Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

все эти дейcrвия связаны с причюIным

порядком мира, предполагающим со своей стороны временную

струюуру. Возможность и осмысленность ответcrвенности зависит,

стало бьrrь, от того, какова временная струюура мира, или от того,

на чем она основана. В истории европейской философии обсужда­

лись разные концепции времени. Среди них есть такие, в которых

нельзя осмысленно говорить об ответcrвенности, и такие, которые

содейcrвуют ее реализации. При этом они по-разному противостоят

друг другу.

Так, есть кантовская концепция времени как априорной формы

созерцания, которая в испытываемом познании предметов реального

мира становится формой мира явлений и только таким образом может

бьrrь познана. Миру явлений у Канта противопоставлен мир вещи

в себе. Но кантовская концепция Э1ИХ вещей допускает два разных

объяснения: первое объяснение -агностицистское, в соответcrвии

с которым эти вещи — относится ли ЭТО к временности, простран­

crвенности или категориальной струюуре, -непознаваемы, и это

касается либо вообще любого субъекта познания, либо только нас,

людей, которые при познавании должны использовать априорные

формы чувcrвенного созерцания; второе объяснение -окrическое,

в соответcrвии с которым реальный мир вещи в себе вообще является

вневремеlпlым.

Кантовской концепции времени противостоит так называемая

<<реалистическая» концепция времени, в соответcrвии с которой ре­ альный мир и выступающие в нем вещи и процессы -такие, какими они являются сами по себе, -временны, при этом не говорится, как надо понимать само время. 1 45 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ Если бы, согласно онтической ингерпретации, канговский взгляд был Bepным' тorдa нельзя было бы ни нести, ни прmmмать oтвeтcrвeH­ ность, ни, наконец, выполнять основные ее требования. Ответствен­ ность могла бы существовать только в мире опыта* и быть снята (аusgеlбst) [zdjc:;ta] посредством выполнения ее требований. Но TorAa было бы неверно roворИТЬ о моральной ответственности, которая в метафизическом смысле отяroщает realiter людей и накладывает на них какую-то действительно существующую ВШIY. Эro было бы таюке неверно и с точки зрения чисто феноменальноro характера време­ ни, как и чисто феноменальноro характера катеroрии, в частности причинности. Что и заставило caмoro Kaнra существенно транс­ формировать свою точку зрения, как только он поставил проблему свободы и нравственности. Не собираюсь подробно разбирать здесь эту точку зрения. Ограничусь лишь угверждением, что чисто фе­ номенальнав, явленная ответственность не может иметь моральной ценности в собственном смысле и не может действительно отяroщать виновника, накладывая на Hero обязательства, нуждающиеся в испол­ нении. Моральные ценности и их реализация требуют, если можно так сказать, чего-то большеro, чем лишь явленная действительность. А потому только при условии истинной, а не чисто явленной реаль­ ности временности мира и TOro, что в нем происходит, ответствен­ ность, как и реализация ее требований, может быть действительной и осмысленноЙ**. Однако ответственность была бы возможной не при всякой кон­ цепции временной структуры реальноro мира. Опять-таки и по этому вопросу существуют прямо противоположные мнения. В любой концепции времени различают прошлое, настоящее и будущее, это различение переносится на то, что настоящее, на то, что прошлое, на то, что будущее, а потому и на то, что есть, что было и что будет. * Здесь npиведен ДОСЛОВНЫЙ перевод выделенного в ориrинале термина Erfahrungswelt. Скорее всего, 1yf вкралась опечатка, поскольку - по контекcry - следовало бы ожидать термина Erscheinungswelt, что по-польски значит "swiat zjawisk" -.мир JI8.IIeHUU. - Примечание А. Венzжщкоzо. ** Arностицистское объясненне кантовского взrАЯда не позволило бы ничего сказать об ИСТИННОЙ реальности ответственности. 1 46 Об ответственности и ее онтических основах Авrycrин придерживался того мнения, что сущеcrвует только то, что нынeIIIНee, тогда как то, что прошло, и то, что наступит, вовсе не су­ щеcrвуют. Первое потому, что когда-то БыА,' но теперь его уже нет, а второе потому, что только будет, но сейчас еще не наступило. Это <<уЖе не» и это «еще не» решают о небьrmи в настоящем. А потому быть в прошлом, строго говоря, вообще никаким сущеcrвованием не является. Но Авrycrин вместе с тем говорит об этом: «бьrmе в прошлом» -лишь то, что и «бьrmе-представленное-как-прошлое», а «бьrmе в будущем» -лишь то, что «бьrmе-представленное-как­ будущее». В первом случае оно вспоминается, во втором -ожидается. Иначе говоря, существует феномен того, что прошло, и феномен того, что наступит, но не сущеcrвует самого по себе <(Гого, что прошло» и <(Гого, что наступит», ибо уход означает лишь то, что и <<Прекращение в бьrmи». «ПрОШЛОе» означает, стало быть, нечто большее и более радикальное, чем только <(,ДЛЯ кого-то уже не сущеcrвующее, не при­ сутcrвующее» . Как «Воспоминание» оно осознается, а как феномен воспоминания является еще и квазинастоящим, но в истинном смысле оно в себе уже не существует. Аналогичной существует и аргументация по поводу <(Гого, что наступит». «Настоящее» [obecnosc*] в смысле «бьrmя-теперь», или <(Гого, что тепереIIIНее» Oetzige), можно при этом понимать по-разному. Пре­ ПУНIФ>,

имущеcrвенно <(Геперь» понимается как так называемый «временной пунктирная граница, место в сопtinuиm'е времени. «Бьrmе­ теперь» означает только то, что «вхождение-в-бьrmе» -именно через то, что в тот самый момент, тогда как «выxждение-из-бьrmя» - ис­ чезновение. У «бьrmя-теперь» нет временной растяженности. Не сущеcrвует никакого продолжения [trwanie] того, что настоящее, и вообще нет никакого <<Продолжения», ибо «продолжать» - значит прежде всего «сущеcrвовать дольше, чем в одном теперь». Но это-то как раз и исключает радикальная концепция «пунктирного» теперь, поскольку <<ПродолжеНИе» чего-то предполагает, что то, что продол­ жается (как-то), удерживается в бьrmи на определенный промежуток времени как нечто идентичное. А этот «определенный промежуток * Аословно: присутствующее (nм.). - Примечанне переВОАЧИка. 1 47 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ временю> означает сначала некую временнУю фазу, которая ради­

кально выходит за пределы одного теперь. Коль скоро <<уХОд» значит то же, что и <<выхождение-из-бьпия», исчезновение, уничтожение, исключена возможность сохранить идентичность посредством бо­ лее чем одного теперепrn:его (mehrere Gegenwarten). Строго говоря, тогда нет ни вещей как предметов, продолжающихся во времени, ни процессов, которые развиваются в определенной временной фазе. Существуют только минymые, пуиктирно входящие в бытие и сразу же исчезающие явления. При такой концепции то, что существует во времени, продолжение, означает лишь то, что и постоянное, за­ ново <<вхождение-в-бытие» и <(Исчезновение-из-бытия» во многих моментах нынепrn:его. Вот почему добиваются от Бога HeKoero «creatio continua»* реального мира, при этом каждый раз заново создаваемоro, поскольку всякий сотворенный мир тот час же исчезает. Тогда суще­ ствует бесконечное число всё новых миров, а у их количества -сила continuum'a. При таком воззрении нет человека, который остался бы тем же самым в своем ответственном действии, как нет ни какоro-либо действия, ни несения ответственности, ни, наконец, ее прекращения после выполнения ее требований. Чтобы постоянно были возможны длительно развивающиеся процессы и продолжающиеся во времени вещи как предметы, следует признать, что за пределом «того, что теперь-вступает-в-бытие», и <<Тем, что теперь-выступает-из-бытия», существует еще <<ТО, что исполнено» или же «ПРОIIIЛО», которое оста­ валось бы соответственно идентичным чему-то нынепrn:ему, хотя и продолжало бы существовать по-другому. Виновник является ответственным за свой поступок и ero результат только тогда, когда они становятся действительностью. Тогда они принадлежат ПРОIIIЛому. Но если ПРОIIIЛоro поступка «<того, что со­ делано») ни в каком смысле не существует, не остается ничеro, за что виновник мог бы быть ответственным. Точно так же и ценности - реализованные или уничтоженные поступком - перестают быть так же, как их реализация или же уничтожение. Раз о совершенном * Образ продолжения (лат.). - Примечание переводчика. 1 48 Об ответственности и ее онтическнх основах поступке и о его плохих последствиях помнят, то и вправду за это следует принять ответственность, а таюке привлечь кого-то к ответ­ ственности, поскольку воспоминание определяет относительно на­ правленности и то и другое, как и то, что причиненный вред должен быть перечеркнуг. Точно так же и ПОIIЫТКа возмещения, как и O11IЛaТЫ, без этого воспоминания была бы беспредметной. Но если бы тому, о чем вспоминается, не соответствовало ничего из существующего, то нельзя было бы отличигь ТО, что вспоминается, от чего-то, лишь воображаемого, и право привлечь кого-то к ответственности за то, что не существует, было бы безосновательно, более того, было бы несправедливостью. Представляется, стало быть, что осмысление и реализация от­ ветственности во всех выделенных здесь аспектах нуждается в иной сущностной природе времени и временного бытия, в частности реального бытия. Но нелегко эту сущностную природу времени так понять положительно, чтобы она удовлетворяла тем постулатам, которые выдвигают перед ответственностью. С одной стороны, нельзя позволить исчезнуть различиям между бытием-в-теперешнем, бытием-прошлым и бытием-будущим. Нельзя поэтому бытие-во­ времени идентифицировать с бытием-всего-в-теперешнем, как будто бы способ существования в прошлом мог быть тем же, что и способ существования в настоящем. С другой стороны, нельзя объяснить бы­ тие в будущем в смысле бытия в настоящем. Как-то следует сохранить это <<уЖе не» и это «еще не», а вместе с тем должно соответственно наступить упорядочение этих трех видов времени и бытия. У диви­ тельный способ очередности -прошлое, настоящее и будущее, по­ нимаемые онтически, -не будет верным, пусть бы и очень хотелось именно так упорядочить фактические состояния, заключенные в этих трех отрезках времени (если тут можно применить это слово). Ибо второй член - так называемое теперешнее - имеет в онтическом аспекте первенство, достойное внимания в отношении к обоим оставшимся членам этого ряда. Нельзя говорить: сначала должно что-то быть в прошлом, потом оно будет нынешним и только потом будущим. Очевидно, верно говорится, что 1900 год упреждает 1901, а 149 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ тот - 1902 год, если мы живем именно в 1900 году. Но чтобы что-то могло быть <<Прошлым», оно сначала должно быть в некоем теперь «настоящем» [оЬеспе], становясь в послеД}'JOщем теперь <<прошлым> •.

То есть, если можно так сказать, существует двоякая укорененность

в настоящем: в том, в котором <<теперь» есть, а позднее было, и в том теперь, которое уже стало <<Прошлым», а точнее говоря, в некоей непрерывности дальнейших <<теперь», которая делает их всё более уходящими и удаленными от каждоразово нового теперь. Нельзя и шлым в аналогичном смылеe сказать, что то-то сначала ДОЛЖНО стать про­ , чтобы могло стать <<Настоящим» [оЬеспе]. То что оно именно теперь является <<будущим», почерпнуто из ПРИСУТСТВ}'JOщего настоя­ щего. Взятое только для себя, оно еще не есть, и это не есть - в том самом значении, в каком это слово соответствует Бытию в ны­ нешнем (в теперь). Бытие прошлым отличается и от бытия будущим именно как бытие, как способ существования. Будущее отличается от того, что прошло, и прежде всего не своей позицией в отношении теперь, а, следовательно, тем, что в отношении <<теперь» создает его реАЯТИВНЬ1Й аспект и что, естественно, является фактом, но пре­ жде Bcero своим способом существовании. KorAa нечто меняется из своего настоящего в прошлое, оно утрачивает нечто из своего способа существования, что в нем имманентно заключалось TorAa, KorAa оно было еще неким настоящим, а не прошлым. И то и дрyroе: как то, что существует в настоящем, так и то, что изменилось во что­ то прошлое, является «реальным», Т.е. прежде Bcero оно оптически автономно. Быть в себе таким, какой есть, совершенно независимо от того, пережито ли оно кем-то или познано. «Уход» не может отнять этого онтического характера у того, что реально*. В том переходе из настоящего [оЬеспе] в прошлое оно утрачивает, однако, нечто своеобразное из того способа существования, которое у него есть в <<Теперы). В <<теперь» это настоящее реально есть именно «in actu»** (говорили в Средние века). Оно обладает наделенной [uposaZeniowa] полнотой и совершенностью CBoero бытия, что ему придает как * Это таюке yrверждал Николай Гартман В статье о временном бьnии. ** В дейcrвии (Лап/.). - Примечание переводЧИI121222332

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн