трудносгеЙ. Когда мы сопосгавляем друг
с ApyroM разные качества в непосредственной созерцательности, resp.**
предметы, наделенные [uposa2:one] разными качествами, то нам и
* Некоторые просто говорят, что цениоС1И являются качеcrвами (см., например,
Нетт WNtz. Zm Theorie der literarischen Wertung, 1957). Но это, однако, недоnyС1И
мое упрощение.
** Здесь respectus -или (В смысле yrочнения) (лат.). — Примечанне переводчика.
1 62
Чего мы не знаем о ценностях
вправду удается их упорядочить по poдcrвy качеcrв (родcrвешlыe друг
с другом -вмесге, не родcrвешlыe -в разных группах). Korдa же нам
надо этот результат схва1ИТЬ понятий:но и сказать, что родcrвешlыe
между собой качеcrва содержат в себе <<родcrвенноro», что roворит об
их poдcrвe, TorAa перед нами возникают сложности. Ибо нельзя, как
известно, определить понятий:но качеcrва, а в особенности обозна
ЧИТЬ тот несамосгоятельный момент, который решает о родcrвенной
близости двух разных качеств, в этих качеcrвах как бы учаcrвующиЙ.
Этот несамосгоятельный качеcrвенный момент, однако, надо уметь
высматривать в том, чем наделены [uposazenie] различныe ценности,
и более TOro, по крайней мере уметь ero однозначно назвать, если уж
не определить поНЯТИЙ:Но*. А как же без этоro выдвraть принцип
деления ценносгей по их отдельным различиям?
Трудность усиливается еще и тем, что ценности, принадлежа
щие - пусть хотя бы только предварительно - к отделенныM
. группам, в СВОЮ очередь достаточно сильно между собой различа
ЮТСЯ качественным содержанием [uposaZenie]. Например, в группе
эсгетических ценносгей не выcryпает везде и ВСЮДУ одно и то же
«прекрасное», как это не раз ошибочно утверждалось, а рядом с ним
может появиться, например, nрuв.лекательность (la grace), возвышенность
или же более близкое прекрасному - красота, да и само прекрасное
имеет довольно большое число других качеcrвенных отличий. Одно
прекрасное - в древней романской архитектуре, а другое - в чисго
французской roтике и Т.д. Точно так же дело обсгоит в области мо
ральных ценносгеЙ. Не является, следовательно, одним и тем же не
единожды произнесенное «добро», но и, к примеру, ответственность,
справедлuвость, жертвенность, смелость, благородство и т.д. В любой об
ласти ценносгей мы сталкиваемся с их противоположносгями. Рядом
с прекрасным -уродство, рядом с добром - зло, рядом с отвaroй -
* в некоторых областях качеств ТРУДНОСТЬ эта преодолевалась за счет обращения к
упорядоченности согласно какому-либо принципу количественных НАН численных
различий, например в области окраски -к ЧИСЛУ воли на едннlЩ)' времени. НО это,
скорее, означает обходить трудности, чем их преодолевать. А кроме тоro, как это
сделать в случае качественных различий междУ ценностями?
1 63
Чего мы не знаем о ценностях
трусость (особенно в гражданской жизни), рядом с ценностями, про
щaIOIЦИМИ зло, -мстительность и т.п. В целом вовсе не значит, что
отрицательные ценности -это просто отсугcrвие соответcrвуюIЦИX
ценностей положительных. Даже наоборот, всё это ценности по
своему как-то положительно определенные. Как же тогда перед лицом
столь ярких взаимно противоположных качеcrвенных определений
ценностей найти тот момент - как принято говорить, «общий» -
например АЛЯ всех моральных ценностей?
Без сомнения, вполне возможно, по крайней мере в отдельных
случаях, назвать ряд условий, при возникновении которых в конкрет
ных ситуациях обнаруживают себя, например, те или иные морзльныe
ценности, но которые в то же время не возникают или не должны воз
никать там, где обнаруживают себя, к примеру, эстетические ценности.
эти условия не раз старались назвать, и это те условия, которые, по
мнению некоторых авторов, должен выполнять предмет, обладаю
щий данной ценностью. Так, к примеру, говорится, что условием
появления моральных ц?нностей (положительных и отрицательных)
является свобода человека, который должен их реализовать. Nota
Ьепе*: это условие необходимое, но недостаточное. Поcryпки чело
века, лишенного свобоАЫ (свобоАЫ решения), могут быть полезными'
приноCЯIЦИМИ другим добро, или же в высшей степени вреAными.
