существовании мира». Т. 1. С. 353-472. это обшнрнъrе рассуждения, кото
рые здесь я развнвать не MOry.
1 1 4
Об ответственности и ее онтических основах
и приняmя ответственноCIИ. Это большая тема со сложными рас
суждениями, которую здесь развивать невозможно. Однако следует
указать на задачи ответственноCIИ как на необходимый фактор всей
проблемной ситуации ответственноCIИ. Но сначала мы подробно
рассмотрим определенную черту структуры ЛИЧНОCIИ, способной к
ответственноCIИ.
IX. Свобода и ответственность
Личность, которая несет ответственность за свой поступок, должна,
как это уже говорилось, быть свободной в своих решениях и в своих
поступках. В соответствии с нашими предыдущими рассуждениями
это не означает ничего иного, как то, что ее собственный поступок
создает ей соответствуюIЦИЙ способ поведения. Но это опять-таки
значит, что поступок вытекает из инициативы ЛИЧНОCIИ и в момент,
когда он предпринимается, как и в течение его исполнения, является
независимым, по крайней мере от тех фактических состояний, не
посредственно ее окружающих и отличающихся от нее ситуаций
мира, которые в принципе могли бы оказать определенное влияние
на решение ЛИЧНОCIИ и реализацию поступка. С одной стороны, это
предполагает определенное формальное построение самой лично
CIИ, а с другой — структуру реального мира, в котором она живет и
действует. Обе проблемы следует прояснить.
Чтобы в своем решении и в своем вытекающем из него действии
быть «независимой» от окружения, личность должна прежде всего
иници
обладать центром действия, который способствует захватыванию ею
ативы, и вместе с тем зaIцппiыми в своем строении средствами,
чтобы ей не мешали в действии. Однако она должна быть восприим
чива на вмешательства в той степени, в которой ее ответственность
вытекает из определенного вида ее совместной жизни с окружаю
щей действительностью и, в частноCIИ, с другими людьми. В своих
свойствах и поведении она должна быть «открытой» и податливой,
а одновременно, с другой точки зрения, защищена и невосприим
чива. При этом ее поведение в действии и реагировании в форме
1 1 5
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
изъятой ответственности (Verantwortlichkeit), которая ее отягощает,
должно быть <<разумно», т.е. вести к соответствующей цели. Личность
должна уметь находить средства, которые помоraют достижению
этой цели и располaraют ими. Ее открытость должна позволить ей
не только испытывать побуждение, действия извне, но таюке и их
распознавать и понимать. Охраняемое ею и вместе с тем открытое
ее бытие не должно быть, следовательно, произвольным, чаще оно
довольно сложного вида, который меняется по мере развития жизни
и обусловливает его способность приспосабливаться к переменчивым
ситуациям и в своих счетах с миром реальным не просто подлежать
ответственности, но таюке ответственно действовать и принимать
ответственность
иными
на себя.
словами, действующая личность (определенное целое,
создающее единство вместе с телом), как я об этом уже говорил*,
представляет собой систему, относительно изолированную, целиком
особого рода, которая невозможна в мертвых вещах, но которая и
не у всех живых существ может реализоваться. Выработать в доста
точной степени общие формы такой системы, обладающей к тому
же различиями, - задача, которую до сих пор еще во всей ясности
не затрагивали, но и не предполагалось, что тут находится ключ к
разрешению так называемой проблемы свободы. Конечно, нельзя
отрицать, что, несмотря на это, эмпирически обнаружены различные
конкретные фактические состояния, их продолжают исследовать,
так что в действительности имеется довольно богатый фактический
материал, который, однако, по разным причинам не привел еще
к общему пониманию открывающейся проблематики. С одной
стороны, потому, что человека либо трактовали чисто материали
стически как "l'hornme machine" (отчасти это наблюдается таюке и
в сегодняшней кибернетике), либо понимали его как целое, состоя
щее из двух гетерогенных и таюке в известной степени не связанных
между собой факторов - тела и души (сознание), в которой самое
большее - господствует какой-то принципиально таинственный
* Спор о сущеcrвовании мира. Т. 2, § 12. С. 123 и далее.
1 1 6
Об ответственности и ее онтических основах
«психофизический параллелизм». Сверх того, этой душе - только
бы не заняться какой-нибудь «безответственной метафизикой»! -
придали значение «потока переживаний», «психических феноменов».
Из-за этого никак не получалось решигься рассматривать человека как
первоначальное единство, как целое. С другой стороны, если вообще
и была склонность говорить о «системах» в физическом мире, и мир
не расклaдьrвался на сами процессы, которые непонятным образом
разыгрываются упорядоченно рядом друг с другом, тогда различались
только так называемые «ОткрЫТЫе» и «закрытые» системы. Закрытые
системы, собственно, считаются идеальным пограничным случаем,
который во всей полноте в действительности не реализовать (если это
вообще не весь реальный, материальный мир). Тогда как «открытые»
системы обычно трактуются так, как будто они являются всеСТОРОlПlе
«откр
НЫМИ»,
ытыми» и нигде, ни в одном месте не <<Прикрытыми», «отделен
«изолированНЫМИ» -так, чтобы потом им распасться на сами
эти процессы, которые будут расширяться по всем направлениям и
сникнут в бесконечной разнородности мирового процесса. Обе эти
«ОткрЫТЫе» системы были, следовательно, опять-таки чем-то вроде
понятийно оформленного идеала. Но если некая «открытая» система
должна некоторое время действенно (reell) удерживаться как нечто
идентичное в реальном мире, тогда она не может быть всесторонне
открытой, а должна быть отделена от окружения и частично от него
изолирована или, еще лучше, закрыта, по крайней мере с некоторых
сторон. В практике экспериментальных физических исследований
всегда стремятсЯ в каждом отдельном случае к тому, чтобы рассма
триваемую систему ограничить неким realiter' ом и изолировать ее с
соответствующе выбранных сторон, а значит, встроить в конкретную
исследуемую ситуацию изоляторы, средства закрытия, чтобы иссле
дуемый феномен или процесс мог развиваться без всяких нарушений
в своей природе и чистоте и чтобы в последующем также мог быть
наблюдаем. Без этих практических приспособлений ни один вообще
эксперимент не будет возможен. Однако, опираясь только на эти
бесчисленные практически реализованные случаи, так и не дошли
до общего понимания системы относительно (частично) открытой
1 1 7
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
и BMecre с тем частично закрытой, изолированноЙ*. Организм, а в
последующем - и человека, нельзя, craло быть, понимать и анали
зировать в этом аспекте**. Именно поэтому его тело рассматривается
объrчно как особый случай материального тела, которое каким-то
таинственным образом «связано» с «сознанием». Изыскание в эмпи
рических исследованиях такого количества цeннoCI1IЫX результатов
слишк
относительно человеческого тела возможно было только потому, ЧТО
ом мало были обеспокоены понятием «открьrroй сиcrемы),' всег
да используя искусственные преграды с помощью соответствующих
изоляторов либо защитных средств, и только позднее, да и то ЛИПIЬ
мысленно, craло возможно с помощью этого втиснуть процессы и
фактические соcrояния в схему «открытой сиcrеМЬD>. Тем не менее
понимание, что человек, создающий личность, предcraБЛЯет собой
такую очень сложную, иерархически выстроенную из множества
низших сиcrем, частично изолированную сиcrему вышего порядка,
до сих пор не дошло до сознания антропологии и ее разделов -пси
хологии и анатомии, а также физиологии человеческого тела. Сегодня
мы располагаем лишь скупой информацией о строении человека как
* На идею «сиcreмы относительно изолированной» я впервые обратил вниманне на
Международном форуме в связи с проблематнкой причшшостн в докладе «Quelques
remarques sur la relation de causalite (z okazji Мi?dzynarodowego Kongresu Filozoficznego
w Rzymie)» (1946) / / Studia Philosophica 3 (1947). S. 1 51-166. Полньrй текст
этоro доклада был таюке опубликован в «Studia Philosophica. Commentarii Societatis
Philosophorum Polonorum» (t. 111, 1947). Со стороны биологии понятнем системы
занимались, между прочим, von Bertalanffy в ‘? Outline of General Systems Theory» / /
British Journal for Philosophy of Science. Vol. 1, 2, а таюке Ro/hschllh КЕ. (fheorie des
Organismus, 1957); однако они определяют систему по-другому, причем не делают
упор на обязательности частичной изоляции системы.
** Фон Берталанфи roворит в своей «Theoretische Biologie», t. 1, об «oткpытьIx систе
мах» (и при этом таюке развивает так назьrваемое плавное равновесие этих систем).
Под «открьrтОCIЪю» сиcreмы он понимает единственно то, что ОНИ допускают обмен
веществ с окруженнем, тосда как АЛЯ меня речь идет прежде всero о возможности
выходить причинным процессам за границы системы. При этом он не обращает
внимания на то, что эти сиcreмы должны иметь средства, которые частично непре
менно ведут к их заслону, oтrpаниченности и которые потом с этих СВОИХ сторон
не допустят, по крайней мере на время, никакоro перехода причинных связей извне
вовнутрь сиcreмы либо, по крайней мере сущностио, ослабят их действие.
1 1 8
Об ответственности и ее онтических основах
о системе частично изолированной. Здесь мы должны ограничиться
указанием на несколько главных черт таких систем.
Прежде всего, концепция организма, какая сложилась в теоре
тической биологии благодаря исследованиям фон Берталанфи,
удовлетворяет не полностью. Главный акцент делается здесь на так
называемом плавном равновесии, которое господствует в организме и
способствует его дальнейшему существованию. Однако недостаточно
убедительно показано, как это равновесие возникает, пусть только на
конкрenIый период. Удерживается ли оно лишь благодаря случайной
составляющей и образованию организма и его окружения, или же в
самом организме должны существовать О’IНосительно постоянные
(несколько изменяемые) механизмы и органы, которые защищают
организм от уничтожения со стороны чужих факторов (влияний), изо
лируя его по крайней мере от некоторых воздействий и посредсгвом
этого содействуя О’IНосительному постоянству жизненных npоцессов.
Условие существования такой «органичной» системы в том, что она
имеет не только возможный доступ внешних npоцессов к его нутру
и обмену (Verkehr) [wymiana] с внешним миром, и тогда он остает
ся «oткpытым,’ но и одновременно — как бы это сказать — имеет
<<защитные стенки», которые частично его заслоняют от внешнего мира, а стало быть, О'IНосительно его изолируют. Эмпирические ис следования строения и функции организма и совершающихся в нем разного рода npоцессов указывают на то, что каждый организм по существу является такой «О'IНосительно изолированиой» системой, а в извеC'IНОЙ мере и должен ею быть*. Многоклеточный организм (но, * Я, конечно, не биолог и ссылаюсь только на опрс:деленныe результаThl природных исследований. Однако я верю, что мне как философу можно ссылаться на них, не подвергая себя упрекам в так называемой «научности». как философ я только хочу показать, что к существу ответственноcrи - в ее разнообразных проявлениях - слс:дуег прс:дъявЛЯ'IЪ определенныe требования, выполнение Koтopых создаег условия ее возможноcrи. К этим условиям, между прочнм, относится определенное струк турное построение человека, который как носитель ответственноcrи должен быть свободным. Фактор, делающий возможной эту свободу, в самом человеке являегся структурой особого рода. А я только задаю вопрос естествениым наукам: можег лн эта структура быть ими показана? И мне они помогают эту структуру точнее описать. ПРИНЦИПИаАЬные черThl этой структуры мной, однако, выводятся из идеи живого 1 1 9 КНИЖЕЧКА О Ч ЕЛОВЕКЕ как представляется, это правомерно также и в отношении однокле точного организма) является системой относительно изолированной, очень высокого порядка, и как таковая она заключает в себе много численные и также относительно изолированные системы низших и еще более низких степеней, которые иерархически упорядочены и по-разному расположены в организме, а вместе с тем чаcrично между собой связаны, а чаcrично отгорожены друг от друга, в результате чего могуг без всяких относительно (crpoгo говоря) нарушений выполнять специфические, характерные для них функции. Так развивается целый особо осмысляемый раздел работы между разными системами, кото рый позволяет одновременно происходить очень разным функциям и процессам. Вместе с тем допускается, чтобы в одно целое склады вались функции, живой процесс организма. Поскольку, однако, эти подсистемы одновременно «открьггьш, становится возможным их взаимовлияние, а вследствие этого - и их совместиое действие. Чтобы это пояснить, возьмем для примера системное crpоение высшего организма - какого-нибудь млекопитающего или чело века. При этом я исхожу из принципиальной идеи, что к существу организма относится выполнение двух основных функций: самосо хранения [utrzymania sit;] в жизни и возможность продления рода, Т.е. иметь потомство. В организме можно тогда выявить следующие иерархически упорядоченные части и их подсистемы: А. Система самосохранения 1.