Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

(или в нем события?) непосредственно или
опосредованно определяется ранним однозначно и полностью.
Если бы имело место, говорит Лаплас, <<уравнение» определенного <<мирового сечения» (состояния мира), оно позволило бы вычислить все прежние или позднейшие мировые сечения. Практически таких <<уравниваний» мы не знаем, как ЛЮДИ мы всегда ограничены в познава­ нии мира. Единственно Всезнающий Бог мог бы на основе состояния мира предвидеть всё будущее. мы должны постоянно ограничивать себя вычислением кусочка такого состояния мира. При всём том единство и единообразие мира возникает, как представляется, не только в последовательности одного за другим подобных мировых сечений, но и в еДННом нынешнем. как же выглядит проблема со все­ ми явлениями и служащими им основой вещами, которые существуют в одном и том же нынешнем? Они также остаются в причинных взаимооmошениях? Если это требуется подтвердить, то тогда надо отказаться от угверждения, что в причинных связях остаются всегда только явления, из которых одно - это причина, и оно раннее, а другое -результат первого. Если же это угверждение принимается, то чинных между явлениями одного и того же нынешнего нет никаких при­ связей. как же тогда следует понимать их оmошения друг с другом? или все они друг от друга совершенно не зависят с любой точки зрения и создают бесконечное число отгороженных друг от друга и взаимно вовсе не обусловленных, свободных (не связанных) явлений и вещей? Если это отрицать, остаются две возможности. В первом случае в состоянии мира не существовало бы никакого множества явлений (или вещей), но он создавал бы еДlПlственное 1 39 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ внутренне монолитное целое, совершенно неизменяемое в этом нынешнем и только внезапно (abrupt*) [nagle] менялось как целое в переходе от одного нынешнего к следующему. Точно так же и при­ чина, как и результат, всегда будут вследствие этого единствеlПlЫМ цельным состоянием реального мира. И нет смысла вопрошать об отдельных, строго разграннчеlпlых причинах и их последqвиях в мире, как это постоянно делает естествознание, в особеннocrи физика и науки о живой природе. Захоти мы удержать множество явлений, высгупающих в единственном нынешнем, утратилась бы цельносгь мира, его единство, или она сгала бы непоНJfIНОЙ до тех пор, пока не выявится, на чем основана ее внутренняя связь либо на что она опирается. Таким образом, можно прийти к точке зрения, что в одном состоянии мира существует множество явлений (либо вещей), но что существует также какой-то другой принцип монолитности состояния мира или взаимной принадлежности всех его элементов друг другу. Этот принцип и может стать причинной связью, в которой причина и результат одновремеlпlы или являются совершенно другой онтиче­ ской связью между одновременно существующими элементами мира или же, наконец, тем и другим сразу. А потому это следует изучать. Концепция Лапласа причинного порядка в реальном мире и во­ обще его структуры потому и не является такой ясной и очевидной, как это может показаться на первый взгляд и какой ее считали почти 200 лет натурфилософы и ученые. Физика хх века изменила в этой концепции только то, что мировое сечение одновременных явлений могло стать попято не в смысле некоей <Вместо радикального детерминизма, в лапласов ом смысле, и индертерминизма, которые взаимно противоречат друг другу и при * Буквально: несвязный, отрывочный (нем.). - Примечание перевоДчнка. ** Я здесь не yчиrываю изменений в теории причнииости, которые произоПIЛИ под ноCIИ ВЛИJlНИБора. эш ем ПРШJЦИJIа изменеНИJI неопределенности чаcro иитерпpe-mpoвались В.К Гайзенберга в с и в мы конце сле отказ пции а от допо причнии лнитель­ой связи в физическом микромире. Здесь, однако, заннмаТЬCJI этим я не моху. 1 40 Об ответственности и ее онтических основах этом оба не . являются удовлетворительными, предлагаю третью концепцию. В соответствии с ней этот мир представляет orромное множество частично OткpЪ1ТhIX и вместе с тем частично изолиро­ ванных (<<заслонеННhIX») систем, которые помимо тото, что взаимно частично отгорожены и заслонены, «связаны» причинными связями. В так отструХтурированном мире существуют тотда в различных системах, с одной стороны, фактические состояния, которые одно­ BpeMe?* и вместе с тем оптически независимы друт от друта, а с дрyroй - фактические состояния, которые находятся в причинной оптИческой з.ависимости. Первые соответствуют этим сторонам двух и более систем, от KoTopых они взаимно одновременно заслонены. Аругие фактические сосТояния являются либо членами причинной связи, в которой причина и ее результат одновремеlПlЫ, и тотда они принадлежат к одной и той же (простой) системе либо к двум разным подсистемам одной сложной системы, «oткpьfIы» стороны которой содействуют «одновременному бытию» причины и ее результата; либо же являются членами в причинной связи, в которой причина первее CBoero результата; в этом случае они всетда относятся к двум разным системам, в KoTopых возникновение возможно блaroдаря прИ7 чинной связи, или соответствует открЬ1ТЫМ местам**, или вследствие разрыва в изоляции системы. Котда происходит явление подобноro разрыва, это и есть определенный процесс, начало KOTOPOro в какой­ то дрyroЙ·системе. Он изменяется в месте разрыва и, изменившийся, проникает внутрь нарушенной системы. Либо сразу же, либо через какое-то время этот процесс в той же самой системе перекре?ается с другим. Это перекрещивание - явление, у KOTOPOro должна быть какая-то причина. В этом случае она складывается из двух явлений, * Сиcrемнаи С1руктура мира не зависит от того, понимается ли эта «одновремен­ ность», если моЖно так сказать, классически или по-эЙНnПеЙНовски. ** мы не можем здесь проследнть 1рудной в последующем проблема1ИКИ, какие еще должны быть выполиены условия э1ИХ «OТКPblThIX» crOPOH сиcrемы, чтобы дощло до этого. Нам придется также и отказаться от 1рактовки вопроса, какие не­ причинные ОlПИЧеские связи MOryт или должны происходнть в мире, чтобы была raрантирована монолиmocrь мира (или же состояния мира). В связи с этим см.: СПОР о существовании мира. Т. 2. 141 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ которые создают начала перекрещивающихся процессов и проис­ ХОДЯТ в двух системах (если процесс выходит за rpaницьr системы в открытом месте или если он происходит внутри другой системы на rpанице места разрыва). Непосредственно причинная оптическая связь в этом случае понимается тогда как связывание, первый член которой (причина) происходит раньше, чем второй член (результат). Возникновение каждого из этих процессов, взятых самих по себе, не может быть достаточным (или необходимым) условием явления пере­ крещивания, наступающего в момент его окончания. Таким способом оба процесса связывают друг с другом также и две системы. Было бы, однако, преждевременно yrверждать, что благодаря этому обе системы становятся единой системой высшего порядка. Такая «встреЧа» может быть одноразовым явлением, их «соединивШИМ». Представляется, что этого недостаточно для создания из двух систем «высшей» системы. Надо признать, что судьба первой системы, в которую входит процесс из другой системы, по крайней мере отчаcrn зависит от определенных, более ранних фактических состояний другой системы. Существующие в мире системы могут быть простыми и сложны­ МИ, состоящими из множества также относительно изолированных систем. Структура (Zusamennsetzung*) системы либо будет иерархи­ ческой, либо ее могут создавать равноуровневые системы, отчаcrn взаимообусловленные. В этой сложной надуровневой системе два процесса, например, еще могут в начале развиваться независимо друг от друга в двух подсистемах. В определенный момент обе про­ рывают стенки своих систем или проходят через открытые места по их rpаницам и входят в область, охватывающую обе надуровневые системы, в которой скрещиваются. Явление перекрещивания тогда оказывается результатом начальных явлений обоих этих процессов, которые вместе образуют самую точную, хотя и не непосредственную, причину этого результата, но оба находятся внутри надуровневой системы. Теперь причина и результат оказываются в той же самой надуровневой системе, охватывающей подсистемы, хотя результат имеет свою сложную и наиболее точную причину в двух отличаю- * Дословно: состав (нем.). - Примечание переВОАчика. 1 42 Об ответственности и ее онтических основах щихся от него подсистемах. Оба они сначала разьирываются в обеих подсистемах одновременно и независимо друг от друга. Естествен­ но, что их начала были вызваны другими, предположительно более ранними явлениями, которые MOryr опять-таки находиться в разных системах. Возникновение этих процессов и их взаимная причинная независимость не исключаются. Вместе с тем они таюке причинно независимы от процессов и явлений, которые целиком совершают­ ся за пределами обеих подсистем, но продолжают оставаться в той самой надуровневой системе. Наконец, и в явлении перекрещивания они не зависят от процессов и явлений, которые целиком происходят за пределами данной надуровневой системы и от которой они за­ слонены. При всем при этом внутри данной надуровневой системы должно существовать множество приспособленных к определенным процессам и с непропускаюIЦИМИ до определенной степени стенками подсистем, которые делают возможным это независимо совершаю­ щееся множество процессов в рамках единой надуровневой системы. Если совокупность начальных событий процессов, скрещивающихся в надуровневой системе и благодаря этому ведущих к какому-либо результа'JY, находится внутри надуровневой системы, то этот результат причинно независим от внешнего окружения надуровневой системы. Может и так быть, что несколько начальных явлений частично на­ ходятся внутри, а частично - за пределами надуровневой системы. Все вместе они образуют сложную причину возникающего в системе результата, который вытекает на пересечении данных процессов. Тогда этот результат становится частично причинно зависимым от внешнего окружения надуровневой системы, а частично - от нее независим. Как видно, в причинной обусловленности явления MOryr выступать разныe сложныe СИ1Уации. Но не исключен и такой случай, когда вызов явления внутри определенной надуровневой системы находится вне ее возможности, если, например, два процесс а врыва­ ются в надуровневую систему и скрещиваются у нее внутри, но сами при этом имеют свои начальные явления и, предположительно, свои причины вне данной надуровневой системы. Бывают также случаи, когда <<внутренняя» обусловленность оказывается более решающей, 143 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ чем обусловленность «Внешняя» или, наоборот, внешняя обуслов­ ленность оказывается более решающей, чем внутренняя, хотя оба фактора необходимы для возникновения результата; род результата напоминает или один или второй причинный фактор. В частности, размеры этой «внутренней» обусловленности решают, результат ли или процесс, причинно вытекающий из столкновения МНОЛiX процес­ сов, представляет собой -как мы сказали до этоro -«собствеюIы» поступок надуровневой системы (например, человека) или, наоборот, его обусловленность внешними факторами заходит так далеко, что на самом деле он развивается внутри данной надуровневой системы, но уже как совершенно «вынужденный» и <<ЧужОЮ>.

