Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

полученный мир из про­
изведений человеческого духа. И пока мы начнем его пересоздавать и
дополнять новыми произведениями, он уже окружит нас и начнет на
нас влиять, моделируя наше тело, наши мысли, чувства и желания. Он
ведет к тому, что мы становимся наследниками минувших поколений
и не оказываемся -каждый по отдельности — одиночками в мире,
ибо у нас ecrь общий мир из творений духа и наших им управляемых
телесных функций**, а посредством этого и мы сами — человек с
человеком — в той или иной степени срастаемся в единый организм
JlВляется ни чем-то материальным, ни чем-то психическим, но чем-то совершенио
иной прироAы, ХОТЯ И ПОJlВляющимся в пределах материально-психического мира
(если можно так сказать). Когда мы это осознаем и одновременно с тем отдаем себе
отчет в том, что мы вообще склонны приnиcьmать действительное существов?е
только материальным предметам или психофизическим индивидуумам, нам тотчас
же следует осознать, что существование названных мной npoизведений человеческой
деятельности в целом не столь очевидно, как нам это представляется в повседнев­
ности, и что необходимо найти аргументы, которые позволили бы их существование
подтвердить или же дефинитивно от него отказаться. Однако у Э’IИX аргументов есть
одна опасность: нельзя приnисьrвать Э1liМ предметам свойства, которые им чужды
и которые никогда не приnисьrвались им в дофилософских рассуждениях, как и в
опыте, обретаемом намн в общении с ними. Именно так постоянно поступает пси­
холоmстская трактовка произведений культуры человека.
* В высшей степени диаметрально (лат.) — Примечание перевоДчика.
** мы не самим духом движемся по миру, и не имей мы наших мудрых и пpoBopньrx
рук, наших быстрых и восприимчивых глаз и нежных ушей, многое из наших дел
вообще бы не возникло.
39
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
человечесгва. Вот когда в свою очередь мы становимся творцами или
сотворцами новых произведений искуссгва, нового права, новых обще­
crвeнныx и нpaвcrвeнныx идеалов, дел, машин и приборов: всё ЭТО
встречной волной воздейсгвует на нас. Благодаря этому мы живем в
другом мире и сами мы другие. Не только наши дела являются нашим
потомкам, но в определенной мере и мы становимся как бы потомками
наших дел и, однажды создав и общаясь с ними, уже не сумеем жить
так и быть такими, какими были бы, не будь их у нас. мы меняемся­
телесно и духовно — под влиянием созданного нами мира из наших
же дел. Имея железные дороги и аэропланы, мы разучились ходить
так, как это делали наши прадедушки и прабабушки. Наши глаза при­
способились к электрическим лампам и микроскопам. Уход времени
мы ОщyIЦаем иначе, как и всякое движение, и темп жизни. Если нам
знакомы сочинения Бетховена и Шопена, мы не станем слyrиать шар­
манку; если нас очаровали своей красотой «Пап Тадеуш» [Мицкевича]
и «Король Дух» [Словацкого] или стихи Верлена либо Рильке, нам
покажутся скучными многие из когда-то ценимых произведений, ибо
у нас изменились художесгвенная восприимчивость и требования к
поэтической красоте. Если наши сочинения -высокого свойсгва, пре­
красные, духовно богатые, благородные и мудрые, то и мы сами через
них становимся лучше, а если они отмечены следами зла, ypoдcrвa и
немощи, болезни или безумия, то и мы становимся под их влиянием
хуже, беднее, слабее, чуть ли не больными. И если наших собсгвенных
дел (к какой бы области человеческой дейсгвительности они ни при­
надлежали) мы по какой-либо причине не сумели достойным образом
понять и воздать им должное нашими переживаниями, если нам не
достичь их тонкости и напряжения, той или иной тщательности, мы
тотчас же ОщyIЦаем, как неуклонно падаем ниже собсгвенного уровня
наших возможностей, глубинной сущности: мы перестаем быть теми
людьми, которые их создали и были их достойны. мы чувсгвуем себя
униженными, изврашенными, в определенной мере это возврашает
нас к той границе, на которой вроде бы уже стерлись различия между
нами и животными.
А теперь зададимся вопросом: не посредсгвом ли именно того,
что мы создали некую новую и столь разнообразную дейсгвитель-
40
Человек и его действительность
ность окружающеro нас — даже больше — мира, единственно не­
обходимым основанием KOTOPOro является область так называемой
ПРИРОДЫ, не посредством ли именно этого мы еще остаемся людьми,
существами,
щими
радикально отличающимися от животных? Отличаю­
ся, впрочем, не тем, что получили в течение нашего развития,
а тем, что утратили, живя в мире, не похожем на их.
мы являемся людьми за счет того, что живем в определенном
смысле «сверх состояния» и Bcero того, в чем есть нужда для нашей
физиологической жизни и ее блaroполучия, мы создаем некие <<ВеIЦИ», комфорт определяет нашу физиологическую жизнь, но он необходим нам также и для того, чтобы мы могли как испытывать удовольствия, так и переносить неприятности этой жизни, с тем чтобы с удовлетво­ рением относиться к нашему внутреннему достоинству, без которого мы вообще не сможем жить. мы являемся людьми потому, что пере­ растаем биологические условия, в которых оказываемся, и на этой основе выстраиваем новый, непохожий на прежний мир. Сделаем еще один - решающий - шаг: то, что мы называем ценностями, -добро, красота, истинность, справедливость и Т.д. - В данном физико-биологическом основании нашеro человеческого мира не найти, оно выступает лишь в той, именно нами создаваемой и человеку присущей надстройке действительности, по крайней мере как добро в нравственном смысле, - через нее проявляясь, либо требуя ее создания для cBoero воплощения*. Человек создает эту действительность всем своим старанием, упорным трудом и жертвуя собственной жизнью, самым ярким проявлением своей гениально­ сти. Но если бы он делал это только для того, чтобы угодить своей природе, дать выход своей энергии и создать себе условия для при­ ятноro AYXOBHOro существования, то тогда он не исполнил бы своей самой главной функции, не дорос бы в своей глубинной сердцевине до cBoero призвания, а это составляет ero сущность, ero идею. Лишь * это еще не значит, что сами эти ценности были созданы человеком. Каковы их иcroки и можно ли вообще говорить об их созданни - совершенно иной аспект проблем, который уже не 011ЮСИТCJI к проблеме сущности человека. для человека сущностным ЯВЛJIeтCJI только ТО, что он вообще способен ДОCТИ'IЬ той сферы бытия, которая распоряжаетCJI ценностями. 41 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ посредством того, что создается действительноcrь, которая себя про­ являет или воплощает в себе ценности добра, кpaco1ы' истинности и права, а это представляет в его жизни, по крайней мере в том, ЧТО в его жизни ecrь единственно важного, -ел ужение в целях реализации ценностей в действительности, создаваемой через себя самою, только посредством этого человек достигает своего подлинно человеческого, своего - о его человеческом свидетельствующем -призвания: стать человеком, посредничая между тем, что ecrь только «природа», и тем, что он лишь приблизительно, как бы в отблеске может почувствовать в выявленных и воплощенных им ценностях. Человек находится на c1ыкe двух миров: из одного он вырастает и перерастает его огромным усилием духа, а ко второму приближа­ ется самыми ценными своими творениями, ни в одном не будучи на самом деле «у себю>. Стараясь удержаться на краю, постоянно связан­

