подчинена реализации другой, высшей ценности. К сущ
ности ценности в связи с этим относится, ЧТО есть в них что-то, ЧТО
нас заставляет выбирать, какую из них «следует» реализовать, если
невозможна реализация, например, двух разных ценностей, условия
возникновения которых ИСКЛ1Очены.
Эти и ряд других обстоятельcrв, о которых как раз сейчас и будет
идти речь, склоняют некоторых авторов к точке зрения, ЧТО ценность
чего-либо не является на самом деле самостоятельным предметом и,
в частности, вещью, но составляет некую сущность (entitas) ?stnosC)
с совершенно особой структурой, которую следует отличать от
всех принятых здесь во внимание форм и, в частности, от основной
формы предмета, характерной для него даже тогда, когда он обладает
определенной ценностью, но сам ценностью не является. Структура
ценности тем отличается от формы предметов, которые сами цен
ностями не являются, ЧТО в ценностях выступают такие моменты,
которые не появляются и не MOryr появиться в предметах, которые
сами ценностями не являются.
Итак, в ценностях, как вообще во всем, ЧТО сущеcrвует, можно
выделить определенную «форму» (категориальную) и определенную
* По-немецки я сказал бы Werthaftigkeit или Wertigkeit.
1 74
Чего мы не знаем о ценностях
«материю»*, а таюке способ сухцествования, в каком эта оформленная
материя сухцествует. Но уже сама <<цeннocrнocrь» является тем, что
необходимо для всякой ценноcrи, но сама не является ни формой,
ни материей, ни способом сухцествования, хотя, выступая в ценноcrи,
влечет за собой отличия формы ценноcrи от формы предмета, кото
рый сам ценноcrью не является. Влечет за собой еще и определенную
особую модификацию способа существования ценностеЙ**. С цен
ностями же, с одиой стороны, тесно связана определенная <<Высота»,
разная в разНhIX случаях, а с другой - к ней относится или особая
<<Положительноcrь» отдельных ценностей, или же точно такая же
особая «отрицательноcrь» дрyrиx ценностей. Некоторые, например
Николай Гартман, выделяют еще и так называемую «силу» ценностей
(Wertkraft)***, которая должна быть разной в ценностях разного рода,
например в моралъНhIX ценностях больше, нежели в эстe-mческих
ценностях.
Разные авторы пытаются поточнее объяснить эти различные
MoMeнты' обозначеННhIе в построении ценностей, но нельзя сказать,
чтобы с этим анализом они ушли далеко вперед, что, учитывая труд
ноcrи проблем, которые тут напрашиваются сами собой, вполне
понятно. Так, Герман Лоще, имея в виду, кажется, <<Цeннocrнocrь»
ценностей, говорил о том, что они не столько сухцествуют, сколько
«значительНЫ» или как-то <<ВажНЫ». Он использовал трудное для
* «Форыу» и «материю» в значении, о котором тут говорится, я старался объяснить
в гл. 8 «Спора о сущеcrвовании мира» и назвал ее, АЛЯ того чтобы отличить от дру
гих пониманий этого термина, «форма !» и <<Материя !». для этого я воспользовался
термином <<аНалитическая форма», которую ввел Э. Гуссерль. Он, правда, не показал
множecrва разнообразных значений термина «форма», но через выявление отдельных
случаев этой «формы> ПОМОГ читателям сориентироваться, о каком значении идет
речь, когда говорится об <<аНалитической форме». ** Говоря об этом способе сущеcrвования ценностей, мы пока только заметили, что они БЬiТИЙно несамостоятелъны в отношении к тому, что ими владеет, а кроме того, БЬiТИЙно произвоAны либо ОТ HeKoтopых свойcrв того, что владеет ценностью, либо же еще и от свойcrв каких-то иных предметов. Но это еще не исчерпывает способа, каким ценности сущеcrвуют. К этому я еще вернусь. *** См.: Hartmann N Ethik ... S. 251. 1 75 Чего мы не знаем о ценностях перевода слово gelten или Geltung*. Представители Южно-немецкой неокантианской школы (Г. Рикерт, В. Виндельбранд и др.), а позд нее - Шелер и Гартман, утверждали, что всякая ценность скрывает в себе как бы постулат своей реализации, что определенным образом модифицирует ее сушествование. Говорили тогда и о том, что АЛЯ ценностей характерна определенная необходимоcmноcmь** [powinnosciowosc] сушествования, которая по-немецки сформулированная означает, что это не Sein, а Seinsollen. эта <<Необходимоcrность» суше ствования должна еще различаться в зависимости от основного рода ценностей. Она является, если можно так сказать, безусловной при моральных ценностях, что влечет за собой то, что нереализованность моральной ценности; если сушествует возможность ее реализации, является реализацией отрицательной моральной ценности «<зла»). Тогда как представляется, что такого рода <<НеобходимостностИ» сушествования не происходит, например, в эстетических ценностях. Их нереализованность, если возникает возможность их реализации, не представляется еще сама по себе злом, в чаcrности моральным злом***. Нельзя таюке отрицать, что и АЛЯ эстетических ценностей появляется определенного рода постулат их реализации, но они скорее <<прОСЯТСЯ» к реализации, нежели стремятся к этому способом, отягощающим нас виной, если мы этой <<просьбы» не услышали. мы * 3начимоcrь (нем.). [Этот термин впервые был введен именно Лощем. - При мечание перевоДчика.] ** Эro понятие анализируется польской исследовательницей философнн Ингардена Яниной МакотоЙ. Нам не всегда удается применять только это слово, нногда по контексту мы используем его <(МОДаЛЬный» снноним -должно. См.: MalwlaJ. Wartosci estetzcyne i wartosci moralne w Бlоzоfii Romana Ingardena / / Etyka, 1986. N 22. S. 194. - Примечание перевоДчика. *** Макс Шелер (см. Formalismus in der Ethik und materiale Weгtethik . . . S. 483) вы двигает в отношении всех ценностей рJIA законов, счигая их априорными, такого типа: «Реализация (существование?) положительной ценносги является ценнocrью положительной» или <<Нереализация положительной ценносги является ценнocrью отрицательною> и т.д. Опуская МЫСЛЬ, что так общо сформулированные утверждеННII
ведут к regressus in infinitum [регресс до бесконечносги -лат.], мне представляется,
что Э1И утверждеННII не позволяют отнесги их ко всем ценностям именно потому, что
обязательноcrь их существовaННJI не является во всех ценностях одной и той же.
1 76
Чего мы не знаем о ценностях
таюке не без правоты угверЖАаем, что если что-то является питанием,
то оно должно быть <<питательным», а не «отравляющим». И если что-то должно быть cpeдcrвoM чего-то, то ero <<Необходимоспюcrь» в правильносги реализации этой цели, и более TOro -если вмесге с тем эта цель сама по себе положительно цeHHocrнa, то это cpeдcrвo «ДОЛЖНО» быть выстроено, а если цель была <<ПЛохой», то и оно <<Не ДОЛЖНО» быть выстроено. Точно так же и сама цeннocrь, и поcryлат ее реализации обусловлены какой-то дрyroй ценноcrью, следовательно, цeннocrь в своей ценносгносги зависит от ценносгносги других цен носгеЙ. Такая возможная зависимоcrь или независимоcrь ценносг носги ценносги от других ценносгей - еще один определенный и характерный штрих структуры ценносги. Не следует ero смешивать с так называемой «относительноcrью» [wzgl?dnosc] ценносги в разных как-то отличающихся друг от друга значениях. Но и эта возможная относительноcrь ценносги в том или ином значении является -там, rAe она появляется в ценносги, -определенной чертой, которая вне области ценносгей вообще не выступает, поскольку в отдельных своих значениях не охватывает всей этой обласги. Как теперь мы видим, цeннocrь чеro-то предсгавляется созданием более сложным, если верны различия названных черт или моментов, относящихся к сути ценности. Это влечет за собой особое создание формы ценности, ero нельзя обнаружить ни в основной форме само сгоятельного предмета, ни в форме свойcrва, НИ, наконец, в форме отношения. При этом в форме ценносги особую роль шрает то, что она BcerAa является CBoero рода надстройкой над основанием TOro, ценностью чero является, но надстройкой, которая -если только цен HOcrь добросовесгна - не является паразитирующей в отношении к цeннocrнoмy предмету, она не навязана ему извне или придана, но . вырастает из самой сути AaнHOro предмета. Но именно потому, что только так она может вырасгать из CBoero основания, является как в своей форме, так и в способе CBoero сущеcrвования несамосгоятель ной и вторичной. мы roворим, что она <<присуща» предмету, однако эта ее принадлежноcrь - момент формальный, иной, нежели тот, который высгупает во всяком свойcrве (черте) чеro-то. Иной являет- 1 77 Чего мы не знаем о ценностях ся и ее роль в предмете, нежели роль какоro-либо ее свойcrва или природы. Свойcrво блaroдаря своей форме детерминирует (опреде ляет и дополняет) своей материей под определенным взглядом свой предмет, хотя оно может бьrrъ тесно связано с его природой. Тогда как цeннocrь предмета детерминирована в своей материи и ценност ности посредcrвом свойcrв или посредcrвом прироAы предмета, но вместе с тем, коль только там она оказьmается детерминирована как цeннocrь дополнительная, придает предмету определенную dignitas*, определеlпIый' совершенно новый аспект этоro сущеcrвования, како ro без нее ему никогда не достичь. Оно возносит ero в Бытийнсти над всеми предметами, лишеШIhIМИ ценностей, которые только ecrь, сущеcrвуют, но ничего не «значаD>**.
Таким образом, мы начинаем обретать некий взгляд на особую
структуру ценности, но одновременно должны себе отдавать отчет
в том, что самим отличием и вычислением всех этих моментов до
вольcrвоваться нельзя. Ибо каждый из них представляет собой исток
новых проблем и требует скрупу лезноro анализа АЛЯ выяснения или
осознания АЛЯ себя, чем, собcrвенно, он является. Только результаты
тaкoro рода анализа позволят осознать целостноcrь построения цен
ности в ее различных и возможных вариантах. Они позволят также
выделить и точно определить дальнейшую проблематику TOro, какие
тут возникают зависимости и обусловленности между разными мо
ментами ценности. Уже предварительные исследования показьmают,
что эти моменты не являются какой-то случайной мешаниной или во
множеcrве разбросанными отдельными и независимыми друг от друга
моментами, но остаются друг с ApyroM В различных связях, в которых
одни из них играют как бы ведущую роль, а другие — зависимы от
них и в отдельных случаях (вариантах ценности) в зависимости от них
* Аocroинcrво, вид (лат.). — Примечание перевоДчика.
** Здесь имеется В виду тот смы(:,\ «значения», кaroры:й невероJПНО трудно опредeлиrь,
не прибeraя ВНОВЬ К ценнOCIИ и ее ценнOCIИOCIИ. Так, например, думaюr французские
экзиcrенциалисты, roворя о signification [значенне, смысл, значимость — франч.],
при этом речь не идет о том <<Значении», каким обозначается любое СЛОВО, полное «смысла». 1 78 Чего мы не знаем о ценностях изменяются. Tyr возникает целая сеть сложных проблем, возможное решение которых в существующем состоянии неведения мы не можем даже предугадать, как и не сумеем их ближе рассмотреть. Но, между прочим, представляется правдоподобным, что главным моментом, от KOTOPOro зависят другие, является именно материя ценностей (то, что в ApyroM месте я назвал <<Качеством ценностеЙ») и что именно от нее зависит, например, уровень ценности, способ ее существования и обусловленности посредством предмета, которому присуща и т.п. Некоторые связанные с этим проблемы я постараюсь обрисовать. ad 3. Пока мы не приступили к проблематике способа существо вания ценностей, следует навести порядок в одной из проблем. как извеcmо, Платон считал ценности так называемыми <<ИДеями», Т.е. определеlпIыми вневремеlпIыми сущностями, неизмеlпIыми и, как принято говорить сегодня, <<идеальными> •. В хх веке Шелер считал,
что ценности — это идеи или идеальные предметы, и утверждал,
что о них можно выискать априорное знание того же типа, что ма
тематика. Рядом с <щенностями» он признавал также <флага» (Giiter), Т.е. определеlпIыe индивидуальные предметы, в чаcmости реальные, которым <щенности» должны бъrrь как-то присущи. Шелер, однако, не объяснял, каким образом некоторые идеальные предметы должны появиться как своего рода детерминации некоторых индивидуальных реальных предметов. Не имея здесь возможности широко представ лять взгляды Шелера ни на эту проблему, ни на их критику, должен заметить, насколько могу согласиться с тем, что существуют общие идеи ценностей, содержание которых мы можем проанализировать и получить общие утверждения о ценностях, но не о тех идеях речь была в том моем выступлении, где я воспользовался словом <щенность». для меня всегда речь шла о тех каких-то особо несамостоятельных сущностях ?stnosc], какие проявляются в некоторых индивидуаль ных, в чаcmости также и в реальных предметах, о сущностях таких же индивидуальных, как и их предметы. Используя терминолоrию Шелера, можно бы сказать, что <щенность» в используемом в том моем докладе понимании - это комплекс моментов, которые, вы ступая в определенном <флаге», приводят