Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

этом делатель уже не
сможет прервать начатого действия, он всё больше начнет подпадать
под давление для продолжения действия и плохо кончит. Оставь
90
Об ответственности и ее онтических основах
же он всё, мол, пусть идет как идет, он поступит безответственно:
потому он и является ответственным за подобный способ действия.
Однако и здесь его тип поведения может быть разным, с чем связана
и степень его ответственности. Делатель может отказаться от всякой
ответственности и тогда будет признан безответственным, может вну­
тренне согласиться с самим собой, что поступал дурно, готов взять на
себя ответственность за свое действие и безответственное поведение,
как и охотно признать последствия такого типа поведения. Наконец,
просто отчаяться и всё признать.
Ответственное действие принимает особую форму и тем грозит
еще более отягощающей ответственностью, если делатель стремит­
ся к реализации преодолеваемой другими людьми и считающейся
плохой ценности или если сложившаяся законодательная ситуация
накладывает запрет на реализацию этой ценности. Аелатель между
тем не только стремится к ее реализации, но и готов за нее пору­
ЧИТЬСЯ, подчеркивая ценностность (Wertigsein) [wartosciowosc] этой
ценности. Его действие состоит в том, ЧТО он добивается реализации
ценности. Тогда он еще острей будет атакован своими противниками
и отягощен еще большей ответственностью, но сам он не только
будет противостоять этому, но и питать надежду, что в отношении
него поступят по справедливости, освободят от бремени, если можно
так сказать, отрицательной ответственности, и его заслуги признают.
Свою опору он находит в отчетливом схватывании качества ценно­
сти как результата своего действия, а также ценностности (Wertigkeit)
[wartosciowosc] этой ценности, с другой стороны — в присущем ему
мужестве, помогающем в одиночку бороться с другими и спокойно
принимать несправедливое наказание, которое его настигнет по­
сле совершённого им действия. Его сознания не должно касаться
противоположения добру -зло как падающее на него наказание (не­
справедливое) и положительная ценность как его истинный героизм,
который для него — глубоко ответственное действие. Но когда он
осознает, что не ради награды отстаивает свой героизм, а как человек,
которому доступна подлинная ценностность ценности, — ее он и
старается реализовать, вот тогда его действие будет действительно
ответственным и верным в своей высокой моральной ценности. Этому
91
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
процессу грозит трагичное протекание, если в итоге окажется, что
понимание ценностей, за которые делатель борется, ошибочно и он
не прав. Возникает ДОВОЛЬНО сложная ситуация, которая не позволит
правильно решить, за какую ценность — положительную или от­
рицательную — ему нести ответственность. ОДНО безусловно: тогда
он остается в высшей степени ответственным за свое поведение и
не лишается свойственной ему ценности героического общения со
своим идеалом и упорства в борьбе.
В этих разнообразных видах ответственного действия оказывается,
что делатель должен быть по-особому наделен как своей оптической
категориальной структурой, так и чертами характера. Тогда не только
сама ответственность, но и совершающееся ответственное действие
будут обладать некой оптической основой, чтобы ему совершиться.
Обнаружить подобные основы и есть задача, перед разрешением
которой мы сейчас находимся.
VI. Ценность как онтический фундамент
ответственности
с ответственностью и вытекающими из нее требованиям -при­
знать за ответственностью возмещение или уйти от нее — по сути,
связаны различные положительные и отрицательные ценносги. Их
наличие, их бытийная взаимосвязь, возможность конкретизировать
себя в реальных предметах и действительном положении, как и вы­
текающие из материи ценности требования, определяют смылл и
возможность ответственносги, в частносги несения ответственносги.
Стало быть, следует прежде всего для себя осознать, о каких положи­
тельных или отрицательных ценностях идет речь. Короче говоря, это
ценности следующих предметов:
А. 1 . Положительная или отрицательная ценность результата
вследствие поступка виновника;
2. Положительная или отрицательная ценность поступка, содей­
ствовавшая такому результату;
3. Положительная или отрицательная ценность воли относительно
решения и намерения виновника;
92
Об ответственности и ее онтических основах
4. Положительная или отрицательность ценность, которая при­
суща виновнику вследствие исполнения им поступка и в целом его
поведения.
В. 1. Ценность того, что реализуется в качестве возмещения и
устраняет причиненный кому-либо вред (обиду), «уравнивает» ее;
2. Ценность типа поведения, например раскаяние, которое устра­
няет отягощающую виновника негативную ценность поступка, ему
не свойственного, или ее уравнивает;
3. Ценность награды или признания, которая соответствует цен­
ности предполагаемой засл уги.
Между положительными и отрицательными ценностями группы
А возникают, если можно так сказать, генеративные бытийные связи;
ценность результата порождает реализацию ценности поступка и как
следствие, -виновника*. Ценность возмещения или акта раскаяния
нередко потворствует новому акту со стороны того, кого задело дей­
ствие виновника, а именно акт извинения (<<прощения виНЬD» . Этот акт положительно ценностен сам по себе. Отсутствие такого акта там, где он должен возникнугь, является отрицательно ценностно - в моральном значении; это вытекает из черт характера человека, кото­ рые можно назвать как ожесточенность или закоренелость. Между ценностями в то же время существуют и связи определений: материя ценности результата определяет собой материю ценности поcryпка, 'Га в свою очередь определяет материю ценности виновника. Цен­ ности группы В выполняют конкретные функции дереализации в отношении положительных и отрицательных ценностей группы А. Ценность возмещения или того, что благодаря нему реализуется, аннулирует отрицательную ценность вреда или нанесенной обиды. А ценность раскаяния виновника аннулирует отрицательную цен­ ность дурного поступка и Т.д. * Бывает так, что действие ВШlовника заключает в себе положительную или от­ рицательную цeннocrь независимо от ценности результата, когда, например, оно совершено особо ответствеlШhlМ образом. Оно, например, морально может быть (<добром», если делатель, полноcrью осознавая грозяшую ему лично опасноcrь, не­ смотря на это, старается реализовать какие-то ценности. 93 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ Над всеми этими ценноcrями, их бытийными связями, как и свя­ зями определений, возносится цeннocrь справедливоcrи. Она может быть реализована через исполнение тех требований, которые предъ­ являет виновнику взятая им oтвeтcrвeннocrь*. Можно еще сказать, что для того чтобы справедливоcrь воcrоржеcrвовала, должны ис­ полниться все обрисованные 1yr «выравнивания» как результат между отрицательными ценноcrями, допускаемыми дурным поcryпком, и положительными ценноcrями, реализуемыми возмещением, которое предъявляет oтвeтcrвeннocrь. Если бы не сущеcrвовало никаких положительных и отрицатель­ ных ценноcrей, как и происходящих между ними бытийных связей и связей определений, не сущеcrвовала бы подлинная oтвeтcrвeннocrь и не было бы выполнено ни одно из предъявленных ею требований. В этом утверждении открывается первая перспектива на онти­ ческие основы ответственноcrи. Сущеcrвование ценноcrей и воз­ никающих между ними связей является и первым условием возмож­ ноcrи как идеи ответcrвенноcrи, так и осмысления обращенного к виновнику постулата принимать на себя ответственность за свой поcryпок и выполнять ее требования. Оно также является условием возможности того, что виновник отягощен ответственностью за поcryпок и может быть освобожден от этого бремени. Тут наконец заключено необходимое основание привлечь кого-либо к ответ­ crвенноcrи, что также позволяет это поведение по необходимоcrи оправдать. Orвeтcrвeннoe дейcrвие будет бессмысленно и бесцельно, если не считаться с его ценноcrями, не принимать во внимание их сущеcrвование или их возможное уничтожение. Если ценноcrи ни­ как не сущеcrвуют, все поделенные нами ситуации ответcrвенноcrи утратят свой оправдательный смысл и возможноcrь реализоваться в конкретном случае. * То что определенные ценноCIИ cnосоБны «аннулировать» или <<уравнять» (уравно­ вешнвать) или MOryr «предсгавляться» дрyrими ценносгями, - особенно 1рудная проблема, которая, насколько я знаю, ннкогда не решалась и не рассма1рИВалась. Тем не менее эта особая связь между ценносгями, как и ее ОСМhlсленность и возможность, являются молчаливой предпоcылкй •. А без такой связи никакая справедливость во­ обще не возможна: ее СМhlсл понять нельзя. 94 Об ответственности и ее онтических основах Вот почему сгали возникать серьезные теоретические задачи перед общей OIпологией цешюстей, которые не CMOryт быть разрешены любым образом, в противном случае ответственность утратит свой смысл, а выдвинyrые ею требования - свои полномочия. Сначала надо выяснить, какие вообще положительные и отрица­ тельные ценности принимаются в расчет в различных и определен­ ным образом сложившихся действиях. Тут, без сомнения, речь идет о необходимости упорядочить отношения между поведением людей и ценностями - положительными и отрицательными. Важнейшей из них является экзистенциальная проблематика ценностей: вопросы о сушествовании ценностей и их способе сушествования, которые стремятся схватить суть ответственности и ее реализации*. Что в этом деле можно требовать от ответственности, мы, возможно, лучше всего уясним, если выявим, какие вообще теории ценностей уничтожают от­ ветственность. В принципе их всего три -по cyrи дела, скептических теории: теория так называемой «субъективности» ценностей, теория их социального источника и теория их «релятивноСТИ», в которой, между прочим, заключена теория их исторической обусловленности. Очевидно, все эти теории по-разному многозначны и не во всех своих значениях угрожают смыслу и реальности ответственности. На едином фоне они представляют собой, с одной стороны, дуали­ стическое понимание мира, а с другой -сенсуалистски окрашенный эмпиризм. Я не могу тyr заниматься всеми этими выяснениями и их связью с ответственностью**. Ограничусь, следовательно, обсужде­ нием отдельных концепций. * Эro предложение не совсем ясно. Его смысл лучше передает формулировка, опю­ сящаяся к мarниroфонной записи текста статьи «Об ответственности», прочитанного автором с листа собственной рукописи на немецком языке до того, как сам текст был опубликован в издательстве Reclama. В соответствии с этой формулировкой предложение это звучало следующим образом: «Важнейшей, однако, является эк­ зистенциальная проблематика ценностей: вопросы о существовании ценностей и о таком способе их существования, который соответствовал бы требованиям сущности ответственности и способствовал ее реализации». -Примечание А. Венz.жЩКОlО. ** Многозначноcrь понятий объективноcrь и субъективноcrь частично выявляет­ ся в "Bettachtungen zum Problem der Objektivitiit" / / Zeitschrift fiir philosophische Forschung. Z. 1-2, 1967 (польский перевод в сб.: "U podstaw teorii poznania". Cz. 1. 95 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ Психологистская концепция ценностей, согласно которой они должны бьnъ чем-то психическим или, точнее, сознательноcтным' сегодня уже не актуальна, хотя и преобладала долгое время. Однако по-прежнему распространен взгляд, согласно которому ценности должны бьnъ «субъеКТИВНЬD> в том смысле, что они действительно

присущи не разного рода предметам (вещам, произведениям искус­

ства, людям, типу поведения, например моральным актам, лоrичньrм

созданиям, например теориям), а являются всего ЛШIIЬ определенными

иллюзиями или выдумкой отдельных людей, которые их приписы­

вают различным предметностям с многообразных точек зрения, так

что создается впечатление, будто они им действительно присущи.

В соответствии с этим воззрением такие причины в основном вы­

текают из определенных человеческих чувств или стремлений или,

в конце концов, из определенной мотивации полезности. В лучшем

случае все они позволяют обнаружить в соответствующих предметах

определенные феноменальные характеры явления, но sine fundamento

in re*. Раз эти поводы и мотивы отпадают, что и должно иметь место

при, например, познавании, то и соответствующие предметности

оказываются совершенно свободными от их иллюзорного характера

и в своем бытии и в своем наделении являются строго нейтральными

в отношении ценностей, Т.е. «объективными». В своем собственном

бытии и наделении они вообще не существуют. В любом случае

они, как говорится, только «субъективны» и самое большее — ил­

люзии соответствующе переживающих людей. Абстрагируемся от

последующей аргументации так понимаемой «субъективистскоЙ»

теории ценностеЙ**. Ибо то, что принципиально важно для нас, есть

лишь последствия этой теории для ответственности. Ясно одно:

если бы какая-либо из выше названных ценностей не принадлежала

Warszawa, 1971. S. 451-490). См. таюке мою сгатью Quelques remarques sur le рсоЫеmе

de la relativite de valeurs / / Actes du 111 Congres des Societes de Philosophie de Langue

Frans:aise, Bruxelles-Louvain, 2-5 Septembre 1947. Paris, 1947.

* Без основания в вещи (лат.). — Примечание перевоДчика.

** Я считаю этот взгляд в основе своей неверным, однако не исключаю, что иногда

такоro рода иллюзии беруг верх или, по крайней мере, MOryт взять.

96

Об ответственности и ее онтических основах

соответствующим предметам и типу поведения, то и не было бы

никакой ответственности. И тогда было бы совершенно не важно,

как действуют ЛЮДИ и что вызывается этим действием. Само участие

во всякого рода преcryпныx деяниях [sprawstwo] -даже полносгью

доказанное

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн