(или в нем события?) непосредственно или
опосредованно определяется ранним однозначно и полностью.
Если бы имело место, говорит Лаплас, <<уравнение» определенного
<<мирового сечения» (состояния мира), оно позволило бы вычислить
все прежние или позднейшие мировые сечения. Практически таких
<<уравниваний» мы не знаем, как ЛЮДИ мы всегда ограничены в познава
нии мира. Единственно Всезнающий Бог мог бы на основе состояния
мира предвидеть всё будущее. мы должны постоянно ограничивать
себя вычислением кусочка такого состояния мира. При всём том
единство и единообразие мира возникает, как представляется, не
только в последовательности одного за другим подобных мировых
сечений, но и в еДННом нынешнем. как же выглядит проблема со все
ми явлениями и служащими им основой вещами, которые существуют
в одном и том же нынешнем? Они также остаются в причинных
взаимооmошениях? Если это требуется подтвердить, то тогда надо
отказаться от угверждения, что в причинных связях остаются всегда
только явления, из которых одно - это причина, и оно раннее, а
другое -результат первого. Если же это угверждение принимается,
то
чинных
между явлениями одного и того же нынешнего нет никаких при
связей. как же тогда следует понимать их оmошения друг с
другом? или все они друг от друга совершенно не зависят с любой
точки зрения и создают бесконечное число отгороженных друг от
друга и взаимно вовсе не обусловленных, свободных (не связанных)
явлений и вещей? Если это отрицать, остаются две возможности.
В первом случае в состоянии мира не существовало бы никакого
множества явлений (или вещей), но он создавал бы еДlПlственное
1 39
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
внутренне монолитное целое, совершенно неизменяемое в этом
нынешнем и только внезапно (abrupt*) [nagle] менялось как целое в
переходе от одного нынешнего к следующему. Точно так же и при
чина, как и результат, всегда будут вследствие этого единствеlПlЫМ
цельным состоянием реального мира. И нет смысла вопрошать об
отдельных, строго разграннчеlпlых причинах и их последqвиях в
мире, как это постоянно делает естествознание, в особеннocrи физика
и науки о живой природе. Захоти мы удержать множество явлений,
высгупающих в единственном нынешнем, утратилась бы цельносгь
мира, его единство, или она сгала бы непоНJfIНОЙ до тех пор, пока
не выявится, на чем основана ее внутренняя связь либо на что она
опирается. Таким образом, можно прийти к точке зрения, что в одном
состоянии мира существует множество явлений (либо вещей), но что
существует также какой-то другой принцип монолитности состояния
мира или взаимной принадлежности всех его элементов друг другу.
Этот принцип и может стать причинной связью, в которой причина и
результат одновремеlпlы или являются совершенно другой онтиче
ской связью между одновременно существующими элементами мира
или же, наконец, тем и другим сразу. А потому это следует изучать.
Концепция Лапласа причинного порядка в реальном мире и во
обще его структуры потому и не является такой ясной и очевидной,
как это может показаться на первый взгляд и какой ее считали почти
200 лет натурфилософы и ученые. Физика хх века изменила в этой
концепции только то, что мировое сечение одновременных явлений
могло стать попято не в смысле некоей <
Естественно, что возможность собственно очерченной причин
ной структуры мира, выстроенного из множества существующих
иерархично или равноуровнево систем, следует выявить путем бо
лее углубленных онтологических размышлениЙ*. ОАНако это будет
очень обширное исследование, начала и направления размышлений
которого тут лишь слегка обозначены. Это понятие не должно, стало
бьпъ, рассматриваться ни как предпосылочное, ни как выработанное.
То, что тут очерчено, открывает вид на определенную проблемати
ку, которая должна показать возможность «свобоАНОГО» решения и
действия в мире, причинно упорядоченном таким образом. Новизна
этого понятия основана, между прочим, на том, что оно допускает
разные степени и способы «свободы» и «рабства» вплоть до полного
рабства — в противоположность традиционному взгляду, в соответ
ствии с которым могут существовать или абсолютно свободные, или
абсолютно лишенные свободы решения и действия.
Естественно, что после чисто онтологической разработки этой
возможной причинной структуры мира необходимо провести ЭМ
пирические и метафизические исследования фактов, которые с этой
точки зрения должны показать фактическую структуру реальноro
мира.
* Понятие причины тоже ДОЛЖНО быть определено по-дрyroму, а не так, как принято.
См. упоминаемую выше рабоry в «Studia Philosophica» или «Спор о существовании
мирз», т. 1.
1 44
Об ответственности и ее онтических основах
XI. Временность мира и ответственность
Orветcrвеююсть и выплнениеe ее требований, предъявляемых ви
новнику, переIIAетается со временем трояким образом: 1) посредcrвом
того, ЧТО ВЮIовник после совершения поcryпка остается oтвeтcrвeH
ным; 2) посредcrвом того, что сохраняется значение (Geltung) [waga]
ценностей, которые благодаря поступку ВЮIовника создаются либо
уничтожаются и за уничтожение которых он несет oтвeтcrвeHHocть;
и 3) посредcrвом того, что