Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

<(Информацию», С одной стороны, оrpаничена и замкнута заслонами, а с друтой -«открыта» и потому тесно связана с друтими системами тела. В ближайшее время может оказаться и так, что она есть или же должна быть совершенно иным образом «откры- 1 27 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ та» и <<Заслонена» (изолирована). Уже Бергсон указывал на то, что У человека ecrь только один определенный выбор впечатлений (ИЗ тех, что он мог бы иметь, не будь он ограничен отдельными свойствами своих чувствительных механизмов, а также своей центральной нерв­ ной системой). Например, фотохимические изменения в глазу, при которых выступают феномены мира и красок, вызывают Bcero лишь отдельное число электромагнитных волн (либо фотонов), тогда как за пределами волн феноменов такого рода не ел учается. Может быть, в глазу происходят соответствующие биохимические процессы и на дрyroй долroте волн. Но они, однако, как бы немы и слеIIы и не несут нам никакой <<информацию>. Можно сказать, что глаз сконструирован

так, что с этой точки зрения он изолирован от внешнего мира, <<За­ слонею> от него. На другой долготе волн 9Н «открыт» и доставляет

нам соответствующую информацию. Является <<невосприимчивым», например, к тем физическим процессам, которые доставляют нам звуки и шорохи, т.е. соответствующе от них заслонен. Тогда как именно ухо открыто этим процессам и доставляет нам с помощью других частей центральной нервной системы звуковые явления. Всякий чувствительный механизм является частично «открытой» си­ стемой, приспособленной к особой седекции внешних процессов, а одновременно и заслоненным - с иной точки зрения. Но суще­ ствует еще и селекция иного рода, на которую можно наткнуться с помощью чувствительных механизмов, а именно так называемый «порог чувствительности» AaнHOro механизма. Процесс воздействия на механизм должен достичь определенной интенсивноcrи, чтобы вообще могло дойти до <<Впечатления» (например, явление света или явление цвета). Если же, например, интенсивноcrь света слишком велика, а глаз искусственно не защищен, тогда ему будет нанесен вред, и никаких <<Впечатлений» он уже нам не доставит. Какую роль играют разноro рода «селекции» в жизни организма­ очень сложная эмпирическая проблема. Было бы преждевременно и рискованно захотеть ее разрешить исключительно в смысле воз­ зрения, которое руководствуется критерием полезноcrи, или же, как это сделал Бергсон, сказать, что доcrиraющие организм феномены всегда «отражают» возможное действие человека. Можно сказать без 1 28 Об ответственности и ее онтических основах всякоrо опасения, что для жизни живоrnыx (а в особенноcrи, и в значительно большей мере, -для человека) важно не только то, что пропускается через сито чувствительных механизмов, но таюке и то, ЧТО в нем задерживается. Если бы человек собрал всю эту «информа­ ЦИЮ» (феноменальные данноcrи), которая соответствует общим про­ цессам, ДОХОДЯЩИМ до тела за какой-то отрезок времени, то возникло бы такое нarpомождение, что он вообще бы утратил способность их схватывать, абстрarиpуясь от Toro, различаются они между собой или нет. Важным для нашей проблемы представляется прежде всеro то, что сито чувствительных механизмов вообще задерживает какое-то число «информации» и держит на расстоянии от человека. Точно так же и тот факт, что человек владеет исключительно оrpаниченным числом различно настроенных чувствительных механизмов, которые не crиraю приспособлены ко всему разнообразию процессов, постоянно до­ щих ero тело и, может быть, даже проникающих через Hero (мы ведь «не слышим» короткие волны Герца или же космические из­ лучения, как и радиоактивные волны), что имеет решающее значение для нашей основной проблематики. Об этом сейчас и пойдет речь. Но сначала дополним это еще несколькими деталями о «подсистемaIO>

и «системе информации» человеческоrо тела.

Особый «информативный» механизм, скорее всеro какое-то очень

личную

сложное сплетение частей нервной системы, ДОНОСИТ до человека

«информацию» в виде так называемых «rлубоких чувств»

(впечатления мышечные и суставные, сексуальные, боли и Т.П.). ОНИ

сообщают человеку о нормальных и аномальных процессах внутри

ero тела, о состоянии отдельных механизмов и членов (например,

об их положении и движении), так что человек постоянно чувствует

свое тело изнутри, и так или иначе чувствует себя еще, так сказать,

<<усталым» или «бодрым». Тут снова происходит достойная внимания селекция всей возможной «информации», которая моrла бы до нас дойти, но фактически не доходит. Среди «нормальных» процессов в нашем теле мы вообще не испытываем (к счастью), например, раз­ нообразных биохимических процессов пищеварения. TorAa как о дрyrиx процессах, например о сексуальном возбуждении, информа­ ция поступает молниеносно. Движения наших рук и Hor мы для себя 129 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ уясняем в разнообразных мышчных ощухцеlШЯX, но эти впечатления в нормальном случае так мимолетны и периферийны, что обычно мы о них очень мало знаем; они не мешalOТ нам, например, в нашей мыслительной работе, в разговоре с нашими ДРУЗЬЯМИ (хотя и там пробегают разные мышечные ощухцения во рту и по губам). Только когда произойдет что-то чрезвычайное (боль из-за неудачно по­ ставленной Hom), «впечатления» выступalOТ на первый план нашего сознания и начинalOТ нам мешать. Если бы мышчныe ощухцения в наших пальцах мы чувствовали во время исполнения какого-либо фортепианного концерта так, что мы обращали бы на это внима­ ние, мы вообще не смогли бы трать. Но если бы мы их вообще не ощухцали (например, под действием укола кокаина), то и тогда игра опять-таки была бы невозможна. Мимолетные, ПРОЛeтalOщие «ми­ МОХОДОМ» <<Впечатления» помогают нам целенаправленно овладеть нашими членами. Однако они должны быть весьма приглymенными и хорошо селекционированы в своей акцентировке и отходе на задний план, чтобы не привлекать нашего внимания, а лишь облегчать нам линным управление движением. В этой роли (Stellung*) они выступalOТ под­ фактором телесного движения, СОЗДalOщего определенное целое и исполняющего в ней служебную функцию помощи. Эта их роль указывает еще и на то, что функции системы информации этого рода ОCТalOТСЯ в теснейшей связи с механическими функциями системы двюкений тела. С другой стороны, они позволяют без труда показать, что с анатомической точки зрения они принадлежат двум разным системам, которые частично изолированы друг от друга. В вышеприведенной схеме строения человеческого тела в отно­ сительно изолированных системах указана в системе информации определенная и отдельная подсистема, которую я назвал «воротами сознания» (как отдельную часть, составляющую мозг). Прежде всего, это лишь mпотеза понятия, которая только ставится, поскольку идет поиск телесного фактора как pendant** для наиболее радикального изменения, которое наступает в бытии человека, изменения между * Дословно: положение, место (нем.). - Примечанне переводчика. ** Здесь: сопyrствующий момент (лаm.). - Примечанне переводчика. 1 30 Об ответственности и ее онтических основах отcyrcrвием сознания и осознaшIым' «сознательным» СОСТОЯ1Шем, осо­ знанным бытием, «бытием в ощущеНИЯХ». Абстрагируясь от случаев болезни, как, например, КРОВОИЗЛИЯ1Ше в мозг, отсутствие сознания является нормальным состоянием человека во время глубокого сна без всяких сновидений. На чем это СОСТОЯ1Ше сна основано, до сих пор, насколько я знаю, не выяснили. Оно может основываться либо на отдельном состоя1ши некоторых механизмом в мозгу, например на особом отравлении или, наоборот, на процессе ликвидации от­ равления посредством полного <<Выключения» нервной системы, или на том, что, если можно так сказать, существует некий особый механизм в центральной нервной системе (кора мозга, таламус, ретикулярная формация), который способствует бодрствованию человека, его сознательной жизни, даже если при изменении свое­ го функционирования повлечет за собой потерю сознания. Вся система информации оказывается выключенной, хотя, например, чувствительные механизмы остаются ненарymенными, как и могут подвергаться внешним воздействиям, хотя продолжают происходить такие жизненные процессы, как дыхание, пищеварение и т.д. Словно кто-то сначала закрывал, а потом открывал ворота, открывая, а потом закрывая доступ к бодрствованию, сознанию. Факт, что часто сон без сновидений наступает после определенного времени сам по себе и точно так же сам по себе заканчивается, указывает на то, что речь идет о первоначальном феномене жизни, который глубоко укоренен в строении человеческого (звериного) тела. Чем это вызвано, остается неясным. И тем не менее здесь мы сталкиваемся с последним фактом, отличающим по существу животное, в особенности человека, от друтих органичных существ: этот факт не может существовать без органичной основы. Наш поток сознания содержит, однако, не только те переживания, которые относятся к нынешним фактам в нашем теле и во внешнем мире, но также и так называемые воспоминания (или в целом «со­ хранение в Памяти» фактов, которые относятся к прошлому или к будущему). Всеми признается, что в первом случае в мозгу сущеcrвуют особые механизмы, которые способствуют нашему доступу к ушед- 131 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ шим фактам в виде воспоминаний. Не до конца выяснено, на чем основаны эти механизмы. Признается лишь их сущесгвование, по­ скольку после некоторых повреждений в мозry вообще утрачивается память ИЛИ память особого рода (афазия). Удивительно лишь то, что при нормальном (не нарушенном) состоянии этих механизмов мозга человеку недоcryпно в виде воспоминаний всё прошлое его жизни, оно доступно лишь в виде избранных, отдельных воспоминаний и - до определенной степени - потенциальное знание, «сохра­ ненное в ПaмJlТИ». Почему в данный момент «пробуждаются» именно те, а не иные <<ВоспоминанИЯ», пытаются объяснить с ПОМОIЦЬю так называемой теории ассоциаций, как будто бы нынешние пеРt?КИВа­ нии (восприятие, чувсгва и Т.П.) «пробудили» или вообще позволили возникнyrь соответсгвующему воспоминанию. Однако включена ли в движение вместе с этим соответсгвующая система мозга? Изменяется ли в нем что-либо при происходящих процессах или всё происходит в нервной системе без совершения этого? Наверное, физиологи выбрали бы первое предположение. Но будь так, следовало бы ПРJf­ знать, что пока память не пробуждается, соответсгвующая, часть мозга как-то отделяется, изолируется от нашего сознания, и в этой изоли­ рованности оказывается куда-то задвинутой в момент актуализации воспоминания. И в этом случае мы может предположить, что имеем дело с относительно изолированной подсистемой в центральной нервной системе, структура и функция которой ведут к селекции па­ мяти. В нормальном состоянии многое из того, что было и осталось в памяти, актуальным сознанием не пропускается, лишь вспоминаются отдельные, когда-то пережитые факты. Как выглядит эта проблема в отношении фактов из будущею, можно ли их предвидеть или только предполагать и ожидать и во­ обще говорить о фактах, сущесгвуюIЩfX в будущем, - в это я не вникаю, поскольку эти проблемы еще более не прояснены. Очень важно поставить и эти проблемы, поскольку при соответсгвующем дейсгвии сущесгвенной становится позиция относительно того, что будет фактом в будущем. Надо со всей серьезностью отнестись к тому, что может наступить в будущем. Вполне возможно, всё основано на 1 32 Об ответственности и ее онтических основах правильных и многосторонних результатах из фактов, подтвержден­ ных в настоящем*. Благодаря всей системе информации, в частности (<воротам созна­ ния», поток сознания конституируется в своих элементах как целиком особый фактор в человеческом существе, который вместе со своими составляющими и фун1ЩИЯМИ особенно тесно (innig) [scisle] соединен с системой тела. В своем чистом исполнении он имеет форму про­ цесса, а потому не является «системою>. Как таковой поток сознания

нуждается в оптическом фундаменте и фактически находится, с одной

стороны, в теле, а с другой — в душе человека. Является, если можно

так сказать, местом стыка тела и души человека. С одной стороны, он

состоит из «информации», которая передается «я» благодаря телесной

системе информации -о телесных событиях и свойствах, далее — о

свойствах и процессах внешних вещей, а с другой -время от времени

содержит явления и способы проявления изменений и свойств души.

Собственно, к существу души принадлежит осознанное бытие, владе­

нИе переживаниями, но и ее проявления должны пройти через (<ворота сознанию>. Сама душа в своих свойствах, как и в происходящих в ней

изменеНИЯХ,·ничем специфически сознательностным не является, не

JlВлиетсJl она и переживанием, а только выражается в переживаниях.

И не всё, что происходит в душе, должно одновременно и вообще

доходить до «сознания». Представляется, что только мыслительные

акты являются сознательностными или же те, что исполняются со­

знательно. Может быть, точно так же обстоит

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн