Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

(в особенности
* При прочих равных (уСЛОВИЯХ) (.лат.). — Примечание переВОАчика.
1 85
Чего мы не знаем о ценностях
моральНhIе) при всем их времеlШОМ характере в своем возникновешш
и уничгожешш, временными sensu stricto* не являются, как-то про­
должаясь как бы вневремеlШО?
Проблема интересная не только с чисто теоретической точки
зрения и не относнтся к так называемым академическим вопросам.
Ибо те или ИНhIе ее разрешения вызывают определеlШое поведение
и решение людей. Она связана с проблемой ответствеlШОСТИ чело­
века за поcryпки, им совершеННhIе, ответствеlШОСТИ имеlШО в тот
момент, когда эти поcryпки уже были совершеНhI и ушли -неужели
со своей положительной и отрицательной цеIШОСТЬЮ? Как можно
бьrrъ наказанным или награждеlшым за то, чего уже нет? Но кто-то
возразит: поcryпков и их цеlШостей уже нет, однако совершёlшый
поcryпок -хороший или плохой -оставляет на человеке, который
его совершил, след преcryпления (т.е. чего-то отрицательно цеIШОСТ­
ного) или так называемой заслуги, а стало быть, определеlШОЙ аюу­
ально положительной моральной цеlШОСТИ этого человека. Человек
остается преcryпником или героем -только тогда его наказание или
награждение имеют смысл. Только в том случае, если он идентичен
тому, кто когда-то совершил поcryпок, и если еще заключает в себе
самом на данную минуту цеlШОСТЬ своего преcryпления или же до­
бродетельности, может нести ответствеlШОСТЬ. В противном случае
он имеет право сказать: я не являюсь тем, кто совершил поcryпок;
или же: сегодня я свободен от вИНhI, я не заключаю в себе из того
времени отрицательной цеlШОСТИ себя самого. эта отрицательная
цеlШОСТЬ ушла вместе с тем моментом, в который МОЙ поcryпок был
совершён. Например, существует идея исповеди, согласно которой
исповедь представляет собой способ «смыванИЯ» ВИНhI, уничтожения
отрицательных цеlШостей, о которых в таком случае следует сказать:
несмотря на то что идет время, несмотря на изменения, которые
произошли в человеке с того времени, что-то в человеке осталось,
продолжает существовать, раз было необходимо это «смывать», если
это «смывание», это «отпущение грехов» вообще могло случиться.
* в узком смысле (лат.). — Примечание переводчика.
1 86
Чего мы не знаем о ценностях
Что до прироAы ценностей и ее уровня, в этом аспекте следовало бы
признать за моральными ценностями не только возможность про­
должать поток времени, но и сверх того возможность не подлежать
в течение времени никаким изменениям, .
Представляется, что никакой вид или вариант способа существо­
вания, какой мы знаем, а значит, ни идеальное, ни реальное бытие,
ни бытие чисто интенциональное (гетерономическое) не относятся
к тому, чтобы признать за ними способы, в которых некоторые цен­
ности и, в частности, ценности моральныe существуют, поскольку
существуют условия их <<реализацию>.

Кто-то скажет: это естественно и ясно, и не единожды об этом уже

говорилось, утверждали либо как Аоще, что ценностей не существует,

но они <(вaжны>) (gelten), обладая своеобразной <<Значимостью» (Geltung), либо же как Рикерт и другие члены Южно-немецкой школы неокантианства, что именно ценности существуют не просто, а ха­ рактеризуются «необходимостностью [powinnosc] существования» (Seinsollen). Но это решение, однако, не удовлетворительное. Ибо «Быть вaжным>,’ «обязывать» [obowi?ywaC] или же иметь <<Значимость» (Geltung) можно тогда и только тогда, когда хоть что-либо существует. Несуществование делает это просто невозможным. Тогда, наверное, можно сказать: ценности (в особенности моральные) не только суще­ ствуют, но существуя, сверх того имеют эту <<Значимость», значитель­ ность и т.п. Но является ли эта <<Значимость» более точной детерми­ нацией (если можно так сказать) их существования или же это тоже является тем, что самым тесным образом связано с ценностностью ценностей? Более сложной является проблема этого Seinsollen. О том что определеННhlе ценности «должны) существовать, можно осмыс­ ленно говорить в двух разных ситуациях: а) когда эти ценности еще не стали <<реализоваНЪD> и б) когда это уже совершилось. В первом случае

речь идет о <<Необходимостности» существования, какую мы как-то можем вычитаь из содержания идеи данной ценности (например, справедливости или гражданского мужества): в случае предполагаемой конкретизации ценностей (обычно мы не совсем точно говорим о <<реализацию», с одной cтopoны' до нее действительно при опреде- 1 87 Чего мы не знаем о ценностях ленных обстоятельствах не ДОЛЖНО ДОЙТИ, но, с другой стороны, материя ценностей требует, можно еще сказать -«домогается» этой конкретизации от тех, в чьих силах к ней привеcrи. Это «необходимо быть» исходит из положения, что «еще не», а значит, -только при­ ближается, и когда ДОЙАет до конкретизации, будет всё «в порядке» . это «необходимо быть» в этом ел учае означает нечто большее, чем то, что мы ожидаем или предвидим такую конкретизaцIOO. Так, например, при подготовке определенного эксперимента по физике, устанав­ ливая, какими могут быть условия возникновения некоего события или процесса, и при попытке создания этих условий, мы говорим: процесс или собьrmе Х в этих условиях «ДОЛЖНО» возникнуть. Это значит лишь то, что мы предвидим и ожидаем, что к этому придет, как только усгановленные нами условия будут реализованы. В ел учае определенной моральной ценноcrи, которая «ДОЛЖНа» быть реали­ зована в определенной ситуации, мы не только ожидаем или пред­ видим, что будет совершен поcryпок, <<реализующию> эту ценность,

но и нечто большее, -что именно только тогда, когда наcryпит эта

реализация, всё будет «в ПОрЯДКе», и, в частноcrи, «в порядке» будет

человек, который этот поcryпок совершил, он выполнил, как гово­

рится, лежащий на нем ДОЛГ, хотя одновременно получается так, что

он мог его и не выполнять. Этот «.дОЛГ» вытекает именно из характера

«необходимостноcrи» возникновения (реализации) данной ценноcrи

в определенной ситуации. оценки, или там, где в судеб­

ных расследованиях речь идет об установлении вины подсудимого

в отдельном конкретном случае и встает вопрос, являются ли суще­

ствующие улики достаточным основанием для того, чтобы осудить

обвиняемого.

ad 4. Неменъшие трудноС1И вызывает проблема так называемой

«высоты» ценноС1И. Она так же принципиальна для теории ценно­

стей, как и уже затронyrые до этого вопросы. «ВЫСОТа», очевидно,

связана с сущностью всех ценностей, и потому невозможно обойти

молчанием напрашивающиеся в связи с ней проблемы, хотя вполне

возможно, что некоторым из наших слушателей эта проблема пока­

жется «очевидною> и «естественною>, и нет никакой необходимоС1И

ею тут заниматься.

Именно «очевидныМ» представляется то, что всякая ценность

обладает какой-то определенной «высотою> своей ценностности,

ибо эта <<ВЫСОТа» всегда является необходимым признаком ценност­ НОС1И. Между тем менее очевидным представляется, что когда мы имеем дело с двумя ценностями, то <<ВЫСОТа» их либо одинаковая, либо разная, а это тогда означает, что одна из ценностей <<Высшего Порядка», а вторая -«низшего». Ибо некоторые

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн