностей не принадлежала
Warszawa, 1971. S. 451-490). См. таюке мою сгатью Quelques remarques sur le рсоЫеmе
de la relativite de valeurs / / Actes du 111 Congres des Societes de Philosophie de Langue
Frans:aise, Bruxelles-Louvain, 2-5 Septembre 1947. Paris, 1947.
* Без основания в вещи (лат.). — Примечание перевоДчика.
** Я считаю этот взгляд в основе своей неверным, однако не исключаю, что иногда
такоro рода иллюзии беруг верх или, по крайней мере, MOryт взять.
96
Об ответственности и ее онтических основах
соответствующим предметам и типу поведения, то и не было бы
никакой ответственности. И тогда было бы совершенно не важно,
как действуют ЛЮДИ и что вызывается этим действием. Само участие
во всякого рода преcryпныx деяниях [sprawstwo] -даже полносгью
доказанное