ный путами в силу беспомощности физико-биологического мира и

ограниченных -самой природой -возможностей и одновременно

чувствуя его недостатки и безответственноcrь в отношении своей

человеческой сути, он извлекает из себя мощь творческой жизни и

окружает себя новой деЙствительноcrью. эта действительноcrь лишь

намечает ему перспективы совершенно новых масшгабов бытия, но

в том новом предчувствуемом мире тоже ecrь силы, чуждые ему, как

мир, из которого он происходит, и значительно перерастающие всё

то, чего он достиг. В этом -его особая роль в мире, а вместе с тем и

окончательный исток его трагичной и одинокой борьбы, бесчислен­

ное множество проигрaнньrx и почти всегда неразрешенных побед.

Человек и время*

Мы все живем во времени и знаем об этом. Однако существует

два принципиально различающихся между собой типа испытания

времени и нас самих во времени. В одном из них кажется, что ТО,

что «вправду» существует, — ЭТО мы сами, тогда как время -лишь

ЧТО-ТО вроде производного и всего лишь явленного; во втором типе,

напротив, время и происходящие в нем перемены составляют еди­

ную действительность, мы же как бы подвергаемся в этих переменах

совершенному исчезновению. В л учтем случае удерживаемся в бьrrnи

как чистое явление, как своего рода фантом, созданный переменами,

происхоДЯIЦИМИ в настоящем.

Самое крайнее противопоставление этих испытаний и внешне

такое же их право на истинность приводит к тому, ЧТО они представля­

ют, в итоге, не раз осмысляемое основание АЛЯ противопоставленных

друг другу метафизических позиций. Так, например, именно в них

уходит своими истоками европейская философия, с одной сторо­

НЫ, -это взгляд Гераклита, а с другой -метафизика элеев**. Одним

из проявлений этого противоположения в новой философии стал

спор между реализмом и трансцендентальным идеализмом. Более

точный исторический анализ мог бы по казать, каким образом два

столь разных испытания времени сыграли свою роль в формировании

отдельных воззрений на время на протяжении истории европейской

* Статья отдельными своими частями nyбликовалась следующим образом: 1 и П чаcrn

лerли в основу моего доклада на IX Международной философской конференции в

Париже в 1937 году и вмесге с Ш частью вышли в свет в XLI томе журнала <Тогда ОIШ не получили развиrия. лишь дальнейшие мои наблюдения над сущнocrью времеlШ, npoводимыe на материале моей другой работы, привели меня к тому, что я смог, уже во время войны, завершить (чаcrn V и VI) этот очерк. Поскольку <себе еще раз издать свои наблюдeIШЯ как некое целое. (в таком виде эта статья появилась на СТРaJШЦах журнала «Tworczos6>, zesz. 2, lut., 1946. — Примечание польского редактора.)

** Элейская философская школа (6-5 вв. до н.э.), утверждавшая бьrrие как нечто

единственно неизмеlШое, недвижимое и вечное, тогда как дух не существует. Круп­

нейшим ее представителем был Парменид (из Элеи, в Южной Италии). — При­

мечание перевод чнка.

43

КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ

философии. Наиболее ощутимо, пожалуй, это различие двух опытов

времени нашло отражение в проблематике cyIЦНОcrи личноcrи, в

понимании человека вообще, и это делает ero сущеcrво центральной

проблемой философии. Займемся этим ближе.

1

в постоянном беrе и неустанном обновлении времени я BcerAa

чувcrвую себя одним и тем же человеком и живу с первозданным

ощущением, что и в будущем сохраmo себя. Тождеcrвенность озна­

чает <<ДЛЯ меня» две разные проблемы: 1. В течение всей моей жизни я -ОДIПI и тот же индивидуум. 2. В течение этой же жизни я остаюсь тем же самым человеком во всей своей качествеlПlО неизменяе­ мой определенной природе. Обе эти проблемы неразрывно APyr с ApyroM связаны. В целом, которым являюсь я, можно выделить в непо­ средственном опыте: а) изменяемые и постоянно заново осознаваемые переживания; б) изменяемые состояния и психические процессы, как и свойства -психические* и физические; в) некую неизменную квалификацию, определяющую мое целое как человека, которое совершенно неповторимо и специфично. Эту-то квалификацию я и называю своей природой, Т.е. у дрyrиx людей есть природа, напри­ мер у Адама Мицкевича или Kaкoro-To, скажем, Франтишека Капусты. При всех изменениях и всё появляющихся новых переживаниях, со­ стояниях и процессах эта моя «ПрИрОД:l» представляется неизменной в течение всей моей жизни, благодаря ей я постоянно чувcrвую себя самим собой. А можно и по-дрyrому: то что я постоянно чувcrвую себя самим собой, означает не что иное, как то, что я чувcrвую себя * Согласно принятой у нас терминологии, мы используем в ПОРЯАКе замены выра­ жения «осознанное переживанне» и «психическое СОСТОЯНИе». Как видно из cnособа, о каком я говорю, я

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн