Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

— еще не составит никакой основы для какого-либо

поступка и его результата, чтобы нести за это oтвeтcтвeннocrь. Не

существует и полномочий для привлечения к ответственности, если

сам поступок не повлек за собой ни хорошего, ни дурного. Всякое

поведение -уголовное или признанное заел уженным -будет обесс­

мысленно. Естественно, кто-то, не признавая подлинного положения

вещей, может взять на себя oтвeтcтвeннocrь за свой поступок и ПО

возможности постарается осуществить возмещение. Тогда его посетит

странная иллюзия бесцельности и бессмысленности поведения.

Субъективистски настроенные противники ценностей стараются

спасти oтвeтcтвeннocrь и стремление к ответственности либо отстаи­

вают BepHocrь стремлению к ответственности, с тем чтобы ценности

свести к требованиям (повелениям), которые выдвинуты обществом

или государством, а также установить целые правовые системы разны­

ми общественными организациями, то ecrь требований и правовых

систем, которые направлены на индивидуум и отягощают его разными

. «обязательствами». В случае невыполнения или несоблюдения этих

требований эти правовые системы позволяют привлечъ данную особу

к ответственности.

На деле выдвигается множество подобных им социальных требо­

ваний, которым индивидуум — в соответствии с их действительным

смыслом — подчиняется, а чаще не может им сопротивляться, даже

когда считает эти требования необоснованными. Аля этого есть

две возможности: или эти требования признаются веществеlUlО*

обоснованными, осмысленными и целенаправленными, тогда они

подразумевают действенное, имманентно соответствующее предме­

там существование надлежащих ценностей. Отсюда невозможносгь

свести ценности к социальным решениям. или же такого рода «сведе-

* А не только распоряжением власти.

