в истории теории искусства, resp. европейской эстетики начиная
с ПЛатона ставился по адресу некоторых ценностей вопрос об их
«автономности» или <<Неавтономности». ПЛатон утверждаА, например,
что существует высшая «идею>, которая, согласно ему, была одновре
менно и высшим <<благом» (ценностью), это Была идея <
была непременным условием «красоты» сочинения. В других случаях
утверждалось, что произведение только тогда является <щенноСТНЫМ», и то в понимании определенной эстетической ценности, когда в пред ставляемом мире показываются определенные общественные или политические идеалы, например патриотизм их героев и Т.п. Упрек в так называемом «формализме», который неоднократно высказывался в последние несколько десятилетий, упрек, скрывающий, впрочем, в себе очень разные мотивы, основывался именно на отказе признать «автономность» за ценностями строго эстетическими. Тогда как ло зунг так называемого <<искусства для искусства», вновь по-разному и во множестве понимавшийся, вытекавший из разных мотивов, имел в своей основе не осознанное до конца представление, что эстети- 1 98 Чего мы не знаем о ценностях ческие цеlПlОСТИ являются generaliter «автономными» в данном тут понимании и что непризнание их автономности в художествеlПlОЙ практике приводит чаще Bcero к тому, что совершеlПlО другие цеlПlО СТИ, не имеюш;ие ничеro общеro с искусством и красотой, считаются единствеlПlО важными в произведении искусства, и что только в том случае они выполняют СВОЮ функцию, если (<Присущи» этим другим цеIПlОСТЯМ. ОсобеlПlО так называемая «истина», историческая правда, правда жизни и Т.д. считалась противниками (<искусства АЛЯ искусства» не только непремеlПlОЙ, но и ПОДЛИIПIОЙ эстетической цеlПlОСТЬЮ произведения искусства, так что тут дело доходило не только до ОТ каза в (<автономности» эстетическим цеIПlОСТЯМ, но и даже, по мнению знатоков лозунга (<искусство АЛЯ исКУсСТВа» , до ложной подмены цеlПlОСТИ OAНoro рода цеlПlОСТЯМИ APyroro рода. И TorAa борьба шла уже не за автономность эстетических цеlПlостей, а только за то, чем, собствеlПlО, является (<ИCТИlПlая» эстетическая цеlПlОСТЬ, Основу этих споров, так часто возникавших в истории и отличав шихся обычно тем, что ни одна из сторон не в состоянии убедить дрyryю, составляет недостаточное осознание АЛЯ себя специфическо ro характера разных родов материи эстетических цеlПlостей, с одной стороны, и моральных (или каких-либо иных) - с дрyroЙ. Отсутствие возможностей довести своеобразие качеств цеlПlостей до интуитивно ясного схватывания и связанной с этим понятийной установки явля ется истоком тoro, что в происходивших спорах используются слова, лишенные точноro и зафиксированноro значения, вследствие чего неизвестно, о чем, собствеlПlО, спор. Но и само уяснение, при непре меlПlОЙ интуиции, специфики качеств цеlПlостей, еще недостаточно, необходимо достичь несамостоятельности определеlПlblX материй цеlПlостей, осознать АЛЯ себя необходимое соединение их APyr с дрyroм В пределах OAНoro целоro, а значит, выработать определеlПlЫЙ взгляд на априорные связи между этими качествами. Только систе матические исследования разных качеств цеlПlостей, проводимые на богатом материале, MOryт помочь в прояснении проблемы. Но и еще одно может быть источником TOro, что в происходивших спорах так трудно найти согласие. В ежедневной практике общения 1 99 Чего мы не знаем о ценностях с ценностями того или иного рода, в происходившей борьбе за их реализацию или устранение не раз доходило до определенного иска жения самого опыта ценностей. У нас не только - и не раз -бывали ошибочные воззрения на те или иные ценности, мы не только поль зуемся неясными и многозначными понятиями, но и, что еще хуже, ошибочно ощущаем ценности; наши эмоциональнъrе реакции на них не всегда точны' мы реагируем, например, эстетической эмоцией там, где появляются ценности моральнъrе, или наоборот, реагируем лич ными обидами, общаясь с отрицательными моральными ценностями, на выступающие в произведении искусства эстетические ценности, собственный характер которых оказывается нераспознанным. Когда такое происходит, невероятно трудно найти понимание с представи телем другой точки зрения, ибо нет общей опытной основы. Тогда требуются усилия как-то пересмотреть собственный опыт, устранить вытекающее из неправильного подхода заблуждение, чего, естествен но, не всегда удается досгичь. От проблемы автономности или неавтономности ценностей следует отличать не раз с ней смешиваемую проблему зависимости resp. независимости ценностей от других ценностей, появляющихся в том же самом предмете, а иногда и выступающих в том же самом поле опыта или во временном соседстве. Здесь речь идет о том, что в некоторых случаях материя ценности А подлежит специфическим модификациям вследствие совместного учаCmя в предмете П с какой то другой ценностью Ц. Нечто подобное происходит с известным фактом контраста - в данный момент или в последующий - кра сок цвета. Модификация материи тут может быть АВусторонней, или же материи обеих выступающих совмеспю ценностей легко модифицируются, не уничтожая взаимно друг друга. Но может быть и так, что материя одной ценности выступит с большей живостью и выразительностью, если одновременно появится какая-либо иная, контрастирующая с ней ценность. Так, например, в определенных произведениях архитектуры симметричность распределения про странства составляет определенную эстетическую ценность, но по явление какой-либо несимметричной детали еще сильнее подчеркнет 200 Чего мы не знаем о ценностях господcrвующую в произведении симметрию. Может даже быть так, что не материя ценносги, а ее ценностность или «высота» этой цен носги будет модифицирована появлением другой ценносги, с· этой гармонирующей или дисгармонирующей. Можно также видеть эту проблему и таким образом, что не «высота» этой ценносги подлежит некоторой модификации, а эта ценностность тратит свои силы, на вязываясь наблюдателю, и потому, как это мы иногда выражаемся, (<Не обращается» к воспринимающему лицу со всей своей силой. На- . мягкий пример, после какой-либо особо трагической сцены появляющийся лиризм новой ситуации не поднимается до той же экспрессии, не проявляется в своей особой ценносги, когда сила, навязывающая трагизм, вместе с его отзвуком заглушает прелесть тихого счастья и т.п. Может быть, конечно, и прямо противоположное, и это потребо вало бы специального исследования, чтобы показать, каким образом то и другое возможно - ecтecrвeннo, при изменении деталей, часто мелких и трудно замечаемых, однако имеюш;их большое значение при происходяш;их модификациях зависимых друг от друга ценностей. Модификации, которым подлежат ценносги благодаря совмест ному проявлению, MOryт не только быть взаимозависимы, но и на ходиться в заметной функциональной зависимосги друг от друга. Здесь открываются разные возможносги предполагаемых перемен в обласги структуры самой ценности. Возможности, которые следовало бы прежде всего изучить, чтобы понять их разнообразие и границы. В этом случае речь идет о зависимости в пределах одной ценности между разными моментами ее структуры. Кто, например, считает, что основным фактором в построении ценности является ее материя, тот, наверное, будет ожидать, что некоторое модифицирование этой материи должно повлечь за собой соответcrвующую модификацию ценностности ценностей, ее «ВЫСОТЫ», характера необходимости ее сущеcrвования и т.п. Однако эти ожидания будуг преждевременными и слишком схематичными и общими. Ибо бывает и так, что в разно го рода ценностях эти проблемы по-разному себя проявляют и что сущеcrвует большая независимость разных моментов строения цен носги, и тогда не всякая модификация материи ценности повлечет 20 1 Чего мы не знаем о ценностях за собой определенное, хоть и небольшое, изменение в «высоте» этой ценноcrи. Tyr MOгyr появиться любые сюрпризы и только как бы пробное экспериментирование с · разным составом ценностей, выcryпающих в одном произведении, - экспериментирование, ко торое действительно предпринимают художники в своей творческой практике, -может нас продвинуть вперед в выявлении этих важных во всех областях ценностей проблемах зависимоcrи и независимоcrи ценностей APyr от друга. В настоящее время все эти проблемы стоят перед нами единственно как некие, сейчас лишь подroтовительно вырисовывающиеся задачи, для решения которых нашего настоящего знания недостаточно. Автономность и независимость ценноcrи может нас в некоторых случаях увеcrи далеко, так что какая-либо ценность благодаря своей материи не только сможет существовать как единственная ценность данноro предмета, но и более тоro, не допустит либо никакой иной ценноcrи к реализации в этом самом предмете или комплексе пред метов, либо же, по крайней мере, некоторых из них. Между ними тогда возникнет абсолютно исключающее отношение ценноcrи А с ценностью Цили же со всеми дрyrими ценностями. Это, если посмо треть с иной точки зрения, будет случай особой нетерпимости данной автономной ценноcrи перед дрyrими ценностями. эта нетерпимость могла бы быть «умеренною>, если бы ценность А действительно до
пускала появление в предмете П другой ценноcrи Ц, но появление
А и Ц в одном и том же предмете повлечет за собой явление дис
сонанса — так называемой в музыке «фальши», а значит, появление
какой-то отрицательной ценноcrи. эта проблема нетерпимоcrи в ее
разнородных видах и последствиях должна лишь составить предмет
особых исследований.
ad 6. В заключение осталось затронyrь еще одну проблему — от
ношения или связей между ценностью и предметом, которому она
присуща, в частноcrи проблему «обоснования» в этом предмете. Это
может быть самая важная, но и самая трудная из проблем, какие вы
двигают нам ценноcrи. Подробное ее рассмотрение требует отдель
ной работы, поэтому здесь я ограничусь несколькими замечаниями, а
202
Чего мы не знаем о ценностях
рассуждения, содержащиеся в дрyrиx моих работах, смогут сосгавить
определенное дополнение к тому, что тут скажу.
Сама проблематика, называемая еще проблемаmкой объекmвно
стн, видится в частноcrяx, без сомнения, по-разному для разных основ
ных родов цешiосгей, и невозможно, чтобы было одно разрешение
всего вообще для всех ценносгей, но относительно каждой ценностн
отдельных основных родов. В подобных, однако, общих рассуждениях
речь может идm только о возможных способах, с какими ценностн
отдельных родов могут бьrrь обоснованы в предметах, которым они
кажутся присущими. Тогда как исследования, действительно ли в
определенном индивидуальном случае какая-то ценность так или
иначе обоснована в предмете, за ценность которого принимается,
не могут ограничиться выводами тех общих исследований, а должны
обращаться к фaкmческим свойствам данного предмета и принимать
во внимание все обсгоятельства, в каких в данном конкретном случае
появляется ценность.
Выше я упоминал, что всякая ценность быmйно независима от
предмета, ценность которого предСГаБЛЯет, и быmйно вторична в
отношении его свойств. Это очевидно, если ценность суш;ествует
действенно. Но ее появление в основе предмета может бьrrь лишено
fundamentum in re*, и только внешне будет казаться, что она этому
предмету действительно присуш;а. Ценность в своей общей структуре
несамосгоятельна, Т.е. требует определенной основы для своего быmя.
Она суш;ествует, если найдется предмет, который эту несамостоятель
ность ценностн способен удовлетворить, обеспечивая основу, каковой
являются