Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

трудносгеЙ. Когда мы сопосгавляем друг
с ApyroM разные качества в непосредственной созерцательности, resp.**
предметы, наделенные [uposa2:one] разными качествами, то нам и
* Некоторые просто говорят, что цениоС1И являются качеcrвами (см., например,
Нетт WNtz. Zm Theorie der literarischen Wertung, 1957). Но это, однако, недоnyС1И­
мое упрощение.
** Здесь respectus -или (В смысле yrочнения) (лат.). — Примечанне переводчика.
1 62
Чего мы не знаем о ценностях
вправду удается их упорядочить по poдcrвy качеcrв (родcrвешlыe друг
с другом -вмесге, не родcrвешlыe -в разных группах). Korдa же нам
надо этот результат схва1ИТЬ понятий:но и сказать, что родcrвешlыe
между собой качеcrва содержат в себе <<родcrвенноro», что roворит об их poдcrвe, TorAa перед нами возникают сложности. Ибо нельзя, как известно, определить понятий:но качеcrва, а в особенности обозна­ ЧИТЬ тот несамосгоятельный момент, который решает о родcrвенной близости двух разных качеств, в этих качеcrвах как бы учаcrвующиЙ. Этот несамосгоятельный качеcrвенный момент, однако, надо уметь высматривать в том, чем наделены [uposazenie] различныe ценности, и более TOro, по крайней мере уметь ero однозначно назвать, если уж не определить поНЯТИЙ:Но*. А как же без этоro выдвraть принцип деления ценносгей по их отдельным различиям? Трудность усиливается еще и тем, что ценности, принадлежа­ щие - пусть хотя бы только предварительно - к отделенныM . группам, в СВОЮ очередь достаточно сильно между собой различа­ ЮТСЯ качественным содержанием [uposaZenie]. Например, в группе эсгетических ценносгей не выcryпает везде и ВСЮДУ одно и то же «прекрасное», как это не раз ошибочно утверждалось, а рядом с ним может появиться, например, nрuв.лекательность (la grace), возвышенность или же более близкое прекрасному - красота, да и само прекрасное имеет довольно большое число других качеcrвенных отличий. Одно прекрасное - в древней романской архитектуре, а другое - в чисго французской roтике и Т.д. Точно так же дело обсгоит в области мо­ ральных ценносгеЙ. Не является, следовательно, одним и тем же не единожды произнесенное «добро», но и, к примеру, ответственность, справедлuвость, жертвенность, смелость, благородство и т.д. В любой об­ ласти ценносгей мы сталкиваемся с их противоположносгями. Рядом с прекрасным -уродство, рядом с добром - зло, рядом с отвaroй - * в некоторых областях качеств ТРУДНОСТЬ эта преодолевалась за счет обращения к упорядоченности согласно какому-либо принципу количественных НАН численных различий, например в области окраски -к ЧИСЛУ воли на едннlЩ)' времени. НО это, скорее, означает обходить трудности, чем их преодолевать. А кроме тоro, как это сделать в случае качественных различий междУ ценностями? 1 63 Чего мы не знаем о ценностях трусость (особенно в гражданской жизни), рядом с ценностями, про­ щaIOIЦИМИ зло, -мстительность и т.п. В целом вовсе не значит, что отрицательные ценности -это просто отсугcrвие соответcrвуюIЦИX ценностей положительных. Даже наоборот, всё это ценности по­ своему как-то положительно определенные. Как же тогда перед лицом столь ярких взаимно противоположных качеcrвенных определений ценностей найти тот момент - как принято говорить, «общий» - например АЛЯ всех моральных ценностей? Без сомнения, вполне возможно, по крайней мере в отдельных случаях, назвать ряд условий, при возникновении которых в конкрет­ ных ситуациях обнаруживают себя, например, те или иные морзльныe ценности, но которые в то же время не возникают или не должны воз­ никать там, где обнаруживают себя, к примеру, эстетические ценности. эти условия не раз старались назвать, и это те условия, которые, по мнению некоторых авторов, должен выполнять предмет, обладаю­ щий данной ценностью. Так, к примеру, говорится, что условием появления моральных ц?нностей (положительных и отрицательных) является свобода человека, который должен их реализовать. Nota Ьепе*: это условие необходимое, но недостаточное. Поcryпки чело­ века, лишенного свобоАЫ (свобоАЫ решения), могут быть полезными' приноCЯIЦИМИ другим добро, или же в высшей степени вреAными. С моральной точки зрения, в обоих случаях они нейтральны. Точно так же единcrвенным непременным условием моральной ценности поcryпков человека является его психическое здоровье, позволяю­ щее ему принимать oтвeтcrвeннocть за свои поcryпки. Человек не­ вменяемый не может реализовать ни одного морально ценноCПIОГО или отрицательного поcryпка, пусть он это и делает в соответcrвии с этикой. И однако же одного психического здоровья недостаточно, чтобы реализовать морально цeHHOcrнъte поcryпки. Даже если бы нам в определенном случае удалось' представить весь комплекс этого рода условий, то и тогда мы бы таким путем не нашли ни понимания, ни объяснения своеобразной природе цен- * Обратить внимание (лат.). -ПРl:IМечание переводчика. 1 64 Чего мы не знаем о ценностях . ностей противоположного рода. Самое большее, что нам удалось бы сделать на этом пути, -обозначиrь комплекс этого рода ценностей. И это - уже конкретно ценностное условие в области исследований ценностей, но попытка «свести», как не раз говорилось, качества цен­ ностей, например моральных, к этому комплексу условий их проявле­ нии теоретически неудовлетворительна и даже более того -является ошибкоЙ*. Ибо такие условия не представляют собой качества цен­ ности, ею обусловленной, и ее не определяют. ОбнарУжить и установиrь ЭТИ условия легко удается лишь в том случае, если мы уже инryитивно владеем этим своеобразным каче­ ством, которое пытаемся уясниrь. Но и, наоборот, знание даже целого комплекса этих условий не может само по себе замениrь недостающей нам всё же интуиции и даже помочь в ее разыскании. Неодинаковы и тоФ** инryитивного познания. Даже когда оно совершенно ясно, то и тогда то, что дано, не является еще посредством того же самого в своей качественной отдельности тематически понятым и среди всех других качеств отлично так, чтобы всегда можно было безошибочно его идентифицировать. Но пока этого не произошло, нет уверен­ ности, что лежащее в основании интyиnmное общение с предметом (данным качеством) является безошибочной настоящей интуицией, поучающей нас тому, что в ней дано. Пусть удалось отыскать эту на­ стоящую интуицию, однако даже если определенное качество или их комплекс являются действенно данными, этого еще недостаточно для того, чтобы мы могли ясно и однозначно сказать, чем является то, что и по-своему этим качеством наделено [ujakosciowane}. Некоторые нам скажут так: очевидно, то, что является качествен­ ным наделением, определяющим ценность или некий вид ценности, есть некий абстрактный момент, который знаменует его и его вид или составляет его природу. Я не собираюсь подвергать сомнению это утверждение, но оно не проясняет того момента в его quale***, * это сведение А к В обычно мы понимаем как А = В. Но ЭТО-ТО именно в обсуж­ даемом нами случае и является ошибочным. ** Способы (лат.). - Примечание перевоДчика. *** Качество (лат.). - Примечанне перевоДчика. 1 65 Чего мы не знаем о ценностях как и не выделяет и, наконец, не устанавливает содержательное наделение ценности. Это представлялось необходимым, если раз­ личение основных видов ценностей проводилось бы достаточным образом. Не раз предnринимались поIIытки определить некоторые типы ценностей посредством отсылки к позиции получателя, ВОЗМОЖНOI'О создателя отдельных типов ценностей. Так, например, порой гово­ рится, что эстетические ценности - это такие ценности, которые проявляются в эстетической позиции или же которые этого вида по­ зицию вызывают в получателе*. Не единожды эстетические ценности характеризовались посредством того, что, так сказать, «бескорыстно нравитсЯ» (das interessenlose Gefallen). Оно призвано отличать их от «ангажированноСТИ», которая должна выступать в общении с ценно­ стями полезности (к ним, как известно, не раз «СВОДИЛИ» моральные ценности) . Ссылка на позиции или факторы получателей некоторых ценно­ стей может помочь при определении области тех случаев, в которых те или иные ценности выступак>т, но это не может заменить нам

непосредственного знания и понятийного схватывания самих цен­

ностей, о которых в данном случае идет речь. Более того, выискивать

эти характерные позиции и факторы получателя ценностей можно

мысленно только тогда, когда нам уже удалось найти, по крайней

мере, mпyи:rивное познание качественной детерминации данных цен­

ностей. Из множества разных позиций и психических факторов мы

должны поэтому выбрать именно те, которые принимаюТСЯ в расчет

как раз при получении ценностей искомого рода. Но это развитие

не будет плодотворным там, где нам еще не удалось найти познания

качественного содержания ценности.

* Если под этой <<ЭСТernческой позициею) мы подразумеваем позицию, в которой MOryт испоЛНJIТЬСЯ познавательные акты особого рода, позволяющие нам эти цен­ нocrи непосредственно признать, то в этом еще нет ошибки, притом, что теперь в свою очередь надо выJIнить,. какого рода эти акты, схватывIoщиеe ценноCI'И. Хуже, однако, когда говорят, что, например, эстетические ценноCI'И -это такие ценнОCI'И, которые нам <<НpaвJlТCJl) или же доставляют нам то или нное удовольствие. 1 66 Чего мы не знаем о ценностях ПредcraБЛЯется таюке, особенно у нас, что цeннocrь и ее качество отождествляют с позицией, в которой мы ее обнаруживаем, или с переживаниями (в частности, с так называемым <<Нравиться»), какие происходят с нами в этой позиции*. ВЗГЛЯД ЭТОТ сильно устарел, и нет никакой надобности снова привлекать все аргументы против. Может, достаточно указать, как это уже не раз делалось, что <<Нра­ виться» или те либо иные <<удовольствия» -конкретное состояние и поведение человека, смотрящего, к примеру, на какую-либо картину или архитектурное сооружение, поведение, у которого свое характер­ ное течение, и оно быстро меняется. И существует столько наших «нравиться», сколько мы общаемся с конкретным произведением искусства и сколько ecrь людей, которые так поступают. Тогда как нежная красота картины Вермеера одна и та же и постоянно присуща этой картине, безотносительно к тому, когда и сколько человек на эту картину смотрят и сколько раз так делают. Следовательно, независимо от того, сколько надо вложить труда в то, чтобы отдать себе отчет в качестве этой красоты, каждый раз она будет чем-то иным, нежели переживания или психическая позиция смотрящего. И надо сделать усилие, чтобы осознать для себя это особое <<Наделение» красотой данной картины и ее отличия от, например, безмятежной красоты портретов Рафаэля. Некоторые полагают**, что никакая цeннocrь не позволит себя понятийно определить и, в частности, дефинировать. Но это было бы правдой только в том случае, если бы всякая цeннocrь была бы детерминирована в своей материи простым и первоначальным ка­ чеством. Может быть, в отношении некоторых ценностей так оно и ecrь, однако обоснованно сказать это обо всех ценностях, пожалуй, нельзя. Ибо тогда нельзя будет (а ведь это - факт, не позволяющий * Принятие подобного угвеРЖАеНИJl1ребует в своем выражении от ученого особой научной ocroрожнocrи в смысле того, что он не позволиr себе никакой «метафизики», <либо особую сущнocrь ?stnosC] там, где ничего подобного нет, а ecrь только наше субъеlClИllное - такое или ниое - поведение. ** Например, Scheler М. Formalismus in der Ethik und materiale Wertethik / / Jahrbuch fiir Philosophie. Т. 1 (1913). S. 412. 1 67 Чего мы не знаем о ценностях себя оспорить) распределить по группам poдcrвeHныe между собой ценноcrи (oAНoro рода) или сравнивать друг с ApyroM ценноcrи TOro же caмoro OCHOBHOro рода, если речь идет о так называемом уровне. Это свидетельcrвует о том, что уже в самом наделении (в материи) ценноcrи можно выделить, по крайней мере в некоторых случаях, более проcrые качеcrвенные моменты. Можно также отдавать себе отчет в том, что ОДНИ ИЗ них играют роль родовых или видовых мо­ ментов, а другие являются моментами, различаюIЦИМИ самые низшие варианты или даже некоторые cтporo индивидуальные ценноcrи. Так, конечно, происходит не со всеми ценностями, а там, где это есть, тут мы не имеем дело с какой-то, если можно так выразиться, качеcrвенной «смесью», в которой эти различаюIЦИе моменты были бы в целой материи ценностей просто какими-то частями, отдельно выступаюIЦИМИ рядом друг с ApyroM И ПОЗВОЛЯЮIЦИМИ их друг от друга отделить. Наоборот, кажется, уже преAыAIциеe исследования объяснили, что это не так. эти ПОЗВОЛЯЮIЦИе себя выАлить каче­ crвeнныe моменты являются лишь так называемыми «абстрaк"lными) или же взаимно либо

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн