в Природе изменения, необходимые только для того, чтобы
npoявить отдельныe дела и характеры специфически человеческие, но
недостаточныe для TOro, чтобы обеспечить им автономную экзистен
цию. Творения культуры, созданные человеком, представляют собой
лишь
не что иное, как только CBoero рода тень дейcrвительности, будучи
чисто интенциональНhIМИ творениями. Они только внешне
обладают сущеcrвованием, которое характеризует всякие дyxoBныe
дела человека, как то произведения искусcrва или различныe другие
творения человеческой культуры, независимо OTТOro, являются ли они
произведениями отдельноro человека или всей человеческой общ
ности. эш творения конституируются на основе вещей и процессов
природноro мира, приспособленных к этому человеком, а их свойcrва
выходят за границы TOro, что является содержанием материальных
вещей, облекая их в новый слой смысла и явлений. Трансценднруя
так эти вещи, они вместе с тем утрачивают полноту и автономность
сущеcrвования и не владеют силой дейcrвительности, независимой
от человека и ero духовных актов. Они MOryт удовлетворить стрем
ление человека к жизни, вознесенной над Природой, единcrвенно
при условии ero чрезвычайно духовной активности и оказываются
по возвращении в совершеннейшем небытии, коль скоро только
человек утрачивает волю трансценднровать свою простую природ
ную натуру и отрекаться от CBoero творчески активноro сознания.
Всё-таки они не только присутcrвуют для человека, который как бы
открывается предметам этого рода и старается их понять, но также
и влияют на Hero и не раз глубоко модифицировали ero духовную
жизнь, а в определенной мере и жизнь телесную. Они обусловливают
27
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
его специфически человеческое существование, не способное на са
мом деле естественно влиять на этот реальный индивидуум, который
является частью Природы и составляет, в частноCIИ, физическую
основу человека.
Человек существует и живет на грани двух разных существ, из ко
торых только одно призвано представлять собой ero человеческое, а
второе -более реальное, чем первое, -происходит, к сожалению,
из его ЖИВОТНОCIИ и обусловливает первое. Человек находится на
грани двух областей бытия: Природы и специфически человеческоro
мира и не может без него существовать, но этот мир недостаточен
для его существования и не способен ему ero обеспечить. А потому
человек принужден жить жизнью в опоре на Природу и в ее пределах,
но блaroдаря своей особой сути может переступать ее границы, хотя
никогда не сможет в полную меру удовлетворить свою внутреннюю
потребность быть человеком.
Такова трагическая судьба человека. Но именно в этом проявляет
себя истинная ero суть: гениальность и законченность ero бытия. Он
в принципе распоряжается только двумя возможными победами над
ПриродоЙ. с одной стороны, познает себя caмoro и окружающую ero
Природу в ее собственной СУ:ЩНОCIИ, истинной и оригинальноЙ. А с
другой — реализует своим усилием, победами и даже поражениями
ценности Добра и Красоты, которые в действительности ПРОЯВАЯЮТ
себя только в интенциональных делах, в них находится, по существу,
некая высшая реальность по сравнению с миром самой Природьr. И
человек служит реализации этих ценностей. И если ему удается, со
храняет в себе дух уверенноCIИ, что живет не напрасно.
о человеческой натуре*
Натуру человека, без сомнения, определить трудно. Он выходит за
пределы рамок всех данных ему определений своими поступками,
иногда героическими, а иногда отвратительными, безмерной разно
родностью своего характера и замыслов, какие старается реализовать,
не позволяя в своих делах новому исчерпать себя, и удивительной спо
собностью к восстановлению после почти каждого своего падения.
Любые поIIытки охва1ИТЬ в полную меру его существо определением,
которое было бы адекватным и удовлетворительным, оказываются на
прасными. К каждой черте, какую мы обнаруживаем в его существе,
можно добавить конкретные факты, которые будут ее опровергать.
С уверенностью, что в действительности человека — и в истории
человечества вообще -существует множество неоспоримых фактов,
которые пусть реально и через это исполняются, однако остаются
чем-то более низким в сравнении с его подлинной натурой. И в то же
время есть в его жизни, и не в единственном числе, -такие факты в
своей возвышенности и исключительности, что кажется, будто они
обозначают ЛИIIIЬ определенную направленность самого в нем бла
городного развития, а не цель, которую он в состоянии повсеместно
реализовывать.
Несмотря на то что мы осознаем, сколь большие трудности заклю
чены в попытке схва1ИТЬ как таковую натуру человека, тем не менее
нам хочется сделать это еще раз, пусть риск ограничится в лучшем
случае частным определением, которое удастся сформулировать,
или выявленными чертами, которые реализуют себя чрезвычайно
редко.
Вот какие вырисовываются мысли.
Без сомиения, в большинстве личных человеческих поступков —
социальных или национальных -доминирует эгоизм. И однако есть
* Статья содержит тезисы доклада, прочитанного автором на XI KOHrpecce фило
софских общеcrв французского языка в Монпелье в сентябре 1961 года и опублико
ванного в Аокументах этого Koнrpecca в Париже в то же ГОДУ (с. 220-223) на франц.
яз. под названием «Nature humaine».
29
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
что-то специфически человеческое в дейcrвии ради не своего блага
и счаС1ЪЯ, когда в исключительных случаях жизнь отдается для спасе
ния незнакомой жизни, а бывает даже и совершенно чужой. Человек
способен на поcryпки страшные, ужасные, «нечеловеческие», но вме
сте с тем он является единcrвенным созданием, которое испытывает
унижение за эти свои дурные поcryпки и старается искупить свою
вину. В поrpаничной ситуации он готов погибнугь ради спасения
своей чести и, наверное, является единcrвенным созданием, для кого
вообще cyrцecrвyeT чеС1Ъ и эту чеС1Ъ можно уронить. Только человек
испытывает oтвeTcrвeHHoC1Ъ за свой образ жизни, в особенности
если ему не удается реализовать необходимые ценности, которые,
по его мнению, ему нужны для его внутреннего достоинcrва. И на
конец, это правда, что в большинcrве случаев решающим мотивом
его деятельности является собcrвенная выгода, но правда и то, что
человек еС1Ъ единcrвенное создание, которое может творить дела и
создавать ситуации, невыгодные для него ни с какой точки зрения. И
создавать их только ради их красоты и ради того, чтобы обогащать
ими сyrцеcrвование специфически человеческого мира.
Короче говоря, существует определенное множество особых
ценностей, которые человек сам себе устанавливает и старается их
реализовать и даже чувствует себя призванным к их реализации.
Что это за ценности, сказать нелегко. Вполне возможно, что в своей
совокупности они изменяются в строго определенных rpаницах в
зависимости от каждого типа человека и исторической эпохи. Но
при всем возможном изменении cyrцecrвyeT некий основной ресурс
ценностей, характерный для данной эпохи человечеcrва. Он, однако,
состоит не из отдельных ценностей, а из набора ПРИНЦИПИаЛЬных
категорий ценностей. Но не столько ПРИНЦИПИаЛЬные черты данной
совокупности категорий ценностей cyrцHocтны для натуры человека,
сколько скорее тот факт, что человек вообще испытывает потребноС1Ъ
и даже ощyrцает необходимоС1Ъ иметь и познавать ценности, а также
реализовывать их, насколько это возможно вообще и, в частности,
в окружающем его мире. Без непосредственного и интуитивного
общения с ценностями, без радости, какую ему дает это общение,
30
о человеческой натуре
человек глубоко несчаcrен. Зато осущесгвление ценноcrей делает его
счаcrливым’ и он подпадает под их особое обаяние. При этом речь
‘ryТ, по крайней мере в первую очередь, идет не об относительных
ценноcrях, касающихся еro жизненных потребноcrей (например, еды)
или удовольсгвий (хорошее здоровье, наслаждение), а о ценноcrях,
в своем имманентном свойсгве абсолютных, хотя их реализация и
зависит от творческого потенциала человека, словом, о ценноcrях
моральных и эcrетических.
Но человеку проcrо в природе, в материальном мире эти ценности
не найти. Он должен создать реальные условия АЛЯ их возникновения
и появления в этом мире. Блaroдаря особому умению предcrавить
их качесгва он способен создать на основе реального мира, посред
crвoM соответсгвующих преобразований отдельных вещей и целых
процессов, новый мир — мир человеческой культуры, в котором
появляются ценности.
Этот новый мир не сущесгвовал бы без гения и творческой дея
тельности человека, и его нельзя конкретизировать, не создав его
физической онтической основы, приспособленной человеком под
функцию выявления новых предметов и их ценноcrеЙ. Однако своим
содержанием он сущесгвенным образом ВЫХОДИТ за пределы мира
природы и BMecre с тем облекает его в некий вид специфических ка
чесгв, которые придают отдельным вещам особое значение и опреде
ленную знаменательность, какая им как вещам природы не присуша
и даже чужда. Эта новая дейсгвительность, имеющая отношение к
человеку, создает АЛЯ него своего рода атмосферу, необходимую АЛЯ
того, чтобы придать его жизни новый смысл и значимость, которые
таким образом преобразуют каждый его поступок и всю еro роль
в мире в целом. Лишившись их, человек не сможет примириться с
собсгвенным сушесгвованием.
Перед лицом этой новой дейсгвительности человек до некоторой
crепени забывает о своей иcrинной, первозданной, чиcrо звериной
натуре. Он забывает и о том, как выглядит реальный мир, сохраняя
независимость от еro творческой деятельности и до глубин отличаясь
от тоro вида культуры, который навязан через нее чуждой ему при-
31
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
роде и даже враждебной его идеалам и самым благородным чувcrвам
любви. Он испытывает счастье, когда может осознавать наличие
ценностей, созданных им или его близкими. Эта специфически
человеческая дейcrвительность есть и будет продолжаться дольше
жизни отдельного человека, и пусть в своем сущеcrвовании она за
висит от творческой силы сознания, для каждого из нас она является
своего рода наследием, которое мы получаем в нашем мире как дар
предков и как возрождение минувших исторических эпох, как встречу
с людьми, которых уже давно нет на свете. И стараемся не только со
хранить сокровище ценностей, полученных из давних эпох, но даже
его обогатить и преобразовать в наших творческих актах и новых
сочинениях. Но полное удовлетворение нам может принести в жиз
ни только тот факт, что нам удалось создать ценности, отмеченные
нашей индивидуальностью. Но что особенно важно, мы сами пре
образовываемся под влиянием про изведений, которые создали и с
которыми находимся в непосредcrвенном и иmyитивном контакте, и
помимо своей воли и знания возрождаем себя и преобразуем, стараясь
служить реализации ценностей. Обогащаем самих себя, посвящая
свои лучшие силы созданию дейcrвительности человека вообще.
Но творческая сила человека оrpаниченна. Она не способна к
созданию автономных в своем сущеcrвовании и независимых от на
шего сознания дел. Слишком слаба, чтобы и вправду преобразовать
первозданную натуру в дейcrвительность человека. Эта дейcrвитель
ность — лишь некий интенционально сотворенный слой, как бы
наложенный на основу реальной природы, но никогда ему не стать
непрозрачным и непроницаемым до такой степени, чтобы Натура в
ее реальном проявлении не смогла бы его высветить и обнаружить
в нем для нас его поразительно жестокое обличие. Произведения
духовной человеческой культуры никогда не найдут в материальных
вещах твердой помержки для сущеcrвования без всякой помощи со
стороны человеческой деятельности и сознания. Когда духовная мощь
человека слабеет или сникает, слой Человеческой Аейcrвительности
в мире сглаживается и исчезает, и тогда человек открывает подлинное
обличие Природы — СТИХИИ В окружающем его мире и даже в себе
32
о человеческой натуре
самом. Он чувствует себя сиротой в чужом для себя и crpашном мире.
Впадает в наСТОЯIЦее отчаяние, ОlЦ)’lЦая себя оторванным от всякого
смысла, который сделал из него — зверя — человека.
Человеческая Натура находится в неустанном crpемлении пере
ступать границы животности, заключенной в человеке, и перерастать
ее человеческим началом и ролью человека как создателя ценностей.
Без этой миссии и этого старания перерасти себя самого человек
вновь впадает -и тут уже его не спасти — в свою чистую звериность,
которая для него — подлинная смерть.
Человек и его действительность *
Как-то я присутствовал на выступлении одного известного био
лога — он держался позиции человека, крепко стоящего на земле.
Одним из главных тезисов его доклада было утверждение, что чело
век сумел овладеть природой в большей степени, чем кто-либо из
каких-либо видов ЖИВОТНЫХ, и что именно это лежит в основе его
исключительного положения среди других ЖИВЫХ существ на земле.
Это утверждение обернулосъ для меня