вопросом: так ли уж на самом
деле человек, который, без сомнения, овладел природой в более
высокой степени, а значит, получил и больПJYЮ независимость от
того, что с ней происходит, c)’IЦecтвeнным образом отличается от
животных? Правдой это может быть лишь в том случае, если за ОСНОВУ
данного противопоставления взять понятие человека как homo faber.
Но именно такое понимание человека не .касается в человеке того,
что есть в нем C)IIЦНocтнo человеческого. На чем-то другом основана
и исключительная позиция человека в мире, тогда как тот факт, что
он овладел природой и животными, представляет собой всего лишь
какое-то явление, если не производное, то во всяком случае не самое
значительное. Несколькими мыслями на эту тему мне хочется по
делиться с читателями.
Человек именно тем отличается от животных, что не только овла
девает природой в границах без всякого сравнения более широких,
чем это доступно ЖИВОТНЫМ, но даже выходит за них и приспосабли
вает их к своим потребностям и требованиям, а кроме того, — и в том
заключена его существенная черта -создает для себя определенную
и совершенно новую действительность или же, если будет угодно,
quasi-деЙствительность. Однажды созданная, она в дальнейшем будет
представлятъ собой важную составляющую окружающего его мира.
* Впервые очерк был опубликован в журнале Тyd?e’; Po/s/ei, R. 1 N 6, 24 II, 1935.
В Hero вошли таюке мои ВЫC1J’lIления на РаАИо, которые начались с весны 1939 roAa.
Не думаю, чтобы в нем содержалось что-то существенно новое. Но он может стать
способом ввести человека в определешIый и отдельный отрезок «действительности
человека», каким является произведение художественной литера1J’PЫ.
34
Человек и его действительность
Человек возделывает землю и выращивает растения, стропr дома,
налаживает дороrn и прокладывает железнодорожные пуги, направ
ляет реки и Т.д. Однако это делают на свой манер и в рамках своих
возможностей, по крайней мере, и некоторые животные — бобры,
муравьи, термпrы, хотя, наверное, не так точно и не везде. Но сверх
этого человек создает еще такого рода предметы, как произведения
искусства, научные теории, метафизические или богословские си
стемы, языки как различные способы фиксации и передачи дрyrим
того, о чем однажды уже было помыслено*, государства, публичные
институты (например, универспrеты) или частные (например, банки,
товарищества и т.д.), юридические системы, деньrn и Т.П. Развивая
и передавая знания о своем собственном прошлом и прошлом про
изведений, созданных его предками, он создает историческую дей
ствпrельность, благодаря которой жизнь собственно действующего
поколения становпrся продолжением процессов и исторических
событий, уже случившихся.
Наверное, скажет чпraтель, всё это возможно лишь благодаря тому,
что человек сумел овладеть природой и победить животных, которые
ему когда-то постоянно угрожали. Поэтому данный факт следует
счпrать решающим и сушественно важным АЛЯ человека.
Огвечу: не подлежит сомненшо, что этот факт, по крайней мере,
облегчил человеку производство в означенном направлении. Но то,
ЧТО он сделал это возможным, уже не кажется столь непреложным. Ибо
хочется спроcпrь: а не наоборот ли — не овладением ли природой и
борьбой с животными облегчил он или, по меньшей мере, сделал воз
можным тот факт, что человек создавал определенные предметы, не
сушествующие до этого на земле? Чем же еще человек победил когда-то
зверя? Ведь он добился этого не силой своих МЫШЦ, а именно с по
мощью орудий, вот что, по крайней мере, выглядпr правдоподобным.
* Вполне правдоподобно, что у отдельных видов живoтных ecn. своего рода <<язьno)
система сшпалов, при помощи которых они находят друг с другом понимание в
жизни своего коллектива. Но, насколько известно, нет никаких подтверждений
того, чтобы среди животных существовал письменный язhlК, который и делает воз
можным закрепление не только литературных сочинений, но, например, и общих
документов.
35
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
в любом случае создание орудий craло решающим момеlПОМ в борьбе
человека и зверя. эти орудия первоначально и вправду были всero лишь
отдельными вещами, имеющимися У человека. Однако применяемые
для KoнкpenIых действий, они именно в этой функции сгановились
чем-то совершенно новым, чего до человека в природе не было. Позд
нее они стали предметами, которые человек начал целенаправленно
создавать для получения с их помош;ью выгодного для себя положения
дел. И они, следовательно, представляют собой определенный и специ
альный случай творений человеческой работы вообще: в частности,
человеку удалось создать машины -станки, на которых получаются
куда более точные машины и механизмы, чем те, что человек мог
когда-либо сделать своими руками. Но самым иmересным и важным
является то, что человека не удовлетворяли только сделанные орудия,
которые могли удовлетворить его чисто биологические функции, и
уже на уровне <<доисторичесКИХ» периодов он начал создавать разные
предметы, с чисто физико-биологической точки зрения мало или со
всем бесполезные, однако необходимые для него и для его психической
жизни; они не только представляли собой разрядку его духовных сил,
но вместе с тем и безмерно обогащали мир, в котором живет человек.
мы обнаруживаем в пещерах, где человек когда-то ЖИЛ, первые произ
ведения живописи, и они нам много говорят о хорошем вкусе и живой
художественной потребности их создателей.
При этом не играет большой роли, являются ли все эти произведе
ния человеческой деятельности в этом смысле <<действительными», как и
окружающий нас мир «природы». Может быть, следовало бы привести
аргументы, которые заставили бы признать, что, скажем, произведения
искусства (или эстетические предметы) -<<Действительные» в другом
смысле, нежели, например, дом, который служит для их сохранности
(музей). Может быть, некоторые ученые не согласились бы даже с тем,
чтобы произведениям искусства или - чтобы привести пример из
другой области - такого рода предметам, как Польское государство
либо Ягеллонский университет, приписывать действительность хотя
бы в каком-то переносном смысле. эти проблемы слишком трудны и
сложны, чтобы их тут можно было развивать, а уж тем более разрешить.
Однако нельзя не согласиться с тем, что все эти названные выше пред-
36
Человек и его действительность
меты так или ШIаче сущеcrвуют и соcraвляют чаcrь мира, в котором МЫ
живем и с которым ежедневно общаемся. Предcraвим себе, что из этоro
мира вдруг исчезли все произведения искусcrва, все научные и фило
софские теории, roCYAapcrвa, публичные и чаcrные ШIcnnyrы и т.д. И
что одновременно с тем МЫ никаким образом не смогли бы узнать о том,
что было когда-то в нашей собcrвенной жизни и в жизни поколений
и народов, которые уже ушли. А то, что осталось, будет ли для нас тем
сущеcrвующим миром, в котором МЫ фактически живем? Не станет
ли он тогда невероятно убогим и совершенно другим? И не придется
ли нам самим в таком случае измениться, в определенной степени вы
родиться, чтобы в этом оскудевшем мире жить, и жить в нем так, чтобы
спустя какое-то время опять не создать каких-либо новых произведений
искусcrв, новых ?ayк, новых roCYAapcтв и т.Д. и вновь не вернуться к
миру, в котором единcrвенном МЫ не чувcrвуем себя чужими? А не
станет ли тогда долгая череда наших прежних способов поведения и
деятельности совершенно бессмысленной, бесцельной и ненужной, а
вместе с тем и совершенно непонятной? Отныне мы перестаем читать
crиxи, не посещаем театры, не СА ynrаем симфоний. Onпu:не мы не ведем
споры о литературных направлениях и ценностях, перестаем прово
дить порой десятки лет жизни в поисках доказательcrв, КРОПОТЛИВЫХ
и хрупких экспериментов -физических или каких-ТО ШIЫX, бороться
за так называемые идеи, а значит, за истинные или ложные научные
и философские теории, за правильные или неправильные этические
либо юридические нормы, воевать за тот или ШIОЙ социальный или
roсударcrвенный строй, отдавать наши лучшие силы ради чести и блага
roCYAapcrвa, гражданами KOТOPOro являемся; перестаем соотносить наш
прогресс с традициями и намерениями наших предков или, наоборот,
спорить с их идеями, с их миром искусcrва, с их наукой, вообще не
будем чувcrвовать себя чьими-то потомками или наследниками иму
щеcrва и идеалов МШIYВШИХ поколеНИЙ. мы перестаем делать всё то,
что играет столь решающую роль в нашей жизни, ибо в радиусе на
шеro опыта не будет - в соответcrвии с главной мыслью - всех тех
предметов, к которым наши дейcrвия могут быть обращены. Все они
исчезнут с нашеro roризонта, а вместе с ними исчезнет всё то, что ecrь
добро, красота, возвышенное и ИCТШlНое. И тот, кто захочет, несмотря
37
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
на их отcyrcrвие, продолжать воевать за правовые идеи или ценноcm:
того или иного художеcrвенного направления, захочет увлечься -уже
тогда несущеcrвующими! -произведениями искусcrва или защищать
честь своего гocyдapcrвa и народа, не будет ли тогда он выглядеть в
наших (если и вправду еще <<НaIIШХ») глазах сумасшедшим?
Насколько иной - да и человеческой ли вообще? - стала бы
тогда наша жизнь! Может, нам еще здорово повезло и у нас будет,
что есть и во что одеться, где жить, может, у нас гораздо удобнее
железные дороги и быcrpее аэропланы, чем были до этого (хотя и
весьма сомнительно, разве умели бы мы и могли бы всё это делать без
науки, искусcrва и всех тех «вещей», которые, как известно, выходят
за пределы реального мира?). И при этом нам удается жить как люди?
А обилие еды, чувcrвенных наслаждений и удобcrв - способны ли
привязать нас к жизни настолько, чтобы ради этого стоило сносить
трудности, опасноcm: и crpадания?*
Вымысел и дейcrвительность составляют, по последним подсчетам
философов, все эти удивительные предметы, входящие в содержание
мира, в котором живет человек, - вот проблема, которую не так-то
легко решить**. Но само сущеcrвование этой проблемы и ее разумность
* эш слова 11 написал за несколько лет до войны. Может лн бьrrь лyчпmм подтвеРЖде
нием этих слов oIIыт' который нам принесла война? как только в Польше в 1939 году
смолкли пушки, немцы кинулнсь уничтожать всё, что СОcra8ЛЯЛО доcrижеиня нашей
КУЛЬ1)'Ры, стараясь ЛНШИIЪ нас способноcrи всякого общенИJI и всякого создания
произведений искусcrва. Они знали, что сущеcrвование этого мира свидетельcrвует
о нашем сущеcrвованни как отдельной нации. И мы скорее предпочли 11Орьмы и
преследования, чем согласНАНСЬ на непродуктивную и нечеловеческую жизнь.
** Ситуация: довольно странная. Читатели, не имеющие философского образования,
будут, наверное, думать, что 11 без нyжAы ломлюсь в 0ткpытьle двери. Кто бы сомневал
ся в сущеcrвованни всех этих творений деятельнocrи человека? В то же время, однако,
под влнянием психологизма и психологистского реЛJfIИВизма, который у нас среди
людей, имеющих академическое образование, всё еше считается особого рода орiniо
communis [общее мнение -лат.], будут полагать, что эти создaниll - не что нное,
как определенное человеческое «воображение» НАН нечто общее с (