С моральной точки зрения, в обоих случаях они нейтральны. Точно
так же единcrвенным непременным условием моральной ценности
поcryпков человека является его психическое здоровье, позволяю
щее ему принимать oтвeтcrвeннocть за свои поcryпки. Человек не
вменяемый не может реализовать ни одного морально ценноCПIОГО
или отрицательного поcryпка, пусть он это и делает в соответcrвии
с этикой. И однако же одного психического здоровья недостаточно,
чтобы реализовать морально цeHHOcrнъte поcryпки.
Даже если бы нам в определенном случае удалось' представить
весь комплекс этого рода условий, то и тогда мы бы таким путем не
нашли ни понимания, ни объяснения своеобразной природе цен-
* Обратить внимание (лат.). -ПРl:IМечание переводчика.
1 64
Чего мы не знаем о ценностях
. ностей противоположного рода. Самое большее, что нам удалось бы
сделать на этом пути, -обозначиrь комплекс этого рода ценностей.
И это - уже конкретно ценностное условие в области исследований
ценностей, но попытка «свести», как не раз говорилось, качества цен
ностей, например моральных, к этому комплексу условий их проявле
нии теоретически неудовлетворительна и даже более того -является
ошибкоЙ*. Ибо такие условия не представляют собой качества цен
ности, ею обусловленной, и ее не определяют.
ОбнарУжить и установиrь ЭТИ условия легко удается лишь в том
случае, если мы уже инryитивно владеем этим своеобразным каче
ством, которое пытаемся уясниrь. Но и, наоборот, знание даже целого
комплекса этих условий не может само по себе замениrь недостающей
нам всё же интуиции и даже помочь в ее разыскании. Неодинаковы и
тоФ** инryитивного познания. Даже когда оно совершенно ясно, то
и тогда то, что дано, не является еще посредством того же самого в
своей качественной отдельности тематически понятым и среди всех
других качеств отлично так, чтобы всегда можно было безошибочно
его идентифицировать. Но пока этого не произошло, нет уверен
ности, что лежащее в основании интyиnmное общение с предметом
(данным качеством) является безошибочной настоящей интуицией,
поучающей нас тому, что в ней дано. Пусть удалось отыскать эту на
стоящую интуицию, однако даже если определенное качество или
их комплекс являются действенно данными, этого еще недостаточно
для того, чтобы мы могли ясно и однозначно сказать, чем является то,
что и по-своему этим качеством наделено [ujakosciowane}.
Некоторые нам скажут так: очевидно, то, что является качествен
ным наделением, определяющим ценность или некий вид ценности,
есть некий абстрактный момент, который знаменует его и его вид
или составляет его природу. Я не собираюсь подвергать сомнению
это утверждение, но оно не проясняет того момента в его quale***,
* это сведение А к В обычно мы понимаем как А = В. Но ЭТО-ТО именно в обсуж
даемом нами случае и является ошибочным.
** Способы (лат.). - Примечание перевоДчика.
*** Качество (лат.). - Примечанне перевоДчика.
1 65
Чего мы не знаем о ценностях
как и не выделяет и, наконец, не устанавливает содержательное
наделение ценности. Это представлялось необходимым, если раз
личение основных видов ценностей проводилось бы достаточным
образом.
Не раз предnринимались поIIытки определить некоторые типы
ценностей посредством отсылки к позиции получателя, ВОЗМОЖНOI'О
создателя отдельных типов ценностей. Так, например, порой гово
рится, что эстетические ценности - это такие ценности, которые
проявляются в эстетической позиции или же которые этого вида по
зицию вызывают в получателе*. Не единожды эстетические ценности
характеризовались посредством того, что, так сказать, «бескорыстно
нравитсЯ» (das interessenlose Gefallen). Оно призвано отличать их от
«ангажированноСТИ», которая должна выступать в общении с ценно
стями полезности (к ним, как известно, не раз «СВОДИЛИ» моральные
ценности) .
Ссылка на позиции или факторы получателей некоторых ценно
стей может помочь при определении области тех случаев, в которых
те или иные ценности выступак>т, но это не может заменить нам
непосредственного знания и понятийного схватывания самих цен
ностей, о которых в данном случае идет речь. Более того, выискивать
эти характерные позиции и факторы получателя ценностей можно
мысленно только тогда, когда нам уже удалось найти, по крайней
мере, mпyи:rивное познание качественной детерминации данных цен
ностей. Из множества разных позиций и психических факторов мы
должны поэтому выбрать именно те, которые принимаюТСЯ в расчет
как раз при получении ценностей искомого рода. Но это развитие
не будет плодотворным там, где нам еще не удалось найти познания
качественного содержания ценности.
* Если под этой <<ЭСТernческой позициею) мы подразумеваем позицию, в которой MOryт испоЛНJIТЬСЯ познавательные акты особого рода, позволяющие нам эти цен нocrи непосредственно признать, то в этом еще нет ошибки, притом, что теперь в свою очередь надо выJIнить,. какого рода эти акты, схватывIoщиеe ценноCI'И. Хуже, однако, когда говорят, что, например, эстетические ценноCI'И -это такие ценнОCI'И, которые нам <<НpaвJlТCJl) или же доставляют нам то или нное удовольствие. 1 66 Чего мы не знаем о ценностях ПредcraБЛЯется таюке, особенно у нас, что цeннocrь и ее качество отождествляют с позицией, в которой мы ее обнаруживаем, или с переживаниями (в частности, с так называемым <<Нравиться»), какие происходят с нами в этой позиции*. ВЗГЛЯД ЭТОТ сильно устарел, и нет никакой надобности снова привлекать все аргументы против. Может, достаточно указать, как это уже не раз делалось, что <<Нра виться» или те либо иные <<удовольствия» -конкретное состояние и поведение человека, смотрящего, к примеру, на какую-либо картину или архитектурное сооружение, поведение, у которого свое характер ное течение, и оно быстро меняется. И существует столько наших «нравиться», сколько мы общаемся с конкретным произведением искусства и сколько ecrь людей, которые так поступают. Тогда как нежная красота картины Вермеера одна и та же и постоянно присуща этой картине, безотносительно к тому, когда и сколько человек на эту картину смотрят и сколько раз так делают. Следовательно, независимо от того, сколько надо вложить труда в то, чтобы отдать себе отчет в качестве этой красоты, каждый раз она будет чем-то иным, нежели переживания или психическая позиция смотрящего. И надо сделать усилие, чтобы осознать для себя это особое <<Наделение» красотой данной картины и ее отличия от, например, безмятежной красоты портретов Рафаэля. Некоторые полагают**, что никакая цeннocrь не позволит себя понятийно определить и, в частности, дефинировать. Но это было бы правдой только в том случае, если бы всякая цeннocrь была бы детерминирована в своей материи простым и первоначальным ка чеством. Может быть, в отношении некоторых ценностей так оно и ecrь, однако обоснованно сказать это обо всех ценностях, пожалуй, нельзя. Ибо тогда нельзя будет (а ведь это - факт, не позволяющий * Принятие подобного угвеРЖАеНИJl1ребует в своем выражении от ученого особой научной ocroрожнocrи в смысле того, что он не позволиr себе никакой «метафизики», <либо особую сущнocrь ?stnosC] там, где ничего подобного нет, а ecrь только наше субъеlClИllное - такое или ниое - поведение. ** Например, Scheler М. Formalismus in der Ethik und materiale Wertethik / / Jahrbuch fiir Philosophie. Т. 1 (1913). S. 412. 1 67 Чего мы не знаем о ценностях себя оспорить) распределить по группам poдcrвeHныe между собой ценноcrи (oAНoro рода) или сравнивать друг с ApyroM ценноcrи TOro же caмoro OCHOBHOro рода, если речь идет о так называемом уровне. Это свидетельcrвует о том, что уже в самом наделении (в материи) ценноcrи можно выделить, по крайней мере в некоторых случаях, более проcrые качеcrвенные моменты. Можно также отдавать себе отчет в том, что ОДНИ ИЗ них играют роль родовых или видовых мо ментов, а другие являются моментами, различаюIЦИМИ самые низшие варианты или даже некоторые cтporo индивидуальные ценноcrи. Так, конечно, происходит не со всеми ценностями, а там, где это есть, тут мы не имеем дело с какой-то, если можно так выразиться, качеcrвенной «смесью», в которой эти различаюIЦИе моменты были бы в целой материи ценностей просто какими-то частями, отдельно выступаюIЦИМИ рядом друг с ApyroM И ПОЗВОЛЯЮIЦИМИ их друг от друга отделить. Наоборот, кажется, уже преAыAIциеe исследования объяснили, что это не так. эти ПОЗВОЛЯЮIЦИе себя выАлить каче crвeнныe моменты являются лишь так называемыми «абстрaк"lными) или же взаимно либо