Естественно, что возможность собственно очерченной причин­

ной структуры мира, выстроенного из множества существующих

иерархично или равноуровнево систем, следует выявить путем бо­

лее углубленных онтологических размышлениЙ*. ОАНако это будет

очень обширное исследование, начала и направления размышлений

которого тут лишь слегка обозначены. Это понятие не должно, стало

бьпъ, рассматриваться ни как предпосылочное, ни как выработанное.

То, что тут очерчено, открывает вид на определенную проблемати­

ку, которая должна показать возможность «свобоАНОГО» решения и

действия в мире, причинно упорядоченном таким образом. Новизна

этого понятия основана, между прочим, на том, что оно допускает

разные степени и способы «свободы» и «рабства» вплоть до полного

рабства — в противоположность традиционному взгляду, в соответ­

ствии с которым могут существовать или абсолютно свободные, или

абсолютно лишенные свободы решения и действия.

Естественно, что после чисто онтологической разработки этой

возможной причинной структуры мира необходимо провести ЭМ­

пирические и метафизические исследования фактов, которые с этой

точки зрения должны показать фактическую структуру реальноro

мира.

* Понятие причины тоже ДОЛЖНО быть определено по-дрyroму, а не так, как принято.

См. упоминаемую выше рабоry в «Studia Philosophica» или «Спор о существовании

мирз», т. 1.

1 44

Об ответственности и ее онтических основах

XI. Временность мира и ответственность

Orветcrвеююсть и выплнениеe ее требований, предъявляемых ви­

новнику, переIIAетается со временем трояким образом: 1) посредcrвом

того, ЧТО ВЮIовник после совершения поcryпка остается oтвeтcrвeH­

ным; 2) посредcrвом того, что сохраняется значение (Geltung) [waga]

ценностей, которые благодаря поступку ВЮIовника создаются либо

уничтожаются и за уничтожение которых он несет oтвeтcrвeHHocть;

и 3) посредcrвом того, что

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн