Книжечка о человеке
ценность деформирован, не
верен и нарушен воззрениями и силами, находящимися вне обласги
познания. Аейсгвительное же сушесгвование этой ценносги никак
не зависит ни от исторически обусловленных изменений воззрений,
ни от отказа ее признать.
Скажем иначе: прежде всего, ограниченность неким кругом дocтyn
носги И достижение определенных ценностей (например, свободы для
человека) не следует сводить к исторически изменяемому признанию
этих ценностей, это изменяемое признание не следует использовать
в качесгве аргумента в пользу того, ‘ПО эm ценносги вообще не
сушесгвуют и являются всего лишь фантомом, химерой HeKoTopьrx
людей. Тот, кто считает ценносги исторически обусловленной су
масшедшей выдумкой человечесгва (сумасшедшей, ибо часто за них
жизнь отдается!), в любом случае должен согласиться, что тем самым
он одновременно отрицает возможность какой-либо ответсгвенносги
и как следсгвие принужден будет отказаться и от требований, ‘Побы
эту ответсгвенность человек брал на себя.
При этом, разумеется, следует еще поточнее определить, ‘ПО
имеют в виду, говоря о сущесгвовании положительньrx (или от
рицательньrx) ценностей. Тут можно подразумевать две проблемы.
Во-первых, речь идет о том, ‘ПО нечто вроде «справедливосm»,
«свободы», <<раскаяния», <<МИЛосердия», <окертвенности», «честноеги»
и Т.д., а с другой стороны - например <вообще
«сушесгвуют» в идее либо как ценность положительная или 'ПО-ТО
положительно ценностное, либо как ценность отрицательная, Т.е.
сушесгвуют такого рода идеальные свойства ценностей, которые
лишь в индивидуальном случае допускают конкретизацию, а значит,
делают возможной ценностность индивидуальньrx предметов. Во
BTopьrx, речь идет о том, 'ПО эта конкретизация и индивидуализация
действительно происходят в каком-то индивидуальном случае и
имеют в индивидуальном предмете (вещь, поведение, собыmе) до
статочные условия для своего сушесгвования. Обычно в обоих случаях
говорится о «сушесгвовании ценностей», и в обоих значениях «суше
сгвование ценностей» принимается в расчет в связи с возможностью
103
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
ответственносги. В первом значении имеется в ви.ду необходимое
условие возможносги и осмысления ответственносги вообще, тогда
как во втором -индиви.дуальном - случае возникает ситуация, в
которой
индив
соответствующие факторы фактически представляют собой
и.дуальную конкретизацшо этих и.деальных качеств ценноегей,
благодаря чему фактически наcrynает oтвeтcтвeннocrь.
Полагаю, что первая онтическая основа ответственносги показана.
Существуют, однако, и другие основы этого рода, которые следует
обсудить.
VII. OrвeтcтвeHHOCТЬ и идентичность ее субъекта
Совершая поcrynок, который приводит к реализации ценносги
положительной или отрицательной, - мы становимся за него от
ветственными. И остаемся за него ответственными после того, как
его совершили, по крайней мере до тех пор, пока не поможем себе
realiter* или не освободимся от него. Так же долго можно привлека1ЪСЯ
к ответственносги. По мере избавления уже не надо несги ответствен
HOcrь и бессмысленным сгановится привлека1Ъ к ответственносги и
даже неверным. Очень долго, однако, виновника продолжает ТЯГОТИ1Ъ
необходимоcrь возмеСГИ1Ъ и избавИ1ЪСЯ от угнетающей его «вИНЬD).
OтвeтcтвeHHocrь, которая существует только в момент совершения
поcrynка, не имеет смысла. Она не сможет выnоЛНЯ1Ъ существенной
для нее функции: БЫ1Ъ иегочником и основой возмещения, которое
реализуется в будущем. И хотя oтвeтcтвeннocrь являет себя в событиях
реального мира и двmкима реальным человеком, представляется, что
она продолжается, воспаряя над ходом вещей. Она продолжается в
определенном отрезке времени - между возникновением и упразд
нением - будто ее вытащили из течения процессов, которые про
должают развива1ЪСЯ, и событий, которые заявляют о себе. Ао тех
пор, пока не предприняты шаги избавИ1ЪСЯ от нее и облегчИ1Ъ этим
положение, она не меняется. Ее тяжеcrь, угнетающая виновника, в
* Реально, действительно (aнvz.). - Примечание переводчика.
1 04
Об ответственности и ее онтических основах
течение всего этого времени может ощущаться с различной силой.
Виновник может к ней привыкнугь. Или, наоборот, тяжесть ответ
ственности начнет его тяготить и даже станет невыносимой. Сама же
она является сразу, в момент поступка, однозначно определяясь его
природой и его ценностью, как и природой и ценностью результата,
а также позицией виновника в отношении собственного поступка и
того, что им создано, и зависит от этих, и только от этих, факторов.
Поскольку они, однажды возникнув, уже не могут измениться, а по
тому и ответственность остается в данном индивидуальном случае
неизмененной по своей сути и смыслу. Правда, в минуту совершения
поступка и его результата она становится реальным фактом, но имен
но потому, что не исчезает и не меняет свой смысл, представляется,
что она появляется над действительностью и сохраняет неизменной,
если так можно сказать, свою идеальную значимость (Geltung). То,
что в связи с ней меняется, -это способ, в котором она познается и
понимается самим виновником или другими людьми. Не единожды
пройдет немалый отрезок времени, прежде чем виновник осознает
для себя ответственность и поймет ее в полном смысле, она также
может долго еще быть закрытой от иных людей, как и не быть после
до
жания,
лжным образом познанной. Но всё это никак не меняет ее содер
она продолжает существовать, пока однажды виновник сам не
решиться «удалить» ее посредством возмещения и акта покаяния, или
наступит такой день, когда виновника привлекут к ответственности
и возобладает справедливость. эта особая природа ответственности
предполагает отдельные вещи, с одной стороны, относительно самого
виновника, а с другой -относительно неуравновешенного состояния
ценностей (Wertbestand), которое обнаружило себя в поступке вино
вника. А именно следующее.
Чтобы ответственность могла виновником приниматься, как и
быть с него снята, необходима идеlЛИЧНОСТЬ виновника, в частности
его личного бытия, при всех изменениях, которые за это время с ним
произошли, и оставаться до тех пор, пока ответственность не будет
снята. Может быть, ее следует специально сохранить, а это уже нечто
особенное, даже и после его смерти. Как ни парадоксально, но этим
1 05
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
объясняются неизменное сухцеcrвование и смысл ответcrвенности до
самого ее снятия (или oтмeНhI). подоБным образом происходит и с
<<Привлечением ответcrвенносги», ибо и это привлечение выходит за
пределы возможной смерти виновника. Потому и после его смерти
может проводиться судебное расследование, которое приговорит его
или освободит от ответcrвенности. В обоих случаях в отношении его
следует дейcrвовать по справедливости.
Это дейcrвительное положение сгавит перед нами трудные задачи.
С одной CГOpOНhI, необходимо выяснить сущность идентичносги
предмета, меняющегося во времеlШ, в частности человека. С другой
раскрыть условия возможности сохранения идентичности человека в
его личном бъrmи. И то и другое ведет к ocнoBным' но одновременно
тpyAным для разрешения проблемам, которые я тут рассматривать не
MOry*. Укажу лишь на опасности, которые угрожают тому, кто несет
oтвeтcrвeннocть и привлекается к ответсгвенности при несоблюдeIШИ
идентичности виновника.
Каждый человек является телесно-Физически-духовной сущно
стью, личное «я» которой особым образом aнraжиpовано oтвeтcrвeH
ностью. В самом теле происходят не только новые физические и
физиологические процессы, но и одновременно создаются новые
клетки, в то время как другие клетки умирают и, распадаясь, выделя
ются из тела. Посгоянно происходит обмен материй между телом и
его окружеlШем. При всем том, однако, над телом господcrвует, как
говорят биологи-теоретики, главным образом А. фон Берталанфи,
плавное равновесие, так что тело, многоклеточная сущность, осгается
в определеННhIЙ период времени одним и тем же целым. Одновре
менно сухцеcrвуют, как предсгавляется, некие границы, нарушающие
равновесие, в его пределах ОIШ еще могут отсгупать, но выход за его
пределы кончается для тела смертью. ни эти границы, IШ необходи
мая основа возможности соблюдения плавного равновесия не были,
* Формально вопрос об щентичноcrи предмета, продолжающегоCII во времени,
как И проблематику формально необходимых УСЛОВИЙ поведения щентичноcrи
в смысле «ocraвaThCII самим собой» я сгаралCII разработать в xv разделе «Спора о
существованни МИР:!» (см. изд. 2. Т. 2. С. 27?359).
1 06
Об ответственности и ее онтических основах
насколько мне известно, прояснены хотя бы в общих чертах*, в осо
бенности, если речь специально идет о человеческом теле, которое
относительно известно лучше всего. Между собственно зарождением,
Т.е. моментом оплодотворения яйца, и умиранием существует специ
фический и отрегулировaнный процесс развития росга, зрелости и
сгарения -до самого распада и разложения целого, ибо в отдельных
случаях этот процесс мог бы формироваться по-разному.
Последняя проблема, о которой еще следует упомянуть, - не
прерывность существования (Копtinuiriit des Seins) [ci?losc istnienia],
предоставляющая тел у условия sine qua поп - быть самим собой
(Selbichkeit) и быть тем же самым (Einssein). <<Непрерывность существо
вания» означает, что во время существования тела не бывает никаких
перерывов в бытии тела как целого. Однако, учитывая, что в теле по
милли
стоянно происходит обмен веществ, а также возникают и умирают
арAы клеток, нелегко эту непрерывность показать. Может быть,
удастся показать, что при всём обмене веществ и клеток некоторые
opгaны тела (например, центральная нервная система или система,
регулирующая железы внутренней секреции) идентично сохраняются
в непрерывном бытии, так что в других по возможности заменимых
органах это будет гарантировать телу идентичность. Но чтобы это
разрещить, надо либо проводить эмпирико-эксперименталъныe ис
следования, либо иметь в распоряжении общую онтологическую
теорию человеческого организма. Сейчас мы не располагаем ни тем,
ни другим. Выдвигать можно ЛИIIIЬ отрицательный критерий: если в
определенный период времени между рождением и смертью суще
ствует некая фаза, в которой нет никакой части соответствующего
тела, то тело из периода до этого онтического перерыва не будет
идентично телу после него, даже если в пользу этой идентичности
будут говорить другие обстоятельства.
Идентичность тела человека, или личности, необходима для
идентичности этой личности, но ею не исчерпывается, тогда как ее
сохранение является обязательным для принятия ответственности
* Чтб в человеческом теле невозможно заменить, доказывают новеЙ1UИе хирурги
ческие вмешательства.
1 07
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
и для привлечения к ответственноcrи таюке. СYJЦествуют, однако,
некоторые паТОЛОIИЧеские случаи - так называемое <<расщепление
сознанИЯ» или «я», которое, как кажется, может угрожать и тому и
APyroмy. Эти расщепления выступают в разных видах; CYJЦествуют
два разных пограничных случая, особенно нас интересующие. Во
первых, речь идет о провале памяти и о воспоминании ранних лет
жизни и переживаний -из периода до провала. Во-вторых, в основе
расщепления может лежать то, что в данном человеке одновременно
(и феноменально) имеется, если можно так сказать, два цетра «я»
и диспозиции, воюющие APyr с ApyrOM. Тогда неизвестно, какой
цетр «я» в данном случае roсподствует и совершает соответствую
щий поступок, за который ему отвечать. В первом случае речь идет
о способе, в каком происходит провал памяти: либо абсолютно,
так что тот, кого это коснулось, после потери памяти совершенно
ничего не знает о жизни до провала и ничего не может вспомнить,
когда ему говорят о фактах из ero преДЫДYJЦей жизни; либо только
относительно и ограниченно, при этом человек, о котором речь,
только моментами и не всё запомнил из преДЫДYJЦей жизни. Если
это абсолютный провал памяти, да к тому же появляются заметные
изменения в характере данного человека, то очевИдНО, что это еще не
доказывает метафизической неидентичноcrи этоro именно человека.
Будь так действительно, другая личность, ЖИВYJЦая после соверше
ния поступка, не будет нести ответственность за первую личность,
жившую в период до провала памяти. Но и даже если эта вторая лич
ность - в условии полной потери памяти - не обладает никакими
непосредственными знаниями о «первой» личноcrи, ее поступках и
переживаниях, а значит, никаким образом не чувствует себя той <<пер
вой» личностью (полезно было бы показать таюке и идентичность ее
тела), следует поставить вопрос: может ли она отвечать за поступки
<<Первой» личноcrи, можно ли привлекать ее к ответственноcrи? Or
ветственность тяготит <<первую» личность, следовательно, ее следует
привлечь к ответственноcrи (что возможно и после ее смерти), но ее
не следует наказывать, поскольку любое наказание понесет не она,
а <<вторая» личность, несмотря на то что эта последняя не явлЯется в
данном случае ответственной. В практической жизни, похоже, ска-
1 08
Об ответственности и ее онтических основах
зали бы так: если вторая личность никак не может ничего вспомнить
из поcryпков первой,
минyry
то, значит, действительно «первая»