97

КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ

ИИе» ценноcrи означает, что нет никаких «о6ъеКТИВНЬDШ ценносгей,

существующих сит fundamento in re* и независимо от социалышх ре­

mеНИЙ**. В этом случае тaкoro рода обществеШIЫе и roсударствеШIЫе

предписания и требования сгановятся чисго самовольным декретом,

лишенным всякоro вещественноro обоснования. A;Jже когда угвержда­

ется, что ОИИ изданы исключительно <<ради блага» власгей, диктатора, roсподствующеro класса. как и ТО, что это <<блaro» подразумевает поль­ ЗУ или удовольствие, его не свеcrи к запрещению всех объективно существующих ценносгей, ибо тогда надо по крайней мере признать какую-то действенную ценность пользы или удовольствия. Именно поэтому невозможно сохранить единой субъективистской концепции ценноcrи. Orсюда возникает возможность признать, по крайней мере в одном случае, осмысленность и реальность ответственноcrи, когда результат, который проявляет себя в личном поcryпке какоro-либо человека, заключает в себе положительную или отрицательную цен­ ность - полезноcrи или удовольствия. Между тем ответственность, результат которой имеет моральную или какую-либо иную цен­ ность, отличную от полезных ценносгей, была бы невозможна, если б отрицанию подверглись все ценноcrи, отличные от полезноcrи. Если же в тех, как правило, прежде Bcero рассматриваемых случаях возникнет жеЛaJШе удержать смысл и ценность бьrrь ответственным, тогда следует отказаться не только от общей су6ъективисгской, но и односгоронне утилитарисгской теории ценносгеЙ. В пользу этоro roворит тот факт, что осознанно нести ответственность, как и принягь на себя вытекающее отсюда поведение, сосгавляет положительную * с основанием в вещи (;ram.). - Примечание переводчика. ** Впрочем, совершешю непоНJflНО, как такие -уребовaшrя, прeдnисaшrя и правовые снcrемы могли создавать какие-либо ценноcrи. То, что предписано или требуется, не потому является чем-то лучшим (ценноcrиым), что предписано или -уребуется, а его неисполиение не потому является «дурным», ЧТО не было исполиено как нечто требуемое. Тут нельзя сказать, что исполиение того, что требуется, является АЛЯ ин­ дивидуума «лУЧШе», поскольку посредством этого он что-то Bыг3дьlвeт,' а в результате никак неисполиения -наказуем, поскольку получает что-то плохое. Через это требуемое не craновится более (щенностным», чем то, что ему противоположно. как и эта ошибочная аргументация предполагает то, что хотела устранить, т.е. признать, что в некоторых случаях сушествуют ценноcrи и положнтельные и отрицательные. 98 Об ответственности и ее онтических основах (возможно, при неудаче и отрицательную) ценность, и превратно признавать тут ценности полезности или удовольствия. Бывает, что виновнику совершенно невыгодно действовать ответственно или же добросовестно выполнять требования, обращенные к нему посред­ ством ответственности, в то время как подлинная ценность (а именно ценность моральная) -здесь замещения, раскаяния и Т.п. -увели­ чивается, и невыгодность поведения ее не снижает. Утилитаризм и гедонизм в теории ценностей вступают, стало быть, в противоречие с осмыслением и реальностью ответственности. Утилитаризм мешает быть возможности истинной ответственно­ сти еще и по другому поводу. Нередко он ведет к релнrnвизму в теории ценностей. Острие утилитарной теории ценностей направлено не только против своеобразия моральных и эстетических ценностей. В принципе его тенденция простирается намного дальше именно благодаря подчеркиванию, что полезные ценности, как говорится, только «относительНЬD). Что для одного человека представляет выгоду, а значит, и некую ценность, не обязательно должно быть полезно и ценностно для другого. Утверждение в исторической плоскости (ins Нistorische gewendet*) [ро uhistorycznieniu] звучит так: всё, что полез­ но в какую-то историческую эпоху, может в другую историческую эпоху не иметь пользы. А в утилитаристски естественном обобщении звучит так: у всех ценностей только <<исторический вес» (historische Geltung**), но поскольку исторический мир постоянно меняется, все ценности имеют вес, оrpаниченный какой-либо исторической эпо­ хой, и в другую эпоху его непременно утратят. Подобный релятивизм в теории ценностей можно объяснить по-разному. Между прочим, он часто получает такой вид, который вновь входит в противоречие с постулатом ответственности. Это аргументируется следующим образом: если нечто ощущается то как добро (прекрасное, полезное и т.п.), то как зло (уродливое, вредное и т.п.), что не значит ровным счетом ничего, как только то, что это <<Нечто» в самом себе не является ни добром, ни злом, ни прекрасным, * Дословно: в иcrорическом повороте (нем.). - Примечание переводчика. ** Дословно: историческая значимость (нем). - Примечание перевоДчика. 99 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ ни уродливым и тл. И вообще лишено всякой ценности. А если один раз оно признается как «прекрасное», а в дрyroй раз -как «уродливое», это будет значить, что оно только кажется, что является таковым. В свою очередь, все ценности оказываются лишь «субъективною> вIiди­

мостью, а не тем, что действиrельно и действенно присуше и может

быть свойственно какому-либо предмету. Таким образом, релятивизм

в теории ценностей преображается в скептический субъективизм,

признание которого исключает любую истинную ответственность

за что-либо.

Но не всякий релятивизм ценности именно такого рода. Следует,

стало быть, искать другое объяснение релятивистской концепции

ценностей, при котором была бы возможна истинная ответственность,

несмотря на признание, что некоторые ценности действиrельно

«относиrельны» в каком-то ином, чем обрисованный тут, смысле.

Необходимо также рассмотреть, следует ли моральные ценности,

которые прежде всего принимаются в расчет в отношении к ситуации

ответственности, свободно относить к ценностям «релятивным»*.

С этой целью мы избираем два понимания <<релятивности» ценности, которые yчиrываются, когда речь идет о сушествовщии и осмысле­ нии ответственности. «РелятивныЮ> в первом смысле -что присуше

предмету только в какой-то системе, состоящей, по крайней мере, из

нескольких предметов. Это находиr свое достаточное и, возможно,

даже необходимое основоположение только в этой системе или же

во всех принадлежащих ей предметах, а не в отдельно и произвольно

взятом члене этой системы. Мы, например, правильно говорим, что

сено пиrательно для коня, и потому полезно, но не для собаки. Точ­

но так же мясо пиraтельно для собаки, но не для коня. При этом как

сено, так и мясо <113141532

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн