Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

дело и с актами воли, в

частности с решениями воли**. В обоих случаях это способы поведе­

ния, а еще лучше -«поступки» «я» как центра, который организует че­

ловеческую душу, «олицетворяя» ее и «презентируя». (6Ь> является тем,

что «говорит» от имени человеческой души, выполняет различные

акты, берет на себя ответственность, принимает обязательства и т.д.

Всё это не может происходить несознательно. для этого «я» черпает

* и всё же можно ли без ВСЯКИХ сомнений признать, что нет никаких «пред чувcrвий»,

никого предвидения того, что наступит В будущем?

** «Вполие возможно» -проблематично: а если решения попадают В душу дО ТОГО,

как потом наступает сознательное решение?

1 33

КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ

силы из сил и способноC’IИ души, а в своем теле находит помержку

для поступков. Некое «без-душное» (seelenlose) [bez-duszne] «я» невоз­

можно. В принципе это понятие спорно. Существует, однако, в душе

что-то непостоянное — из связи собьrrий, например возникающая

любовь или подобные чувства*, внутренние надломы, отчаяние либо,

наоборот, расцветающая надежда и Т.Д., ТОЧНО так же — из свойств

характера вроде ЗЛОC’IИ, внутренней слабоC’IИ, мужества, ума и Т.Д., —

что не всегда доходит до сознания, о чем, стало Быть’ «я» в себе самом

не знает. <<Я» призвано именно «заметить» то, что делается в еro душе. Бывает, что душа от неro зaмыкатся в одном из своих состояний, и «я» приходИТСЯ преодолевать определенное сопротивление, чтобы обна­ ружить то, что сокрыто в еro душе. Иногда «я» не в силах совладать со своей душой, хотя и стремится ее себе подчинить. Аута становится «строптивою>, как это не раз происходит и с телом. <<Я» узнает это от обоих -как от души, так и от тела, и только то, что ВЫХОДИТ за «ворота сознания». Иначе roворя, представляется, что в отношении «я» душа создает такую же относительно изолированную систему, как и тело, которое в отношении «я» отчаC'IИ «открыто», а отчаC'IИ «закрыто», и не во всех своих областях душа доступна «потоку сознания». <<Я» может стараться «OТКPbrrъ» то, что в ero душе <<закрыто». Так как всякая изоляция какой-либо системы может Быть прервана при соответствующей интен­ СИВНОC'IИ напора и при определенных обстоятельствах, точно так же и «преграды» по временам отделяют душу от «я» и сознания. Кроме тоro, возможно, что системы человеческой сущнocrи, которая часто меняется в течение жизни, а таюке сознательностно преображает себя и выражает, не все являются закостенелыми и неизменными созданиями, а могут таюке подлежать изменениям именно в том смысле, что измеНЯlOТСЯ их факторы изоляции или места, которые сначала были заслонены, а потом стали «открьrrыми». На это указывает тот факт, что изоляторы могут Быть прерваны при соответствующей интенсивнocrи влияющих СИЛ, что может привеC'IИ к слому всей системы; в других случаях этот * Чувcrва - это широко понимаеМhlе соcrояния (Zustii.ndlichkeiten) [stan], а таюке способы активноCIИ души, которые сами по себе не являются пережива.ниями. О «со­ знании чувcrв» правильно говорит М. Гайгер. СМ.: Ceiger М. Miinchner Abhandlungen. Upsk, 1 911. 1 34 Об ответственности и ее онтических основах излом может замкнугься, а фактор, который вторrcя, -отброшен со­ ответствующим элементом*, и всё вновь обретает равновесие. Пред­ ставляется, что подобные факты случаются как в телесной, так и в психической (seelische) жизни человека. Когда определенные сферы души в данную минуту в опюшении «я» закрыты так, что о них не получить никаких сведений и нет их непосредственного влияния, в такой момент «я» в своем поведении независимо от данной сферы души и от того, ЧТО в ней меняется. В своих решениях и поступках оно и потом остается свободным от многих событий в своей соб­ ственной душе. Чрезвычайно трудная задача: может ли то, что происходИТ в душе, воздействовать непосредственно, Т.е. без посредничества (<Я» и созна­ ния, на тело (и наоборот), насколько, стало быть, душа может быть «открыта» или «закрыта» ОТ тела (<<изолирована» от него)? Представ­ ляется, что факты, на которые указал ФреЙД, свидетельствуют о том, что фактически сушествуют случаи, в результате KOTOPhIX психиче­ ский факт (seelische) (опюсящийся к «бессознательному») действует на тело столь непосредственно, что оно заболевает. Представляется также, что и в обычной повседневной жизни достаточно случаев, в KOTOPhIX какое-то движение (например, эротического характера) или испуг вызывают сначала изменение, которое производИТ впечатле­ ние на нас, в нашем теле, и лишь таким путем мы догадываемся, что что-то произошло в нашей душе. Всю эту область, заключающую в себе еще и разнородные факты, следовало бы точнейшим образом проанализировать, прежде чем придти к ясным и определенным вы­ водам. Говорю, однако, об этом потому, что благодаря дальнейшим исследованиям нам удалось бы выяснить, насколько можно душу трактовать как систему, относительно изолированную от тела. Если бы можно было признать такое воззрение, человек состоял бы из следующих элементов: тела (системы А и В), (<Я» С потоком пережи­ ваний (с) и души (п). * Так происходит, когда, например, бактерия проникает в тело и потом будет уни­ чтожена с помощью антителец. 1 35 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ в завершение этих рассуждений, касающихся человеческой при­ роды, следует указать еще на один факт. мы знаем, что вся нервная система распадается на различные подсистемы: в частности, на мозг и бесчисленно разветвленные периферийные нервы, а таюке на веге­ тативную систему и систему животную (animalny). Когда окончания какого-нибудь нерва животной системы возбуждаются каким-либо фактором, оттуда посылается импульс к нервному центру. Только после этого в мозгу происходит изменение, после которого, если оно достигнет ворот сознания и их пересгупит, появляется чувствитель­ ный феномен или испытывается впечатление. Этот путь от обоих к центру происходит с завершающей скоростью, после чего пройдет какое-то время, прежде чем наступит впечатление. Это время может быть очень коротким*, но В физическом или, лучше, микрофизиче­ ском смысле оно довольно долго. , или же человек, может вообще

только тогда реагировать, когда испытает данное впечатление, а от

испытания впечатления до начала реакции снова пройдет какое-то

время. За это короткое время между атакой на данную подсистему и

моментом, когда начинается соответствующее действие, либо в кото­

рый человек действует под влиянием этого импульса, человек может

действовать независимо от уже атакующего его импульса. Намного

больше периоды времени, в которые человек в своем поведении не­

зависим от внешних событий, и они существуют там, где он изоли­

рован и заслонен от внешних влияний благодаря упоминаемым выше

механизмам. В этих же границах он может действовать «свободно».

Концепция человека как относительно изолированной системы,

состоящей из множества подсистем, открывает ему возможность со­

вершать собственное, независимое от внешнего мира действие,

ибо это действие причинно обусловлено в самом человеке. Как об-

* <<Проводниковая скорость в живопюй системе особенно велика (60-125 м/сек. = = 216-450 км/час.) и представляет собой рекорд скорости живого действия вообще» (См.: undois L-Rosemann R. Lehrbuch der Physiologie des Menschnen. Т. п. s. 649). Так называемое «время реакции» в действительности весьма по-разному зависит от обстоятельств, но вообще находится в rpаницах между 150-400 м/сек., причем оно объемлет еще и очень разНhlе компоненты, так что в нервной системе на процесс приходится только их частица. 1 36 Об ответственности и ее онтических основах лаС1И, так и периоды времени, в которые это ПРОИСХОДИТ, зависят не только от общей системы структуры человека, но и от каждоразовой индивидуальной истории данного человека и от обстоятельств, в которых он на данный момент находится в мире. Естественно, что это целиком общее рассмотрение нам ничего не скажет о том, какие виды действИя могут быть произведены человеком в данное время. Выяснить это нам может помочь только детальное исследование. Тем временем, речь идет лишь о npинципиалъной ВОЗМОЖНОС1И «свободных», собствеюIых действий человека как телесно-духовного сущего (seelisch-leiblische Wesen). При всеобщем детерминизме в мире, в котором не существовало бы никакой относительно изолирован­ ной системы, эта возможность исключена. Однако поскольку человек является телесно-духовным и вместе с тем «эготическим» (ich-haft) и сознательным, представляет собой систему высшего порядка, в которой, с одной стороны, существует иерархия многих систем, от­ носительно изолированных в теле человека, а с другой - и система души, и поскольку обе системы находят свое выражение и отражение (Auswirkиng) в чистом сознании и в способах поведениях (aкт?) чи­ стого «Я», а решения воли могут быть предприняты посредством этого «Я», возникает следующая проблема: насколько это «я» является либо может быть обусловлено, будь оно независимо и свободно в своих решениях воли, от процессов и свойств, с одной стороны, своего тела, а с другой - своей души. Какие условия дОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ эти разные подсистемы, чтобы эти решения были действительно возможны как «собственные» поступки (личного) «я»? Очевидно, что и на этот вопрос можно ответить только после проведения довольно широких исследований общей системной структуры строения че­ ловека. Нам следовало бы тогда выяснить, о какого рода действии и решении воли может здесь идти речь. Следует ожидать, что ответы на этот вопрос окажутся разными при разного рода действиях. И всё же поставить все эти задачи можно лишь после того, как прояснится об­ рисованная выше концепция человеческой природы. Если отрицать ее, возникает сомнение, а возможно ли тогда осмысленно говорить об ответственноС1И. 1 37 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ х. Причинная структура мира Проблема возможности собственного, свободного действия личности, неСYIдей oтвeтcтвeннocrь, ЭТИМ еще не исчерпана. Сюда можно отнести вторую чаcrь как таковой сmyации по этой проблеме. А действительно причшшая структура реальноro мира такова, что в ней вообще возможны относительно изолированные сисгемы? Эrn пробле­ ма еще труднее, чем вопрос об основной структуре человека. Однако придется ограничиться самыми необходимыми замечаниями*. ПреЖАе Bcero, если реальный мир являет собой причинную си­ стему, которая вытекает из КOIщепции Лапласа и в пршщипе из Bcero естествознания и философии HOBOro времени, то в этом мире невоз­ можно, что мноro раз подчеркивалось, никакое свободное решение воли, как и никакое свободное действие человека (и животных •. Эrn концепция предполaraет утвеРЖАение, что все явления в реальном мире (а потому и решения воли) совместно создают единую систему причинных связей, в которой они - как результаты - однозначно и необходимо вытекают из своей причшIы. Этот взгляд мы назьrваем радикальным детерминизмом. Если же признать, что всякое решение воли ecrь явление в мире, тогда невозможно ero считать беспричин­ ным. Положительноro же решения проблемы свобоДhI можно ожидать тогда, когда «свобода» не будет идентифицироваться с отcyrствием причины, а будет пониматься как «независимоcrь» виновника от внешних факторов, и когда одновременно будет доказано, что ра­ дикальному детерминизму себя не сохранить. Это доказательство я старался привести в только что упоминаемой книre о проблематике причинности. Здесь же я должен довольствоваться Bcero лишь не­ сколькими замечаниями. Главные основоположения радикального детерминизма двоя­ KOro рода. С одной стороны, без всяких обсуЖАений принимается, что любая причина более ранняя, чем ее результат. В принципе все * Надеюсь, мне удаcrcя опубликовать следующий том моей КНШ"И «Спор О сущecmо­ ванин мира» под названием <<<) npичинной структуре реального мирю). В npинциnе он был написан в 1950-1954 IТ., но его следуe:r дополнить, сопосгавив выводы с результатами современного есгествознания, чего мне сделать пока не удалось. 1 38 Об ответственности и ее онтических основах учены-естественники сегодня признают это очевидным. Второе основоположение часто приводится в виде угверждения, что в мире <<Всё со всем» причинно «связано». Но это, однако, не вполне ясно и однозначно. Мне хочется это сформулировать в виде угверждения, что все явления в реальном мире представляют собой единую систему причинных связей. Еще точнее, но совершенно в смысле концепции Лапласа, можно сказать: когда создается два <<мировых сечения» одно­ временных явлений, из которых одно ранее другого, то явления первого мирового сечения причинно связаны с явлениями второго. Более позднее сечение

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн